Концепция культуры З. Фрейда

Автор: g****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и противоречивый путь.

Содержание

1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 30.89 Кб (Скачать)

            "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

            люди заметили,  что инцест (кровосмешение)  сказывается

            на потомстве отрицательно.  Для  сохранения чистоты ге-

            нотипа  и дальнейшей эволюции человечества инцест был

            запрещен (религией,  законодательством). Эту запретную

            установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

            нательных параметров. "Я", подчиняясь  этому закону об-

            щества,  стало ограничивать  инцестуозные побуждения.

            Однако сексуальное влечение  ребенка в раннем  возрасте

            направлено на близких,  а в большей степени,  на мать,

            так как она ближе всего  к нему, то есть можно сказать,

            что  вольно или невольно  бессознательное "оно" создает

            инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

            венной моралью. Вот тут-то  и проявляется противоречие,

            которое или со временем (с возрастом) разрешается, или

            выливается в "Эдиптов комплекс".  Так как на начальной

            стадии ребенок видит отца  своим соперником,  то у него

            появляется желание свергнуть  тоталитарный режим своего

            родителя или убить его.  По  обобщенной  теории  Фрейда

            можно сказать,  или, вернее, предположить, что в древ-

            ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

            лись  против  неограниченной власти отца и,  сговорив-

            шись,  убили его и съели.  Позже,  постигнув смысл

            убийства,  они испугались, что то же может произойти и

            с ними. Тогда они разделили  между собой сферы влияния,

            и  каждый  в  своей новообразовавшейся  семье установил

            (обожествил) авторитарную  власть  мертвого  отца,  то

            есть сделал его символом тоталитаризма.  Их дети обви-

            няли в деспотии уже не их,  а своего  мертвого  деда.

            Позже символ отца в племенах  заменили различные живот-

            ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий. 

1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ 

                 Естественно, на  основании   всего  вышесказанного

            можно сделать вывод о том,  что мир движется  за  счет

            противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

            тельно так),  но тогда мы имеем все основания утверж-

            дать,  что нет ни одного  здорового человека, так как у

            каждого индивида существуют  противоречия, и дальнейшее

            развитие  культуры приведет к  социальному взрыву,  ибо

            внутреннее содержание, или "оно"  прорвет наружную обо-

            лочку.  Это правильно,  но дело в том,  что в человеке

            постоянно происходит разрядка  внутрипсихического  фак-

            тора.  Эта  разрядка  имеет   два  пути.  Первый из них

            состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-

            ход  инстинктам (но необходимо заметить,  что общество

            предопределило норму сексуального  общения, и через эту

            узкую  щель  выходит  лишь  небольшое  количество пси-

            хосексуальной энергии).  Второй фактор, который допол-

            няет первый, является следующим: по второму закону ди-

            алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

            другое качество,  в частности  в энергию социальную, то

            есть человек делается социально активным. Если оба ка-

            нала  для выхода открыты,  то индивид находится в нор-

            мальном состоянии.  Если не работает первый канал,  то

            вся  энергия переходит в  социальную сферу.  Если же  не

            работает первый канал,  то  инстинкты,  вытесненные  в

            бессознательное, могут привести к так называемому пси-

            хическому взрыву или к неврозам,  проявляемым в самых

            различных  формах:  от  фонтомных болей до психических

            расстройств,  как то:  мания  преследования, паранойя и

            др.  Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

            к необратимым последствиям.  Психоанализ помогает пре-

            дотвратить их.

                 Естественно, мы описали упрощенную  схему действия

            психики.  Организм человека,  в частности его психика,

            являются автономной,  саморегулирующейся  системой  и,

            пожалуй,  главным  фактором  искажения психики является

            не конфликт между бессознательным  и сознательным,  а

            воздействия "сверх-Я". 
 
 
 

2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ  КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА 

2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ  В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

                 По своему замыслу и ближайшей  цели фрейдизм  ори-

            ентирован  на  изучение и излечение психики индивидов,

            но он с самого начала заключал  в себе  тенденцию  объ-

            яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

            лом.  "Запреты",  которые,  как считал Фрейд, вытесняют

            сексуальное влечение в сферу  бессознательного и порож-

            дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

            альными нормами нравственности и права,  возникшими на

            заре человеческой истории. Фрейд  назвал их "культурны-

            ми  запретами"  и  полагал,  что чрезвычайно важно вы-

            яснить как,  почему,  при каких условиях они возникли,

            утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было

            привлечено к проблемам формирования  и сущности челове-

            ческой культуры. Как писал сам  Фрейд, он стремился су-

            дить об общем развитии человечества по  своему  опыту,

            приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

            отдельных лиц за все время   их  развития  от  детского

            возраста  до  взрослого.  Перенося  отдельные характе-

            ристики с отдельного  человека  на  все человечество,

            Фрейд  пытался  таким   образом понять процесс эволюции

            общества.

                 Надо заметить, что Фрейд переносит  на все челове-

            чество психологические черты не  просто  индивида,  а

            невротика.  На этом пути ученый  выдвинул целый ряд ут-

            верждений.  По его мнению, во-первых, все люди в боль-

            шей или меньшей степени являются  невротиками.  Во-вто-

            рых,  каждый ребенок в своем индивидуальном  развитии

            проходит фазу невроза. В-третьих,  стадия невроза явля-

            ется характерной и для первобытного  человека.  Через

            нее проходят все народы в  своем культурно-историческом

            развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

            ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

            систему запретов, блокирующих природные  влечения чело-

            века.  По его мнению, вытеснение  влечений - это мерило

            достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

            человечества    является   отречением   от   природных

            страстей,  удовлетворение которых  гарантирует  элемен-

            тарное наслаждение нашему "Я".

                 Следует подчеркнуть,   что   фрейдовский   термин

            "культура"  в  большинстве  случаев оказывается равноз-

            начным понятию "общество".  В наиболее развернутом оп-

            ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

            "она охватывает  все  приобретенные   людьми  знания  и

            способы, чтобы господствовать  над силами природы и до-

            бывать блага для удовлетворения  человеческих  потреб-

            ностей",  и в то же время она включает все институты,

            регулирующие отношения  между   людьми,  в  особенности

            распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

            всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

            тикультурные  традиции  и что эти стремления у значи-

            тельного количества лиц настолько сильны,  что опреде-

            ляют их поведение среди других.

                 Можно сказать, что человек  как бы находится между

            двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

            ка,  лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

            бавится от нее);  с другой стороны,  культура защищает

            его от факторов окружающей  среды,  позволяет осваивать

            все блага природы и пользоваться  ими, а также делит их

            между людьми. Итак, если человек  отказывается от куль-

            туры в пользу своих наслаждений,  то он лишается защи-

            ты,  многих благ и может  погибнуть. Если же он отказы-

            вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

            грузом ложится на его  психику.  В  какую  же  сторону

            склонен человек? Конечно же, во  вторую. Фрейд пишет об

            этом так:  "В силу этого всякая культура  должна  быть

            построена  на  принуждении и на отказе от влечений,  и

            при ее понимании оказывается,  что центр тяжести с ма-

            териальных  интересов передвинут на психику.  Решающим

            является вопрос,  удастся ли  и в какой мере  уменьшить

            для людей тяжесть жертвы,  которая состоит в отказе от

            своих влечений,  примирит людей  с теми жертвами, какие

            им приходится неизбежно нести,  и каким образом вознаг-

            радить их за эти жертвы." Главным  остается  вопрос  о

            том, как заставить отрицательно  настроенную толпу соб-

Информация о работе Концепция культуры З. Фрейда