Концепция культуры З. Фрейда

Автор: g****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и противоречивый путь.

Содержание

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.89 Кб (Скачать)

            людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

            ности в культуре.

2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ  В КУЛЬТУРЕ 

                 Как нельзя обойтись без принуждения  к  культурной

            работе,  так же нельзя обойтись  и без господства мень-

            шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

            недальновидны,  они не любят  отказываться от влечений,

            не хотят прислушиваться к  аргументам в  пользу  такого

            отказа,  а  индивидуальные  представители масс поощряют

            друг в друге вседозволенность  и  распущенность.  Лишь

            благодаря  влиянию образцовых  индивидов,  признаваемых

            ими в качестве вождей,  они  позволяют склонить себя  к

            напряженной  внутренней работе  самоотречения,  от чего

            зависит развитие культуры. Все  это хорошо, если вождя-

            ми  становятся  личности с  незаурядным пониманием этой

            жизненной необходимости,  сумевшие  добиться господства

            над  собственными  влечениями.  Но  для них существует

            опасность,  что,  не желая утрачивать  своего  влияния,

            они начнут уступать массе  больше,  чем та им, и потому

            нам представляется необходимым,  чтобы они были  неза-

            висимы от власти как распорядители средств власти.

                 Короче говоря, люди обладают  двумя распространен-

            ными  свойствами,  ответственными за то,  что институт

            культуры может поддерживаться  лишь  в  известной  мере

            насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

            ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

            ны против их страстей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА 

                     3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ 

                 Культурологические размышления   Фрейда  неизбежно

            подвели  его  к проблеме  религии и оказались тесно  пе-

            реплетенными с решением этой проблемы.  При рассмотре-

            нии  культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

            мание на их связь с религиозными  представлениями,  тем

            более теологи приписывали древнейшим  нормам, регулиру-

            ющим человеческую жизнь,  божественное  происхождение.

            Издавна считалось, что вся  человеческая культура стро-

            ится на религиозной основе.  Из этого вытекает  вывод,

            что  при падении религии  деградирует и культу-

            ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

            слаб, и чтобы выжить, он должен  отказаться от многого.

            Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

            те  своего  развития  налагает  запреты на его желания.

            Как мы уже упоминали,  чтобы  выжить,  личность  должна

            отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

            вознаградить человека за его  жертву своими влечениями,

            защитить  его от проявлений  природы и от посягательств

            на него других индивидов общества.  Встает вопрос: кто

            же  выполнит все эти функции?  В раннем детстве каждый

            замечал влияние отца  в   семье.  Он  обладал  властью,

            устанавливал свои порядки, защищал  семью. У ребенка по

            отношению к отцу вырабатывается  комплекс:  он  считает

            отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

            бенок ревнует отца к своей матери  и пытается  занять

            его место,  но позже инцестуальные влечения утрачивают

            свою силу,  тогда как уважение  и  страх  перед  отцом

            остались. Такую же функцию выполняет  и бог. Сначала из

            тотема появился целый понтеон богов,  а из них, в свою

            очередь,  выделился единый, могучий,  карающий бог, ко-

            торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

            ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

            ложили на плечи бога,  сделав его,  таким образом, как

            бы  громоотводом.  Люди надеются получить от бога воз-

            награждение за свой отказ  от влечений, и, наконец, ав-

            торитет  бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

            ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

            из  основополагающих  частей  культуры.  Однако  Фрейд

            установил,  что религия является  массовым неврозом. На

            основе  чего он сделал такие  выводы?  Дело в том,  что

            религия по многим своим положениям  напоминает навязчи-

            вое невротическое состояние.  Так, например, если нев-

            ротик боится не производить  какие-то определенные дви-

            жения, то любой истинно верующий человек так же боится

            не выполнить  какой-либо  религиозный   обряд.  Разница

            заключается  лишь  в  том,  что невротик не может объ-

            яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

            верующий человек, в зависимости  от своего познания те-

            ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

            некоторыми  оговорками,  можно  назвать религию общест-

            венным неврозом.  Тем не менее религия имеет положи-

            тельное значение.  Дело в том,  что частный невроз куда

            опасней общественного,  так как  он отрицательно влияет

            на физическое состояние больного, тогда как данный об-

            щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

            же  религию можно назвать и антиневрозом,  так как она

            помогает растворять частные  неврозы и сглаживать соци-

            альные  противоречия.  И разрушение религии

            ведет к резкому упадку культуры.  Такое явление наблю-

            далось в России после революции,  хотя позже произошла

            подмена веры.  Для развития  общества  нужны  какие-то

            основы,  и  с  падением  старых появляются новые.  Так,

            например,  религиозную основу  в России сменила  комму-

            нистическая.  Сейчас,  в наше время, старые основы уже

            рухнули,  а новые еще не установились, и поэтому резко

            возросло  астеническое  состояние   общества,  возросла

            преступность, появилось больше  сумасшедших, невротиков

            и т.д. 

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

                 В целом,  на взгляд некоторых  обывателей,  теория

            Фрейда  нуждается во многих поправках (она не бесспор-

            на),  но все же Зигмунд Фрейд сделал  большой шаг в

            оценке  и  понимании  развития  человеческого общества.

            Создав теорию психоанализа,  он также продвинулся впе-

            ред  в познании  человеческой  психики и раскрытия ее

            глубин.  К нашему времени данная  теория усовершенство-

            валась.  Она нашла много продолжателей.  Многие совре-

            менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

            в  своих  исследованиях.  В  своей  работе я попытался

            раскрыть основные элементы психоанализа  и  культуроло-

            гической теории Фрейда.  Многие вопросы я не затронул,

            а многие являются очень спорными,  поэтому мое субъек-

            тивное  мнение  является лишь каплей в море вопросов и

            работ, посвященных фрейдизму.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 

            1.Фрейд.З. Будущее одной иллюзии//  Сумерки   богов/

            Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

            2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

            ринтное воспроизведение издания 1913 г.

            3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.:  Изд-во политической ли-

            тературы, 1992.

            4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.  Современная буржуазная

            философия и религия.- М.:  Изд-во  полит.  литературы,

            1977 г.

            5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В.  и   др.   Хрестоматия:

            Основы филосовских знаний.- М.:  Изд-во полит. литера-

            туры, 1982 г.

Информация о работе Концепция культуры З. Фрейда