Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 18:23, контрольная работа
1.Онтология культуры 2. Культурные универсалии
3. Этническая, национальная и региональная типологизация культур 4.Морфология культуры
5. Первобытная культура 6.Система взглядов на культуру и цивилизацию О. Шпенглера
7. Русская культура первой половины ХIХ в.Классицизм и романтизм в искусстве
8.Советское искусство 1960-80-х гг.
9. Проблемы развития современной российской культуры
В современном обществе массовая культура является господствующим источником культурных образов, символов и форм, которые зачастую лишены как мастерства, так и четкой направленности, этнонациональных признаков, развивающих или образовывающих компонентов, которые, безусловно, присутствуют в традиционной культуре. Кроме того, не стоит забывать, что в современном обществе одним из ключевых аспектов массовой культуры является ее ориентация на получение экономической (иногда политической, пропагандистской) выгоды, которая зачастую и определяет конечный продукт. Такие же аспекты, как самовыражение, личностное развитие, оптимизация социальных взаимодействий очень часто остаются за пределами внимания современных творцов массовой культуры. Кроме того, не стоит забывать и о том, что современная массовая культура, как вытекает уже из ее названия, ориентирована на создание услуг, художественных продуктов, рассчитанных на усредненные потребности, не учитывают индивидуальность потребителей. Во второй половине ХХ столетия в поле зрения исследователей попал феномен контркультуры. В отличие от массовой культуры, контркультура ориентирована на противостояние господствующей культуре, выдвигает альтернативные взгляды на развитие общества и самой культуры, предлагает иные духовные ориентиры. Однако, в рамках контркультуры противостояние господствующим культурным формам, установкам, нормам зачастую является самоцелью, основным мерилом ценности того или иного культурного феномена. Нельзя отрицать позитивной роли контркультуры в развитии Западной цивилизации второй половины ХХ столетия, которая заключалась в генерировании и продвижении новых представлений, ценностных установок, например, защита прав женщин и детей, привлечение внимания к проблемам экологии и т.д.
3. Этническая, национальная и региональная типологизация культур
Этнические (народные) культуры возникли в древности вместе с этносами. Их исторически первая форма — племенная культура.
Этническая культура несет в себе традиции предков, охватывающие главным образом сферу труда и быта: ее черты проявляются в особенностях пищи и одежды, фольклора, народных промыслов, народной медицины и т.д. Обычно она складывается как культура устная, но с распространением грамотности постепенно облекается в письменные формы.
В этнической культуре выражается вековой народный опыт жизни и рационального ведения хозяйства в данных условиях природы. Сохраняется в большей мере в деревне, чем в городе.
Консерватизм, преемственность, берущая начало в далеком прошлом, ориентация на сохранение «корней» — характерные черты этнической культуры. Некоторые ее элементы являются символами самобытности народа и патриотической привязанности к его истории: березы, самовар и сарафан у русских; овсяная каша и легенды о привидениях в замке у англичан; клетчатая юбка у шотландцев; спагетти у итальянцев. Подобные этнические символы есть у любого народа.
В культуре развитой нации всегда присутствует культура этносов (одного или нескольких), из которых эта нация образовалась. Этническая (народная) культура — наиболее древний слой национальной культуры. Но национальная культура не сводится к этнической. Ее богатство преумножается на основе письменности и образования и воплощается в литературе и искусстве, науке и философии, социально-политическом и технологическом развитии общества. Ее средоточием является не столько деревня, сколько город. Этническая культура — исходный базис национальной культуры. Она источник народного языка. Из нее писатели заимствуют сюжеты и образы, композиторы — мелодии и ритмы, архитекторы — стили и приемы оформления построек. От ее древних, веками складывавшихся традиций во многом зависит своеобразие и неповторимость «лица» любой национальной культуры.
Этническая культура консервирует архаичные, во многом уже не отвечающие современным условиям нормы жизни, ей чужды какие-либо перемены и новшества; национальная — полна движения и изменения, живет созиданием нового. Этническая культура тяготеет к замкнутости, страдает ксенофобией, национальная, напротив, по мере своего развития все больше открывается для контактов с другими культурами и становится богаче, впитывая в себя их достижения. Этническая культура стремится сохранить различия между локальными, местными, свойственными отдельным группам населения особенностями быта, поведения, произношения и т.д.; в национальной культуре эти различия нивелируются и с развитием ее постепенно исчезают.
Этническая культура все больше переселяется в музеи. Ее надлежит изучать и знать, но не рассматривать как среду существования сегодняшнего человека. Характерной чертой региональных культур является то, что каждая из них существует в определенном географическом ареале. Масштабы ареала региональной культуры могут быть очень разными. Региональные культуры меньшего масштаба могут входить в региональные культуры большего масштаба. Наличие сходных природных условий жизни в этом ареале и территориальные связи обеспечивают родство между культурами народов, обитающих рядом друг с другом. В ходе истории состав народов, населяющих регион, может меняться. Но поскольку продолжают существовать одни и те же географические, климатические и другие особенности жизни людей в данном регионе, в результате образуется историческая преемственность, сохраняющая специфику данной региональной культуры. Когда какая-либо региональная культура вторгается в области, занятые другой региональной культурой, она или претерпевает там значительные изменения, ассимилируется и сливается с последней или вытесняет оттуда местную культуру . Таким образом, ареал региональной культуры может расширяться или сужаться. Самыми крупномасштабными регионами Земли, в которых исторически сложились культуры, значительно различающиеся между собой, являются Запад и Восток, а также Север и Юг.
Понятия Восток и Запад не имеют четко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом Европу и Северную Америку. Культура Востока и культура Запада имеют специфические особенности. Различия между этими культурами скорее интуитивноулавливаются, чем логически строго формулируются и обосновываются. О чертах, отличающих их друг от друга, можно говорить лишь с большей или меньшей долей условности. Культуры эти неоднородны по своему содержанию.
Восточная культура неоднородна в гораздо большей степени, чем западная: есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разница в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония, Иран, тогда как культура Запада объединяется одной религией — христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных вероисповеданий),и несходство в образе жизни между западными странами не столь разительно, как на Востоке. Развитие культуры в различных регионах идет разными путями. С этой точки зрения Восток и Запад это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, развивающиеся одновременно, но по-разному. На Востоке и на Западе преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизнь; западное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для Востока характерно пассивное подчинение человека всеобщей жизненной силе, выступающей как божество, для Запада - самодеятельность человека. В западной философии на первом плане идея бытия, в восточной - идея небытия. Истинное знание в восточной философии мыслится невыразимым в словах, тогда как западная философия в ее классических формах проникнута стремлением мыслителей постичь и сформулировать истину. Восточная культура ценит глубокомысленное молчание, сосредоточенное погружение в себя (медитацию). Восточные мудрецы завоевывают признание не столько блестящими проповедями или трактатами, сколько примером личной жизни. Западная же культура более словоохотлива, а для восточного человека даже чрезмерно болтлива. Восточная логика, в отличие от западной не требует соблюдения закона исключенного третьего. Восточный склад ума резко отличается от западного. Последний требует логического развития мысли, при котором отдельные положения или силлогизмы следуют один за другим в определенной связи, делая понятной новую мысль или аргумент. Восточный ум пренебрегает этой манерой мыслить, считая ее медленной и неартистичной. Он предпочитает путь поэтических оборотов речи и смены фантастических образов. В течение долгого времени среди наук на Востоке центральное место занимали, практические отрасли, в особенности медицина. Восточное искусство по сравнению с западным более возвышенно и изящно, менее реалистично. Восточному искусству свойственна высокая степень условности. Прославленные шедевры восточной скульптуры и архитектуры отличаются яркой декоративностью, утонченностью форм, тщательной проработкой деталей. В традиционных жанрах восточной живописи нет ни прямой, ни обратной перспективы. Картины не имеют ясно выделенного центра, в них не фиксируется точка зрения, с которой они написаны. В классической поэзии Китая и Японии авторы тоже избегают выражать или даже как-то обозначать свою личность. В стихах вообще почти полностью отсутствуют личные местоимения, а глаголы употребляются так, что трудно однозначно определить признаки субъекта. В восточном искусстве нередко исчезают привычные для европейцев границы между видами искусства. Специфическим синтезом живописи, графики, поэзии и каллиграфии является традиционное китайское искусство кисти.
В этических установках Востока заметна тенденция к созерцательности, консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика больше нацелена на активность и либеральность, эвдемонизм и утилитаризм. Результаты психологического тестирования свидетельствуют, что в странах Востока -Индии, Китае, Японии - выше, чем на Западе, показатели интроверсии (населению более свойственны замкнутость, скрытность, сдержанность в общении) и конформизм (более распространены следование принятым нормам, желание быть как все). Характерно, что жителям этих стран европейский обычай здороваться с рукопожатием кажется диким. Уходящие в древность традиции и распространенная на Востоке религия ислама значительно ограничивают участие женщин в публичных делах. Восточная культура более склонна к нормативной избыточности, тогда как западная к нормативной недостаточности. Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов. Для Запада же большое разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к социальному творчеству, предприимчивость, ускоренный темп жизни, ведущий ко все большему сокращению и упрощению всякого рода ритуальности, к более быстрому расшатыванию традиций. Основа восточной культуры традиция, и поэтому идея прогресса, столь значимая для Запада, не вызывает на Востоке особого энтузиазма. В Японии во вполне современных финансово-промышленных корпорациях царит атмосфера большой патриархальной семьи. В арабских странах работа учреждений и предприятий строится так, чтобы мусульмане могли исполнять все предписанные исламом обычаи, обряды, молитвы. Динамизм западного образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного общества, замедленным темпом его развития.
Причины вызвавшие возникновение различий между восточной и западной культурами:
Во-первых, это разница в природных условиях.
Во-вторых, разница в динамике социально-экономического развития общества.
В-третьих, разница в характере межкультурных контактов
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. Так, по мнению востоковедов (хотя и не совсем единодушному), Восток, как и Запад, имел свой Ренессанс, который выражался, разумеется, в специфически восточных формах. Установлено совпадение ряда художественных канонов в восточном и западном искусстве, например в античной, византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеалы человеческой красоты строились на одних и тех же иконометрических пропорциях. Есть любопытное сходство в развитии философских идей, в содержании художественных произведений.
Особое место на стыке Востока и Запада занимает Россия. Она, в сущности, вынуждена решать проблему диалога двух различных социокультурных миров как проблему своей внутренней политики.
Искусство Юга наложило свой отпечаток на творчество таких выдающихся европейских художников конца XIX - начала XXв, как Гоген, Вламинк, Матисс, Пикассо, Дали и др. Африканская культура явилась одним из источников экспрессионизма и кубизма в живописи. Многие европейские и американские поэты и писатели (Аполлинер, Кокто и др.) отразили в своих произведениях ее мотивы. Эхо африканской культуры присутствует в философии (например, в концепции «уважения к жизни» европейского мыслителя XX в. А. Швейцера, долгое время проведшего в дебрях Африки). Благодаря негритянским спортсменам с их азартом, отточенной техникой и ритмикой движений стали живее, острее и динамичнее многие спортивные зрелища: футбол, баскетбол, бокс, легкая атлетика и др.
Культура Юга уже сейчас оказывает заметное воздействие на Север. Вместе с тем происходит и интенсивное освоение южными народами достижений культуры северных стран. Дальнейшее усиление контактов между Севером и Югом, несомненно, будет способствовать взаимному обогащению этих социокультурных миров.
4.Морфология культуры
Морфология культуры - раздел наук о культуре (культурологии социально-научного направления), в рамках которого изучаются формы и строение отдельных артефактов и их объединений (паттернов, культурных конфигураций) в синхронном и диахронном планах их существования, закономерности строения и процессы формообразования искусств, объектов. В генерализованном смысле - это изучение строения искусств. Среды существования человека в связи с реализацией фундаментальных форм жизнедеятельности. Основные методы познания - структурно-функциональный, семантический, генетический. Основные пограничные области - археология, лингвистика, социобиология. В более частном смысле - это изучение вариаций культурных форм и артефактов в зависимости от их социального, историка географического распределения. Основные методы познания - общая теория систем, организационный и динамический анализ. Основные пограничные области - социология, психология, этология, экология.