Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:05, курсовая работа
Барокко - это европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Барокко: история появления, значение термина
1.1 Причины появления барокко
1.2 Происхождение термина "барокко"
Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Проанализируем особенности барочной архитектуры и скульптуры по странам.
В Итальянской архитектуре самым видным представителем стал Карло Мадерна. Главное его творение - фасад церкви Санта-Сусанна, законченный в 1603 году. Основной фигурой в развитии скульптуры барокко стал Лоренцо Бернини. Кроме этих деятелей, свой вклад в развитие Барокко оставили П. Кортона, Г. Гварини, Р. Райнальди и Б. Лорена.
Первые его произведения в этом стиле относятся к 1620 году. В отдельную школу Барокко Италии выделяют так называемое сицилийское барокко, которое развилось после землетрясения 1693 года.
Стиль барокко в архитектуре получает распространение в Испании, Германии, Фландрии, Нидерландах, России, Франции.
В Испании наиболее популярный памятник барокко -- собор в Сантьяго-де-Компостела. В этой стране архитектурное барокко получает название "чурригиреско" (в честь архитектора Хосе Чуригеры). Испанское барокко распространилось от туда и в Латинскую Америку, где смешалось с национальными архитектурными традициями, в результате чего появился самый вычурный тип Барокко - ультрабороккко.
Во Франции
стиль барокко представлен
Во Фландрии
архитектура барокко
В Германии выдающимся памятником барокко является Новый и Летний дворцу в Сан-Суси.
В России барокко появляется в XVII веке и получает развитие в эпоху Петра, при строительстве Санкт-Петербурга и достигает своего апогея при Елизавете Петровне. Основные имена, с которыми связано барокко в русской архитектуре это Б. Растрелли, Д. Трезини и С. Чевакинский. Наиболее значимое произведение - Петергоф.
В целом барокко
как архитектурный стиль
Перейдем к музыке барокко.
Условно, под музыкой барокко подразумевают множество композиторских стилей существовавших в Европе в течении 150 лет, в XVII - XVIII веках. Тут необходимо заметить что, термин "барокко" в отношении музыки стал применяться относительно недавно (с начала XX века).
Основные инструменты музыки барокко - виола, лютня, барочная гитара и барочная скрипка.
Основные значимые моменты в истории музыки барокко - создание оперы в Италии, оратории (раскрытие музыкальными средствами драматического содержания) также в Италии, а также кантаты и сонаты.
Основной лейтмотив инструментальной музыки - создание инструментальных ансамблей с ведущей ролью скрипки. Также развивается жанр сюиты.
Исторически музыку барокко делят на:
- музыку раннего барокко - 1600 - 1654 гг. (основной представитель - Клаудио Монтерведи; характерные черты - переходный период от музыки ренессанса);
- музыку зрелого барокко - 1654 - 1707 гг. (представители - Жан Батист Люпи, Арканджело Карелли, отличается от раннего, распространением нового стиля, усилением разделения музыкальных форм, особенно в опере);
- и музыку позднего барокко - 1707 - 1764 гг. (представители Антонио Вивальди, Иоганн Бах. Характерные черты - переход к музыке классицизма).
Музыка Барокко развивалась в Италии, Германии, Испании, Португалии, Франции и Австрии и была своего рода переходной моделью от музыки возрождения к музыке классицизма. Основные события этот периода - создание оперы, оратории, кантаты, сонаты сюиты.
Изучим литературу барокко.
Писатели эпохи барокко воспринимали реальный мир как сон или своего рода иллюзию. Характерная черта - сочетание реальности и аллегории. В литературе этого периода широко используются метафоры, оксюмороны, антитезисы, а также характерно стремление к разнообразию и энциклопедизму. Литература барокко отмечена символизмом, вниманию к теме бренности, непостоянства, ночи и сна. При этом действия литературных произведений нередко переносятся в античный мир, в поэзии распространяется вычурность, метафоричность.
Характерный для литературы барокко жанры - это сонет, сатирический роман, пастораль, кончетти и др.
Выдающиеся представители литературы барокко - Г. Гриммельсгаузен, П. Кальдерон, Д. Марино (Италия), Луис де Гонгора и Арготте (Испания), В. Вуатюр (Франция), Ф. Прокопович, М. Ломоносов, С. Полоцкий (Россия).
Обзорно рассмотрим живопись.
Стиль барокко в живописи характеризуется динамизмом композиций, аристократичностью, необычностью сюжетов. Наиболее узнаваемые черты - цветистость и динамичность.
В Италии живопись барокко представлена такими мастерами как Микеланджело Меризи, Андреа дель Поццо, братья Карраччи. Из школ барокко в Италии наиболее известна венецианская. Картины в основном пишутся на религиозные темы, сравнивая жизнь современников художника и эллинов, при этом большое внимание уделяется определенным жестам, которые указывают на характерность.
Во Франции барокко в живописи представлена в основном работами живописца Иасента Рига, а также его подражателей Симона Вуэ и Шарля Лебрена. Характерная черта - парадные портреты.
В Испании барокко
ассоциируется с именами
Определенным образом барокко воздействовало и на живопись Фламандии. Расцвет этого стиля приходится на первую половину XVII века и представлен творчеством Рубенса и Ван Дейка. Барокко здесь ориентировалось не на чувства зрителя, а на их рациональное отношение и спокойное отношение к жизни.
В целом художники
барокко открыли искусству
Барокко - в живописи, это пышность, декоративность, величие, замысловатость, текучесть, порыв, страсть, экстаз, артистизм, личностность. Оно было призвано возвеличивать католическую церковь и короля. Все в искусстве утверждало человека как частицу космоса. Одна из постоянных его тем - тема божественного государя.
Таким образом, выскажем ряд промежуточных выводов относительно сущности и принципов барокко:
- описанные выше
черты барокко применялись в
архитектуре и скульптуре, музыке,
литературе и искусстве в
- барокко как
архитектурный стиль начался
еще в XVI веке (где ассоциируется
с именем Микеланджело) и завершился
в конце XVIII века. Этот стиль
получил большое
- музыка Барокко
развивалась в Италии, Германии,
Испании, Португалии, Франции и
Австрии и была своего рода
переходной моделью от музыки
возрождения к музыке
- характерная
черта барокко в литературе - сочетание
реальности и аллегории,
- Стиль барокко
в живописи характеризуется
Таким образом, мы рассмотрели сущность и основные принципы барокко в архитектуре и скульптуре, музыке, литературе и искусстве в разных европейских странах и пришли к общему выводу, о том, что барокко в различных странах Европы, подчас, подразумевало разные культурные тенденции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теперь, в соответствии с поставленными целями и задачами выскажем несколько основополагающих для этой работы выводов.
В соответствии с задачами, мы первоначально выделили предпосылки развития барокко. Основными выводами здесь послужат следующие положения.
Хронологически,
барокко появилось в XVII веке, в
Италии, на фоне кризиса идей ренессанса.
Сама Италия в этот период утрачивает
экономическое и политическое значение
и становится разобщенной полуколонией,
вместе с тем продолжая быть культурным
центром Европы. Постепенно в силу
этих, социально-экономических
В то же время
рассматривать эпоху барокко
исключительно как время
Идеологической
основой распространения
Остановимся на истории термина "барокко".
Термин барокко
появляется несколько позже, чем
само направление в искусстве. Этимология
этого слова, вполне вероятно, происходит
от жаргонизма, который сначала обозначал
жемчужину неправильной формы, а
после использовался как
В настоящее время термином "барокко" называют ряд историко- региональных художественных стилей европейского искусства XVII- XVIII вв., последние, критические стадии развития других стилей, тенденцию беспокойного, романтического мироощущения, мышления в экспрессивных, неуравновешенных формах. Понятие "барокко" - в настоящее время получило широкое распространение в области искусствоведения и литературоведения многих стран и за ним признается определенный культурно-исторический статус.
Перейдем к сущности принципам и основам эстетики барокко.
Сущность эстетики барокко заключается в том, что в эту эпоху изменилось утвердившееся в античности представление о мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление о человеке, как о разумнейшем существе. Человек перестал ощущать себя "разумнейшим существом" напротив, он, сомневается в совей разумности. Таким образом в эстетике барокко прекрасным подчас считалось, то что было безобразным, например в эпоху ренессанса. В то же время, если смотреть шире, мы увидим, что барокко начинает отвергать авторитеты и традиции не сами по себе, а как предрассудки, как отжившую субстанцию. Для барокко в первую очередь важно не механическое отторжение всего связанного с античностью и возрождением, а новые формы для познания прекрасного, окружающего мира, разума. В эпоху ренессанса во главе угла был человек. Деятели барокко считали, что он достаточно изучен и предпочитали говорить о разуме, отвергая духовную составляющую. В этих тенденциях, суть, основа для понимания эстетики барокко.