Классификация культур Р. Льюиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Ричард Льюис – известный во всем мире лингвист и специалист в области межкультурных исследований. Он знает десять европейских и два восточных языка, долгое время работал личным преподавателем в японской императорской семье, а сейчас выступает с лекциями перед представителями большого бизнеса по всему миру. В своем исследовании Р. Льюис сравнивает не только культурные особенности различных наций, но и особенности их мышления, характера взаимоотношений. На основе анализа организации деятельности человека во времени, он дает свою классификацию культур, выделяя моноактивные, полиактивные и реактивные культуры.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ВИДЫ КУЛЬТУР. ОСНОВНЫЕ ЦЕННОСТИ 4
2 СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ 6
3 ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 15

Работа содержит 1 файл

крос-культурный менеджмент.docx

— 414.16 Кб (Скачать)

–  стремиться  понять  подтекст,  намерения собеседника;

–  некоторое время   хранить  молчание;

– задавать   уточняющие  вопросы,  тем   самым,  показывая,  в чем   вы  заинтересованы;

–  конструктивно реагировать  на   сказанное;

–  в эмоциях  поддерживать определенную степень непроницаемости;

–  уметь  приспосабливаться  к  сильным   сторонам   и   достижениям   партнера.

Поняв  специфику   общения   данных  типов   культур,  можно   правильно  понять   сущность  и   особенности  делового   общения   в  странах.  Еще одним   важным  критерием   классификации   культур  является   способ   сбора   информации.  Роль  информации  в  наше  время   велика,  от   того,  насколько  она  точна  и   правильна,  зависит  эффективность   принимаемого

решения.  На  рис. 7–9  показаны  некоторые источники информации,  которые используют данные типы культур. 

В   моноактивных  культурах сбор   информации  идет   для того,  чтобы пользоваться   ей   в   дальнейшей  деятельности.  Народы,  относящиеся к этому   типу  культуры,  отличаются  преимущественным   использовани ем  источников   информации,  представляющих  объективные   данные.

К таким   источникам  относятся  Интернет,  формальные  источники (газе ты,  журналы),  официальные   источники (телевидение,  радио),  разнообразная   справочная   литература   и   другие  источники,  позволяющие   получить   достоверную,  проверяемую   информацию,  исключающую искажение  или   возможность   индивидуальной  личностной  трактовки  отдельных  фактов. 

            

 

Представители  полиактивных  культур  предпочитают  более  неформальные   источники.  Они   видят  события   и деловые перспективы «в  контексте»,  так  как  уже   обладают  большим   количеством  сведений,  полученных   в  ходе   личных  встреч   и  бесед  с  людьми.  Народы,  представляющие этот   тип   культуры,  в  значительной   степени,  полагаются   на   устные  сведения,  получаемые  ими   в  ходе   многочисленных  интервью,  переговоров, деловых   бесед  и  др.  В  своей  практической   деятельности   сотрудники  компаний  ориентируются  в  основном  на   неформальный  диалог,  стремясь  использовать   личные  отношения   для решения   той   или   иной  проблемы.

Бизнесмены  будут  уже   иметь  определенное   мнение  о предстоящей сделке,  так как обсудили  ее  с семьей,  друзьями,  коллегами,  знакомыми.  Как только   между   участниками   делового   общения   устанавливается контакт,  их личные  встречи и   заседания становятся  излишними.

Вполне  возможно,  что  если   немец   будет  вести  переговоры   с  португальцем,  то   последнего   будут раздражать   бесконечные   таблицы и  графики   другой   стороны.  Потому  что ему   важна   другая   информация.

Также   в  культурах,  ориентированных   на   диалог,  считается нормальным, если   менеджер,  при   увольнении,  уводит  за   собой   и   свою  команду,  и своих клиентов  – это его наработанная   система связей  и отношений. 

Представители  реактивных  культур  стремятся  к  использованию баз данных  и   печатной   продукции,  что сочетается   с естественной   склонностью жителей восточных   стран внимательно   слушать   и   вступать   в  дружелюбный диалог. 

Некоторые  нации  (в  частности,  японцы  и   китайцы)  готовы   говорить  очень долго,  если   это поможет   достичь предельной   гармонии.  Другие народы (например,  финны)  являются   более  немногословными,  однако  и они   тщательно   учитывают   в своем   диалоге пожелания   другой   стороны.  В качестве   заключения  хотелось   бы  сказать,  что каждый  способ  сбора информации  имеет свои   плюсы   и   минусы.  В бизнесе,  при   заключении   сделок   и   принятии  серьезных решений,  а также   для последующего   планирования  деятельности   делового  общения   информация  бесценна.

В  условиях   стремительно   развивающихся   обществ,  научно- технического   прогресса  и   информационной  революции   принято,  в  основном, ориентироваться  на   формальные  источники  информации,  а  не   делать  выводы  на   основе   только   устных  сведений,  хотя   печатная   информация и базы  данных  быстро  устаревают,  а  слухи   иногда   передают  то,  чего  нельзя   прочитать  в   прессе.  Выбор   в пользу  того   или   иного,  либо  не скольких   информационных   каналов  осуществляется   на   основе   сложившейся  системы   предпочтений,  традиционно   используемой   представителями конкретных наций.

 

3  ОТНОШЕНИЕ КО ВРЕМЕНИ

 

Еще   одним   важным  критерием   дифференциации  культур  является 

их  отношение   ко   времени.  Разные  деловые   культуры  по-разному   относятся ко   времени   и   используют  его.  Традиционно   считается,  что есть  два полюса – Восток  и   Запад.  Время   в восточных   культурах « течет»

медленнее,  чем   в  западных.  Но  это лишь  поверхностный   взгляд   на   разницу  восприятия   времени.  Представления о   времени   изменяются  от   региона   к региону,  от   страны  к  стране.  Например,  на   Тайване по- иному

воспринимают  время,  чем   в Японии,  а американец  оценивает время   совсем   не   так,  как  мексиканец.  Разное   отношение   ко   времени   создает

серьезные  проблемы  между   народами,  особенно   в  бизнесе.  Чем   сильнее

различие   между   культурами,  тем   труднее выстраивать отношения.  Поэтому   для современного   менеджера   очень важно   понимать,  как ваш 

партнер  относится  ко   времени,  чтобы   избежать   неприятных  ситуаций, правильно организовать   планирование   и   добиться   эффективного  сотрудничества. 

Рассмотрим,  как  люди  в  монактивных,  полиактивных  и   реактивных

культурах  относятся ко   времени.  Начнем  с моноактивных  культур.  Для

представителей   данного  типа   культуры  характерно   линейное  отношение 

ко   времени.  Это  значит,  что оно   идет   от   прошлого  через настоящее к 

будущему ( рис. 10). 

 

Поток  времени   идет   в  одном   направлении,  он  не   может   идти  обратно,  поэтому   то,  что было,  уже   не   вернуть, человек должен  жить  настоящим   и   планировать будущее.  В таком   понимании   время   является   ограниченным ресурсом,  оно быстротечно,  следовательно  каждая секунда на 

счету.  Поэтому   в  культурах,  воспринимающих   время   линейно,  развивается   стремление   к его  эффективному  использованию.  Менеджеры проявляют строгую   линейность   и   последовательность   в планировании  и

проведении  своих   дел,  предпочитают  заниматься   одним   делом,  а не   выполнять несколько задач параллельно. «…Один  американский  руководитель   каждое  утро   раскладывал на   столы   сотрудникам memo – список дел,  которые   надо   выполнить   сегодня… У  иностранцев запланировано все,  что  только   возможно:  на   день,  на   неделю,  на   месяц.  Не  зря же  на  Западе   так популярны   компактные  компьютеры,  которые   как раз и   используются   как  планеры».  На  рис. 11  схематически   изображено,  как представители моноактивных культур планирует свое  время. 

 

Для  американцев,  например,  время – это деньги   в полном  смысле слова.  Они   создали так называемый « материальный  эквивалент »  времени.  Американец  уже   знает,  сколько  стоит  его  рабочий   день   и   выполняет  определенные  задачи   в  запланированной   последовательности. 

В  США  существуют  жесткие  требования   к  проведению  мероприятий  – нельзя   опаздывать,  но  и   раньше  приходить  не   рекомендуется (потому  что  и   в  том,  и   в другом  случае   вы  отнимаете  у   них   не   только   время,  но  и   деньги).  Например,  при   проведении  конференций   или   встреч  у них   всегда   четко определено   время   начала   и   время   конца.  Если  вы пришли  на   собеседование к американцу  и   на   это  вам   выделили 30  мин., то   все это время   нужно   потратить с   пользой.  Сначала  задавайте  первостепенные   вопросы,  потом   второстепенные.  Желательно  уложиться в отведенное  время,  но  если   беседа   заинтересует   вашего  партнера,  то  он,  скорее   всего,  спросит,  есть   ли  у   вас  время   продолжить  разговор.

Причем  он  не   обидится,  если   вы  ответите  «нет». В  этой   стране   принято уважать не  только  свое  время,  но и  время  партнера. 

Такой  же  линии   поведения  придерживаются  и   другие   представители  моноактивного  типа   культуры.  Немцы,  швейцарцы,  австралийцы – все  ведут  учет   времени,  используют  каждую  секунду.  Нельзя   расслабляться,  надо   работать!  Они   считают,  что последовательное   выполнение задач в   заранее запланированные   сроки   способствует   хорошей   продуктивности,  и как следствие – большему  доходу. 

В  отличие  от   моноактивных  культур,  представители полиактивных культур не   привязаны   к часам и   календарю.  Представители данного типа   культуры (жители  Южной Америки,  Мексики,  Италии,  Испании и  т.д.)  демонстрируют   личностное   отношение   к  планированию  и   организации  дел.  Они   не   любят   расписаний   и  инструкций,  отличаются  нерациональным распределением  времени.

Для  полиактивных  культур время   является   некоей   субъективной  величиной,  которой можно   распоряжаться в соответствии   с собственными  планами   и   намерениями.  При   этом  представители данного типа  культуры  считают,  что чем   больше  дел они   выполняют   в одно  и   то   же время,  тем   лучше.  В процессе   распределения  своих   дел  они,  прежде  всего,  принимают   во   внимание  относительную   значимость   каждой  встречи.

Время   должно  измеряться   не   только   ценностью  ( в  денежном  выражении),  но  и   интересом и   важностью   запланированного   мероприятия.

Большое   значение   имеет  личностный  фактор –  степень  близости, дружбы  с   человеком («если   мы  с   тобой   друзья,  то   ты  не   обидишься,

если   я опоздаю   на   полчасика  или   сдвину  сроки   выполнения  нашей  сделки »).  Часто  на   этой   почве  между   представителями  разных  типов  культур возникают   конфликты.

Но  если,  несмотря   на   все разногласия,  представители  моноактивных   и   полиактивных  культур распоряжаются   своим   временем,  то   представители  некоторых   восточных   культур  адаптируются   к  нему.  Время  воспринимается   как  вращающееся   по  кругу  с  определенной   цикличностью.  За   одним   днем  следует  следующий,  времена   года   постоянно  сменяют  друг   друга,  люди  стареют   и   умирают,  но  рождаются   дети,  которые повторяют   все  с  начала.  Деловые   контакты   осуществляются  путем   планирования  деятельности   в  соответствии   с принципом   циклического   развития  времени.  Зачем   спешить   с заключением   сделки   или   подписанием контракта?  Завтра   будет новый   день,  времени   достаточно,  чтобы   все успеть.  Время   не   линейно,  оно   циклично,  постоянно вращается по  кругу и возвращается   с теми  же  возможностями,  проблемами  и   рисками,  однако  человек при   этом  становится   мудрее.  Представители  данного  типа   культуры считают,  что второй  шанс есть  всегда. 

Жители  Востока  привыкли  тщательно   обдумывать  решения,  не   торопясь.  На  рисунке  показано   восточное представление  о   ходе   событий.

Здесь  люди  привыкли  постепенно,  понемногу   делать   свои   дела.  Они   не 

будут  решать проблемы  одну  за   другой  (как  это  принято  в  западной   модели   линейного   времени),  они   долгое   время   будут их  обдумывать.  Через какой-то   период  времени   окажется,  что определенные  дела   уже   сделаны (A, D  и F), но  появляются  новые   задачи,  поэтому   старые  (B, C и E) можно   спокойно  исключить   из   списка.  И в   итоге,  после тщательного

рассмотрения,  может   оказаться,  что задача  G – наиболее   значима,  хотя 

раньше и   вовсе не  учитывалась. 

 

Общаясь   с  представителями  реактивных  культур,  надо   научиться реагировать  на   ситуацию,  подстраиваться   под   их  поведение.  Китайцы, например, избегают   поспешных   решений,  но  обладают  острым  чувством   ценности   времени.  Они   очень пунктуальны.  В  Китае  считается  уважительным   прийти  на   встречу  на  15  минут   раньше  и   решить  все проблемы   до  намеченного  срока.  Но,  с  другой   стороны,  китайцы   ждут,  что партнеры  не   пожалеют  времени   на   укрепление   личных  отношений   и   на  более тщательное  рассмотрение   деталей сделки.  Поэтому   переговоры 

могут затянуться  на   месяцы,  а то  и  на  годы. 

В  Японии  любая   процедура  или   процесс имеют   свои   этапы,  начало  и   конец   которых   четко определены.  Японцы  любят   делить   время   на   части.  На  свадьбе,  похоронах или   школьном  собрании  люди  действуют   согласно   установленному   строгому   расписанию.  Отличие  японцев   в  том, что они   распределяют   время   согласно   уместности,  правилам  вежливости  и   традициям   в  обществе.  Для  них   важны   символы,  красота  обряда, обычаи.  Например,  двухминутный  обмен   визитными   карточками   при первой   встрече,  чайная   церемония,  любование   цветением сакуры,  церемония  распития  саке  или   совместный  пикник. 

Различные   подходы   к  объяснению  и   восприятию  времени   часто приводят   к  недопониманию,  конфликтам,  проблемам   в  общении.  Время

является   главным   организатором  человеческой   деятельности.  Очевидно, что для эффективного  сотрудничества   необходимо  научиться понимать, как оценивает время   ваш   партнер по  бизнесу.  Необходимо  обращать внимание  на   темп  жизни и   ритм  деятельности,  принятые  в той   или   иной культуре.  Показателем  того,  как обходятся со   временем  в   разных  культурах,  служит  отношение   людей   к   пунктуальности   и   к   планированию времени. 

Информация о работе Классификация культур Р. Льюиса