Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 17:39, реферат

Описание работы

Школьный музей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат краеведческой работы детского и педагогического коллектива. Чаще всего к идее создания музея приходят в процессе длительной поисково-исследовательской деятельности, когда накопленные материалы по истории города, края, села, улицы, учебного заведения требуют размещения.

Работа содержит 1 файл

Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО.docx

— 51.78 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Концепция как условие развития музея истории  учебного заведения  в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тотьма 2009

 

      Введение 

     Школьный  музей или музей образовательного учреждения – это одно из ярких  проявлений отечественной культуры и образования, эффективное средство обучения и воспитания, результат  краеведческой работы детского и  педагогического коллектива. Чаще всего  к идее создания музея приходят в  процессе длительной поисково-исследовательской  деятельности, когда накопленные  материалы по истории города, края, села, улицы, учебного заведения требуют  размещения.

     Музей образовательного учреждения – это  особая культурно-образовательная  среда, в основе которой лежит  экспозиция музея, как основная форма  музейной коммуникации, образовательные  и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов [7, 3]. Главной особенностью школьного  музея является то, что это «музей для детей и руками детей». Данное выражение подразумевает активное участие школьников, студентов во всех видах деятельности музея.

     Высокий статус музею образовательного учреждения придаёт интеграция его в учебный  процесс через музейные уроки, кружки, исследовательскую работу. Только в  этом случае школьный музей становится важной составляющей жизни учебного заведения, импульсом для личностно-ориентированного образования и воспитания молодёжи в атмосфере творчества.

     Изучая  опыт музееведческой деятельности школ города, области, всей России, мы пришли к выводу, что музей, созданный в образовательном учреждении, часто становится просто хранилищем музейных предметов, шкатулкой с древностями, парадной комнатой для почётных гостей, потому что его основной функцией становится хранение музейных предметов и их показ через представленную экспозицию; год от года в музее уменьшается количество посетителей, редко используются в работе новые технологии.

     Современные социально-культурные условия подталкивают музеи образовательных учреждений к поиску новых форм, жанров, методов  и приёмов работы, к поиску нового вектора развития. Одна из важнейших  научно-организационных задач руководителя музея, педагогического коллектива и актива музея – это разработка концепции.

     Концепция – это система взглядов авторов  музея на то, каким они его представляют: профиль, название, статус, назначение функций музея и методы их реализации, структура музея и система обеспечения его деятельности, принципы комплектования фондов и их использование, экспозиционные и культурно-просветительские формы работы и т.д. Концепция – это своеобразная научно-обоснованная программа деятельности музея и его развития. Именно это и способствовало выбору темы нашего исследования: «Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»».

     Цель  исследования: выявление роли концепции как фактора развития музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.

     Объект  исследования: процесс создания и развития общественного музея в Тотемском педагогическом колледже.

     Предмет исследования: концепция как руководящая идея перспективного развития музея.

     В основу работы была положена следующая  гипотеза: мы предполагаем, что развитие музея образовательного учреждения невозможно без научного обоснования его деятельности.

     Для достижения цели исследования и подтверждения  гипотезы были поставлены следующие  задачи:

  1. Изучить теорию вопроса.
  2. Показать процесс создания музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
  3. Раскрыть особенности культурно-образовательной деятельности музея.
  4. Создать концепцию музея истории учебного заведения в Тотемском педагогическом колледже.
  5. Разработать пути реализации концепции.

     Исследование  проходило на базе музея истории  учебного заведения в Тотемском  педагогическом колледже. Использовались следующие методы:

  • анализ описания опыта создания музеев образовательных учреждений в педагогической теории и практике;
  • методы изучения системы деятельности, содержания деятельности по созданию музея в Тотемском педагогическом колледже;
  • метод обобщения;
  • метод конкретизации (воспроизведение процесса создания музея в конкретных условиях ГОУ СПО «Тотемского педагогического колледжа»);
  • метод проектирования.

     Данная  исследовательская работа состоит  из титульного листа, оглавления, введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения, глоссария, списка литературы и приложений. В первой главе рассматриваются  условия, факторы, этапы создания музея  в Тотемском педагогическом колледже, а во второй главе представлено описание концепции музея данного образовательного учреждения и идеи её реализации. В заключении сделаны выводы по проблеме исследования и определена её научно-практическая значимость. Приложения наглядно подтверждают проделанную работу.

     Данная  исследовательская работа даёт возможность  познакомиться с историей создания музея в Тотемском педагогическом колледже и может быть использована в качестве методических рекомендаций будущим учителям, руководителям  музеев, педагогическим коллективам  по созданию и развитию музеев. 

 

      1. Музей истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж» 

     1.1 История создания музея 

     В последнее десятилетие усиливается  интерес к истории родного  края, активно разрабатываются и  реализуются региональные и местные  краеведческие программы. Это находит  своё отражение в организации  различных видов краеведческой  образовательной деятельности и  работе факультативов, кружков, поисковых  отрядов, групп, клубов и других объединений  в учреждениях образования [9, 5]. А  также ведёт к созданию музеев. В Вологодской области в каждом районе создано огромное количество музеев, в том числе и музеев образовательных учреждений. Например, комплексный краеведческий музей  Верховской средней общеобразовательной  школы Верховажского района или  краеведческий музей Красногорской  основной общеобразовательной школы  Чагодощенского района [9, 135]. К музеям образовательных учреждений относится  и музей истории учебного заведения  в Тотемском педагогическом колледже.

     По  словам Владимира Ивановича Даля, музей – это собрание редкостей или замечательных предметов по какой-либо отрасли наук и искусств [1, 357]. А Сергей Иванович Ожегов трактует понятие музея следующим образом: музей – это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов – памятников истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью [10, 369].

     Музей образовательного учреждения – это особая культурно-образовательная среда, в основе которой лежит экспозиция музея, как основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путём демонстрации музейных предметов. Но, прежде всего, музей – это хранилище социальной памяти, а уж потом – многоёмкое и комплексное учреждение с разнообразными формами деятельности. Это и сбор лиц, представляющих собой все поколения. Это и склад вещей, где хранятся памятники истории и культуры (музейные фонды). Это и магазин, который предлагает свою продукцию (информацию) посетителю. Это и кладбище, где сохраняется память отцов. Это и клуб, где собираются люди по интересам. Это и театр, где экспозиция является декорацией к историческим событиям. Это и библиотека, где музейные предметы в совокупности представляют собой памятную книгу человечества. Это и архив, где хранится всевозможная информация, зафиксированная на разных материальных носителях. Это и мастерская, где реставрируются и возвращаются к жизни свидетельства деятельности человека разных исторических эпох. Это и храм с его духовным содержанием. Это и научное учреждение, занимающееся исследованиями. Это и школа, в широком смысле слова, где формируются знания подрастающего поколения [7, 3]. Каждый музей имеет огромное значение и несёт в себе много пользы. Так детский музей в молодом городе Ноябрьске Тюменской области стал для родителей школой семейного воспитания и собственного культурного развития [13, 459].

     Музей образовательного учреждения отличается от обычного музея. Он обладает такими качественными и количественными  параметрами открытости, которые, в  конечном итоге, определяют его уникальность по сравнению с другими музеями. Музей образовательного учреждения имеет некоторые особенности. Во-первых, он служит своим творцам. Те, кто создают этот музей (актив, учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает его от многих других музеев, включая государственные и ведомственные, которые создаются одной группой лиц (специалистами-музеологами) для другой (аудитории). Во-вторых, музей образовательного учреждения интегрирован в учебно-воспитательный процесс: через свои собрания и формы деятельности он связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин и с дополнительным образованием. Подобная связь существует между образовательными учреждениями и музеями других типов, но не является столь тесной и интенсивной [18, 3].

     К традиционным функциям музея образовательного учреждения относятся: комплектование, изучение, учёт, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Такой музей должен обладать достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность [8, 2].

     Чаще  всего к идее создания музея приходят в процессе длительной краеведческой  работы, когда накопленные материалы  требуют размещения.

     Музей необходим каждому учебному заведению, он с помощью своей экспозиции способен дополнить и обогатить  любую информацию, сделать сам  процесс обучения и воспитания предметным, наглядным, осязаемым [19]. Музеи образовательных учреждений давно и прочно заняли место в современной жизни, как форма гражданского патриотического воспитания, как социально-ценностный процесс, как результат Поисково-исследовательской деятельности, как показатель гражданской зрелости учебного заведения [4, 144].

     22 декабря 2005 года в ГОУ СПО  «Тотемский педагогический колледж»  был открыт музей истории учебного  заведения. К этому шли целых  четыре года. На торжественном  открытии музея с уникальными  экспонатами – фотографиями, книгами,  документами и наградами –  присутствовали студенты, преподаватели, ветераны педагогического труда – выпускники Тотемского педагогического училища, работники фондов Тотемского музейного объединения и архива. Право перерезать ленточку предоставили ветерану войны и труда, почётному гражданину г. Тотьмы Б.Д. Попову и студентке педколледжа, победительнице областного конкурса сочинений «Педагогическое мастерство» Юлии Акишевой [6, 2].

     Тотемский педагогический колледж является преемником одного из старейших учебных заведений  дореволюционной России – Учительской  семинарии, которая была открыта  по указу императора Александра I в 1872 году. За такую длинную жизнь учебное заведение не однажды меняло свой статус: семинария – педагогические курсы – педагогический техникум – педагогическое училище – педагогический колледж. Историю учебного заведения воссоздать не так-то легко, когда столько лет ушло в небытие. В 1957 году Тотемское педагогическое училище было закрыто «за ненадобностью». И только через сорок лет начато его восстановление буквально из ничего.

     Идея  создания музея одного из старейших  педагогических учебных заведений  области оформилась в ноябре 2002 года. В преддверии 130-летнего юбилея со дня открытия Тотемской учительской семинарии был дан старт операции «Поиск» под девизом «Знать, чтобы помнить!» [2, 44]. Каждая студенческая группа получила задание: восстановить списки выпускников педагогического техникума, педучилища разных лет, завязать переписку, провести встречи с целью восстановления той эпохи. Результатом операции «Поиск» стал материал музейного значения (воспоминания, фотографии, газетные и журнальные статьи, документы). 27 октября 2003 года Совет училища принял решение о создании общественного музея истории учебного заведения. На принятие данного решения повлияли следующие факторы:

Информация о работе Концепция как условие развития музея истории учебного заведения в ГОУ СПО «Тотемский педагогический колледж»