Концепция культуры З. Фрейда

Автор: g****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и противоречивый путь.

Содержание

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.89 Кб (Скачать)

   СОДЕРЖАНИЕ..........................................2

            1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3

            1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

            1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

            1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5

            1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО  ТОТЕМИЗМА............5

            1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6

            2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ  ФРЕЙДА..............7

            2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ  СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7

            2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8

            3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9

            3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9

            4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11

            ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12

            СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14 

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ  ТЕОРИЯ ФРЕЙДА 

                 Зигмунд Фрейд родился в 1856  году.  Он  является

            известным австрийским психиатром  и психоаналитиком. От

            простой психиатрии он,  изучая  неврозы больных, эволю-

            ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

            Итогом его научных  изысканий   послужила  теория  пси-

            хосексуального  развития общества и индивида.  В своем

            мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный

            и  противоречивый  путь.  Делая  свои первые шаги в об-

            ласти  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами

            естественнонаучного материализма  ХХ века,  но как тво-

            рец психоанализа ученый отошел от них в сторону идеа-

            листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

            пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

            представление об основополагающем  значении для челове-

            ческого  поведения "психической энергии",   присущей

            инстинктивно-физиологическим  влечениям   индивидов.  В

            психике человека Фрейд сначала  выделял две относитель-

            но  автономные,  но  постоянно  взаимодействующие между

            собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

            "Я",  а  затем добавил  к ним "сверх Я" или "супер-эго"

            (см. сноски на последней странице), которое внедряется

            в  "Я",  но без специального  анализа не осознается им.

            По мнению Фрейда,  причиной  невроза  является  особого

            рода конфликт между "оно",  "Я" и "сверх Я".

                 В чем же заключается основной  конфликт этих  трех

            субстанций?  Рассмотрим  каждую  из них в отдельности. 
 

1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"

                                   

                 Если считать,  что человек  - такое же детище при-

            роды, как и остальные известные  нам живые существа, то

            он в определенной мере наделен  теми же качествами, что

            и они.  Если считать,  что  животные не наделены  таким

            разумом,  как  человек,  то  единственной точкой сопри-

            косновения у них являются инстинкты.  Как правило,  у

            человека выделяют два основных  инстинкта: инстинкт са-

            мосохранения и инстинкт  продолжения рода,  то  есть

            размножения,  которые, в свою  очередь, складываются из

            множества  инстинктивных   факторов.  Причем  эти   два

            инстинкта  взаимосвязаны.  К инстинкту самосохранения

            относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

            ние,  движения, то есть те необходимые жизненные функ-

            ции,  которые делают любой организм живым.  Изначально

            эти  факторы были очень  важны,  но в связи с развитием

            разума человека (Я) эти факторы  как  жизненнонеобходи-

            мые утратили свое былое значение.  Это произошло пото-

            му,  что у человека появились приспособления для добы-

            вания  пищи,  он  стал использовать пищу не только для

            того,  чтобы утолить голод,  но и  для  удовлетворения

            свойственной только человеку  алчности. Со временем пи-

            ща стала доставаться ему все легче и легче,  и на  ее

            добычу  он  стал  тратить все  меньше и меньше времени.

            Человек  стал  строить  для   себя  жилища   и   другие

            приспособлен  я  и по максимуму  обезопасил себе жизнь.

            Таким образом,  инстинкт самосохранения  утратил  свою

            значимость, и на первое место  вышел инстинкт размноже-

            ния,  или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

            веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-

            нуться,  которые до этого относились к инстинкту са-

            мосохранения,  согласно второму закону диалектики, пе-

            решли в другое качество,  то есть они перешли к "либи-

            до".  Итак,  в результате  эволюции,  основной движущей

            силой в жизни человека стал  инстинкт размножения.

1.2.КОНТРОЛЬ "Я" 

                 Согласно теории Фрейда,  "оно"  набрало свою изна-

            чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

            Человек отличается от своих  меньших собратьев разумом.

            В   нашем  случае  разумом   является  "эго".  Так  как

            инстинкты, или "оно", служат  всего лишь внутренним на-

            полнителем,  то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

            костью,  то есть в строго  концентрированном  состоянии

            "оно"  находиться  не может,  потому что в этом случае

            при сосредоточении одних инстинктов,  человек  из  го-

            мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

            росту говоря,  в животное. Поэтому  "я" или "эго" явля-

            ются соответствующей оболочкой,  сдерживающей инстинк-

            ты.  Именно на этом этапе  возникают первые  противоре-

            чия.  Так как все находится  в развитии и покой относи-

            телен,  то,  следовательно,  "я" и "оно" изменяются во

            времени,  причем если "оно"  уже определилось, то "я" в

            ходе культурного развития продолжает  расти. Если пред-

            положить, что каждому предмету  и явлению соответствует

            свое время и свое место,  то, следовательно, и челове-

            ческой психике присуще свое  место и время в общей при-

            роде.  Говоря проще,  человеческую психику можно срав-

            нить  с клеткой,  где происходят  соответствующие явле-

            ния.  Соответственно, оболочкой клетки является "я", а

            внутренним  содержанием "оно"  ( в этом "оно" идут раз-

            нообразные мелкие процессы ).  Во времени клетке  надо

            развиваться и,  если внутреннее  содержание уже сформи-

            ровалось и претерпевает незначительные  изменения,  то

            наружная  оболочка  с  развитием  культуры все растет и

            утолщается.  Наружу оболочка  расти не может,  так как

            там место занимают другие  клетки (другие индивидуумы),

            следовательно, оболочка растет  внутрь, все более и бо-

            лее сжимая внутреннее содержание "оно".  Наконец, дав-

            ление внутри становится столь велико,  что внутреннее

            содержание пытается разорвать  наружную оболочку.  Этот

            внутренний конфликт и является  главным  противоречием

            между психосексуальным "оно" и контролирующем "я".  Не

            случайно с ростом и  развитием   культуры  человечество

            все  чаще  и чаще наблюдает  в своей среде неврозы.  Но

            главная проблема в том,  что  человек не догадывается о

            противоречии внутри себя.  В ясном осознании "я" своих

            запретных влечений,  обеспечиваемом психоаналитической

            дешифровкой смысла невротических  симптомов,  Фрейд ви-

            дел  средство  восстановления  психического  здоровья.

            Если говорить проще,  то при  помощи психоанализа обна-

            руживается то место в психике,  в котором наблюдается

            давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

            наружив это место и устранив в нем возникшее противо-

            речие, человеку возвращается здоровая психика. 
 

1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я" 

                 Теперь рассмотрим  "супер-эго",  или   "сверх-Я".

            "Сверх-Я"  является  неотъемлемой  частью человеческой

            психики.  Так как человек живет  в  обществе,  то   оно

            оказывает на него влияние.  Вернемся к предложенным вы-

            ше рассуждениям.  Если человек представляет  из  себя

            систему  (отдельную),  то есть  клетку,  то клетка одна

            существовать не может,  она погибает (вычлените из ор-

            ганизма отдельную клетку).  Эти клетки образуют ткань,

            та,  в свою очередь,  образует  орган,  а  последний  -

            систему органов,  образующих  большой, единый организм.

            Так вот оболочки этих клеток  соединены  между  собой.

            Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

            Можно сказать,  что "сверх-Я" представляет собой сово-

            купность  всех  общественных отношений (контролирующих

            поведение человека). 
 

1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА 

                 Теперь рассмотрим  взаимодействие  "Я",  "оно"  и

Информация о работе Концепция культуры З. Фрейда