Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа
Культурология, как и другие общественно-гуманитарные науки, нередко оказывается под огнем критики из-за отсутствия строгого метода исследования, четких формулировок. Интересные, впечатляющие книги о культуре обычно несут на себе печать личности автора и имеют «привкус» беллетристики. Книги, написанные строго и систематично, часто скучны. К тому же строгость и систематичность, как правило, не прибавляют культурологическим исследованиям ни глубины, ни информативности.
1. Идеальный тип культуры М. Вебера………………………………………….3
2.Мусульманские религиозно-литературные и архитектурно-культовые памятники…………………………………………………………………………6
3.Российская культура рубежа 19-20в: социокультурная ситуация. Интеллигенция в России. Литература……………………………………….…11
Московский
гуманитарно-экономический институт
Кафедра
менеджмента
Контрольная работа
По дисциплине «Культурология»
Вариант
№25
Выполнила:
Студентка группы
МЗВС-11
Проверила:
преподаватель
Калуга 2011.
Содержание
1. Идеальный
тип культуры М. Вебера………………………………………….3
2.Мусульманские
религиозно-литературные и
3.Российская
культура рубежа 19-20в: социокультурная
ситуация. Интеллигенция в России.
Литература……………………………………….…11
1.Идеальный тип культуры М. Вебера
Культурология, как и другие общественно-гуманитарные науки, нередко оказывается под огнем критики из-за отсутствия строгого метода исследования, четких формулировок. Интересные, впечатляющие книги о культуре обычно несут на себе печать личности автора и имеют «привкус» беллетристики. Книги, написанные строго и систематично, часто скучны. К тому же строгость и систематичность, как правило, не прибавляют культурологическим исследованиям ни глубины, ни информативности. Проблема метода заботила многих теоретиков культуры. Немецкий ученый — один из крупнейших социологов XX в. — Макс Вебер (1864—1920) внес особенно существенный вклад в разработку метода социальных наук.
Вебер
не усматривал принципиальной разницы
между методами исследования естественных
и общественных наук. И там, и здесь
присутствуют наблюдение и сравнение,
индукция и дедукция, логика и интуиция.
И история, и естествознание устанавливают
причинно-следственные, необходимые
связи, но ни в мире природы, ни в
обществе высшие формы логически
не выводятся из низших. И естествознание,
и история используют обобщенные
модели, схемы исследуемого предмета,
в которых случайное и
Жизнь, по мнению Вебера, аморфна, хаотична, обусловлена разнопорядковыми — биологическими, экономическими, психологическими, идейными — факторами, между которыми не может быть полного соответствия. Идеи и нормы существуют в человеческом уме. Но и между различными умами не бывает полной согласованности. Реальная ткань общественной жизни состоит из человеческих действий, которые приобретают значимость, когда в них есть осознание ценности, смысла поступка. Конечно, и стихийные явления, скажем землетрясения, и экономические кризисы могут влиять на развитие культуры, но не иначе, как будучи отраженными в умах людей, придав новую ориентацию их деятельным установкам.
Общественная
жизнь есть, по Веберу, сознательная,
ценностно-ориентированная
«Идеальный тип» не извлекается непосредственно из наблюдений. Он строится как теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи. Культуролог поступает так же, как писатель, который хочет создать характерный образ крестьянина, фабриканта или главаря банды, по крупицам собирая сведения об этих персонажах и «переплавляя» их в уме. Однако если для писателя создание образа есть цель работы, то для культуролога это лишь конструирование орудия, которое затем будет применено для решения собственно исследовательских задач: объяснения, систематизации, понимания, прогнозирования, оценки.
Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Изучая, например, европейский капитализм Нового времени, мы сталкиваемся с фактом повышенной экономической активности, работоспособности массы людей, готовностью ограничить личное потребление ради расширения производства. Невозможно объяснить этот факт только устранением феодальной системы. Отнюдь не очевидно, что человек, освобожденный от феодальной зависимости, начнет трудиться по 10—12 часов в день ради увеличения капитала, а не предпочтет, заработав немного, заняться рыбной ловлей или обустройством быта.
Мы замечаем, что массовый тип производителя-накопителя появляется прежде всего в протестантских странах, которые начинают быстро богатеть, встают на путь индустриализации. Это происходит в Англии, Германии, Голландии, позже — в Северной Америке. В странах же, где господствует католическая церковь, — Италии, Испании, Франции, Южной Америке? — промышленное развитие идет значительно медленнее.
Чтобы подтвердить гипотезу о протестантском происхождении капитализма, Вебер строит «идеальный тип личности». Религия для протестанта сводится к личной вере, к «чувству пребывания в руках божьих» и одновременно охватывает весь жизненно-практический опыт. Доктрина Кальвина акцентирует значение личных усилий, предлагает строгую программу самосовершенствования, на основе которой вырабатывается тип расчетливого хладнокровного человека, твердо идущего к цели. Цель эта,связана прежде всего с трудом, которому придается религиозный смысл. Высокая оценка труда, упорства, систематичности, производительности имеет своей оборотной стороной осуждение праздности, расточительства, интеллектуальных и эмоциональных «излишеств», игр, развлечений. В среде протестантов-бизнесменов складывается тип отношений, построенный на конкуренции, допус кающий обогащение за счет другого, но требующий соблюдения жестких правил: обязательной уплаты долга в срок, умения держать слово, честного выполнения обязательств. Тип отношений предпринимателя-протестанта (кстати сказать, и в наши дни более 90% американских бизнесменов протестанты) есть исходная основа капитализма. Разумеется, не у всех протестантов важные для предпринимателя черты выражены одинаково ярко. Однако, представляя себе данный тип, мы получаем возможность объяснить важные «пружины» экономического роста, особенности складывающихся социальных структур, форм культуры, в том числе быта, досуга, семьи.
2.Мусульманские религиозно-литературные и архитектурно-культовые памятники.
Медресе Улугбека (узб. Ulug`bеk mаdrаsаsi) — старейшее медресе архитектурного ансамбля на площади Регистан в Самарканде, возведённое в 1417—1420 гг. правителем государства Тимуридов и учёным-астрономом Улугбеком. В 2001 году вместе с другими достопримечательностями Самарканда внесено в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Строительство
медресе было начато в 1417 году по распоряжению
правителя государства
Медресе было построено в западной части центральной площади города Регистан, напротив несколькими годами позже была возведена ханака Улугбека, а северная сторона была занята караван-сараем. Два последних сооружения простояли около двух столетий, а в начале XVII века на их месте появились два других медресе — медресе Шердор и Тилля-Кари, образовавшие дошедший до наших дней целостный архитектурный ансамбль.
Медресе
Улугбека было одним из лучших духовных
университетов мусульманского Востока
XV века. По преданию, в нём обучался
знаменитый поэт, учёный и философ
Абдурахман Джами. В учебном заведении
читались лекции по математике, геометрии,
логике, естественным наукам, сводам учений
о человеке и мировой душе и
богословию и читали их такие известные
учёные как Кази-заде ар-Руми, Джемшид
Гияс ад-Дин Ал-Каши, Ал-Кушчи, а также
сам Улугбек.
Голуба́я мечеть или Мечеть Султанахме́т (тур. Sultanahmet Camii) — первая по величине и одна из самых красивых мечетей Стамбула. Мечеть насчитывает шесть минаретов: четыре, как обычно, по сторонам, а два чуть менее высоких — на внешних углах. Она считается одним из величайших шедевров исламской и мировой архитектуры. Мечеть расположена на берегу Мраморного моря в историческом центре Стамбула в районе Султанахмет напротив мечети Ая-Софья. Мечеть является одним из символов города.
В начале
правления Ахмеда, Османская империя
вела одновременно две войны с
Австрией и Ираном. 11 ноября 1606 года
с Австрией был подписан Житваторокский
мир, согласно которому османы отказывались
от требования ежегодной дани с Австрии
и признали императорский титул
Габсбургов. Это поражение и другие
события привели к тому, что
авторитет Турции был подорван, и
султан Ахмед I решил построить мечеть
и таким образом умилостивить
Аллаха. К тому же, турецкие султаны
уже в течение сорока лет не
возвели ни одной новой мечети.
Строительство мечети началось в
августе 1609 году, когда султану было
19 лет. Предшественники Ахмеда за строительство
мечетей платили тем, что было
добыто в ходе войн, но так как
Ахмед I не выиграл ни одной значительной
войны, ему пришлось использовать деньги
из своей сокровищницы. Организация
и описание работ были тщательно
записаны и уместились в шести
томах, которые сейчас хранятся в
библиотеке дворца Топкапы. Место было
выбрано сразу, из-за близости ко дворцу
Топкапы. С целью постройки мечети
на площади Ипподром были разрушены
здания как византийского, так и
раннеосманского периодов. Среди
них были византийский Большой дворец,
остатки зрительских мест Ипподрома
и множество дворцовых
Архитектор мечети — Седефкар Мехмет Ага, являвшийся учеником и главным помощником архитектора Синана и, который решил превзойти своего учителя. Мехмет Ага до выявления архитектурных талантов служил в янычарском полку, где руководил сооружениями, связанными с водоснабжением.
Архитектура
мечети сочетает в себя два стиля
— классический османский и византийский.
По легенде султан приказал построить
стандартное количество (4) золотых
(алтын) минарета, но архитектор что-то
напутал и построил шесть (алты) минаретов.
Строительство мечети длилось семь
лет и было завершено в 1616 году,
за год до смерти султана. Для строительства
мечети был использован камень и
мрамор. Название «Голубая мечеть»
мечеть получила благодаря огромному
количеству (более 20 тыс.) белых и
голубых изникских керамических
изразцов ручной работы, которые использовались
в декорациях интерьера. Керамика доставлялась
из изникских фабрик, которые славились
своим качеством. Ахмед I приказал фабрикам
присылать в Стамбул самые
красивые экземпляры, и запретил вывоз
продукции на другие строительства,
вследствие чего дела фабрики пришли
в упадок. Центральный зал размером
53 х 51 метр накрыт куполом диаметром
23,5 метров и высотой 43 метра. Купол
и полукупола украшены надписями
— сурами из Корана и изречениями
пророка Мухаммеда, которые были
искусно выполнены Сейидом
Альгамбра (исп. Alhambra, от араб. قصر الحمراء каср аль-хамра — «красный замок») — архитектурно-парковый ансамбль, расположенный на холмистой террасе в восточной части города Гранада в южной Испании. Основное развитие получил во времена правления мусульманской династии Насридов (1230—1492), при которых Гранада стала столицей мусульманских владений на Иберийском полуострове (Гранадский эмират), а Альгамбра их правительственной резиденцией (сохранившиеся дворцы относятся преимущественно к XIV веку). В состав обширного комплекса, заключенного в крепостные стены с башнями, входили также мечеть (мечети), жилые дома, бани, сады, склады, кладбище. В настоящее время является музеем исламской архитектуры.