Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 23:57, контрольная работа
1. Какую роль сыграло православие в русской культуре?
Большое влияние на формирование русской культуры оказало принятие в X в. христианства, которое пришло на Русь из Византии в православной форме.
Принятие той или иной религии в качестве государственной и национальной влечет за собой далеко идущие последствия не только в сфере веры, но и во всей духовной жизни.
Давно замечено, что любая национальная культура заимствует только те элементы чужих культур, к восприятию которых она уже подготовлена всем ходом собственного развития, т. е. имеет некий горизонт культурных ожиданий.
Какую роль сыграло православие в русской культуре? 3
В чем специфика, на Ваш взгляд, древнеримской культуры? 7
Как понималась культура в концепции Фрейда? 11
Тест 14
Фетишизм – это... 15
Список используемых источников 16
Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного, оформилась в качестве особой бессознательной установки. «Сверх-Я» есть соединяющий мостик между культурой и внутренними слоями личности. Данная структурная схема — универсальный способ объяснить поведение, деятельность человека современной и архаической культуры, нормального и безумного.
Кроме указанных ранее стремлений к Эросу и Танатосу, 3. Фрейд отмечает у людей врожденную склонность к разрушению и необузданную страсть к истязанию (садизм). В связи с таким негативным портретом человеку необходима культура, которую в этом контексте Фрейд определяет как нечто, «навязываемое сопротивляющемуся большинству неким меньшинством, сумевшим присвоить себе средства принуждения и власти». Части, элементы культуры (Фрейд имеет в виду в основном духовную культуру) — религия, искусство, наука — есть сублимация (вытеснение) подавленных бессознательных импульсов в социокультурных формах.
Фрейд считает, что это только иллюзия, будто нашей жизнью руководит наше «Я». На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души (т.е. психики). Фрейд называет это бессознательное начало «Оно» и полагает, что наше «Я» есть лишь игрушка в руках этой древней и темной психической силы. Фрейдовское «Оно» имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека. Однако человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять «Оно» своим важнейшим целям. Конечно, культура не может победить «Оно» в лобовом столкновении, ибо в нем сосредоточена вся психическая энергия человека. Поэтому Фрейд указывает на способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями «Оно». Это способ Фрейд назвал сублимацией. Сублимация – это использование сосредоточенной в «Оно» сексуально-биологической энергии и по прямому биологическому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения «Оно» обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу. Культуру по Фрейду, выражает систему общественных норм и всегда стоит за отдельным человеком.
Человеческое «Я», по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами — природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в соответствующих бессознательных структурах человеческого «Я» и сталкиваются в нем, пытаясь подчинить себе это «Я» и друг друга. И чем выше развита культура, тем неутешительные оказываются ее, так сказать побочные эффекты. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.
Он явно биологизировал бессознательное, которое оказалось, сведено к чисто природному феномену, но и к чисто биологическим влечениям. Фрейд концентрировал внимание на одной стороне человеческого бытия — на бессознательном, но потерял из виду другую сторону — личность и свободу человека. Фрейдовское «Я» лишено подлинной свободы, это «Я» есть не свободная личность, а марионетка, за право манипулирования которой бьются одинаково безличные «Оно» и «Сверх-Я», природа и культура, которая у Фрейда сведена к общественно выработанным требованиям. И при изображении этой схватки у Фрейда не нашлось места для самоценной личности, обладающей духовной автономией от природы и общества.
В
концепции Фрейда масса недостатков,
прежде всего недопустимость сведения
всего многообразия культуры к особенностям
индивида, да еще и патологическим; несоответствие
ряда положений Фрейда фактам антропологических
исследований (даже его исходная «циклопическая»
семья — это плод воображения Аткинсона);
пансексуализм как ведущий объяснительный
принцип, который отвергнут даже последователями
Фрейда как несостоятельный. В качестве
последних хотелось бы выделить: расширение
предмета исследований культурологов,
вовлечение в сферу научного анализа новых
объектов изучения (стереотипы сексуального
поведения, ранний период детства, сны,
эмоциональная сфера личности); выделение
значительной роли бессознательного в
деятельности человека и функционировании
культуры; создание концепции личности,
ориентированной на взаимодействие с
культурой, которая стала основой для
осуществления межкультурных исследований
направления «Культура-и-личность» исследование
компенсаторной, психотерапевтической
функции культуры; формирование направления
изучения особенностей отклоняющего поведения,
соотношение нормы и патологии в различных
культурах, впоследствии составившее
основу этнопсихиатрии или транскультурной
психиатрии.
Интерес к политике и праву был характерен для культуры:
а) – китайской;
б) – индийской;
в) – древнегреческой;
г)
– древнеримской.
Ответ:
г) – древнеримской.
Фетишизм есть обожествление особого предмета, который воспринимается, как носитель демонических сил и который мистически связан с судьбой данного племени.
Над
происхождением слова сильно задумываться
не приходится. Fetish — означает кумир,
амулет. Еще в древности фетишизмом
считалось наделение
Когда первые европейцы (а это были португальские мореплаватели) в XV в. высадились на побережье Западной Африки, они столкнулись со сложным и незнакомым миром представлений темнокожих туземцев. Первые попытки обратить туземцев в «истинную веру» не удались, поскольку местное население имело собственную веру, и португальцам поневоле пришлось заняться ее изучением. Чем дальше продвигались они в глубь африканского континента, тем более поражались местным обычаям поклоняться различным предметам, которым приписывались сверхъестественные свойства. Португальцы назвали их фетишами (от португ. feitico — «амулет», предмет, обладающий защитными, охранительными свойствами). В дальнейшем эта форма религии получила название фетишизм. Видимо, она является одной из самых ранних форм, известных всем народам нашей планеты. Фетишизм был одним из первых видов религии и по сей день остается в виде веры в амулеты, обереги, талисманы.
Есть
немало теорий происхождения фетишизма
но и по сей день ученые не пришли
к однозначному выводу. Определились
два направления. В основе первого
лежат биологические
Если
отвлечься от академических определений
этого явления, то любой нормальный
человек поймет: фетишизм всегда был
частью человеческой культуры. Причем
очень значительной частью. В тот момент,
когда наш предок встал на две ноги, взял
в руки орудие труда и совершил первый
мучительный мыслительный прорыв, он уже
стал фетишистом. Наслаждение вещью (нет,
не обладание, а наслаждение) — это процесс,
свойственный именно человеку.
Список
используемых источников: