Музей
образовательного учреждения
– это музей, созданный
руками студентов, учащихся
и для студентов,
учащихся. Школьный музей строит свою
работу в расчёте на учащихся. Поэтому
понятия «актив», «активность», «орган
музейного самоуправления» являются ключевыми
в концепции школьного музея. Работа музея
образовательного учреждения строится
на основе самоуправления. Руководит ею
Совет музея. Из числа членов Совета избирается
председатель совета, его заместитель,
руководители групп (секций) музея: поисковой,
экскурсионной, экспозиционной. Основная
задача педагога построить работу с активом
таким образом, чтобы учащиеся совмещали
общественную деятельность с практической,
ведь именно в процессе «делания» музея,
участия в его создании они становятся
исследователями, хранителями, реставраторами,
экскурсоводами, экспозиционерами, художниками,
лекторами. Музей – это определённый итог
деятельности: показатель гражданской
зрелости как ученического, так и педагогического
коллективов.
Миссия
музея истории учебного
заведения – способствовать сохранению
исторической памяти и формированию исторического
самосознания будущих учителей, социальных
педагогов и социальных работников через
музейные средства.
Цель
деятельности музея
истории учебного
заведения: гражданско-патриотическое
воспитание молодёжи музейными средствами.
Для достижения данной цели музей ставит
перед собой следующие задачи:
- формировать
историко-познавательную, информативно-коммуникативную,
поисково-исследовательскую компетентность
студентов педагогического колледжа;
- формировать
целостное представление об истории развития
образования в России, об историческом
прошлом и настоящем учебного заведения;
- воспитывать
нравственные, гражданские, патриотические
качества личности, чувство уважения,
гордости и сопричастности к прошлому
и настоящему учебного заведения;
- привлечь
максимальное количество студентов ко
всем сферам деятельности музея;
- изучить и
расширить музейную аудиторию.
Свою
деятельность музей истории учебного
заведения строит по следующим
принципам:
- принцип научности;
- принцип «музей
руками студентов и для студентов»;
- принцип дальнейшего
развития на основе достижений и положений
музеелогии и музейной педагогики.
Свою
работу общественный музей в Тотемском
педагогическом колледже ведёт по следующим
направлениям:
- комплектование
фондов;
- экспозиционно-выставочная
деятельность;
- научно-просветительская
деятельность.
2.3
Условия реализации
концепции
Изучив
опыт деятельности школьных музеев города,
Вологодской области и анализируя
деятельность нашего музея, мы пришли
к выводу, что многие музеи в
образовательных учреждениях недостаточно
выполняют свои функции. В них
уменьшается количество посетителей,
используется только витринно-стендовый
показ экспонатов, не привлекаются
новые информационные технологии, интерактивные
формы работы со школьниками, одним
словом, школьные музеи превратились
в «шкатулки с древностями», в
парадные комнаты для почётных гостей.
Современные
социально-экономические условия
подталкивают школьные музеи к поиску
новых механизмов реализации своей
жизнедеятельности, к выбору нового
вектора развития.
Определить
оптимальный способ реализации своей
самобытности и своих возможностей
на уровне современных музейных технологий
мы считаем возможным при интеграции
в действующий жанр «музей – экспозиция»
нового жанра – «музей – экскурсионное
бюро».
Основанием
выбора данного жанра послужили
следующие факторы:
- активная
краеведческая работа;
- поисково-исследовательская
деятельность;
- наличие краеведческих
исследовательских изысканий в области
истории образования;
- опыт участия
в Российских, региональных краеведческих
конференциях;
- опыт использования
интерактивных форм культурно-образовательной
деятельности.
Цель
деятельности такого музея
– это сохранение исторической памяти
и передача через организованную систему
информационного обеспечения материалов
краеведческой тематики образовательным
учреждениям района.
Для
достижения данной цели мы предполагаем
строить свою деятельность по следующим
направлениям:
- изучение
потребностей образовательных учреждений
района в краеведческой тематике;
- систематизация
краеведческого материала фондов музея
по истории образования в Тотемском районе;
- создание
тематических экскурсий, бесед, лекториев,
исходя из потребностей образовательных
учреждений района в краеведческой тематике;
- подбор музейных
экспонатов, находящихся в фондах музея,
по принципу «музей в чемодане»;
- использование
новых информационных технологий;
- обучение
актива музея, создание школы экскурсоводов;
- создание
проекта «музей – экскурсионное бюро».
Для
работы по данным направлениям музей
истории учебного заведения в
Тотемском педагогическом колледже
имеет все возможности, так как
студенты умеют работать с различными
источниками, составлять и проводить
экскурсии, организовывать выставки, внедрять
в работу новые технологии.
Заключение
Проводя
исследование по теме данной работы, мы
установили, что представляет собой
музей образовательного учреждения
и чем он отличается от обычного
музея: выявили особенности, функции
музея образовательного учреждения,
указали задачи по созданию и развитию
музея, в частности это разработка
концепции музея образовательного
учреждения и формирование актива музея
из учащихся и педагогов. Мы смогли
установить факторы, повлиявшие на создание
музея истории учебного заведения в Тотемском
педагогическом колледже:
- наличие письменных,
вещественных источников по истории учебного
заведения;
- потребность
в формировании профессионально-личностных
и морально-нравственных качеств будущих
учителей средствами музейной педагогики;
- социальная
потребность в формировании общественного
мнения о значимости и роли учебного заведения.
Помимо
факторов, повлиявших на создание музея,
в своей работе мы отразили основные
этапы создания музея и содержание
деятельности общеучилищной рабочей
группы. Работала она по следующим
направлениям:
- фондовая
работа, обеспечивающая учёт и хранение
фондов;
- научно-исследовательская
работа, осуществляющая комплектование
музейного собрания;
- экскурсионная
работа, отвечающая за разработку и создание
экспозиций.
Помимо
всего вышеперечисленного в данной
исследовательской работе мы подробно
раскрыли особенности культурно-образовательной
деятельности музея, программу экскурсий,
разработанную Советом музея, а
также программу подготовки экскурсоводов.
Кроме этого мы создали концепцию
музея истории учебного заведения в Тотемском
педагогическом колледже и разработали
пути её реализации.
Музей
необходим каждому учебному заведению,
он с помощью своей экспозиции
способен дополнить и обогатить
любую информацию, сделать сам
процесс обучения и воспитания предметным,
наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных
учреждений давно и прочно заняли место
в современной жизни, как форма гражданского
патриотического воспитания, как социально-ценностный
процесс, как результат поисково-исследовательской
деятельности [4, 144].
Участие
в поисково-собирательской работе,
встречи с интересными людьми,
знакомство с историческими фактами
помогают учащимся узнать историю и
проблемы родного края, приобщившись
к ним душой. Это воспитывает уважение
к памяти прошлых поколений земляков,
бережное отношение к культурному и природному
наследию своего края [9, 3].
Специальными
методами и средствами приобщения человека
к культурному наследию с помощью бесценных
сокровищ, хранящихся в музеях, располагает
музейная педагогика [11, 5].
Воспитание
ребенка средствами искусства с
помощью музейной педагогики начинается
еще с детского сада. В садике
ребенка поэтапно готовят к посещению
музея, знакомят с музеями, учат выражать
свои впечатления и т.д. [12]. Затем это
продолжается в школе. Поэтому деятельность
музея истории учебного заведения в Тотемском
педагогическом колледже имеет огромное
воспитательное, нравственное, культурно-образовательное
значение, так как готовит будущих учителей
и социальных педагогов к участию в краеведческой
работе, к созданию музеев и применению
методов и средств музейной педагогики.
Список литературы
- Даль В.И. Толковый
словарь живого великорусского языка
в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
- Завгородняя О.Н. Музей
истории учебного заведения как результат
и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской
деятельности // Организация исследовательской
деятельности учащихся и студентов в образовательном
учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред.
Л.А. Коробейниковой. – Вологда, 2007. – С. 44
– 46.
- Завгородняя О.Н. Учреждение
это благодетельное для земства всей нашей
губернии. – Вологда, 2002.
- Завгородняя О.Н.,
Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения //
Организация воспитательной работы в
образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков
/ Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова.
– Вологда, 2008. – С. 144 – 146.
- Коджаспирова Г.М.,
Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь:
для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений.
– М.: Изд. центр Академия, 2000. – С. 37.
- Лаврова О.
Любимое, родное, дорогое… // Тотемские
вести. – 2006. – №1. – С. 2.
- Маленькое
окно в большой мир: методические рекомендации
в помощь организаторам музеев образовательных
учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой.
– Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. – 79 с.
- Методические
рекомендации департамента молодёжной
политики, воспитания и социальной защиты
детей Министерства образования и науки
Российской Федерации от 12. 01. 2007 №06–11
по деятельности школьных музеев и развитию
краеведческих объединений. – 56 с.
- Музеи общеобразовательных
школ и учреждений дополнительного образования:
аннотированный каталог. – Вологда, 2004.
– 198 с.
- Ожегов С.И. Толковый
словарь русского языка. – М.: Азбуковник,
1999. – 944 с.
- Панкратова Т.Н.,
Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами
музейной педагогики для младших школьников:
учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
- Пантелеева Л.В. Музей
и дети. – М.: Изд. Дом Карапуз, 2000. – 256 с.
- Педагогика:
учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед.
колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого.
– М.: Российское педагогическое агентство,
1995. – 640 с.
- Сеченова Л.С. Сотрудничество
взрослых и детей в школьном музее // Образование
в современной школе. – 2005. – №4. – С. 51
– 52.
- Создаём
музей вместе: методические рекомендации
в помощь организаторам музеев учреждений
образования / Сост. О.Б. Карпова – Вологда:
ИЦ ВГМХА, 2007. – 98 с.
- Хенкин Я.
Из опыта работы школьных музеев // Воспитание
школьников. – 2001. – №3. – С. 7 – 9.
- Школьные
музеи. Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова,
М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.
- Школьный
музей: жизнь в творчестве: методические
рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. –
Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. – 100 с.
- Шмакова М.П. Поисковая
работа в школьном музее как средство
воспитания патриотов // Внешкольник. –
2003. – №6. – С. 10 – 11.