Автор: g****************@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 22:08, курсовая работа
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году. Он является
известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От
простой психиатрии он, изучая неврозы больных, эволю-
ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.
Итогом его научных изысканий послужила теория пси-
хосексуального развития общества и индивида. В своем
мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень сложный
и противоречивый путь.
1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................3
1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3
1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4
1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................5
1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............5
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................6
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............7
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..7
2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................8
3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............9
3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................9
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................11
ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................14
"сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна
люди заметили, что инцест (кровосмешение) сказывается
на потомстве отрицательно. Для сохранения чистоты ге-
нотипа и дальнейшей эволюции человечества инцест был
запрещен (религией, законодательством). Эту запретную
установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-
нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-
щества, стало ограничивать инцестуозные побуждения.
Однако сексуальное влечение ребенка в раннем возрасте
направлено на близких, а в большей степени, на мать,
так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,
что вольно или невольно бессознательное "оно" создает
инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-
венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,
которое или со временем (с возрастом) разрешается, или
выливается в "Эдиптов комплекс". Так как на начальной
стадии ребенок видит отца своим соперником, то у него
появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего
родителя или убить его. По обобщенной теории Фрейда
можно сказать, или, вернее, предположить, что в древ-
ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-
лись против неограниченной власти отца и, сговорив-
шись, убили его и съели. Позже, постигнув смысл
убийства, они испугались, что то же может произойти и
с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,
и каждый в своей новообразовавшейся семье установил
(обожествил) авторитарную власть мертвого отца, то
есть сделал его символом
няли в деспотии уже не их, а своего мертвого деда.
Позже символ отца в племенах заменили различные живот-
ные. Так возник тотемизм, одна из первых
религий.
1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ
Естественно, на основании всего вышесказанного
можно сделать вывод о том, что мир движется за счет
противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-
тельно так), но тогда мы имеем все основания утверж-
дать, что нет ни одного здорового человека, так как у
каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее
развитие культуры приведет к социальному взрыву, ибо
внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-
лочку. Это правильно, но дело в том, что в человеке
постоянно происходит разрядка внутрипсихического фак-
тора. Эта разрядка имеет два пути. Первый из них
состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-
ход инстинктам (но необходимо заметить, что общество
предопределило норму
узкую щель выходит лишь небольшое количество пси-
хосексуальной энергии). Второй фактор, который допол-
няет первый, является следующим: по второму закону ди-
алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в
другое качество, в частности в энергию социальную, то
есть человек делается социально активным. Если оба ка-
нала для выхода открыты, то индивид находится в нор-
мальном состоянии. Если не работает первый канал, то
вся энергия переходит в социальную сферу. Если же не
работает первый канал, то инстинкты, вытесненные в
бессознательное, могут привести к так называемому пси-
хическому взрыву или к неврозам, проявляемым в самых
различных формах: от фонтомных болей до психических
расстройств, как то: мания преследования, паранойя и
др. Зачастую утраченный контроль за психикой приводит
к необратимым последствиям. Психоанализ помогает пре-
дотвратить их.
Естественно, мы описали
психики. Организм человека, в частности его психика,
являются автономной, саморегулирующейся системой и,
пожалуй, главным фактором искажения психики является
не конфликт между
воздействия "сверх-Я".
2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ
КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА
2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ
В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ
По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм ори-
ентирован на изучение и излечение психики индивидов,
но он с самого начала
яснения общественного сознания в его настоящем и прош-
лом. "Запреты", которые, как считал Фрейд, вытесняют
сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-
дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-
альными нормами нравственности и права, возникшими на
заре человеческой истории.
ми запретами" и полагал, что чрезвычайно важно вы-
яснить как, почему, при каких условиях они возникли,
утвердились, эволюционировали. Внимание ученого было
привлечено к проблемам
ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-
дить об общем развитии человечества по своему опыту,
приобретенному ... на пути изучения душевных процессов
отдельных лиц за все время их развития от детского
возраста до взрослого. Перенося отдельные характе-
ристики с отдельного человека на все человечество,
Фрейд пытался таким
образом понять процесс
общества.
Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-
чество психологические черты не просто индивида, а
невротика. На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-
верждений. По его мнению, во-первых, все люди в боль-
шей или меньшей степени
рых, каждый ребенок в своем индивидуальном развитии
проходит фазу невроза. В-
ется характерной и для первобытного человека. Через
нее проходят все народы в своем культурно-историческом
развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-
ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как
систему запретов, блокирующих природные влечения чело-
века. По его мнению, вытеснение влечений - это мерило
достигнутого культурного
человечества является отречением от природных
страстей, удовлетворение которых гарантирует элемен-
тарное наслаждение нашему "Я".
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин
"культура" в большинстве случаев оказывается равноз-
начным понятию "общество". В наиболее развернутом оп-
ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что
"она охватывает все приобретенные людьми знания и
способы, чтобы господствовать над силами природы и до-
бывать блага для
ностей", и в то же время она включает все институты,
регулирующие отношения между
распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у
всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-
тикультурные традиции и что эти стремления у значи-
тельного количества лиц настолько сильны, что опреде-
ляют их поведение среди других.
Можно сказать, что человек как бы находится между
двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-
ка, лишает его наслаждений (за это он и стремится из-
бавится от нее); с другой стороны, культура защищает
его от факторов окружающей среды, позволяет осваивать
все блага природы и
между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-
туры в пользу своих
ты, многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-
вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким
грузом ложится на его
склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об
этом так: "В силу этого всякая культура должна быть
построена на принуждении и на отказе от влечений, и
при ее понимании оказывается, что центр тяжести с ма-
териальных интересов передвинут на психику. Решающим
является вопрос, удастся ли и в какой мере уменьшить
для людей тяжесть жертвы, которая состоит в отказе от
своих влечений, примирит людей с теми жертвами, какие
им приходится неизбежно нести,
радить их за эти жертвы." Главным остается вопрос о
том, как заставить