Конфуцианство как культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:08, реферат

Описание работы

Общей чертой древнекитайских философских школ, которые вели друг с другом острую полемику, была их политическая направленность, их стремление организовать жизнь китайского общества на рациональных, справедливых началах, понимаемых каждой школой по-своему, взоры китайских философов были обращены не столько к природе, сколько к человеку, обществу, государству. Их интересовали не столько тайны окружающего их растительного, животного и минерального мира, а вопросы рационального устройства и переустройства общественного механизма. Всех их объединяло активное начало. Для всех них было характерно стремление переделать существовавший мир и в основу организации человечества положить те принципы, которые представлялись им самыми идеальными, самыми справедливыми, самыми целесообразными.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 51.68 Кб (Скачать)

Все население большой  страны с сильными патриархально-клановыми  традициями, укрепившимися во многом стараниями конфуцианцев, было обязано беспрекословно повиноваться эдиктам императора. Шедшие вразрез с установившимися нормами, эти эдикты вызывали протесты, в стране возникали конфликты, зрело недовольство, подавлявшееся насилием и репрессиями.

Проверка на практике идей легизма оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени. Откровенно тоталитарная доктрина легистов с ее презрением к людям во имя процветания государства оказалась нежизнеспособной; легизм потерпел поражение. Но для сохранения уже сложившейся имперской структуры, для процветания ее господствующих верхов, осуществлявших свою власть с помощью мощного административно-бюрократического аппарата, созданного стараниями легистов, необходима была доктрина, которая сумела бы придать всей этой системе благопристойный и респектабельный облик. Такой доктриной оказалось конфуцианство.

Синтез конфуцианства  и легизма оказался не столь уж сложным делом. Во-первых, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, которой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез этот был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п.), без которых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям.

 

4.2. Конфуцианское воспитание и образование.

 

Начиная с эпохи Хань конфуцианцы не только держали в своих руках управление государством и обществом, но и заботились о том, чтобы конфуцианские нормы и ценностные ориентиры стали общепризнанными, превратились в символ «истинно китайского». Практически это привело к тому, что каждый китаец по рождению и воспитанию должен был прежде всего быть конфуцианцем. Это не означало, что каждый был знаком со всей суммой конфуцианских истин. Это означало другое: с первых шагов жизни каждый китаец в быту, в обращении с людьми, в исполнении важнейших семейных и общественных обрядов и ритуалов действовал так, как это было санкционировано конфуцианскими традициями. И даже если со временем он усваивал кое-что иное и становился, например, даосом, буддистом, даже христианином - все равно, пусть не в убеждениях, но в поведении, обычаях, манере мышления, речи и во многом другом, часто подсознательно, он оставался конфуцианцем.

Воспитание начиналось с  семьи, с малолетства, с приучения  к культу предков и нормам сяо, к строгому соблюдению церемониала в семье и особенно на людях, в обществе. В простых крестьянских семьях конфуцианское образование часто этим и ограничивалось; в более зажиточных семьях детей учили грамоте, знанию письменных канонов, классических конфуцианских сочинений. Соответственно сильно возросли авторитет и социальный статус грамотеев. В стране возник небывалый культ грамотности, иероглифа, культ конфуциански образованных моралистов-начетчиков, ученых-чиновников, способных читать, понимать и толковать запечатленную в священных книгах мудрость.

Вся система образования  в средневековом Китае была ориентирована  на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями  мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле  излагавшие и комментировавшие мудрость древних, - такова была программа обучения в китайской школе, казенной и  частной. На протяжении тысячелетий  именно это считалось в Китае  наукой, тогда как все дисциплины негуманитарного цикла, и особенно естествознание, не считались достойными серьезного внимания: ведь изучение всех прочих дисциплин, включая математику, в лучшем случае давало человеку определенные познания, но никогда не предоставляло  ему привилегий. Изучение же священной  конфуцианской науки открывало  перед любым путь наверх, обеспечивало возможность сделать карьеру, добиться почестей, власти и богатства.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Во всей китайской философии  и в конфуцианстве центральным  вопросом являлись отношения между  небом и человеком. «Знание воли Неба» Конфуций рассматривал как  необходимое условие для благородного человека. Он считал, что добродетель  им получена от Неба. По мнению Конфуция, осуществление его политических взглядов, полностью зависит от воли Неба.

Теория познания конфуцианства  дуалистична. С одной стороны, он признает существование «обладающих знаниями от рождения», т.е. считает, что познание дано от природы, принесено от чрева матери. Это трансцендентный идеализм. С другой стороны, он не отрицает, что наряду с «обладающими знаниями от рождения» имеются «обладающие знаниями благодаря учению», т.е. признает, что познание приобретается последующими после рождения учением.

Подчёркивая значение учения, Конфуций приходит к идее о диалектической связи учения и мышления. Он уделял большое внимание результатам познания, подчёркивая единство знаний и действий, необходимость учения для применения его на практике.

Что же касается этических  воззрений Конфуция, то, по его мнению, благородный человек должен обладать двумя достоинствами: гуманностью  и чувством долга. Понятие гуманность — это совокупность таких качеств  как скромность, справедливость, сдержанность, достоинство, бескорыстие, любовь к  людям. Долг — это моральное обязательство, которое гуманный человек в силу своих добродетелей накладывает  на себя сам. Конфуций сформулировал  основы социального порядка. По его  мнению, всё в этом мире хаоса  и сумятиц должно стать на свои места, все должны знать свои права  и обязанности и делать то, что им положено.

Этическое начало в учении Конфуция с самого начала возобладало над религиозным. Ум и мудрость преобладали над чувствами и эмоциями. Но нельзя говорить, что Конфуций был атеистом, так как он признавал существование и важную роль, исключительное влияние верховной божественной силы, регулирующей мирские дела.

Что же касается развития конфуцианства, в центре внимания китайского общества оказались интересы сохранения и  упрочнения той системы, с которой  они себя идентифицировали и которую  считали реализацией заветов Конфуция. Это означало, что на передний план в трансформированном конфуцианстве должны были выйти те положения учения и в таких формах, какие способствовали бы сохранению неизменности принятых и признанных всеми порядков.

Нужно отметить, что учение законников-легистов резко отличалось от конфуцианского. Конфуцианство делало ставку на высокую мораль и древние традиции, тогда как легизм выше всего ставил административный регламент, державшийся на строгих наказаниях и требовавший абсолютного повиновения сознательно оглупленного народа. Проверка на практике его идей оказалась достаточной, чтобы выявить его несостоятельность для Китая того времени.

Вся система образования  в средневековом Китае была ориентирована  на подготовку знатоков конфуцианства. Хорошее знание древних текстов, умение свободно оперировать изречениями  мудрецов и, как вершина, умение писать сочинения, в свободном стиле  излагавшие и комментировавшие мудрость древних, – такова была программа  обучения в китайской школе, казенной и частной.

Таким образом, можно сделать  вывод, что Конфуций и его учение оказали огромное влияние на китайскую  культуру, мораль, социальные и политические воззрения целого народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Васильев Л.С. История Востока. М, 1994. Т.1
  2. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 2001
  3. Рыбакова В. Эпоха Конфуция. Пермь, 2001
  4. Сидихметова В. Я. Китай:страницы прошлого.Ростов н/Д, 2003
  5. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.) М, 2009.

 


Информация о работе Конфуцианство как культура