Контрольная работа по "Культурологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

Под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ веков в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль Модерн, который стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции - "ар нуво" (Art Nouveau, Modern Style), в Германии - "югендстиль" (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах - "сецессион" (Sezession), в России - новый стиль или модерн.

Содержание

1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре 19-20 в.в.
2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы
3. Модернизм и авангард в искусстве и культуре.
4. Общая характеристика Серебряного века в России.
5. За что постмодернизм критикует культуру модерна.

Работа содержит 1 файл

К.р. по Культурологи.doc

— 102.50 Кб (Скачать)

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

     Курганский  институт государственной и муниципальной  службы

     (филиал) УрАГС 
 
 

     Кафедра философии и культурологии 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

     по  Культурологии

     Вариант 5 (Т-Я) 
 
 
 

                Шарыповой Елены Александровны

                Студентки курса Ю-31, группа Ю-312

                Специальность 030501.65

                «Юриспруденция» 
                 

                Руководитель:

                Плетнева  М.А. 

     Курган

     2009 
 

     Оглавление

     1. Художественный стиль «модерн»  в западноевропейской культуре 19-20 в.в.

     2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы

     3. Модернизм и авангард в искусстве  и культуре.

     4. Общая характеристика Серебряного  века в России.

     5. За что постмодернизм критикует  культуру модерна. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Художественный стиль  «модерн» в западноевропейской культуре 19-20 в.в.

     Под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ веков в архитектуре, изобразительном  и декоративно-прикладном искусстве  сформировался стиль Модерн, который  стал стилем эпохи и получил различные  национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции - "ар нуво" (Art Nouveau, Modern Style), в Германии - "югендстиль" (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах - "сецессион" (Sezession), в России - новый стиль или модерн.

     Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный), включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма.

     Инициатором спора о модерне - как эпохе "нового времени" - считают Гегеля. В качестве специфических черт эпохи модерна Гегель выделил и подчеркнул "беспокойство", внутреннее брожение, быструю динамику, непрерывность преобразований и рождения нового; силу дифференциации и обособления, диалектически синтезированную с силой объединения, интеграции.

     Модерн  стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.1

     Рамки модерна узки - двадцать-тридцать лет. Предпринятая на рубеже веков попытка  обобщения эстетического опыта, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма, была порождена явлениями упадка, кризиса эстетических и этических ценностей того времени. На искусство модерна возлагались большие надежды. После столь длительного периода эклектики и бесстилья (классицизм в Х1Х веке заканчивается примерно в 30-е годы) настойчиво искали его историко-культурное обоснование.2

1 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект, 2006. – 448 с.

2 Филичева Н.В. Культурология. СПб, 2006.

     Главной особенностью искусства модерна  является то, что новое в нем  формировалось, прежде всего, в области  архитектуры, декоративного и прикладного  искусства, но не столько самими архитекторами, сколько живописцами и графиками.1

     Рассмотрим  культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.

     В узком смысле модерн обозначает только одно направление в искусстве. В  таком случае его название берут  в кавычки. «Модерн» — стилевое направление  в европейском и американском искусстве конца XIX — начала XX века. Новое направление распространилось по всей Европе и в первую очередь затронуло архитектуру и декоративное искусство. Представители «модерна» использовали новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий.

     ХХ  веку предстояло разрабатывать несколько  десятилетий проблему формирования среды человека, впервые достаточно серьезно поставленную в модерне  и получившую в дальнейшем значительное развитие среди проблем синтеза  искусств. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем - в полном смысле этого слова. И хотя творчество художников модерна было подчас исполнено неразрешимых противоречий и несло "на себе печать утомления", оно получало в высших своих проявлениях те преимущества, которые обычно дает явлениям искусства принадлежность к определенному стилю".2

 

     2. Импрессионизм и  постимпрессионизм  как живописные  школы

     Импрессионизм - художественное направление, возникшее  во Франции в последней трети XIX в.3

1 Филичева Н.В. Культурология. СПб, 2006.

2 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. 2006.

3 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М. 2005.

     Эстетические  установки этого направления  характеризовало желание соединить  познавательные задачи с поиском новых форм выражения неповторимого субъективного мира художника, передать свои мимолетные восприятия, запечатлеть реальный мир во всей его изменчивости и подвижности. Его история сравнительно кратковременна - всего двенадцать лет. Импрессионизм представлен в творчестве таких художников, как Эдуард Мане, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсарро, Альфред Сислей и других, объединившихся для борьбы за обновление искусства.

     Теория  импрессионизма родилась позднее самого течения. Импрессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Их "метод" основывался на передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это позволяло зрительно растворить форму в окружающей свето-воздушной среде. С исчерпывающей полнотой суть импрессионизма раскрылась в жанре пейзажа.

     Импрессионисты  подвели черты под пленэристическими  исканиями своих предшественников - они приравняли этюд к картине, провозгласили своим творческим методом живопись на открытом воздухе. Продолжая традиции барбизонцев (живописцев-пейзажистов) и Курбе, они писали природу своей родины, выбирая непримечательные уголки. Изображая природу, импрессионисты непросто бесстрастно фиксировали виденное, они вносили в пейзаж сопереживание, настроение, а обращение импрессионистов к жизни улиц, вокзалов, кафе, баров, образам современников разных сословий и профессий, к городскому пейзажу расширило рамки реалистического искусства. За столиками кафе в спорах о творчестве, новом художественном видении мира и принципах живописи рождалось движение импрессионистов.1

     Пьер  Огюст Ренуар (1841-1919) вместе с К. Мопс и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия.2

_________________________________________________________________________________________________________________

1 Филичева Н.В. Культурология. СПб, 2006.

2 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М. 2005.

     Тесно связано с импрессионизмом и  творчество Анри Тулуза-Лотрека (1864- 1901). Он рисовал танцовщиц и певиц  из кабаре и проституток в своей  особой манере, отличающейся яркими красками, смелостью композиции и блестящей техникой. Большим успехом пользовались его литографические плакаты.

     Импрессионизм можно рассматривать и гораздо  шире - как стиль, в котором отсутствует  четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства, в частности, в скульптуре.

     Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др. 1

     Основные  черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники Л. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.

     Если  импрессионисты преданно следовали  за натурой, и для них основным источником вдохновения служило  непосредственное наблюдение, то многие мастера эпохи постимпрессионизма исходили в первую очередь от идеи как главного импульса творчества. В большей степени доверяя воображению, они активно интерпретировали натуру. В обычных явлениях материального мира многие художники хотели распознать тайные знаки мира потустороннего, непознаваемого. Постимпрессионисты как будто видели не только явные, но и скрытые силы, тайные законы мироздания. Сезанн, Ван Гог и Гоген, не найдя гармонии в современном обществе, обратились к природе, ища в ней успокоения. Однако в отличие от импрессионистов они стремились запечатлеть не мгновения, а вечность.2

__________________________________________________________________________

1 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М. 2005.

2 Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. М.: Гардика. 1997. – 344с.

     В творчестве постимпрессионистов пейзаж оставался ведущим из жанров. Они ввели в искусство природу иных, еще не изображенных живописцами мест: юг Франции, Бретань. Но главным объектом для них оставался человек. Интерпретация его образов в портрете и бытовых картинах получила несвойственную импрессионистам заостренность, иногда трагизм. В творчестве мастеров постимпрессионизма много общего: тяготение к символу, декоративность, увлечение линейной ритмикой, силуэтом, плоским пятном, что сближает их произведения со стилистикой модерна. Однако работы художников этого направления "не укладываются" в один стиль, они оригинальны, неповторимы. В отличие от импрессионистов свое внутренне "Я" они выражали гораздо активнее.1

     Так, Поль Сезанн (1839-1906) в ранних работах  обращался к приемам живописи старых мастеров. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах.

     Поль  Гоген (1848-1903) - один из выдающихся представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. Основная тема картин Гогена - быт и легенды народов Океании (Таити), поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полные символики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. У него предельно упрощенный рисунок, формы предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие. Композиции носят орнаментальный характер.

Информация о работе Контрольная работа по "Культурологии"