Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:08, контрольная работа
Под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ веков в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль Модерн, который стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции - "ар нуво" (Art Nouveau, Modern Style), в Германии - "югендстиль" (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах - "сецессион" (Sezession), в России - новый стиль или модерн.
1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре 19-20 в.в.
2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы
3. Модернизм и авангард в искусстве и культуре.
4. Общая характеристика Серебряного века в России.
5. За что постмодернизм критикует культуру модерна.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Курганский
институт государственной и
(филиал)
УрАГС
Кафедра
философии и культурологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по Культурологии
Вариант
5 (Т-Я)
Шарыповой Елены Александровны
Студентки курса Ю-31, группа Ю-312
Специальность 030501.65
«Юриспруденция»
Руководитель:
Плетнева
М.А.
Курган
2009
Оглавление
1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре 19-20 в.в.
2.
Импрессионизм и
3.
Модернизм и авангард в
4.
Общая характеристика
5.
За что постмодернизм
1. Художественный стиль «модерн» в западноевропейской культуре 19-20 в.в.
Под влиянием эстетики символизма на рубеже ХIХ-ХХ веков в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве сформировался стиль Модерн, который стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления. В различных странах он именовался по-разному: в Англии и Франции - "ар нуво" (Art Nouveau, Modern Style), в Германии - "югендстиль" (Jugedstil), в Австро-Венгрии, Польше, Скандинавских странах - "сецессион" (Sezession), в России - новый стиль или модерн.
Модерн - (франц. moderne от лат. modernus – новый, современный), включающий различные художественные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода. Отсюда название. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма.
Инициатором спора о модерне - как эпохе "нового времени" - считают Гегеля. В качестве специфических черт эпохи модерна Гегель выделил и подчеркнул "беспокойство", внутреннее брожение, быструю динамику, непрерывность преобразований и рождения нового; силу дифференциации и обособления, диалектически синтезированную с силой объединения, интеграции.
Модерн стал стилем эпохи и получил различные национальные проявления в архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.1
Рамки модерна узки - двадцать-тридцать лет. Предпринятая на рубеже веков попытка обобщения эстетического опыта, синтеза художественных традиций Запада и Востока, античности и средневековья, классицизма и романтизма, была порождена явлениями упадка, кризиса эстетических и этических ценностей того времени. На искусство модерна возлагались большие надежды. После столь длительного периода эклектики и бесстилья (классицизм в Х1Х веке заканчивается примерно в 30-е годы) настойчиво искали его историко-культурное обоснование.2
1 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М.: Академический Проспект, 2006. – 448 с.
2 Филичева Н.В. Культурология. СПб, 2006.
Главной
особенностью искусства модерна
является то, что новое в нем
формировалось, прежде всего, в области
архитектуры, декоративного и прикладного
искусства, но не столько самими архитекторами,
сколько живописцами и
Рассмотрим культурную ситуацию первой половины XX века, которая складывалась под знаком модернизма. Его искусствоведы понимают двояко — в широком и узком смысле. В первом он обозначает всю совокупность художественных течений, школ и направлений начала XX века, выразивших отход от культурных ценностей XVIII—XIX веков и провозгласивших новые подходы и ценности. Фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм — таков далеко неполный список направлений художественного поиска в начале XX века.
В
узком смысле модерн обозначает только
одно направление в искусстве. В
таком случае его название берут
в кавычки. «Модерн» — стилевое направление
в европейском и американском
искусстве конца XIX — начала XX века.
Новое направление
ХХ веку предстояло разрабатывать несколько десятилетий проблему формирования среды человека, впервые достаточно серьезно поставленную в модерне и получившую в дальнейшем значительное развитие среди проблем синтеза искусств. Именно в разработке этой проблемы модерну удалось стать стилем - в полном смысле этого слова. И хотя творчество художников модерна было подчас исполнено неразрешимых противоречий и несло "на себе печать утомления", оно получало в высших своих проявлениях те преимущества, которые обычно дает явлениям искусства принадлежность к определенному стилю".2
2. Импрессионизм и постимпрессионизм как живописные школы
Импрессионизм - художественное направление, возникшее во Франции в последней трети XIX в.3
1 Филичева Н.В. Культурология. СПб, 2006.
2 Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. М. 2006.
3 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М. 2005.
Эстетические
установки этого направления
характеризовало желание
Теория импрессионизма родилась позднее самого течения. Импрессионисты стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости. Их "метод" основывался на передаче внешнего впечатления света, тени, рефлексов на поверхности предметов раздельными мазками чистых красок. Это позволяло зрительно растворить форму в окружающей свето-воздушной среде. С исчерпывающей полнотой суть импрессионизма раскрылась в жанре пейзажа.
Импрессионисты
подвели черты под
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919) вместе с К. Мопс и А. Сислеем создали ядро импрессионистского движения. Для его творчества характерны светлые и прозрачные по живописи пейзажи, портреты, воспевающие чувственную красоту и радость бытия.2
______________________________
1 Филичева Н.В. Культурология. СПб, 2006.
2 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М. 2005.
Тесно связано с импрессионизмом и творчество Анри Тулуза-Лотрека (1864- 1901). Он рисовал танцовщиц и певиц из кабаре и проституток в своей особой манере, отличающейся яркими красками, смелостью композиции и блестящей техникой. Большим успехом пользовались его литографические плакаты.
Импрессионизм можно рассматривать и гораздо шире - как стиль, в котором отсутствует четко заданная форма, предмет запечатлен в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое мгновение штрихах, обнаруживающих, однако, скрытое единство и связь. В этом, более широком смысле, импрессионизм проявился не только в живописи, но и в других видах искусства, в частности, в скульптуре.
Влияние импрессионизма прослеживается в творчестве многих писателей, художников, композиторов, представляющих различные творческие методы, в частности, братьев Гонкур, К. Гамсуна, Р. М. Рильке, Э. Золя, Ги де Мопассана, М. Равеля, К. Дебюсси и др. 1
Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были художники Л. Сезанн, В. Ван Гог, П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своем творчестве их влияние. Каждый из них, однако, представлял собой яркую индивидуальность и оставил глубокий след в искусстве.
Если
импрессионисты преданно следовали
за натурой, и для них основным
источником вдохновения служило
непосредственное наблюдение, то многие
мастера эпохи
______________________________
1 Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология. Конспект лекций. М. 2005.
2 Поликарпов В.С. Лекции по культурологи. М.: Гардика. 1997. – 344с.
В творчестве постимпрессионистов пейзаж оставался ведущим из жанров. Они ввели в искусство природу иных, еще не изображенных живописцами мест: юг Франции, Бретань. Но главным объектом для них оставался человек. Интерпретация его образов в портрете и бытовых картинах получила несвойственную импрессионистам заостренность, иногда трагизм. В творчестве мастеров постимпрессионизма много общего: тяготение к символу, декоративность, увлечение линейной ритмикой, силуэтом, плоским пятном, что сближает их произведения со стилистикой модерна. Однако работы художников этого направления "не укладываются" в один стиль, они оригинальны, неповторимы. В отличие от импрессионистов свое внутренне "Я" они выражали гораздо активнее.1
Так, Поль Сезанн (1839-1906) в ранних работах обращался к приемам живописи старых мастеров. Он тщательно занимался поиском не изменчивости цветов, а устойчивых структурных закономерностей, лишенных незначительного, гармонической уравновешенности природы, единства ее форм во всех жанрах.
Поль Гоген (1848-1903) - один из выдающихся представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн. Основная тема картин Гогена - быт и легенды народов Океании (Таити), поэтический мир гармонии человека и природы. Его картины, декоративные, полные символики, характеризуются насыщенным чистым цветом. Стремясь приблизиться к художественным традициям туземного искусства, Гоген намеренно пришел к примитивизации формы. У него предельно упрощенный рисунок, формы предметов нарочито плоскостны, краски чистые и яркие. Композиции носят орнаментальный характер.