Автор: Татьяна Колпакова, 27 Августа 2010 в 05:47, контрольная работа
В конце XIV – начале XV вв. в Европе, а именно – в Италии, начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название культуры Возрождения (Ренессанс). Культура Возрождения и Реформации относится к культуре так называемого переходного периода. Феномен переходной эпохи как независимой фазы культурного процесса – это общая историческая закономерность, которую переживают многие народы в разные исторические периоды.
Введение.3
1.Социально-исторические предпосылки формирования
мировоззрения личности эпохи Возрождения.5
2. Гуманизм как основное содержание эпохи Возрождения.7
3. Переосмысление принципов античности и средневековья в ренессансной культуре10
4. Особенности итальянского Возрождения, его периодизация и основные представители 14
Заключение21
Литература23
Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».
Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.
В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения – антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта – создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу.
Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения – антропоцентризм. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Христианство тоже было атнропоцентрично в том смысле, что весь мир понимался как сотворенный Богом прежде всего для человека. Однако специфической чертой религиозного монотеистического мировоззрения была идея обожения, понимаемая в духе христианского мистицизма. Мистицизм заключался в том, что соединение с Богом происходит в результате снисхождения божественной благодати, восприятия божественных энергий в результате настроя духа, достигаемого аскетическим образом жизни и специальными молитвами.
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей. Антропоцентризм как фокус мировоззрения гуманистов означал замену понятия обожения как одного из основных понятий религиозно-аскетического мировоззрения средневековья понятием обожествления человека, его максимального сближения с богом на путях творческой деятельности, запечатленной тогда в стольких произведениях искусства, до сих пор восхищающих людей.
Деятели Ренессанса отзывались о средневековой культуре сурово и свысока, именуя её «варварской, грубой манерой». Такое отношение объясняется тем, что культура Возрождения формировалась как отрицание, протест, отказ от средневековой культуры. Отрицались догматизм и схоластика. Отрицательное отношение и к теории религии. Считается, что ни одна эпоха в истории европейской культуры не была наполнена таким огромным количеством антицерковных сочинений и высказываний, как эпоха Ренессанса. В средневековой культуре отрицалось всё, что сковывало свободное, творческое развитие человека. Однако отрицание церкви ещё не означало отрицание религии. Некоторые из деятелей Ренессанса (например, Э.Роттердамский) хотели примирить христианство с античностью. Другие (например, М.Фичино) пытались создать некую новую единую религию, свободную от национальных, этнических, культовых различий.
Многие деятели
Ренессанса были людьми верующими и
даже духовными лицами католической
церкви.
Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принять делить на 4 периода:
в.в.;
Проторенессанс являлся подготовкой Возрождения, он был тесно связан со Средневековьем, с романским, готическим, византийскими традициями.
Основные
этапы и жанры литературы эпохи
возрождения связаны с
а)
«Декамерон» - это гимн земному
существованию, в нем
б) Боккаччо - средневековый автор, и в его творчестве, в т.ч. и в «Декамероне», отчетливо прослеживается связь с культурными, литературными, этическими и религиозными традициями предыдущих столетий. «Декамерон» построен во многом по средневековым схемам и изображает различные стороны жизни и ценностные ориентиры купеческой среды Треченто (причем настолько, что его можно назвать «купеческой эпопеей» (Витторе Бранка).
в) в творчестве Боккаччо ощущается
мировоззрение поздней готики: с
одной стороны, полная «
Особенностью языка “Декамерона” является самопародия: автор нередко изобретает новые слова, лишенные смысла, - чтобы осмеять глупость либо излишнюю выспренность языка собственных персонажей.
"Божественная Комедия" А. Данте возникла в тревожные ранние годы XIV века из бурливших напряженной политической борьбой глубин национальной жизни Италии. Само название “Комедия” восходит к чисто средневековым смыслам: в тогдашних поэтиках трагедией называлось всякое произведение с печальным началом и благополучным, счастливым концом, а не драматургическая специфика жанра с установкой на смеховое восприятие. Эпитет же “Божественная” утвердился за поэмой уже после смерти Данте не раньше 16 в. как выражение ее поэтического совершенства, а вовсе не религиозного содержания. В своей поэме Данте отразил и средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании.
“Божественная комедия” отличается четкой и продуманной композицией: она разделена на три части (“кантики”), каждая из которых изображает одну из трех частей загробного мира, согласно католическому учению, - ад, чистилище или рай. В его Аду мифологические персонажи сосуществуют с дьяволами из Библии. Харон, Минос, Цербер, кентавры, Минотавр превращены в дьяволов, карающих грешников. Боги и полубоги античности демонизированы. Данте показывает целую галерею живых людей, наделенных различными страстями, причем едва ли не первый в западноевропейской литературе делает предметом поэзии именно изображение страстей, материализованных в облике грешников. Даже главы католической церкви попадают в ад. Даже сам ад его наделен личностным осознанием. В отличие от средневековых "видений", ставивших целью обратить человека от мирской суеты к загробным мыслям, Данте использует форму "видений" для наиболее полного отражения реальной земной жизни и прежде всего для суда над человеческими пороками и преступлениями во имя не отрицания земной жизни, а ее исправления1.
Данте стоит на пороге Возрождения, на пороге эпохи, "...которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености"2. Творец "Божественной Комедии" был одним из таких титанов, поэтическое наследие которого осталось в веках величественным вкладом итальянского народа в сокровищницу мировой культуры. Значение поэмы Данте в становлении новой системы художественных ценностей, называемой Ренессансом, трудно переоценить. Велико его значение и в морально-религиозном плане. Так, именно после Данте в церковном учении появляются конкретные образы дьявола и различных демонов, до того существовавших лишь умозрительно. Именно Данте придал им плоть и чувственный образ. Сам принцип построения дантевского Ада, сцены которого являются выражением сущности самого греха, - это нарушенное восприятие мира, постановка в центре того, что центром не является. Суть его Ада состоит в том, что человек, страдая от своего греха, все равно ему поддается. То есть, не внешние силы, а сам человек ввергает себя в ад. Те, кто в состоянии преодолеть грех, оказываются в чистилище. Таким образом, путешествие по загробному
___________________________
1Романчук Л. "Репортаж из преисподней" // "Порог". - 2004. - №11. - С..38
2К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, т. 20, изд. 2-е, С. 346.
миру есть путешествие по человеческой душе, это опредмеченные
страсти каждого человека.
Крупнейшие мастера Раннего Возрождения - Ф. Брунеллески, С. Боттичелли. Боттичелли написал ряд больших картин религиозного содержания и среди них несколько тондо, где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или для коллекций произведений искусства. Как никакой другой живописец XV века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, порывы веселья - щемящей тоской, спокойная созерцательность - неудержимой страстностью.
Беспокойное, эмоционально утонченное и субъективное, но вместе с тем бесконечно человеческое, искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обновил и обогатил своими поэтическими образами.
Искусство Высокого Возрождения полнее всего выражают три художника: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело.
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) был не только одаренным скульптором, живописцем, архитектором, но и талантливым поэтом.
Величайший живописец Ренессанса Леонардо да Винчи (1452-1519) был гениальным инженером, предвосхитившим многие изобретения нашего времени. Он сотворил чудо в живописи - Джоконду.
Рафаэль Санти (1483-1520). В истории мирового искусства его имя связывают с представлением о возвышенной красоте и гармонии. Достаточно назвать один его шедевр - «Сикстинская мадонна», поражающая воображение настолько, что не верится, что такая красота создана рукой человека.
Художники
строят сложные многофигурные