Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Школьный музей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы детского и педагогического коллектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной поисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по истории города, края, села, улицы, учебного заведения требуют размещения.

Работа содержит 1 файл

Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО.docx

— 51.78 Кб (Скачать)

     Советом музея составлена программа экскурсий:

     – обзорная экскурсия (разработан маршрут осмотра, текст);

     – тематические экскурсии-беседы:

  • «Народное образование в Тотемском районе в 19 начале 20 века»;
  • «Тотемская учительская семинария»;
  • «Средние учебные заведения города Тотьмы в конце 19 начале 20 века»;
  • «Учитель учителей» (о директоре Тотемского педагогического училища Г.И. Коркиной);
  • «От учительской семинарии к педагогическому колледжу: история возрождения»;
  • «Учитель-солдат» и др.

     Только  за 2007–2008 учебный год в музее Тотемского педагогического колледжа было проведено 39 экскурсий.

     Основной  приём проведения экскурсий –  демонстрационный, сочетающий показ  экспонатов с комментариями экскурсовода. Разработана программа подготовки экскурсоводов (Школа экскурсоводов), включающая в себя занятия:

  • Экскурсия как традиционная форма работы музея: формы, структура, методы, приемы.
  • Практическое занятие: прослушивание экскурсии с последующим обсуждением.
  • Практическое занятие: разработка маршрута осмотра.
  • Подготовка (конспект) экскурсии.

     В рамках научно-просветительской деятельности (культурно-образовательной) осуществляется включение в образовательный  процесс музейных уроков, лекций, тематических лекториев, бесед. Постоянно совершенствуются формы и методы культурно-образовательной  деятельности. Музейная аудитория расширяется  с введением новых образовательных  целевых программ.

     Впервые в 2007 году практику «Внеучебная воспитательная работа» по специальности 050709 «Преподавание  в начальных классах» студенты проходили  на базе музея с целью овладения  методами воспитательной работы средствами музея. Для этого была создана программа кружка «Здравствуй, музей!» для учащихся 3–4 классов. В 2008 году данный кружок провели во второй раз. Занятия кружка в совокупности посетило 189 учащихся 3–4 классов Тотемской средней школы №3.

     Материалы музея используются для научно-исследовательской  деятельности студентов и преподавателей. Исследования на базе музея – это  деятельность студентов по получению  новых исторических знаний об истории  учебного заведения, истории образования; средство организации образовательного процесса будущих учителей, социальных педагогов; способ удовлетворения потребности  в познании. Материалы фондов музея  – это уникальный первоисточник, служащий основой для курсовых и  выпускных квалификационных работ. Исследовательские работы студентов по темам: «Роль Тотемской учительской семинарии в общественно-политической жизни города в ХIХ начале ХХ века», «Средние профессиональные учебные заведения города в ХIХ начале ХХ века», «Участие Тотемского педагогического училища в общественной жизни в 50–60 года ХХ века» восстановили педагогическую, профессиональную, общественную деятельность коллектива учебного заведения в разные исторические эпохи. С докладами студенты выступают на семинарах руководителей школьных музеев и других собраниях. Многие работы публикуются в сборниках по научно-исследовательской деятельности, например, работа Московкиной Виктории «Музейный предмет как объект исследования», работа Житнухиной Ангелины «Изучение учительских династий как условие формирования ценностного отношения к профессии учителя» и др.

     Работа  музея истории учебного заведения  в Тотемском педагогическом колледже по перечисленным направлениям является нужной и востребованной, что подтверждает хотя бы то, что с декабря 2005 года экскурсии, беседы, встречи с выпускниками, музейные уроки, выставки, проводимые в стенах нашего музея, посетило уже 2086 человек. 

 

      2. Концепция музея  истории учебного  заведения в ГОУ  СПО «Тотемский  педагогический колледж» 

     2.1 Теория вопроса:  этапы создания  концепции 

     Одна  из важнейших научно-организационных  задач в создании и развитии музея  – разработка концепции музея образовательного учреждения. Концепция – одна из форм педагогического проектирования, документ, в котором описывается создание, развитие педагогического процесса; документ, посредством которого излагается точка зрения, ведущий замысел, теоретические исходные принципы. По словам С.И. Ожегова, концепция – это система взглядов на что-либо, основная мысль [10, 293]. Под концепцией музея образовательного учреждения следует понимать систему взглядов организаторов музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус в музейной сети, назначение функций музея и методы их реализации, структуру музея и систему обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использования, экспозиционные и просветительские формы работы, общественно-полезную деятельность музея. Концепция музея – это своеобразная долговременная программа деятельности музея [15, 24].

     Назначение  концепции: изложение теории развития в конструктивной, прикладной форме. Задача концепции – определить цели, принципы и направления культурно-образовательной, просветительской, фондовой и исследовательской  деятельности музея.

     Идея  создания концепции музея истории  учебного заведения в Тотемском  педагогическом колледже возникла как  естественное продолжение, условие  развития музея и дальнейшая его  интеграция в учебно-воспитательный процесс (см. прил. 7).

     Создание  концепции музея проходило через  три этапа:

  1. изучение теории вопроса и анализ деятельности музеев образовательных учреждений;
  2. исследование системы взглядов на музей образовательного учреждения;
  3. разработка путей реализации концепции.

     При создании концепции мы опирались  на работы известных музееведов и  историков по данной теме. Ещё в  начале 20 века немецкий теоретик-музеевед А. Лихтворк оформил идею об образовательном назначении музея и предложил новый подход к посетителю как к участнику диалога.

     Немецкий  педагог и музеевед Г. Кершенштейнер создал в своих трудах концепцию «педагогики музейной экспозиции», построенную по педагогическому принципу с учётом возможности её восприятия и в соответствии с задачами образования.

     Г. Фройдентоль впервые предложил термин «музейная педагогика» и занялся разработкой проблемы взаимодействия музея и школы.

     Теоретик  и практик музейной педагогики –  Н.В. Нагорский – стал автором идеи о том, что музей является институтом социально-культурной деятельности, дополняющим и углубляющим работу учебно-воспитательных учреждений.

     Б.А. Столяров говорит о музейной коммуникации и роли объединения усилий музея и школы в деле воспитания эстетически развитого, обогащённого художественным опытом и знаниями человека.

     Е.Л. Галпина и М.Ю. Юхневич – сторонники идеи о школьном музее как открытой системе, элементами которой являются:

  • музей – ядро (центр) музейно-педагогической и краеведческой работы в школе;
  • интеграция музея в учебно-воспитательный процесс;

     · связь музея с местным сообществом.

     Они же предложили идею о самовыражении  музея в выборе жанра (как оптимального способа реализации самобытности).

     В основу концепции музея Тотемского педагогического колледжа были положены следующие идеи:

    • музей – это специфическое культурно-образовательное пространство;
    • музей – это открытая педагогическая система;
    • музей – это средство патриотического и гражданского воспитания;
    • музей образовательного учреждения – это музей, созданный руками студентов, учащихся и для студентов, учащихся.

     Для реализации концепции был выбран новый жанр музея: «музей – экскурсионное  бюро». 

     2.2 Краткое изложение  концепции 

     Концепция общественного музея истории  учебного заведения в ГОУ СПО  «Тотемский педагогический колледж» включает в себя:

  • историю вопроса;
  • концептуальные положения деятельности музея;
  • основные направления деятельности музея.

     В историю вопроса входят сведения о факторах, повлиявших на создание музея в педколледже; раскрыты этапы  и основные направления работы его  создателей:

  • 2003–2004 гг. – организационно-правовая деятельность, включающая в себя разработку, обсуждение и принятие Положения о музее, Положения о Совете музея, выборы Совета музея, распределение обязанностей, организацию учёбы по систематизации, документированию, регистрации, хранению музейных предметов, комплектование фондов;
  • 2004–2005 гг. – фондовая, экспозиционная деятельность, включающая в себя формирование музейных коллекций, тематических папок, регистрацию предметов музейного значения в книге поступлений, составление и утверждение тематико-экспозиционного плана;
  • сентябрь – декабрь 2005 г. – оформление экспозиции, открытие музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.

     Концептуальные  положения деятельности музея включают в себя раскрытие правовой основы музееведческой деятельности, особенности  музея образовательного учреждения, цель, задачи и принципы работы музея.

     Правовой  основой деятельности музея истории  учебного заведения в Тотемском  педагогическом колледже являются:

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 марта 2003 года №28–31–181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений»;
  • Приказ Министерства РФ от 25 марта 1988 года №134 «Инструкция по учёту и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах»;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 7 декабря 1998 года №658/19–15 «О программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»»;
  • Положение о музее истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа;
  • Положение о Совете музея истории учебного заведения Тотемского педагогического колледжа.

     Музей – это специфическое  культурно-образовательное  пространство. Культурно-образовательная среда музея – это не только созерцательное пространство, где человек выступает в роли наблюдателя, но и живое развивающее пространство, обладающее высокой силой информации и эмоционального воздействия. В центре музейного образования всегда находится подлинник истории и культуры. В музее информация, знания приобретают наглядность, образность, активизируют визуальное мышление, становятся эффективным средством преемственности культуры и передачи социальной памяти. Музейное образование – это процесс освоения человеком в условиях музея системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений. Образовательными функциями музея являются:

  • передача знаний музейными средствами от поколения к поколению;
  • распространение национальной культуры;
  • хранение культурных ценностей общества;
  • социализация личности и её интеграция в общество;
  • расширение общего кругозора.

     Культурно-образовательная  среда музея помогает человеку обрести  нравственность, пробудить Человека в человеке, творит духовное в человеке, а духовность становится тем каркасом, который формирует и развивает  полноценную целостную личность.

     Музей – это открытая педагогическая система. Музейно-педагогический процесс – специально организованное сотрудничество воспитателя и воспитанника, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанника. Воспитательный процесс в музее строится на принципах музейной педагогики. Именно современная педагогика должна стать посредником между музеем и человеком, оживить музейные экспозиции, обосновать механизм включения человека в мир культуры с помощью музея и педагогики сотрудничества. Музейная педагогика ставит цель – создание таких условий, когда бы все учащиеся в соответствии со своими потребностями и интересами включились в процесс музейной коммуникации, благодаря объединению различных форм культурно-образовательной деятельности в систему.

     Музей – это средство патриотического  и гражданского воспитания. Патриотизм – это качество человека, коллектива, общества. Развивается оно постепенно, зачастую со словом и делом учителя. В связи с этим значительно возрастает социальная значимость краеведческой работы, которая строится с учётом интересов детей и предполагает развитие их инициативы и общественной активности. Только в музее, где в центре находятся подлинники истории и культуры такие понятия как «связь времён», «наследие», «национальная традиция», «гражданский долг», «служение Отечеству» приобретают реальность и значимость. Краеведение – это одна из существенных основ корневой культуры человека, основ его нравственности и гражданственности. Краеведческая работа с педагогической точки зрения, очень многогранна. Одновременно она может носить поисковый и прикладной, общественно-полезный и образовательно-воспитательный характер. Выбор содержания и методов краеведческой работы – важнейшая педагогическая задача. Сущность краеведческого обучения – в деятельности, направленной на активное познание окружающей действительности. Источником такой деятельности являются путешествия по родному краю, экскурсии, встречи с замечательными людьми, Поисково-исследовательская деятельность учащихся.

Информация о работе Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»