Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:08, реферат
Общей чертой древнекитайских философских школ, которые вели друг с другом острую полемику, была их политическая направленность, их стремление организовать жизнь китайского общества на рациональных, справедливых началах, понимаемых каждой школой по-своему, взоры китайских философов были обращены не столько к природе, сколько к человеку, обществу, государству. Их интересовали не столько тайны окружающего их растительного, животного и минерального мира, а вопросы рационального устройства и переустройства общественного механизма. Всех их объединяло активное начало. Для всех них было характерно стремление переделать существовавший мир и в основу организации человечества положить те принципы, которые представлялись им самыми идеальными, самыми справедливыми, самыми целесообразными.
Все население большой страны с сильными патриархально-клановыми традициями, укрепившимися во многом стараниями конфуцианцев, было обязано беспрекословно повиноваться эдиктам императора. Шедшие вразрез с установившимися нормами, эти эдикты вызывали протесты, в стране возникали конфликты, зрело недовольство, подавлявшееся насилием и репрессиями.
Проверка на практике идей
легизма оказалась достаточной, чтобы
выявить его несостоятельность для Китая
того времени. Откровенно тоталитарная
доктрина легистов с ее презрением к людям
во имя процветания государства оказалась
нежизнеспособной; легизм потерпел поражение.
Но для сохранения уже сложившейся имперской
структуры, для процветания ее господствующих
верхов, осуществлявших свою власть с
помощью мощного административно-
Синтез конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям.
4.2. Конфуцианское воспитание и образование.
Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, в обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. И даже если со временем он усваивал кое-что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином - все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.
Воспитание начиналось с семьи, с малолетства, с приучения к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость.
Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, - такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной. На протяжении тысячелетий именно это считалось в Китае наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла, и особенно естествознание, не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло ему привилегий. Изучение же священной конфуцианской науки открывало перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства.
Заключение.
Во всей китайской философии
и в конфуцианстве центральным
вопросом являлись отношения между
небом и человеком. «Знание воли
Неба» Конфуций рассматривал как
необходимое условие для
Теория познания конфуцианства дуалистична. С одной стороны, он признает существование «обладающих знаниями от рождения», т.е. считает, что познание дано от природы, принесено от чрева матери. Это трансцендентный идеализм. С другой стороны, он не отрицает, что наряду с «обладающими знаниями от рождения» имеются «обладающие знаниями благодаря учению», т.е. признает, что познание приобретается последующими после рождения учением.
Подчёркивая значение учения, Конфуций приходит к идее о диалектической связи учения и мышления. Он уделял большое внимание результатам познания, подчёркивая единство знаний и действий, необходимость учения для применения его на практике.
Что же касается этических воззрений Конфуция, то, по его мнению, благородный человек должен обладать двумя достоинствами: гуманностью и чувством долга. Понятие гуманность — это совокупность таких качеств как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к людям. Долг — это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Конфуций сформулировал основы социального порядка. По его мнению, всё в этом мире хаоса и сумятиц должно стать на свои места, все должны знать свои права и обязанности и делать то, что им положено.
Этическое начало в учении Конфуция с самого начала возобладало над религиозным. Ум и мудрость преобладали над чувствами и эмоциями. Но нельзя говорить, что Конфуций был атеистом, так как он признавал существование и важную роль, исключительное влияние верховной божественной силы, регулирующей мирские дела.
Что же касается развития конфуцианства, в центре внимания китайского общества оказались интересы сохранения и упрочнения той системы, с которой они себя идентифицировали и которую считали реализацией заветов Конфуция. Это означало, что на передний план в трансформированном конфуцианстве должны были выйти те положения учения и в таких формах, какие способствовали бы сохранению неизменности принятых и признанных всеми порядков.
Нужно отметить, что учение законников-легистов резко отличалось от конфуцианского. Конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглупленного народа. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени.
Вся система образования в средневековом Китае была ориентирована на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле излагавшие и комментировавшие мудрость древних, – такова была программа обучения в китайской школе, казенной и частной.
Таким образом, можно сделать вывод, что Конфуций и его учение оказали огромное влияние на китайскую культуру, мораль, социальные и политические воззрения целого народа.
Список литературы