Эстетика барокко

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Барокко - это европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой являются контрастность, стремление к величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов и напряженность. Барокко появилось в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Барокко: история появления, значение термина
1.1 Причины появления барокко
1.2 Происхождение термина "барокко"
Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Естетика бароко.docx

— 43.13 Кб (Скачать)

Курсовая  работа

"Эстетика  барокко"

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Барокко: история появления, значение термина
    • 1.1 Причины появления барокко
    • 1.2 Происхождение термина "барокко"
  • Глава II. Сущность и примеры воплощения эстетики барокко
    • 2.1. Сущность, принципы и эстетика барокко
    • 2.2 Примеры воплощения эстетики барокко
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что  в истории культуры, каждая эпоха  представляет собой переплетение различных  процессов по-разному отражающих ее сущность и действительность. Ярким  примером этому служит эпоха барокко.

Барокко - это  европейская культура XVII - XVIII веков, основными характеристиками которой  являются контрастность, стремление к  величию и роскоши, совмещению реальности с аллюзией, динамичность образов  и напряженность. Барокко появилось  в Италии (Флоренция, Венеция, Рим) и  оттуда распространилась по всей Европе. Эпоху барокко принято считать  началом насаждения основ "западной цивилизации" в мире, она во многом предопределила динамику формирования культур других эпох. Стиль барокко, по мере своего распространения, становится популярным и на Западе и в России.

С определенной степенью вероятности можно утверждать, что барокко до сих под непосредственным образом воздействует на культуру современности - через образцы искусства своих  выдающихся представителей, ныне хранящихся в музеях, или выставленных на всеобщее обозрение, в качестве образцов архитектуры  европейских городов. Этим определяется актуальность изучения эпохи барокко.

Сформулируем  основные цели и задачи настоящей  курсовой.

Основной целью  для нас послужит изучение эпохи  барокко в целом: ее сущности, истории, значении.

В соответствии с целью мы выделяем следующие  задачи курсовой работы:

- выявить причины  появления барокко, как культурного  стиля; ознакомиться с историей  термина барокко;

- проанализировать  сущность и принципы барокко,  изучить основы эстетики барокко,  привести примеры воплощения  барокко в искусстве Европы XVII - XVIII века.

Указанные цели и задачи формируют структуру  курсовой работы, которая состоит  из введения, основной части, состоящей  из двух глав с двумя параграфами  в каждой, заключения, списка использованной литературы и приложений.

При изучении эпохи  барокко мы пользовались концептуальной книгой Х. Вельфина "Ренессанс и барокко", которая позволила нам разобраться в сущности этой культурной эпохи, а также такими фундаментальными изданиями, как Всеобщая история в 24 томах, 1997 года издания, История искусства зарубежных стран, 1980 года, а также Всемирной историей архитектуры 1978 года. Кроме того мы пользовались специальной литературой следующих авторов Ю. Бореев, А. Васильева, М. Виноградова, Ф. Дасса, В Коломийца, Т. Ливановой и В. Липатова, а также некоторых других.

Глава I. Барокко: история  появления, значение термина

1.1 Причины появления  барокко

Хронологически, барокко появилось в XVII веке. Такая  хронология подразумевает, что этот стиль заменил ренессанс. Именно поэтому, нередко словом "барокко" принято обозначать эпоху, в которой  растворился ренессанс или, как  нередко говорят, в который ренессанс  выродился.

Действительно, Барокко зародилось в Италии, то есть стране, в которой наиболее сильно проявился ренессанс. Именно поэтому, в рамках изучения причин появления  барокко, представляется необходимым  дать краткую характеристику ренессанса.

Итак, ренессанс - это эпоха в истории культуры Европы. Хронологические рамки ее расцвета это XIV - XVI века. Отличительная  черта ренессанса, или Возрождения - светская направленность ее культуры и ее интерес к человеку и его  деятельности, то есть то, что называют термином антропоцентризм. В этот период проявляется интерес к античной культуре, происходит ее "возрождение", оттуда и появился этот термин. В  Италии как в стране, где ренессанс  и появился, новых высот достигают  живопись, музыка, архитектура и  литература. Ренессанс достиг своей  вершины к концу XV века, а в XVI веке начинается кризис его идей. Историки культуры отмечают, что именно в  этот период появляются первые зачатки  новых идей маньеризма и барокко.

Таким образом, барокко появилась на фоне кризиса  идей ренессанса, и появилось там  же, где ренессанс достиг наибольшего  расцвета - в Италии.

Проанализируем  причины этого, казалось бы, парадоксального  явления.

Как уже отмечалось выше, барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию и одновременно -- тенденция к автономии отдельных жанров.

Мировоззренческие основы стиля сложились, как результат  потрясения, какими были в XVI веке реформация и учение Коперника. Изменилось утвердившееся  в античности представление о  мире, как о разумном и постоянном единстве, а также ренессансное представление  о человеке, как о разумнейшем  существе. Человек перестал ощущать  себя "разумнейшим существом" напортив, он, по выражению Паскаля  осознает себя "чем-то средним между  всем и ничем"; "тем, кто улавливает лишь видимость явлений, но не способен понять ни их начала, ни их конца"

Италия в XVII веке это страна, с которой ассоциируется  сам стиль ренессанса, как сказали  бы сейчас - законодатель моды. Однако, одновременно с этим - эта страна резко теряет экономическое и  политическое могущество и начинает играть второстепенную роль в европейской  политике. Более того, на ее территорию приходят узурпаторы - французские  и испанские солдаты. Страна становится разобщенной полуколонией.

Однако культурным центром Европы Италия, и в первую очередь Рим, все-таки осталась. Постепенно в силу этих, можно сказать социально-экономических  моментов, начинает рождаться новый  стиль, первая задача которого было создание иллюзии богатства и могущества, возвышение католической церкви и итальянской  знати, которые кроме культурных рычагов влияния не имели ничего. Постепенно барокко начинает отвергать  авторитеты и традиции как предрассудки. Основной лейтмотив барокко того времени - отвержение души и переход  к просвещению и разуму.

Однако рассматривать  эпоху барокко исключительно  как время перехода от Возрождения  к Просвещению не верно. Барокко  представляет собой самостоятельную  фазу в развитии искусства и причинами  ее появления являются не только экономические  и политические проблемы Италии. Тем  более что барокко, хотя и появилось  в Италии, очень быстро распространилось по всей Европе.

Исходя из этой посылки, представляется необходимым  дать общую характеристику Западной Европе XVII века.

Западная Европа в целом, в этот период вступает в  новую эпоху социально-экономических  и политических отношений. Этот период характеризуется в первую очередь  столкновением классовых мировоззрений, борьбой традиционного феодализма и прогрессивного капитализма. В  ряде государств (например, во Франции  и Австрии) происходит централизация  государственной власти, переход  к абсолютизму. Однако сам этот процесс  явно неравномерен. Приведем лишь несколько  примеров по странам Европы:

- в Голландии  уже происходит буржуазная революция,  и сложились буржуазные отношения;

- в уже упоминаемой  Франции расцветает абсолютная  власть короля;

- в Англии  происходит свержение короля  и буржуазная революция;

- Италия становится  разобщенной полуколонией;

- Испания является  отсталой окраиной;

- Германия представляет  собой сумму мелких княжеств, более того в ней идет Тридцатилетняя  война.

По всей Европе ведущими социальными слоями становятся буржуазия, крестьянство и аристократия. Однако при всей неравномерности  развития европейских стран в  их культуре все большее влияние  уделяется новым принципиальным моментам, которые и стали основой  барокко.

Идеологической  основой распространения барокко  в Европе стало общее ослабление духовной культуры, раскол церкви - как  следствие падение ее авторитета, борьбой учений, которые отражали интересы различных классов. Так  католицизм оставался идеологической основой для феодальных тенденций, протестантизм отражал интересы буржуазии. В это же время усиливается  роль институтов государства, обостряется  борьба светских и религиозных начал. Бурно развивается естественные науки - оптика, физика, термодинамика  и география.

Таким образом, выделим основные причины распространения  барокко.

- хронологически, барокко появилось в XVII веке, в  Италии, на фоне кризиса идей  ренессанса. Сама Италия в этот  период утрачивает экономическое  и политическое значение и  становится разобщенной полуколонией, вместе с тем продолжая быть  культурным центром Европы. Постепенно  в силу этих, социально-экономических  причин, начинает рождаться новый  стиль, первая задача которого  было создание иллюзии богатства  и могущества, возвышение католической  церкви и итальянской знати,  которые кроме культурных рычагов  влияния не имели ничего;

- в то же  время рассматривать эпоху барокко  исключительно как время перехода  от Возрождения к Просвещению  не верно. Барокко представляет  собой самостоятельную фазу в  развитии искусства и причинами  ее появления являются не только  экономические и политические  проблемы Италии. Тем более что  барокко, хотя и появилось в  Италии, очень быстро распространилось  по всей Европе. Исходя из этого,  можно утверждать, что барокко  отражало настроения всего европейского  общества, было востребовано, а значит, не могло развиться без предпосылок,  причем эти предпосылки были  во многом различны в разных  европейских странах;

- идеологической  основой распространения барокко  в Европе стало общее ослабление  духовной культуры, раскол церкви - как следствие падение ее  авторитета, борьбой учений, которые  отражали интересы различных  классов. В это же время усиливается  роль институтов государства,  обостряется борьба светских  и религиозных начал. Бурно  развивается естественные науки  - оптика, физика, термодинамика и  география. А значит, появляются  предпосылки для основного лейтмотива  барокко - отвержения души, антропоцентризма  и ренессанса в целом, в пользу  просвещения и разума.

1.2 Происхождение термина "барокко"

Термин барокко  появился несколько позже, чем само направление в искусстве. В настоящее  время в культурологи есть несколько  версий происхождения термина, это:

- от итальянского  слова "baruecco". Примерный перевод этого - жемчужина неправильной формы. Использовалось в качестве жаргонизма португальскими средневековыми моряками. Позже, в XVI веке, появилось в итальянском языке как синоним всего грубого, фальшивого, неуклюжего.

- "baroco" - в логике, одна из форм силлогизма, то есть рассуждения в котором две посылки объединены общим термином;

- кроме того, во Франции ювелиры называли  словом "baroquer" обозначали такие термины как- смягчать контур, делать форму мягкой, живописной.

Позже в XVIII веке термин приобретает значение отрицательной, негативной оценки, в эстетике. Этот термин введен был критиком Теофилем Готье. Барочным называлось все грубое и неуклюжее. В целом этот термин применялся изначально в качестве такой характеристики культуры как упадок, или ее завершение. Термин часто применялся в насмешку, и в целом давал оценку всей эпохе с точки зрения человека XVIII века. Однако так продолжалось лишь до середины XIX века, до развития новых культурных идей.

Со временем термин "барокко" утерял негативный подтекст и стал использоваться применительно  к скульптуре, живописи, музыке и  литературе. Некоторые историки искусств стали рассматривать Ренессанс и барокко как выражение двух чередующихся принципов, ни один из которых не может претендовать на приоритетность.

Так, впервые  термин "барокко" для характеристики культурного направления применил Х. Вёльфлин.

В книге "Ренессанс  и Барокко" (1888), написанной им в  Риме, и последующих работах Вёльфлин определил барокко как наивысшую, критическую стадию развития любого художественного стиля: первой стадией является архаика, второй - классика, третьей - барокко. Отсюда противопоставление Классицизма и Барокко не только как конкретно - исторических художественных стилей, но и как постоянно повторяющихся и обновляющихся в истории фаз развития способов формообразования, что естественно, уже не подразумевало каких либо негативных характеристик.

Информация о работе Эстетика барокко