Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Школьный музей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы детского и педагогического коллектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной поисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по истории города, края, села, улицы, учебного заведения требуют размещения.

Работа содержит 1 файл

Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

     Музей образовательного учреждения – это музей, созданный  руками студентов, учащихся и для студентов, учащихся. Школьный музей строит свою работу в расчёте на учащихся. Поэтому понятия «актив», «активность», «орган музейного самоуправления» являются ключевыми в концепции школьного музея. Работа музея образовательного учреждения строится на основе самоуправления. Руководит ею Совет музея. Из числа членов Совета избирается председатель совета, его заместитель, руководители групп (секций) музея: поисковой, экскурсионной, экспозиционной. Основная задача педагога построить работу с активом таким образом, чтобы учащиеся совмещали общественную деятельность с практической, ведь именно в процессе «делания» музея, участия в его создании они становятся исследователями, хранителями, реставраторами, экскурсоводами, экспозиционерами, художниками, лекторами. Музей – это определённый итог деятельности: показатель гражданской зрелости как ученического, так и педагогического коллективов.

     Миссия музея истории учебного заведения – способствовать сохранению исторической памяти и формированию исторического самосознания будущих учителей, социальных педагогов и социальных работников через музейные средства.

     Цель  деятельности музея  истории учебного заведения: гражданско-патриотическое воспитание молодёжи музейными средствами. Для достижения данной цели музей ставит перед собой следующие задачи:

  • формировать историко-познавательную, информативно-коммуникативную, поисково-исследовательскую компетентность студентов педагогического колледжа;
  • формировать целостное представление об истории развития образования в России, об историческом прошлом и настоящем учебного заведения;
  • воспитывать нравственные, гражданские, патриотические качества личности, чувство уважения, гордости и сопричастности к прошлому и настоящему учебного заведения;
  • привлечь максимальное количество студентов ко всем сферам деятельности музея;
  • изучить и расширить музейную аудиторию.

     Свою  деятельность музей истории учебного заведения строит по следующим  принципам:

  • принцип научности;
  • принцип «музей руками студентов и для студентов»;
  • принцип дальнейшего развития на основе достижений и положений музеелогии и музейной педагогики.

     Свою  работу общественный музей в Тотемском  педагогическом колледже ведёт по следующим  направлениям:

  • комплектование фондов;
  • экспозиционно-выставочная деятельность;
  • научно-просветительская деятельность.
 

     2.3 Условия реализации  концепции 

     Изучив  опыт деятельности школьных музеев города, Вологодской области и анализируя деятельность нашего музея, мы пришли к выводу, что многие музеи в  образовательных учреждениях недостаточно выполняют свои функции. В них  уменьшается количество посетителей, используется только витринно-стендовый  показ экспонатов, не привлекаются новые информационные технологии, интерактивные  формы работы со школьниками, одним  словом, школьные музеи превратились в «шкатулки с древностями», в  парадные комнаты для почётных гостей.

     Современные социально-экономические условия  подталкивают школьные музеи к поиску новых механизмов реализации своей  жизнедеятельности, к выбору нового вектора развития.

     Определить  оптимальный способ реализации своей  самобытности и своих возможностей на уровне современных музейных технологий мы считаем возможным при интеграции в действующий жанр «музей – экспозиция»  нового жанра – «музей – экскурсионное  бюро».

     Основанием  выбора данного жанра послужили  следующие факторы:

  • активная краеведческая работа;
  • поисково-исследовательская деятельность;
  • наличие краеведческих исследовательских изысканий в области истории образования;
  • опыт участия в Российских, региональных краеведческих конференциях;
  • опыт использования интерактивных форм культурно-образовательной деятельности.

     Цель  деятельности такого музея – это сохранение исторической памяти и передача через организованную систему информационного обеспечения материалов краеведческой тематики образовательным учреждениям района.

     Для достижения данной цели мы предполагаем строить свою деятельность по следующим  направлениям:

  • изучение потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;
  • систематизация краеведческого материала фондов музея по истории образования в Тотемском районе;
  • создание тематических экскурсий, бесед, лекториев, исходя из потребностей образовательных учреждений района в краеведческой тематике;
  • подбор музейных экспонатов, находящихся в фондах музея, по принципу «музей в чемодане»;
  • использование новых информационных технологий;
  • обучение актива музея, создание школы экскурсоводов;
  • создание проекта «музей – экскурсионное бюро».

     Для работы по данным направлениям музей  истории учебного заведения в  Тотемском педагогическом колледже имеет все возможности, так как  студенты умеют работать с различными источниками, составлять и проводить  экскурсии, организовывать выставки, внедрять в работу новые технологии. 
 

 

      Заключение 

     Проводя исследование по теме данной работы, мы установили, что представляет собой  музей образовательного учреждения и чем он отличается от обычного музея: выявили особенности, функции  музея образовательного учреждения, указали задачи по созданию и развитию музея, в частности это разработка концепции музея образовательного учреждения и формирование актива музея  из учащихся и педагогов. Мы смогли установить факторы, повлиявшие на создание музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже:

  • наличие письменных, вещественных источников по истории учебного заведения;
  • потребность в формировании профессионально-личностных и морально-нравственных качеств будущих учителей средствами музейной педагогики;
  • социальная потребность в формировании общественного мнения о значимости и роли учебного заведения.

     Помимо  факторов, повлиявших на создание музея, в своей работе мы отразили основные этапы создания музея и содержание деятельности общеучилищной рабочей  группы. Работала она по следующим  направлениям:

  • фондовая работа, обеспечивающая учёт и хранение фондов;
  • научно-исследовательская работа, осуществляющая комплектование музейного собрания;
  • экскурсионная работа, отвечающая за разработку и создание экспозиций.

     Помимо  всего вышеперечисленного в данной исследовательской работе мы подробно раскрыли особенности культурно-образовательной  деятельности музея, программу экскурсий, разработанную Советом музея, а  также программу подготовки экскурсоводов. Кроме этого мы создали концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже и разработали пути её реализации.

     Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить  любую информацию, сделать сам  процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат поисково-исследовательской деятельности [4, 144].

     Участие в поисково-собирательской работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами  помогают учащимся узнать историю и  проблемы родного края, приобщившись к ним душой. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений земляков, бережное отношение к культурному и природному наследию своего края [9, 3].

     Специальными  методами и средствами приобщения человека к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ, хранящихся в музеях, располагает музейная педагогика [11, 5].

     Воспитание  ребенка средствами искусства с  помощью музейной педагогики начинается еще с детского сада. В садике ребенка поэтапно готовят к посещению  музея, знакомят с музеями, учат выражать свои впечатления и т.д. [12]. Затем это продолжается в школе. Поэтому деятельность музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже имеет огромное воспитательное, нравственное, культурно-образовательное значение, так как готовит будущих учителей и социальных педагогов к участию в краеведческой работе, к созданию музеев и применению методов и средств музейной педагогики. 
 

 

      Список литературы 

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 2 – М.: Русский язык, 2000. – 779 с.
  2. Завгородняя О.Н. Музей истории учебного заведения как результат и форма привлечения студентов к поисково-исследовательской деятельности // Организация исследовательской деятельности учащихся и студентов в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой. – Вологда, 2007. – С. 44 – 46.
  3. Завгородняя О.Н. Учреждение это благодетельное для земства всей нашей губернии. – Вологда, 2002.
  4. Завгородняя О.Н., Зобнина О.В. Музей истории учебного заведения // Организация воспитательной работы в образовательном учреждении / Сост. А.А. Огарков / Под ред. Л.А. Коробейниковой, А.А. Огаркова. – Вологда, 2008. – С. 144 – 146.
  5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений. – М.: Изд. центр Академия, 2000. – С. 37.
  6. Лаврова О. Любимое, родное, дорогое… // Тотемские вести. – 2006. – №1. – С. 2.
  7. Маленькое окно в большой мир: методические рекомендации в помощь организаторам музеев образовательных учреждений / Под ред. Н.А. Бритвиной, О.Б. Карповой. – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004. – 79 с.
  8. Методические рекомендации департамента молодёжной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации от 12. 01. 2007 №06–11 по деятельности школьных музеев и развитию краеведческих объединений. – 56 с.
  9. Музеи общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования: аннотированный каталог. – Вологда, 2004. – 198 с.
  10. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
  11. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: учебно-методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160 с.
  12. Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.: Изд. Дом Карапуз, 2000. – 256 с.
  13. Педагогика: учебн. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1995. – 640 с.
  14. Сеченова Л.С. Сотрудничество взрослых и детей в школьном музее // Образование в современной школе. – 2005. – №4. – С. 51 – 52.
  15. Создаём музей вместе: методические рекомендации в помощь организаторам музеев учреждений образования / Сост. О.Б. Карпова – Вологда: ИЦ ВГМХА, 2007. – 98 с.
  16. Хенкин Я. Из опыта работы школьных музеев // Воспитание школьников. – 2001. – №3. – С. 7 – 9.
  17. Школьные музеи. Из опыта работы / Под ред. В.Н. Столетова, М.П. Кашина. – М.: Просвещение, 1977. – 143 с.
  18. Школьный музей: жизнь в творчестве: методические рекомендации / Под ред. О.Б. Карповой. – Вологда – Молочное: ИЦ ВГМХА, 2006. – 100 с.
  19. Шмакова М.П. Поисковая работа в школьном музее как средство воспитания патриотов // Внешкольник. – 2003. – №6. – С. 10 – 11.

Информация о работе Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»