Контрольная работа по «Культурология»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:45, контрольная работа

Описание работы

Культурология, как и другие общественно-гуманитарные науки, нередко оказывается под огнем критики из-за отсутствия строгого метода исследования, четких формулировок. Интересные, впечатляющие книги о культуре обычно несут на себе печать личности автора и имеют «привкус» беллетристики. Книги, написанные строго и систематично, часто скучны. К тому же строгость и систематичность, как правило, не прибавляют культурологическим исследованиям ни глубины, ни информативности.

Содержание

1. Идеальный тип культуры М. Вебера………………………………………….3
2.Мусульманские религиозно-литературные и архитектурно-культовые памятники…………………………………………………………………………6
3.Российская культура рубежа 19-20в: социокультурная ситуация. Интеллигенция в России. Литература……………………………………….…11

Работа содержит 1 файл

культурология.docx

— 40.53 Кб (Скачать)

Этот  дворец построен арабскими архитекторами. Представители мавританской культуры, они пожелали на покоренных землях солнечной Гранады создать кусочек  рая земного. Так среди тенистых садов возникла Аламбра — административный центр и резиденция эмиров.

Внутренние  дворики, переходы, фонтаны, водоёмы  и каскады прекрасно сочетаются друг с другом. Керамические изразцы, резьба по камню и дереву, причудливые  растительные орнаменты и арабская вязь образуют пышное декоративное убранство  арок, сводов, изящных столбиков, стройных колонн и резных узорчатых окон. Многие считают Альгамбру высшим достижением мавританского искусства  в Западной Европе.

В реставрации  дворца участвовал русский архитектор К. К. Рахау, за что получил в 1862 году на Парижской выставке золотую медаль.

Именно  свет и вода играют важную роль в  общей композиции. В уголке парка, спланированном террасами, журчит вода. Она пенится в каскадах, сверкает брызгами фонтанов, резво бежит по каналам и льётся, наполняя пруды  и водоёмы. Всё это — в окружении  кипарисовых аллей, апельсиновых деревьев, цветущих клумб на фоне покрытых вечными  снегами горных вершин и ярко-голубого неба.

Альгамбра представляет собой комплекс садов, внутренних двориков и как бы распахнутых  во все стороны дворцовых помещений. Красноречивы уже сами названия многих из них: «Миртовый дворик», украшенный вечнозелеными миртовыми шпалерами; «Зал двух сестер» с вделанными в  пол двумя огромными плитами  белого мрамора; «Дворик львов», названный  так благодаря фонтану, вокруг которого застыли изваяния двенадцати гривастых  хищников. «Палата послов» создавалась  для официальных церемоний и  придворных торжеств. Купол этого  помещения украшен звездным узором, мерцающим на большой высоте. 
 
 

3.Российская культура рубежа 19-20 в.: социокультурная ситуация. Интеллигенция в России. Литература.

Нельзя  понять настоящее, не зная прошлого. Исторический и культурный опыт прошлого помогает решить проблемы современности. В настоящее  время Россия находится на рубеже веков: двадцатого и двадцать первого. И российское государство испытывает переломный период в своем развитии.

Жесткое государственное регулирование  советского периода нашего государства  меняется на новые общественные отношения. Внедряется рыночный механизм в экономике, соответственно претерпевают отношения  и все другие сферы жизни общества: социальная жизнь, политика, культура и т.д. В этот период перестройки  общественных отношений необходимо каждому гражданину понимание дальнейшего  пути развития нашего государства, осознание  своего места и роли в современный  период жизни. Поэтому меня заинтересовал  период развития культуры России ХIХ  ХХ веков..

В своем  реферате я кратко опишу «золотой век» русской культуры, хотя мне  хотелось бы поподробнее его описать. Затем «серебряный век» русской  культуры это конец XIX века и начало XX века, который изза многообразия направлений  в искусстве называют культурный Ренессанс.

Затем коротко остановлюсь на советском  периоде русской культуры. И в  заключение несколько слов о культуре в постсоветский период.

Целью моей работы является изучить прошлый  период развития культуры России XIX и XX веков, понять необходимость желания  обществом того времени перемен  в жизни, что и его не устраивало, почему люди стремились к изменению  отношений во всех сферах жизни. Попытаться понять его, чтобы объяснить настоящее  и будущее русской культуры. 
 

«ЗОЛОТОЙ  ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.

Начало XIX века время культурного и духовного  подъёма России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального  самосознания русского народа. Рост национального  самосознания народа в этот период оказал огромное воздействие на развитие литературы, изобразительного искусства, театра и музыки. Самодержавнокрепостнический  строй с его сословной политикой  сдерживал процесс развития культуры Росси. Дети недворянского происхождения  получали начальное образование  в приходских училищах. Для детей  дворян и чиновников создавались  гимназии, они давали право поступления  в университет.

ЛИТЕРАТУРА 19 ВЕКА В РОССИИ.

В первой половине 19 века в России было образовано семь университетов. Кроме действовавшего Московского были учреждены Дерптский, Виленский, Казанский, Харьковский, Петербургский  и Киевский университеты. Высших государственных  чиновников готовили в привилегированных  учебных заведениях лицеях.

Продолжало  развиваться книгоиздательское  и журнальногазетное дело. В 1813 году в стране было 55 казённых типографий.

Положительную роль в культурной жизни страны играли публичные библиотеки и музеи. Первая публичная библиотека была открыта  в Петербурге в 1814 году (ныне Государственная  Национальная библиотека). Правда, в  то время её богатейшее книжное собрание оставалось недоступным массовому  читателю.

Первую  треть XIX называют “золотым веком” русской  культуры. Начало его совпало с  эпохой классицизма в русской  литературе и искусстве.

Здания, построенные в стиле классицизма  отличаются чётким и спокойным ритмом, выверенностью пропорций. Ещё в  середине XVIII века Петербург утопал в зелени усадеб и был во многом похож на Москву. Затем началась регулярная застройка города. Петербургский  классицизм это архитектура не отдельных  зданий, а целых ансамблей, поражающих своим единством и гармоничностью. Работа началась с возведения здания Адмиралтейства по проекту Захарова А. Д. Принципиальное значение имело  возведение в начале XIX века здания Биржи на стрелке Васильевского  острова. Невский проспект, главная  магистраль Петербурга, приобрёл вид  единого ансамбля с постройкой Казанского собора. Сорок лет строился, начиная  с 1818 года, Исаакиевский собор в Петербурге самое большое здание, возведённое  в России в первой половине XIX века. По замыслу правительства собор  должен был олицетворять мощь и незыблемость самодержавия, его тесный союз с  православной церковью. По проекту  Росси были построены здания Сената и Синода, Александринского театра, Михайловского дворца. Старый Петербург, оставленный нам в наследство Растрелли, Захаровым, Воронихиным, Монферраном, Росси и др. выдающимися архитекторами, это шедевр мирового зодчества.

В палитру  разностилья Москвы классицизм внёс свои яркие краски. После пожара 1812 года в Москве были возведены  Большой театр, Манеж, памятник Минину и Пожарскому, под руководством архитектора  Тона построен Большой Кремлёвский  дворец. В 1839 году на берегу Москвыреки был заложен храм Христа Спасителя  в память избавления России от наполеоновского  нашествия. В 1852 году в культурной жизни  России произошло примечательное событие. Открыл свои двери Эрмитаж, где были собраны художественные сокровища  императорской фамилии. В России появился первый общедоступный художественный музей.

В театральной  жизни России большую роль попрежнему играли иностранные труппы и крепостные театры. Некоторые помещики становились  антрепренёрами. Многие талантливые  русские артисты вышли из крепостных. М. С. Щепкин до 33х лет был крепостным, П. С. Мочалов вырос в семье  крепостного актёра. Большим событием в театральной жизни России была премьера гоголевского “Ревизора”, где  роль городничего играл Щепкин. В  эти же годы в Большом театре была поставлена опера М. И. Глинки “Жизнь за царя”. Некоторые сцены в опере  поражают своим проникновением в  самую глубину народного творчества. Вторую оперу Глинки “Руслан и  Людмила” публика встретила холодно. В те времена ещё далеко не все  осознавали подлинное значение его  творчества. Обаятельно талантливые  Алябьев, Варламов, Гурилёв обогатили  русскую музыку очаровательными  романсами. В первой половине ХIX века русская музыкальная культура поднялась  на невиданную ещё высоту.

А. С. Пушкин стал символом своей эпохи, когда  произошёл стремительный взлёт  в культурном развитии России. Время  Пушкина называют “Золотым веком” русской культуры. В первые десятилетия  века ведущим жанром в русской  литературе была поэзия. В стихах поэтовдекабристов  Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера звучит пафос высокой гражданственности, поднимались темы родины и служения обществу. После разгрома декабристов  в литературе усилились настроения пессимизма, но упадка в творчестве не наблюдалось. Пушкин является создателем русского литературного языка. Его  поэзия стала непреходящей ценностью  в развитии не только русской, но и  мировой культуры. Он был певцом свободы и убеждённым патриотом, осуждавшим крепостничество у себя на родине. Можно сказать, что до Пушкина в России не было литературы, достойной внимания Европы по глубине  и разнообразию равной удивительным достижениям европейского творчества. В произведениях великого поэта  звучит высокопатриотический пафос  любви к родине и веры в её могущество, отзвук событий Отечественной войны 1812 года, великолепный, по истине державный  образ родины. А. С. Пушкин гениальный поэт, прозаик и драматург, публицист  и историк. Всё, что им создано, это  классические образцы русского слова  и стиха. Поэт завещал потомкам: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно... Уважение к минувшему  вот черта, отличающая образованность от дикости...”

Развитие  русской культуры первой половины XIX века, в конечном счете, определялось экономическими и социальнополитическими процессами, происходившими в жизни страны. Кроме того, в середине XIX века всё более осознавалось растущее мировое значение русской культуры.

«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

«Одной  из самых утонченных эпох в истории  русской культуры», эпохой «творческого подъема поэзии и философии после  периода упадка» называл Н.А.Бердяев  культурный Ренессанс начала века». Рождение нового века воспринималось многими как явление исключительное, знаменующее конец исторического  цикла и начало совершенно иной эпохи.

Мистифицированное представление о мире одно из важных отличительных свойств русской  культуры 90х годов ХХ века. После  безвременья, депрессии 80х годов  начался прилив творческой энергии  во всех сферах жизни. 90е годы XIX в. важны  в плане не столько итогов, сколько  начал. Поэты восьмидесятники (С.Надсон, К.Случевский и др.) подготовили почву для декадентов 90х годов (или старшего поколения символистов). В 90е годы заявляют о себе новые художественные течения, определяются механизмы их развития. Одним из течений этого периода был авангард. Тень невостребованности, неосуществленности, часто сопутствуя авангардистам, усиливает присущий им драматизм, изначальную дисгармонию с миром, которую они носят в себе: одиночество внутреннее и внешнее, трагедию как жанр всей жизни и ее финал.

В принятой хронологии начало авангарда относят  к 1900м, чаще к 1910м годам, в результате чего вне его сферы оказывается  символизм, бывший в России и на Западе если не первым словом, то предтечей  авангарда.

Основной  тенденцией, характерной для рубежа веков, был синтез всех искусств. В  литературе, которая продолжала играть исключительно важную роль в культурной жизни страны, эта тенденция выразилась в переходе от реализма к символизму. Д. Мережковский утверждал три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. «В жизни символиста все символ. Не символов нет», писала М.Цветаева.

Особый  тип миропонимания ренессансного  человека XX в. проявился не только в  литературе, но и в искусстве. Особенно тесно с символизмом оказались  художники кружка «Мир искусства». В декоративноприкладной области  искания «Мира искусства» имели  две тенденции. Одна из них шла  из Абрамцева, имения С.Мамонтова, где  в 80е годы многие художники работали над возрождением русской старины. Аналогичные работы велись в имении княгини М.Тенишевой Талашкино (Смоленской губернии). Другая тенденция представляла собой поиски современного стиля  стиля модерн. В рамках этого стиля  зарождался конструктивизм.

В 1906 г. кружок друзей сплачивается, чтобы  провести в жизнь одну из своих  старых идей: прославить русское искусство  на Западе. Дягилев находит применение своему таланту организатора. Он устраивает в Париже выставку «Два века русской  живописи и скульптуры», где наряду с художниками XVIII столетия были также  широко представлены самые значительные мастера конца XIXначала XX в. Так начиналось покорение Парижа сердца культурной жизни Европы русским искусством. В 1907 г. парижан знакомят с русской  музыкой. Успеху программы из пяти концертов  современной русской музыки в  немалой степени способствуют участие  самих композиторов: С.Рахманинова, Н.РимскогоКорсакова и др.

Сезоны 19091911 гг. становятся событиями в  мировой художественной жизни. Русское  искусство оказывает влияние  на формирование мировой художественной культуры. Во втором десятилетии XX в. появились  многие художественные группировки. В 1910 г. в Москве, в помещении литературнохудожественного кружка на Б.Дмитровке была открыта  выставка «Бубновый валет», в которой  приняли участие П.Кончаловский, М.Ларионов, Н.Гончарова, А.Лентулов, Р.Фальк  левые представители изобразительного искусства. К ним примкнули футуристы  и кубисты.

Информация о работе Контрольная работа по «Культурология»