Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 04:34, доклад
Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую "старое" от "нового". Чаще всего элементы того и другого слиты в неразложимом синтезе, как в "Божественной комедии" Данте, которого Энгельс назвал последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени. Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Характерная
для Николая Кузанского тенденция
мыслить высшее начало бытия как
тождество противоположностей (единого
и бесконечного) была результатом
пантеистически окрашенного сближения
бога с миром, творца с творением. Эту тенденцию
еще более углубил Джордано Бруно (1548-1600)
, создав последовательно пантеистическое
учение, враждебное средневековому теизму.
Джордано Бруно опирался не только на
Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую
астрономию Николая Коперника. Согласно
учению Коперника, Земля, во-первых, вращается
вокруг своей оси, чем объясняется смена
дня и ночи, а также движение звездного
неба. Во-вторых, Земля вращается вокруг
Солнца, помещенного Коперником в центр
мира. Таким образом, Коперник разрушает
важнейший принцип аристотелевской физики
и космологии, отвергая вместе с ним и
представление о конечности космоса. Вслед
за Кузанцем Коперник считает, что Вселенная
неизмерима и безгранична; он называет
ее "подобной бесконечности", одновременно
показывая, что размеры Земли, по сравнению
с размерами Вселенной исчезающе малы.
Отождествляя
космос с бесконечным божеством,
Бруно получает и бесконечный
космос.
Снимая,
далее, границу между творцом
и творением, Бруно разрушает
и традиционную противоположность
формы - как начала неделимого, а
потому активного и творческого,
с одной стороны, и материи
как начала беспредельного, а потому
пассивного, с другой. Бруно, таким
образом, не только передает самой природе
то, что в средние века приписывалось
богу, а именно активный, творческий
импульс. Он идет значительно дальше,
отнимая у формы и, передавая
материи то начало жизни и движения,
которое со времен Платона и Аристотеля
считалось присущим именно форме. Природа,
согласно Бруно, есть "бог в вещах".
Пантеизм
Бруно прокладывал путь к материалистическому
пониманию природы. Неудивительно,
что учение Бруно было осуждено церковью
как еретическое. Инквизиция требовала,
чтобы итальянский философ
Новое соотношение
между материей и формой, новое
понимание материи
Натурфилософия эпохи Возрождения и построение новой картины мира Н Кузанский Н Коперник Дж Бруно Г Галилей. Естественнонаучное знание эпохи Возрождения и построение новой картины мира Н Коперник Д Бруно Г Галилей. Особенности объединительного политическог