Контрольная работа по «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Культурология, как и другие общественно-гуманитарные науки, нередко оказывается под огнем критики из-за отсутствия строгого метода исследования, четких формулировок. Интересные, впечатляющие книги о культуре обычно несут на себе печать личности автора и имеют «привкус» беллетристики. Книги, написанные строго и систематично, часто скучны. К тому же строгость и систематичность, как правило, не прибавляют культурологическим исследованиям ни глубины, ни информативности.

Содержание

1. Идеальный тип культуры М. Вебера………………………………………….3
2.Мусульманские религиозно-литературные и архитектурно-культовые памятники…………………………………………………………………………6
3.Российская культура рубежа 19-20в: социокультурная ситуация. Интеллигенция в России. Литература……………………………………….…11

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 40.53 Кб (Скачать)

Богатейшее  культурное наследие этого периода  составляет золотой фонд не только нашей отечественной, но и мировой  культуры. 

СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА

После высылки из Советской России в 1922 году ведущих философов немарксистского  направления фактически закончился «серебряный век» русской культуры и было положено начало административному  вмешательству партии в сферу  духовной культуры.

Писатели, оставшиеся в России и принявшие  новую власть, вынуждены были принять  и новую идеологическую доктрину. Она называлась социалистическим реализмом. Его родоначальником явился М.Горький.

Одной из главных задач советского искусства  стало создание образа положительного героя, активного преобразователя  жизни, беззаветно преданного партии и  государству, на которого должны были равняться все советские люди, особенно молодежь. Отличительной чертой искусства стал социальный оптимизм. Им пронизаны романы М.Шолохова, Л.Леонова, В.Катаева, Н.Островского, фильмы «Чапаев» С. и Г.Васильевых, «Земля» А.Довженко, «Депутат Балтики» И.Хейфица и А.Зархи, «Комсомольск» С.Герасимова, трилогия о Максиме Г.Козинцева и др.

Наиболее  талантливые произведения тех лет  отразили сохранившуюся инерцию  революционного подъема, романтическое  видение событий революции и  гражданской войны, энтузиазм созидателей  нового общества, искренне веривших в  возможность осуществления своей мечты.

Важнейшей особенностью советской культуры стал жесткий контроль над ней со стороны  партии и государства. Уже в 20е  годы были национализированы учреждения культуры, начала складываться система  управления ею, которая просуществовала  вплоть до 90х годов. В 1922-1923 гг. были созданы Главлит и Главрепертком, которые следили за соблюдением цензурных требований в прессе и за репертуаром театров и кинотеатров.

Годы  войны особый период в развитии советской  культуры.

Деятели культуры, многое сделали для завоевания победы. Советские ученые внесли ценный вклад в развитие военной техники, в организацию работы военной  промышленности, в освоение природных  богатств восточных районов страны. В произведениях литературы и  искусства выражалась общая коллективная воля к победе, дух сопротивления.

В эти  годы усилилась изоляция советской  культуры от мировой. В 1948-1949 гг. в Москве были закрыты Музей нового западного  искусства и Государственный  музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, в которых хранились  коллекции произведений западного  искусства. Объектами партийной  критики стали литература, кинематограф, театр, т.е. сферы культуры, наиболее доступные широким массам. В 1946-1948 гг. последовала целая серия постановлений, в которых нападкам подверглись известные деятели культуры М.Зощенко, А.Ахматова, Д.Шостакович, С.Эйзенштейн и др. Все они обвинялись в аполитичности, безыдейности, формализме, пропаганде буржуазной идеологии. Подобная политика привела к значительному сокращению количества новых фильмов и спектаклей в 1951 г. было выпущено на экран всего девять художественных фильмов. Каждый фильм или спектакль принимался и обсуждался по частям, авторы должны были постоянно переделывать свои произведения в соответствии с указаниями вышестоящих инстанций.

Вторая  половина 50х начало 60х годов время духовного обновления. Общественная жизнь была очень бурной, страсти кипели, дискуссии по самым разным вопросам проходили одна за другой. Приметами времени стали поэтические вечера в Политехническом музее, открытие театра « Современник», первые выставки западных художников, учреждение международных кинофестиваля и конкурса им. П.И.Чайковского. Начали издаваться новые литературные журналы. Признанным кумиром читающей публики на протяжении 60х годов был «Новый мир», возглавляемый А.Твардовским. После долгого перерыва увидели свет произведения А.Ахматовой, М.Зощенко, М.Булгакова. Стали исполняться почти забытые произведения западноевропейских и русских композиторов конца XIX начала XX в. На художественных выставках появились извлеченные из запасников картины 20-30х годов. Была восстановлена экспозиция Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.

Наибольшую  остроту приобрела проблема взаимоотношений  художника и власти, свободы творчества. О праве художника, писателя быть искренним, субъективным, отстаивать свою точку зрения писали К.Паустовский, О.Берггольц, И.Эренбург, Л.Чуковская. Они  считали, что даже в рамках одного художественного метода должна существовать свобода формотворчества, что нельзя социалистический реализм отождествлять  со славословием политическому режиму.

Однако  позиции партийного руководства  по вопросам культуры были противоречивы. Попрежнему выход в свет книги, премьера спектакля, фильма зависели от большого числа инстанций. Попытки художников с нравственноэтических позиций  осмыслить отдельные эпизоды  революции и гражданской войны, правдиво рассказать о 3040х годах, о  жизни деревни, обращение к национальным корням, исторической судьбе русского народа предопределяли трудный путь произведения к массовой аудитории. Так, были отправлены «на полку» или  выпущены в ограниченном количестве копий такие фильмы, как «Застава Ильича» М.Хуциева, «Интервенция»  Г.Полоки, «Андрей Рублев», «Сталкер», «Зеркало» А.Тарковского, «Цвет граната» С.Параджанова и др. С трудом пробивались  к зрителю спектакли А.Эфроса, Ю.Любимова. Запрещались и закрывались  выставки художниковнонконформистов  О.Рабина, Э.Булатова, И.Кабакова, О.Целкова, Л.Кропивницкого, М.Шемякина, В.Комара, А.Меламида, Э.Неизвестного и др. В 1966 г. состоялся процесс над писателями Ю.Даниэлем и А.Синявским. Началась волна вынужденной эмиграции  творческой интеллигенции. Среди вынужденных  эмигрантов И.Бродский, М.Ростропович, Г.Вишневская, А.Солженицын.

Идеологический  диктат, ограничение свободы творчества, отказ от политики реформ привели  в 70-80х годах к углублению конфликта  между властью и интеллигенцией, к возникновению духовной оппозиции  режиму. Одним из ее проявлений стало  движение диссидентов. Основные требования движения соблюдение прав человека, свобода  слова, творчества, свобода совести. В нем приняли активное участие  академик А.Сахаров, генерал П.Григоренко, писательница Л.Чуковская и многие другие деятели культуры. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы.

1.Альгамбра:  пленительный образ средневекового  мавританского зодчества на Искусство  ислама.

2.Культурология:  учебник для студентов вузов/  Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин.-3-еизд., перераб. И доп.- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2008.-687с.

3.Статья Михаила Массона «Зуб времени», землетрясения и особенно сам человек на сайте Православной церкви в Средней Азии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»