Экзистенциализм и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом культурологии выступает понятие культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, во вторую определения связывающие культуру с традициями, в третьей подчеркивается значение для культуры правил. Культурология относится к гуманитарным наукам. Если предметом естественнонаучных наук является изучение внешнего мира, структуры и качества предметности, т.е. изучение материи как таковой, то гуманитарные науки обращены к внутреннему миру человека и его жизнедеятельности. Отличие гуманитарных наук от естественнонаучных дисциплин описано у Мерло-Понти: «Наука манипулирует вещами и отказывается вжиться в них. Она всегда остается мышлением трактовать всякое сущее в смысле «объекта как такового», то есть сразу и как ни в чем от нас независимое и предназначенное для нашей обработки».[4, С 25].

Содержание

Введение 3

1. Теория культуры 4

1.1. Культурология как наука 4

1.1.1. Теория организации 5

1.1.2. Знаки и символы культуры 5

1.1.3. Смыслы, коды и универсалии культуры 5

2. Культура. Структура и функции 7

2.1. Морфология культуры 10

2.2. Функции культуры 11

2.3. Динамика культуры 12

2.4. Понятия теории культуры 12

3. Типология культур 13

3.1. Культура первобытного общества 13

3.1.1. Периодизация 13

3.1.2 Базовые потребности первобытного общества 14

3.1.3 Первоначальные формы религии 15

4. Античная культура 16

5. Культура средневековья 17

5.1. Средневековье, стиль жизни 19

6. Культура возрождения 19

6.1. Культура нового времени. Барокко. Рококо. Классицизм 20

6.1.1. Принцип игры 21

7. Романтизм. Стиль эпохи 22

8. Европейская культура ХХ века 23

9. Экзистенциализм и психоанализ 25

9.1. Экзистенциализм. Принцип свободы в культуре 25

Заключение 27

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     1. Культура - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных людьми. Культура - совокупность достижений людей в области материального и духовного производства. Культура означает все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. В определении выявлено ключевое противопоставление: «культура - природа, «натура» (по латыни: cultura – natura). Культура – это весь созданный человеком искусственный мир. Для сообщества людей сформировались отличительные признаки: а) производство, хранение, распределение и потребление материальных и духовных ценностей;

     б) социальные (общественные) институты; в) совокупность норм и принципов жизнедеятельности; г) система общественных отношений. Культура - это определенный способ организации человеческой деятельности, представленный системой ценностей и социокультурных норм.

     Цивилизация – типы общества, которые рассматриваются как стадии в эволюции человечества (архаическая, традиционная, индустриальная, информационная цивилизации) и как культурно-исторические сообщества (индийская, западноевропейская и др.). Культура - это часть цивилизации, это духовная жизнь, сфера в обществе. Типология культуры. «Осевые» культуры. Ось - символ Центра мира, исходная точка рождения Вселенной… стержень, вокруг которого вращается весь мир» (Дж. Тресиддер). К. Ясперс впервые выдвинул концепцию «осевого времени» вместо линейного видения культуры. «Ось мира» приходится на 500 лет до н.э. «Осевое время» существует между 800 и 200 годами до н.э., когда появился человек современного типа, который «сохранился и по сей день».

     Основная проблема культурологии - научиться управлять и изменять социальные условия, законы общества и труда, с целью достижения индивидуальной свободы в рамках государства. «Культура не должна противостоять человеку как нечто извне заданное, самостоятельное и чуждое его собственной активной деятельности» (Ильенков). Активное использование понятия «культура» начинается в эпоху Просвещения, т.е. в XVIII века Гердер связывал культуру с разумом. Культурность общества определяется степенью разумности ее общественных порядков. По Гердеру Слово, речь — главные функции разума. По Канту, человек выступает высшей культурной ценностью, любое принуждение личности антикультурно. Его основной тезис: «…поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы так относились к тебе». В XIX в. понятие «культура» родственно понятию образования как культивирование природных задатков и навыков. На уровне личностном и общественном культура означает усвоение человеком правил поведения, правил общения, гигиены тела и определенного стиля одежды. В обществе имеются критерии для классификации личностей как воспитанных (культурных), так и невоспитанных (некультурных). Культурой назывались те формы искусственного, рукотворного бытия, которые получены человеком в результате преобразования бытия естественного - «натуры». Формы бытия культуры: неорганическое бытие; органическое бытие; социальное (душевное и духовное) бытие (группировка человеческих особей, имеющих целью поддержание их жизни и благосостояния).

     Виды  культуры:

     -личная;

     -общественная (государство, социальные институты  общества);

     -коллективная (семья, общественные организации,  различного рода объединения);

     Человек на протяжение всей жизни совершенствует свои познания. Он ориентируется на идеал истины - приближение своих представлений к свойствам самих предметов. В волевой области - направление нашего поведения на достижение большего благосостояния (идеал доброты, благо). В чувственной области - чувства (эстетическая интенция) - облагораживание наших чувств посредством чувственного восприятия.

     Существует  3 категории душевных явлений:

     - представление (воображение) как  познавательная интенция;

     - чувства (эстетическая интенция);

     - воля (деятельная интенция).

     Воля - способность строить свои действия сообразно форме и в соотношении с другими телами. Воля как способность активно двигаться в окружающем мире. Свобода - согласие действий человека с необходимостью. Свобода воли - человек действует сообразно порядку вещей. Культура - форма самосознания общественного человека. Культура - система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, прогнозируется и реализуется активность людей в обществе (Мамардашвили). Одним из механизмов воздействия на экономическую и социальную сферу общества выступает идеал (общественный, индивидуальный, эстетический, этический).

     Материальная  культура - то, что служит человеку для удовлетворения его физических нужд (пища, жилище, средства техники, обработанные материалы природы, вещи, предметы, изделия, среда обитания). Духовная культура - то, что отвечает идеальным запросам человека как мыслящего и чувствующего существа (наука, религия, искусство), система ценностных норм и идеалов, запечатленных и функционирующих в памятниках искусства. Законы культуры: старое не исчезает, но сохраняется в снятом виде; новый факт культуры не уничтожает уже существующий; появление нового факта ведет к переорганизации системы культуры.

     1. Закон единства и своеобразия культуры. Культура - совокупное коллективное достояние человечества. Все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны.

     2. Закон преемственности в развития культуры. Культура – это исторически унаследованный опыт поколений. Где нет преемственности, нет культуры.

     3. Закон прерывности и непрерывности развития культуры. В связи со сменой эпох (формаций, цивилизаций) происходит изменение типов культуры - так появляется прерывность. Однако эта прерывность носит относительный характер в отличие от абсолютного характера непрерывности (так, к примеру, многие цивилизации погибли, но их достижения (парус, колесо, календарь и т.п.) стали достоянием мировой культуры.

     4. Закон взаимодействия культур. Каждая из культур имеет свою специфику, своеобразие, мировидение. Нередко это различие доходит до противоречия (например, культуры Запада и Востока, христианства и ислама). Отсюда и разнообразие культурных контактов: от торговли и переселений до войн и захвата территорий. Все эти взаимодействия обуславливают единство всемирно - исторического процесса. Факт культуры - (структурное единство, страт, слой) - это прецедент (особый случай), служащий образцом для человеческой деятельности,

     имеющую функцию правила, закона, которые выступают нормой деятельности. Культура - продукт деятельности людей. Совершенствование культуры выражается в ее охране. Действия, направленные на разрушение системы культуры - вандализм.

     Основные  проблемы: Культура не должна противостоять человеку как нечто заданное извне.

     Самостоятельное и чуждое его собственной активной деятельности. Все формы культуры суть только формы деятельности человека (Ильенков). Человек должен управлять культурой. Противоречие: индивидуально - творческая и жесткая административная (бюрократическая) система, регламентирующая содержание и формы деятельности. Освобождение индивида от коллективистских идеалов, способность человека противопоставить себя миру - идея экзстенциального образования. 
 

     2.1. Морфология культуры 
 

     Морфология  культуры - раздел культурологии, изучающий состав и типичные формы культуры. Предметом изучения выступает материальная и духовная культуры с их формами и видами.

     Витализм. Витальный инстинкт - динамическая жизненная сила в человеке. Витальные наслаждения осуществляются на основе органов чувств (видения, слышания, осязания, обоняния).

     Значения. Что означает слово «значение» (meaning)? В рамках семиотического подхода культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры как система знаков. Значение - это специфически культурное средство соединения человека с окружающим миром посредством знаков. Знак вещи манифестирует вещь, замещает ее, представляет другие предметы, их свойства и отношения. Всякий знак есть знак чего-нибудь. Знаками называются любые материальные выражения (слова, рисунки, вещи), которые имеют значение и могут служить средством передачи смысла. Синонимом значения является смысл. Все вещи, явления и предметы в культуре обязательно означиваются. Слово есть знак, а знак на нечто указывает, нечто обозначает. Значение есть то, что обозначает знак.

     2.2. Функции культуры 
 

     1) Функция производства новых смыслов,  норм, ценностей, знаний.

     2) Функция исторической преемственности  включает накопления, хранения и передачи норм, ценностей, значений и знаний.

     3) Функция целеполагания фиксирует  цели, перспективы и проекты человеческого развития общества.

     4) Коммуникативная функция культуры  заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми.

     5) Компенсаторная функция. В рамках  данной функции создаются различные формы отвлечения индивида или временных групп от участия в тех или иных формах деятельности для того, чтобы отдохнуть от жизненных проблем целенаправленной активности и получить эмоциональную разрядку.

     6) Игровая функция. Игра - особая  форма культурной деятельности, оказывающая влияние на многие стороны социальной регуляции.

     7) Гносеологическая, познавательная  функция культуры. Культура является своеобразной «базой знаний» человечества.

     8) Семиотическая, или знаковая, функция (от греч. semeiotike — учение о знаках) — одна из важнейших. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно.

     9) Регулятивная (нормативная) функция связана с регулированием различных видов общественной и личной деятельности людей, она поддерживается моралью и правом.

     10) Адаптационная функция проявляется в эффективном приспособлении индивида к требованиям общества, приобретении им необходимого набора социальных черт.

     11) Коммуникативная функция культуры  заключается в том, что она выступает в качестве основного средства общения между людьми. Современное постиндустриальное общество характеризуется информационно - коммуникативной парадигмой. Парадигма – правила исследования, обязательные для конкретной научной дисциплины.

     12) Социализирующая функция. Реализация  норм, ценностей и значений происходит через их внедрение в структуру поведения и деятельности индивидов, через их приучение к социальным ролям и нормативному поведению, усвоение позитивных мотиваций и освоение принятых в обществе значений. 
 

     2.3. Динамика культуры 
 

     Идея  циклического развития культуры общества основывается на архаических представлений древних людей о «Великом Времени» - великих космических циклах, означающем периодическое воскрешение мифического правремени. Его структура: творение - разрушение - новое творение. Для временных представлений архаических людей важны понятия начала и конца временного периода, выделенного в системе регулярных очищений (посты, отпущения в грехах во время потребления нового урожая) и циклическое возрождение жизни. Возрождение времени означает сотворение мира. Церемония изгнания демонов, болезней и грехов сводится к омовению и очищению, тушению и возжиганию огня, изгнанию демонов с помощью криков, шумов и ударов, с последующим их выпровождением; подобное изгнание может быть заменено ритуальным изгнанием животного (типа «козла отпущения»). Изгнание уносит беды всего племени. 
 

     2.4. Понятия теории культуры 
 

     Термин  «динамика культуры» означает процесс распространения и влияния различных культурных форм друг на друга. Процесс взаимодействия этих групп называется аккультурацией, означающей перенос различных культур в результате контактов. Аккультурация - это процесс приобретения свойств и форм культуры одним народом у другого народа. В результате контактов между различными культурами происходит: отчуждение - потеря народом своей культуры под влиянием чужой культуры; новая организация - существенные изменения в культуре; почвенничество - сознательная попытка членов общества возродить некоторые черты культуры; новообразование - возникновение новых качеств.

     3. Типология культур.

     3.1. Культура первобытного общества 
 

Информация о работе Экзистенциализм и психоанализ