Корпоративные библиотечные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 09:56, курсовая работа

Описание работы

Среди многих институтов, в которых реализуется жизнь общества, существуют многочисленные объединения, призванные решать различные социальные и научно-производственные задачи. Формируемые национальными, региональными и локальными профессиональными интересами и социальными проблемами и потребностями они аккумулируют в себе инициативу, знания и опыт людей, соединение которых способно стать значительной движущей силой, привести к эффективным общественным действиям.

Работа содержит 1 файл

выдержки из автореферата.doc

— 99.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО И  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В БИБЛИОТЕЧНОМ ДЕЛЕ.

1.1 Объединение  социальных и профессиональных  групп как одно из. условий  развития цивилизации. 

1.2 Создание, развитие  и использование экономических, социальных. и профессиональных форм сотрудничества в библиотечном деле.

1.3 Анализ документального  потока по формам библиотечного. сотрудничества.

1.4 Терминологический  анализ определений форм сотрудничества.

1.5 Классификация библиотечных форм сотрудничества.

ВЫВОДЫ.

ГЛАВА 2 КОРПОРАЦИЯ КАК ФОРМА БИБЛИОТЕЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА.

2.1 Становление  корпораций как формы социального  сотрудничества.

2.2 Развитие корпоративных  отношений в деятельности библиотек.

2.2.1 Зарубежный  опыт корпоративной деятельности библиотек.

2.2.2 Формирование  корпоративных отношений в деятельности  отечественных библиотек. 

2.3 Классификация  библиотечных корпораций.

2.4 Проблемы функционирования развития библиотечных корпораций.

2.4.1 Экономические  проблемы.

2.4.2 Программно-технологические  проблемы.

2.4.3 Технические  проблемы.

2.4.4 Организационно-правовые  проблемы.

2.5 Выведение  показателей деятельности библиотечных  корпораций 

2.5.1 Разработка  системы индикаторов для определения  потенциала деятельности библиотечной корпорации.

2.5.2 Определение  потенциала деятельности библиотечных  корпораций .„ 

ВЫВОДЫ.

Введение: 

Актуальность  исследования. Среди многих институтов, в которых реализуется жизнь  общества, существуют многочисленные объединения, призванные решать различные социальные и научно-производственные задачи. Формируемые национальными, региональными и локальными профессиональными интересами и социальными проблемами и потребностями они аккумулируют в себе инициативу, знания и опыт людей, соединение которых способно стать значительной движущей силой, привести к эффективным общественным действиям.

Сегодня в мировой  практике сложились разнообразные  экономические, профессиональные и  социальные формы взаимодействия, различающиеся  в зависимости от целей сотрудничества, характера хозяйственных отношений между их участниками, степени самостоятельности входящих в объединение [40]. В современных условиях они дают высокие преимущества: рост возможностей для развития членов общества, более полное и эффективное использование объединяемых ресурсов, повышение качества продуктов и услуг, эффективное внедрение и использование инноваций, экономическую выгоду, распространение новых культурных ценностей, передачу опыта.

Сказанное в  полной мере относится и к различным организационным формам, в рамках которых объединяются библиотеки. Их история развития насчитывает всего 100 лет и начинается с 1907 г., когда было создано Общество библиотековедения в Петербурге, затем - Русское библиотечное общество в Москве в 1916 г. Целью данных объединений являлось содействие развитию библиотечного дела, улучшение профессиональной подготовки, быта и условий труда библиотекарей. В 1927 г. библиотечные объединения как общественные организации были ликвидированы, так как относились к дореволюционным библиотечным товариществам [50]. Поэтому с конца 1920-х гг. отечественные библиотеки фактически развивались как изолированные и замкнутые учреждения, удовлетворяющие запросы читателей на базе собственных фондов [83]. Попытки организовать межведомственное сотрудничество библиотек в период 1930-1950-х гг. не увенчались успехом. Заметим, однако, что взаимодействие библиотек развивалось в те годы и успешно функционирует сейчас в рамках ведомственных библиотечных сетей, например, в информационно-библиотечных системах Российской академии наук [58]. Лишь в 1960-х гг. под влиянием факторов, обусловленных научно-техническим прогрессом, была развернута активная деятельность по созданию объединений различных территориальных уровней: зональных объединений, территориальных библиотечных объединений и комплексов (ТБО и ТБК). Их работа была весьма эффективна в 1970-1980-х гг. [4-8, 77-84, 113, 128-130].

Сложные социально-экономические  условия, в которых оказались  библиотеки в начале 1990-х гг. в  сочетании с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) привели к новому этапу развития библиотечных форм сотрудничества на новых экономических, юридических и организационных основах. В последние годы в России все большее развитие получают библиотечные ассоциации, корпорации, консорциумы, общества1 и т. д. Были созданы Российская библиотечная ассоциация (РБА), библиотечные общества и ассоциации территорий. Например, Алтайское, Томское, Петербургское, Новосибирское библиотечные общества, Московская, Тюменская библиотечные ассоциации, Библиотечная ассоциация Приморского края; сложилось более десяти региональных библиотечных корпораций и др.2

За эти годы был накоплен значительный эмпирический опыт деятельности библиотек в рамках фактически новых для российских библиотек форм сотрудничества для решения различных библиотечных и информационных

1 Далее по  тексту в качестве синонима  к совокупности всех этих современных  форм сотрудничества библиотек  будет использоваться термин  «библиотечные объединения».

2 Подробно история развития новых форм сотрудничества библиотек изложена в главе 1, а перечень образовавшихся ассоциаций, корпораций, консорциумов и т. д. приведен в Приложении 1. задач. Однако он не обобщен; факторы, влияющие на эффективное функционирование современных библиотечных объединений, изучены недостаточно полно. Процессы их развития рассматриваются локально, причем, как правило, в организационно-методическом аспекте. Все это не способствует повышению качества работы современных объединений и, прежде всего, библиотечных корпораций, позволяющих решать библиотекам наиболее актуальные задачи, связанные с использованием комплексных информационных ресурсов и внедрением сетевых технологий. Очевидно, что для того, чтобы оптимизировать их деятельность - поднять на более высокий качественный уровень, необходимо обобщить накопленный теоретический и практический опыт работы библиотечных объединений, более четко определить соответствие между решаемой задачей и формой взаимодействия, выявить наиболее актуальную форму сотрудничества библиотек и установить параметры ее эффективной деятельности для решения той или иной информационно-библиотечной задачи.

Изученность темы.

В мировой профессиональной литературе имеется значительное количество публикаций, освещающих различные вопросы институционализации такого явления как сотрудничество.

Среди первых работ  в области институционализации  были труды экономистов конца XIX - начала XX вв. - Т. Веблена [38], Д. Коммонса [90], У. Митчелла [139]. Дальнейшая эволюция институционализации привела к возникновению концепций: институционально-социологической (Ф. Перру [256]), трансформации капитализма (А. Берли [245]), неоконституционализма (Д. К. Гэлбрейт [57]).

Пнституцпонализация - это процесс формирования, разработки, введения в действие новых законов, формальных и неформальных правил, механизмов разрешения конфликтов, а также принуждения к исполнению их предписаний всеми участвующими в совместной деятельности в рамках формирующейся системы, направленный на удовлетворение потребностей населения.

В отечественной  науке формы социально-экономического и профессионального сотрудничества рассматривались Р. В. Рыбкиной. [177], . Н. О. Миха-ленок [140], Ю. А. Горшковым [148].

Сотрудничество  библиотек также является закономерным процессом. Методологическое и теоретическое значение имели работы О. С. Чубарьяна [226-227], который один из первых стал рассматривать библиотечную сеть как единую целостную систему; Н. И. Тюлиной [217], которая определила принципы и особенности функционирования единой библиотечной сети; Н. С. Карташова [77, 80-81], который обосновал применение системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, определил основные черты и закономерности развития библиотечных систем, выявил объективные предпосылки и основные этапы их формирования, разработал методологические проблемы комплексного развития и использования библиотечных ресурсов, положил начало региональному библиотековедению как науки о территориальной организации библиотечного дела.

Формирование  библиотечных объединений разных территориальных уровней рассматривались в трудах В. А. Шалыгиной [229], Е. И. Ратниковой [169], Ю. А. Грихановым [55], В. Г. Гуковой [56], Е. Б. Артемьевой [6-8], А. Н. Лебедевой [113], А. Н. Масловой [129-130], Л. А. Кожевниковой [19], Е. Т. Селиверстовой [179].

В последние  годы появляется все больше публикаций, посвященных проблемам современных  форм сотрудничества [1, 151, 158, 170]. История  их создания и развития представлена в трудах Д. Брэдли [33],

A. В. Теплицкой  [206], С. А. Басова [13].

В настоящее  время к числу наиболее разработанных  относятся вопросы, связанные с  деятельностью библиотечных ассоциаций [16, 146, 223]. Проблемы их организации в  России представлены в трудах Ю. П. Мелентьевой [134—135], С. А. Басова [13], С. В. Петровой [157], Т. Е. Коробкиной [92],

B. В. Зверевича  [69-70].

Зарубежный опыт создания и развития библиотечных ассоциаций представлен в работах Э. Д. Меленевской [133], А. А. Тепловой [207], К. М. Су-хорукова [204], К. М. Ключниковой [86], Н. Ю. Кузиной [100].

Зарубежными учеными, начиная с известного американского  библиотековеда Д. Ширы [230], деятельность библиотечных ассоциаций рассматривается как обязательный фактор развития библиотечной профессии и усовершенствования библиотечного обслуживания. В поле зрения зарубежных авторов Р. Боудена, Р. Палмера, Д. Бендера вопросы функционирования библиотечных ассоциаций, их управления [30]. Цели, структура, и направления деятельности библиотечных ассоциаций рассматривается в трудах JI. Е. Чи-шолма [225], Д. Шмидмайера [232].

Американскими учеными был разработан ряд классификаций  добровольных библиотечных организаций. В основу классификации К. У. Гордона [54] и Н. Бабчука; [244] положена основная цель ассоциаций; Ф. Гамильтон предложил  концепцию разделения всех ассоциаций, товариществ и научно-профессиональных объединений по их видам; схемы группировки библиотечных ассоциаций по типам разработали Л. Вилсон и Т. С. Джейн [259] т. д.

В России вышеперечисленными проблемами занимается секция «Библиотечные общества и ассоциации» РБА. Основные вопросы, обсуждаемые в рамках секции: перспективы развития современных ассоциаций и обществ на современном этапе, библиотечное общество как организация саморегулирования и другие не менее актуальные темы.

Публикации о  деятельности библиотечных партнерств, обществ, корпораций и консорциумов носят, в основном, описательный характер. Например, деятельность Нижегородского партнерства музейных библиотек представлена в работах И. В. Кастосова [85], опыт Новосибирского библиотечного общества отражен в трудах Н. А. Бредихиной [31], Г. А. Трубицы [216], о Тверском библиотечном обществе говорится в работах Н. С. Пархаевой [154].

Существует достаточно большое количество публикаций, посвященных  деятельности отечественных корпораций. Этому способствуют ежегодные международные крымские конференции, а в последние годы и ежегодная конференция «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации». В их сборниках докладов публикуются материалы, описывающие этапы развития проектов региональных библиотечных корпоративных систем, пути решения проблем, возникающих в ходе их развития: (например, проблемы лингвистической совместимости, разнообразия автоматизированных библиотечно-информационных систем (АБИС), и др. [И, 76, 201]. В поле зрения авторов публикаций находятся также организационные, программные, технические, технологические, информационные аспекты создания и функционирования корпораций [117, 235]. То есть, в основном авторы обращают внимание на практические аспекты деятельности. Обобщающего материала о работе отечественных корпораций в целом — нет.

Об актуальности данной темы свидетельствует и разработка проблем библиотечных корпораций и  консорциумов в рамках диссертационных  исследований. Так, в диссертации  Е. В. Линдеман сформулированы организационные и технологические основы создания информационных ресурсов Корпоративной сети московских библиотек. Для эффективного участия библиотек в создании корпоративных информационных ресурсов предложена система адаптации участников к корпоративному взаимодействию, разработана последовательность поэтапного продвижения и совершенствования деятельности библиотек-партнеров, разработана технология формирования и актуализации сводного каталога (СК) периодических изданий Корпоративной сети московских библиотек с минимальным использованием библиографических записей (БЗ) партнеров [118].

Информация о работе Корпоративные библиотечные системы