Экзистенциализм и психоанализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Предметом культурологии выступает понятие культуры. К настоящему времени ученые насчитывают более 500 определений культуры. Они разбили их на несколько групп. В первую вошли описательные определения, во вторую определения связывающие культуру с традициями, в третьей подчеркивается значение для культуры правил. Культурология относится к гуманитарным наукам. Если предметом естественнонаучных наук является изучение внешнего мира, структуры и качества предметности, т.е. изучение материи как таковой, то гуманитарные науки обращены к внутреннему миру человека и его жизнедеятельности. Отличие гуманитарных наук от естественнонаучных дисциплин описано у Мерло-Понти: «Наука манипулирует вещами и отказывается вжиться в них. Она всегда остается мышлением трактовать всякое сущее в смысле «объекта как такового», то есть сразу и как ни в чем от нас независимое и предназначенное для нашей обработки».[4, С 25].

Содержание

Введение 3

1. Теория культуры 4

1.1. Культурология как наука 4

1.1.1. Теория организации 5

1.1.2. Знаки и символы культуры 5

1.1.3. Смыслы, коды и универсалии культуры 5

2. Культура. Структура и функции 7

2.1. Морфология культуры 10

2.2. Функции культуры 11

2.3. Динамика культуры 12

2.4. Понятия теории культуры 12

3. Типология культур 13

3.1. Культура первобытного общества 13

3.1.1. Периодизация 13

3.1.2 Базовые потребности первобытного общества 14

3.1.3 Первоначальные формы религии 15

4. Античная культура 16

5. Культура средневековья 17

5.1. Средневековье, стиль жизни 19

6. Культура возрождения 19

6.1. Культура нового времени. Барокко. Рококо. Классицизм 20

6.1.1. Принцип игры 21

7. Романтизм. Стиль эпохи 22

8. Европейская культура ХХ века 23

9. Экзистенциализм и психоанализ 25

9.1. Экзистенциализм. Принцип свободы в культуре 25

Заключение 27

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Культ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

     Актуальность  исследования культуры и искусства  первобытного общества. Культура первобытного общества - это, прежде всего, аудио - визуальная культура, основанная на изображении, движении, звуке.

     К факторам актуальности относятся:

     - доминирование изобразительных  форм в искусстве и средствах  коммуникации, предпочтение их массами в ущерб литературе;

     - вытеснение слова на периферию  общественной жизни, предпочтение изобразительных форм искусства благодаря их быстроте считывания содержания;

     - охлаждение всех слоев населения  к чтению художественной литературы.

     - повальное увлечение молодежи рок-музыкой, шоу-концертами (объединение толпы в опьяняющем экстазе);

     - постоянно фигурирующая информация  о колдунах, дипломированных магах, шаманах, ведьмах, экстрасенсов. 
 

     3.1.1. Периодизация. 
 

     История человечества насчитывает около 5 млн. лет. Общая схема эволюции человека следующая: человек австралопитектовый, - человек прямоходящий (ранние гоминиды: питекантропы и синантропы), - человек современного физического вида (поздние гоминиды:

     неодертальцы  и верхнепалеотические люди).

     Историю первобытного общества принято делить на три основных периода – каменный, бронзовый, железный, на основе их орудийной деятельности, в которых применялся материал, используемый при изготовлении первых орудий труда. Орудия производились из разных материалов: дерево, рог, кость, камень. Орудие труда - главный признак отличия человека от животных. 

     3.1.2. Базовые потребности первобытных людей 
 

     Закон всего живого: «Никто не может сделать  что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради этой потребности…» (К. Маркс).

     Их  можно разделить на четыре вида:

     материальные (в пище, одежде, жилище), духовные (в познании и оценке окружающей

     действительности, в общении, самопознании), функциональные (в движении, в деятельности, в реализации мозговой активности, необходимых для развития и поддержания уровня и тонуса всех систем живого организма), потребность в символизации (символическом преобразовании).

     Рефлекс - не как «чисто пассивная реакция на воздействие среды, но как уже сложившаяся система, относительно независимая от внешних импульсов текущего момента» (Ухтомский).

     Ауторитмия  как характеристика всего живого выступает биологически активным образованием, характер которого подчинен фундаментальному закону соответствия структуры и функции, «накопление функции», поскольку «функция делает структуру» (Ухтомский). С развитием слова и вообще материальной и духовной культуры, неизбежно активизируется уровень функциональной потребности, т. е. уровень мозговой активности, который проявляется в словесной речи, к которой перешла функция управления поведением человека.

     Формы «игры» - искусство слова, содержанием которого была иллюзорная, мифологическая интерпретация мира. Отныне содержание любых игровых форм как на

     уровне  моторного аппарата, так и мозговых или ментальных структур - определяется созданной воображением картиной мира.

     В этих условиях функциональные потребности  реализуются и как функционально-игровые в различных плясках, ритуальных действиях, и как функционально-эстетические в словесном и изобразительном творчестве.

     Язык. Какой же критерий в образовании языка является главным? Ясно, что для общества - его коммуникативная функция, а для конкретного человека наряду с ней и эстетическая функция. 
 

     3.1.3. Первоначальные формы религии 
 

     1. Религия основана на вере.

     2. Магия (колдовство, чародейство, волшебство) представляет веру в способность человека сверхъестественным образом воздействовать на других людей, на предметы. Персонификацией сверхъестественной силы были демоны и духи, домовые, лешии, водяные,

     русалки, эльфы, тролли, которые стали основой  демонизма и анимизма.

     3. Регулятором поведения древнего человека было табу - система запретов в отношении многих предметов и действий с ними, которые могли нести реальную или предполагаемую опасность в результате действий с ними.

     4. Религия выполняла интегративную  функцию в обществе: «религия  отвечает важной социальной потребности обеспечения солидарности в обществе, его целостности»

     5. Принудительно-карательной функции в каждой религиозной системе как необходимый элемент для сохранения ее идейной чистоты и укрепления ее единства в противопоставлении другим религиям

     Шаманизм - древнейшая религиозная практика проникновения в верхние и нижние этажи Вселенной посредством шаманского ритуала, включающего экстаз. 

 

     4. Античная культура 
 

     Период  античности занимает объем в 1200 лет (VI до н.э. – VI вв. н. э.). Античность развивается на основе двух общественно-экономических формаций - общинно-родовой и рабовладельческой. Основой идеологии является мифология. Миф - наделение природы человеческими образами. Первобытнообщинная формация имеет своей идеологией миф. И при этом это уже очень развитый миф. Первобытнообщинная мифология - это самый ранний тип и самая ранняя стадия античного типа культуры. Миф следует отличать от символа. Миф - наделение природы человеческими образами. Мышление, не сопровождающееся физическим трудом, оказывается мышлением: 1) абстрактным, 2) созерцательным, 3) пассивным, 4) интеллектуалистическим. Главное в рабовладельческой формации – это разделение умственного и физического труда. Принципы античной культуры: 1. Принцип объективизма. Личность в античности не имеет того колоссального и абсолютизированного значения, как в новоевропейской культуре.

     2. Пределом всякой истины и красоты являлся космос, физический, одушевленный, вечно подвижный. Если идея вещи, а это есть смысловая сущность вещи, и сама материальная вещь неразличимы.

     3. Чувственно-материальный космологизм.  Античный тип культуры всегда  остается одним и тем же, теорией живого и одушевленного, видимого и слышимого телесного космоса. Космос указывает на лад, порядок, красоту.

     Античный  классический идеал весь состоит из сплошного взаимобезразличия идеи и материи. Он не знает ни чистого духа, или абсолютной идеи, ни чистой материи как абсолютной вещественности, поэтому этот идеал скульптурен. Идея дана здесь не абсолютно, а в меру своей материальности, она здесь как бы размыта, обезличена материей, схематизирована ею, расхоложена, формализована. Необходимость – это судьба, и нельзя выйти за ее пределы. Античный человек – герой, он поступает как угодно и не знает предписания судьбы.

     Латинский термин «субъектум». Его нельзя переводить по-русски как «субъект». «Субъектум» - то, что от «субицио», то, что подброшено, подложено под конкретное качество и свойство, но она же есть и носитель этих свойств. Это соответствует русскому объекту. Личность - это хорошо организованное и живое тело.

     5. Культура Средневековья 
 

     Главное отличие средневекового типа культуры (средняя история) отдревней (античной) истории, в которой Греция и Рим  были главными деятелями, заключается в следующем: античная жизнь была муниципальной, каждый город был отделен друг от друга; государство подчинило себе все города и образовала единую Римскую империю. В античности личности терялись в государстве. В средневековой культуре, наоборот, наличествует духовный личностный абсолют. Внешняя материальность (иконы, храмы, церковная музыка) выражает здесь внетелесное, духовное содержание, которое может быть выражено только приблизительно, символически. В истории средних веков город, напротив, не играет почти никакой роли. Властители народа живут вне города, в замках и поместьях. У феодалов общие враги - города. Отдельное лицо ставит себя выше государства. Феодализм отрицает государство. Если под государством понимать нечто целое, где каждый член имеет свои права и обязанности, то в феодализме только господствующее сословие имело права.

     Экономический способ производства. Феодализм был  основан на системе личных отношений между производителями труда и потребителями. Производители труда были внеэкономически прикреплены к потребителям продуктов этого труда. Это означает - условность собственности на землю. Феодал «держал» феодальную землю с крестьянами на правах владения, получаемого от вышестоящего феодала (сеньора), который, в свою очередь, также являлся вассалом феодала и крепостных людей. Основные формы зависимости - патронат и крепостное право - заключало в себе взаимные обязательства сеньора и вассала, жесткое единство прав и обязанностей.

     Характерные черты средневековой культуры: средневековая культура формировалась в условиях господства натурального хозяйства, замкнутого мира сельского поместья, неразвитости товарно-денежных отношений; социальная культура средневековья выступает, прежде всего, как политическое господство военного сословия – рыцарства, основанное на сочетании прав на землю с политической властью; иерархическая вертикаль, где социальные отношения сеньора и вассала строились на основе договоров, семейных связей, личной верности, преданности и покровительства, скрепляющих раздробленное общество.

     С образованием централизованных государств формировались сословия, составляющие структуру средневекового общества - духовенство, дворянство и остальные жители, позднее названные «третьим сословием», «народом». В конце концов, стало экономически нерентабельным оставаться в рамках такой феодальной системы. Выгоднее стало освобождать крестьян от их крепостной зависимости и делать его как работником, так и владетелем средств производства. На этой основе вырастает и процветает городская культура Возрождения в противоположность культуре монастыря, замка, закрепощенного села и армии, обслуживающих феодальную систему. Для типа культуры средневековья характерно распространение и укрепление христианства, искреннее почитание Божественного. Основа религиозного мировоззрения - монотеизм, что означает абсолютизацию отдельной личности. Суть же античной религии в ином: в вере во множество богов, т.е. пантеизм. Боги - те идеи, которые воплощены в космосе, это законы природы, которые управляют ею.

     Средневековая культура имела свои наиболее характерные формы и жанры: в архитектуре - храм, собор; в живописи - икона, фреска, мозаика. В скульптуре - изображения Христа, Богоматери, святых. В литературе - для образованных - богословский трактат, стихи и песни вагантов, куртуазная лирика. Канон (от греч. «правило», «образец»). Канон – это установка, указание на то, что нужно делать, что можно, что нельзя, как лучше, как хуже. Канон - свод незыблемых правил, отступление от которых недопустимо. Анонимность произведений искусства и литературы этого времени была связана с представлением о том, что творцом произведений является Бог, а человек - лишь его орудие. Художник - скульптор, живописец, гравер, золотых дел мастер был, прежде всего, ремесленником и мастером. 
 

     5.1. Средневековье, стиль жизни 
 

     Сущность  средневековой культуры (иногда ее называют «смеховой») ярко проявляется в карнавалах. Средневековая жизнь полна игры, буйных народных игр, полна языческих элементов. Она противостояла религии как оборотная сторона средневековой жизни. Всякий труд оформлялся в религиозных категориях, как исполнение долга перед Богом. Поэтому сфера развлечений вбирала в себя любое нецерковное и недуховное содержание.

 

     6. Культура Возрождения 
 

     Культура  Возрождения охватывает период с XIII по XVI века, и прошла ряд этапов развития:

     - проторенессанс – начало XIII первая  половина XIV в. («треченто»);

     - Раннее Возрождение – вторая  половина XIV – XV вв. («кваттроченто»);

     - Высокое Возрождение – конец  XV – начало XVI вв. («чинквиченто»);

     - Позднее Возрождение - вторая  половина XVI в.

     Принято различать Итальянское и Северное Возрождение.

     Свое  название эпоха Возрождения, или Ренессанса, получила из-за широкого обращения, освоения и развития античного наследия. Возрождение искало в античности опору для своих земных идеалов. Возрождение античной культуры совершалась путем обращения к античной греческой классики, к античному прекрасному человеческому телу, обладающего гармонией своих частей, идеальной их симметрией и спокойно уравновешенным созерцательным характером. 
 

     6.1. Культура нового времени. Барокко. Рококо. Классицизм 
 

Информация о работе Экзистенциализм и психоанализ