Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа
Культурология, как и другие общественно-гуманитарные науки, нередко оказывается под огнем критики из-за отсутствия строгого метода исследования, четких формулировок. Интересные, впечатляющие книги о культуре обычно несут на себе печать личности автора и имеют «привкус» беллетристики. Книги, написанные строго и систематично, часто скучны. К тому же строгость и систематичность, как правило, не прибавляют культурологическим исследованиям ни глубины, ни информативности.
1. Идеальный тип культуры М. Вебера………………………………………….3
2.Мусульманские религиозно-литературные и архитектурно-культовые памятники…………………………………………………………………………6
3.Российская культура рубежа 19-20в: социокультурная ситуация. Интеллигенция в России. Литература……………………………………….…11
Этот
дворец построен арабскими архитекторами.
Представители мавританской культуры,
они пожелали на покоренных землях
солнечной Гранады создать
Внутренние
дворики, переходы, фонтаны, водоёмы
и каскады прекрасно сочетаются
друг с другом. Керамические изразцы,
резьба по камню и дереву, причудливые
растительные орнаменты и арабская
вязь образуют пышное декоративное убранство
арок, сводов, изящных столбиков, стройных
колонн и резных узорчатых окон.
Многие считают Альгамбру высшим
достижением мавританского
В реставрации дворца участвовал русский архитектор К. К. Рахау, за что получил в 1862 году на Парижской выставке золотую медаль.
Именно свет и вода играют важную роль в общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды и водоёмы. Всё это — в окружении кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными снегами горных вершин и ярко-голубого неба.
Альгамбра
представляет собой комплекс садов,
внутренних двориков и как бы распахнутых
во все стороны дворцовых
3.Российская культура рубежа 19-20 в.: социокультурная ситуация. Интеллигенция в России. Литература.
Нельзя понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.
Жесткое государственное регулирование советского периода нашего государства меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего пути развития нашего государства, осознание своего места и роли в современный период жизни. Поэтому меня заинтересовал период развития культуры России ХIХ ХХ веков..
В своем реферате я кратко опишу «золотой век» русской культуры, хотя мне хотелось бы поподробнее его описать. Затем «серебряный век» русской культуры это конец XIX века и начало XX века, который изза многообразия направлений в искусстве называют культурный Ренессанс.
Затем коротко остановлюсь на советском периоде русской культуры. И в заключение несколько слов о культуре в постсоветский период.
Целью
моей работы является изучить прошлый
период развития культуры России XIX и XX
веков, понять необходимость желания
обществом того времени перемен
в жизни, что и его не устраивало,
почему люди стремились к изменению
отношений во всех сферах жизни. Попытаться
понять его, чтобы объяснить настоящее
и будущее русской культуры.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Начало
XIX века время культурного и духовного
подъёма России. Отечественная война
1812 года ускорила рост национального
самосознания русского народа. Рост национального
самосознания народа в этот период
оказал огромное воздействие на развитие
литературы, изобразительного искусства,
театра и музыки. Самодержавнокрепостнический
строй с его сословной
ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА В РОССИИ.
В первой половине 19 века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Киевский университеты. Высших государственных чиновников готовили в привилегированных учебных заведениях лицеях.
Продолжало развиваться книгоиздательское и журнальногазетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.
Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная Национальная библиотека). Правда, в то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому читателю.
Первую треть XIX называют “золотым веком” русской культуры. Начало его совпало с эпохой классицизма в русской литературе и искусстве.
Здания,
построенные в стиле
В палитру разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора Тона построен Большой Кремлёвский дворец. В 1839 году на берегу Москвыреки был заложен храм Христа Спасителя в память избавления России от наполеоновского нашествия. В 1852 году в культурной жизни России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.
В театральной
жизни России большую роль попрежнему
играли иностранные труппы и крепостные
театры. Некоторые помещики становились
антрепренёрами. Многие талантливые
русские артисты вышли из крепостных.
М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным,
П. С. Мочалов вырос в семье
крепостного актёра. Большим событием
в театральной жизни России была
премьера гоголевского “Ревизора”, где
роль городничего играл Щепкин. В
эти же годы в Большом театре была
поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь
за царя”. Некоторые сцены в опере
поражают своим проникновением в
самую глубину народного
А. С. Пушкин
стал символом своей эпохи, когда
произошёл стремительный взлёт
в культурном развитии России. Время
Пушкина называют “Золотым веком”
русской культуры. В первые десятилетия
века ведущим жанром в русской
литературе была поэзия. В стихах поэтовдекабристов
Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит
пафос высокой
Развитие русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социальнополитическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.
«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
«Одной
из самых утонченных эпох в истории
русской культуры», эпохой «творческого
подъема поэзии и философии после
периода упадка» называл Н.А.
Мистифицированное представление о мире одно из важных отличительных свойств русской культуры 90х годов ХХ века. После безвременья, депрессии 80х годов начался прилив творческой энергии во всех сферах жизни. 90е годы XIX в. важны в плане не столько итогов, сколько начал. Поэты восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90х годов (или старшего поколения символистов). В 90е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.
В принятой хронологии начало авангарда относят к 1900м, чаще к 1910м годам, в результате чего вне его сферы оказывается символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей авангарда.
Основной тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д. Мережковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. «В жизни символиста все символ. Не символов нет», писала М.Цветаева.
Особый
тип миропонимания
В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы провести в жизнь одну из своих старых идей: прославить русское искусство на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также широко представлены самые значительные мастера конца XIXначала XX в. Так начиналось покорение Парижа сердца культурной жизни Европы русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской музыкой. Успеху программы из пяти концертов современной русской музыки в немалой степени способствуют участие самих композиторов: С.Рахманинова, Н.РимскогоКорсакова и др.
Сезоны
19091911 гг. становятся событиями в
мировой художественной жизни. Русское
искусство оказывает влияние
на формирование мировой художественной
культуры. Во втором десятилетии XX в. появились
многие художественные группировки. В
1910 г. в Москве, в помещении