Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 10:54, реферат
Театральное искусство Италии своими истоками восходит к народным обрядам и играм, к карнавалам, культовым песням и пляскам, связанным с природным циклом и сельскими работами. Богаты песнями и драматическим действием были майские игры, проходившие у пылающего костра, символизирующего солнце. Народные традиции нашли свое продолжение в сформированной в XVI в. комедии дель арте, которая в свою очередь отразилась в творчестве таких выдающихся драматургов эпохи Просвещения, как Карло Гольдони и Карло Гоцци.
Введение
Комедия дель арте
Итальянский театр эпохи Просвещения
Театр нравов Карло Гольдони
Театр масок Карло Гоцци
Заключение
Гоцци был не просто теоретическим и художественным противником просветительского культа разума. Эмоции играли в его взглядах и действиях заметно большую роль, чем холодный, трезвый рассудок.
Выходец из старинной патрицианской семьи, некогда богатой, но потом основательно обнищавшей, Гоцци жил прошлым. Он ненавидел Францию, стоявшую во главе Просвещения, французов, а заодно и тех своих соотечественников, которые не желали жить по старинке. Сам он не следовал новым модам ни в чем — ни в мыслях, ни в укладе жизни, ни даже в одежде. Венецию он любил за то, что она была населена духами прошлого. Слова эти не были для него просто красивой метафорой. Он истово верил в существование мира духов и на старости лет все свои многочисленные бытовые неприятности относил за счет того, что духи мстят ему — человеку, узнавшему и сообщившему другим их тайны.
Пародийные листки, в которых давали выход своему остроумию члены
«Академии Гранеллесков», скоро перестали удовлетворять Гоцци. В начале 1761 г. ему представилась возможность выступить против Гольдони в качестве драматурга, и он поспешил ею воспользоваться. Его сказка для театра «Любовь к трем апельсинам» была с огромным успехом сыграна труппой Антонио Сакки. Я знал,— говорит он в мемуарах,— с кем имею дело,— у венецианцев есть любовь к чудесному. Гольдони заглушил это поэтическое чувство и тем оболгал наш национальный характер. Теперь надо было его пробудить снова”. Реалистической и бытовой комедии Гольдони Гоцци противопоставил свою фантастическую комедию.Пародия была перенесена на подмостки, и Гольдони подвергся поношению на венецианской сцене, казалось, навсегда им для себя завоеванной. Но значение этого спектакля вышло далеко за рамки литературной полемики.
У ретрограда Гоцци было «слабое» место — искренняя любовь к искусству и огромный талант. Своей первой сказкой для театра, фьябой, он положил начало новому и чрезвычайно плодотворному направлению в искусстве.
Издавая в 1772 г. собрание своих сочинений, Гоцци предпослал первому тому обширное предисловие, названное им «Чистосердечное рассуждение и подлинная история происхождения моих десяти сказок для театра». «Если только в Италии не закроются театры, импровизированная комедия никогда не исчезнет и маски ее никогда не будут уничтожены, — заявлял он. — Я вижу в импровизированной комедии гордость Италии и смотрю на нее как на развлечение, резко отличающееся от писаных и обдуманных пьес». По-своему Гоцци был прав. Традиции комедии дель арте оказались плодотворными и многие ее формы удивительно живучими. Но произведения самого Гоцци не были уже образцами традиционной комедии дель арте. Он способствовал не консервации жанра, а его развитию.
Гоцци поставил себе целью отстоять комедию масок от новшеств Гольдони: снова сделать театр местом «невинных развлечений» традиционного толка. Этого, однако, не получилось. Гоцци создал новый театральный жанр, связанный, правда, с комедией масок, но заметно от нее отличающийся. Это была уже писаная, а не импровизационная комедия. Традиционные маски скрывали отныне весьма разнообразные характеры, а порой и вообще исчезали с переднего плана. Гоцци хотел пресечь новые эстетические веяния, но они достаточно уже утвердились в практике театра, и ему оставалось лишь по возможности стараться преобразовать их и обратить себе на пользу.
К тому же развлечения эти не были столь уж «невинны». Театр отнюдь не перестал быть местом для проповеди, просто иными средствами проповедовалась иная мораль.
Гоцци выступил в защиту старых дворянских устоев и патриархальной морали. Думая по старинке, Гоцци порой вводил в свои фьябы даже мысль о божественном предопределении. В этом состоял пафос антипросветительства Гоцци. Просветители, Гольдони в том числе, исходили из мысли о внутренней обусловленности человеческих поступков.
Гоцци слишком ненавидел просветителей, чтобы тратить время и разбираться в их взглядах. Он, казалось ему, защищал от них лучшие человеческие идеалы — честь, честность, благодарность, бескорыстие, дружбу, любовь, самоотверженность. Но, по сути дела, здесь никаких разногласий между ним и просветителями не было. Многие пьесы Гоцци справедливо звучали как призывы к верности лучшим традициям народной морали, и в этом смысле Гоцци делал то же дело, что и его враги — просветители. Такие сказки Гоцци, как «Король-олень» (1762), служат лучшим подтверждением этому. Андиана, избранная королем Дерамо в жены, продолжает любить его и тогда, когда душа его воплощается в тело нищего. Эта сказочная трагикомедия — одно из лучших в мировой драматургии произведений, написанных во славу высокой духовности и преданной, бескорыстной любви.
Некоторые сказки Гоцци приобрели не совсем то звучание, какое намеревался придать им автор. Так, в сказке «Зеленая птичка» Гоцци немало места уделил нападкам на просветителей. Но стрелы его не попадали в цель: ведь просветители не были повинны в проповеди эгоизма и неблагодарности, в чем он их обвинял. На первый план зато вышла замечательная, построенная по собственной логике сказка о неблагодарных, избалованных детях, которых жизненные испытания научили отзывчивости, благородству и благодарности.
Огромный художественный темперамент заставлял Гоцци увлекаться своими героями. Уже в «Любви к трем апельсинам» Гоцци казался очень непоследовательным тем, кто хотел прочитать его сказку исключительно как аллегорическое поношение драматургов-просветителей. В дальнейшем устами Гоцци все чаще говорило искусство. В «Принцессе Турандот», одной из самых популярных своих фьяб, он даже выступил, по существу, против той морали покорности, которую хотел проповедовать. Принцесса Турандот отстаивает право самой распоряжаться своей судьбой.
Гоцци вышел на театральные подмостки «для критики и аллегорического изображения человеческих нравов и ложных учений» своего века. И если в критике «ложных учений» он не преуспел, то в качестве критика нравов он сделал немало метких и злых замечаний по адресу современных ему буржуа. Чего стоит один колбасник Труффальдино из «Зеленой птички» — деляга, пролаза и ошалелый болтун!
Форма, избранная Гоцци, оказалась достаточно емкой и гибкой, для того чтобы отвечать многообразным задачам автора. Он стремился к постановочным эффектам, но скоро стал справедливо относить успех своих пьес за счет строгой морали, сильных страстей и серьезного исполнения. Порой он стремился к притче, порой целиком отдавался логике образов. Иногда он во всем апеллировал к волшебству, иногда предпочитал вполне реальные мотивировки. Одно оставалось неизменным — замечательная фантазия Гоцци. Она проявлялась по-разному, но никогда ему не изменяла. В этом смысле драматургия Гоцци оказалась замечательным дополнением к жизненной, умной, но суховатой драматургии многих из его современников. Фантазия, не получившая у них достаточного признания, восстала в защиту своих прав на сцене венецианского театра Сан-Самуэлэ, где шли первые пьесы Гоцци.
Венеция еще раз увидела небывало блестящий расцвет театра масок, так умно и тонко соединенного теперь с фантастической комедией. Еще раз венецианский праздник озарило чистое и милое веселье прежней Италии.
Почти все фьябы Гоцци имели успех, иногда огромный, но за пределами Венеции они не ставились и очень скоро сошли со сцены. Сам он, написав за пять лет десять фьяб, отказался от этого жанра. Он еще много лет писал, но без прежнего вдохновения, а в 1782 г., после распада труппы Сакки, совсем оставил театр. Умер он в том же возрасте, что и его соперник Гольдони, восьмидесяти шести лет, основательно забытый. Пьесы же Гольдони снова завоевали венецианскую сцену.
К новой жизни Гоцци вернули Шиллер и романтики. Последние справедливо сочли венецианского драматурга своим предшественником. Его творчество весьма полно выразило предромантические тенденции, начавшие в те годы распространяться по всей Европе.
Заключение
Никогда и нигде жизнь не была так похожа на театральное зрелище, как в Италии XVIII века. Что иное, как не сознание себя участником какой-то вечной комедии, разыгрываемой на улицах и площадях, в виду моря, гор и садов, заставляло итальянцев тех времен с такой страстью рядиться и с такой радостью надевать маску в дни карнавала.
В Венеции маска стала почти что государственным учреждением, одним из последних созданий этого утратившего всякий серьезный смысл государства. С первого воскресенья в октябре и до Рождества, с 6 января и до первого дня поста, в день св. Марка, в праздник Вознесения, в день выборов дожа и других должностных лиц каждому из венецианцев было позволено носить маску. В эти дни открыты театры, это карнавал, и он длится таким образом полгода. “И пока он длится, все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно все сказать и на все осмелиться; разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в Ридотто. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца. Нет ничего, кроме одного титула и одного существа, Sior Maschera...
Список использованной литературы
Г.Н. Бояджиев
История зарубежного театра
А.К. Дживелегов
Итальянская народная комедия
С.С. Мокульский
История западноевропейского театра
1