Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа
Предметом культурологии выступает понятие культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, во вторую определения связывающие культуру с традициями, в третьей подчеркивается значение для культуры правил. Культурология относится к гуманитарным наукам. Если предметом естественнонаучных наук является изучение внешнего мира, структуры и качества предметности, т.е. изучение материи как таковой, то гуманитарные науки обращены к внутреннему миру человека и его жизнедеятельности. Отличие гуманитарных наук от естественнонаучных дисциплин описано у Мерло-Понти: «Наука манипулирует вещами и отказывается вжиться в них. Она всегда остается мышлением трактовать всякое сущее в смысле «объекта как такового», то есть сразу и как ни в чем от нас независимое и предназначенное для нашей обработки».[4, С 25].
Введение 3
1. Теория культуры 4
1.1. Культурология как наука 4
1.1.1. Теория организации 5
1.1.2. Знаки и символы культуры 5
1.1.3. Смыслы, коды и универсалии культуры 5
2. Культура. Структура и функции 7
2.1. Морфология культуры 10
2.2. Функции культуры 11
2.3. Динамика культуры 12
2.4. Понятия теории культуры 12
3. Типология культур 13
3.1. Культура первобытного общества 13
3.1.1. Периодизация 13
3.1.2 Базовые потребности первобытного общества 14
3.1.3 Первоначальные формы религии 15
4. Античная культура 16
5. Культура средневековья 17
5.1. Средневековье, стиль жизни 19
6. Культура возрождения 19
6.1. Культура нового времени. Барокко. Рококо. Классицизм 20
6.1.1. Принцип игры 21
7. Романтизм. Стиль эпохи 22
8. Европейская культура ХХ века 23
9. Экзистенциализм и психоанализ 25
9.1. Экзистенциализм. Принцип свободы в культуре 25
Заключение 27
Список литературы
Эмоция преобразует мир в магический мир. При этом подчеркнем, что сознание не может произвольно освободиться от эмоций, поскольку эмоции способ существования сознания.
Понятие
"абсурда" - ключевое для философии
экзистенциализма. "Абсурду", по существу,
посвятил свой трактат "Миф о Сизифе"
Альбер Камю. В трактате речь идет об анализе
абсурдной чувственности, абсурдного
мироощущения. Если абсурд рассматривался
до сих пор как некий вывод, итог, то Камю
рассматривает его как отправной пункт,
исходную точку зрения. Камю приходит
к неутешительному выводу: "Мысль человека
есть его ностальгия". Абсурд же, по
Камю, это разум, осознающий свои пределы.
Мыслить - это научиться заново видеть.
Свобода понимается Сартром как чистая
отрицательность, как неантизация всего
сущего (предметов, вещей, существования),
ненависть и отвращение к бытию, к существованию
- главный момент в этой философии. Отсюда
- как следствие - бунтарство и революционизм
Сартра, его непримиримость к окружающей
его буржуазной действительности и буржуазным
деятелям и политикам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, культурология – наука о жизнедеятельности людей по созданию определенных ценностей. Она изучает творческую и созидательную деятельность людей по преобразованию природы и общества. В реферате рассматриваются предмет, метод и функции культуры, освещаются проблемы структуры и динамики культуры, межкультурного общения, виды и формы культуры. В работе также излагается история мировой культуры с древности до наших дней. В культурологии не сложилось единого понимания цивилизации. Культура становится цивилизацией только тогда, когда у нее появляются письменный язык, наука, философия, высокоспециализированное разделение труда, сложная технология и политическая система. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. Культурологию можно рассматривать как знание о прошлой и современной культуре, ее структуре и функциях, перспективах развития.
О предмете и месте культурологии в системе научного знания не сложилось единого мнения. Гердер, например, связывал культуру с разумом. Культурность общества определяется степенью разумности ее общественных порядков. По Гердеру Слово, речь — главные функции разума. По Канту, человек выступает высшей культурной ценностью, любое принуждение личности антикультурно. Его основной тезис: «…поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы так относились к тебе». [1,C 25]. На уровне личностном и общественном культура означает усвоение человеком правил поведения, правил общения, гигиены тела и определенного стиля одежды.
Культура
в разные времена и эпохи своеобразна
и индивидуальна. Каждой эпохе присущ
свой стиль. Из-за развития технологии
информация становится все более доступной.
Каждый год информация в мире удваивается
и утраивается. За время существования
человеческого общества кардинальным
образом меняются источники энергии. Появляются
новые ее виды. Культура не стоит на месте
она развивается, а вместе с ней развиваются
люди.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бейтсон Г. Экология разума. М., 2000.
2. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. - 367 с.
3. Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры. Ростов н/Д, 1992.
4. Введение в культурологию: Учебное пособие для вузов / Отв. ред. Е.В.Попов. М.: Владос, 1995. 336 с.
5.
Филиппов С. М. Типы культур: Учебное пособие
– Пермский Государственный Университет
- Пермь, 2007, - 160 с.