Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 04:34, доклад
Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую "старое" от "нового". Чаще всего элементы того и другого слиты в неразложимом синтезе, как в "Божественной комедии" Данте, которого Энгельс назвал последним поэтом средневековья и первым поэтом нового времени. Эпоха дученто, то есть XIII век (собственно, его конец), явилась началом ренессансной культуры Италии - проторенессансом. Проторенессанс кровно связан со средневековьем, с романскими, готическими и византийскими традициями.
Два главных скульптурных замысла проходят почти через всю творческую биографию Микеланджело: гробница папы Юлия II и гробница Медичи.
По иронии судьбы, самым законченным из его трудов оказался не скульптурный, а живописный - роспись потолка Сикстинской капеллы. Хотя Микеланджело неохотно принял этот заказ, не считая себя живописцем, но, взявшись за работу, он загорелся творческой страстью и отдался ей целиком.
В общей сложности несколько сот фигур написано на пространстве в 600 квадратных метров: целый народ, целое поколение титанов, где есть и старики, и юные, и женщины, и младенцы. В фигурах пророков, сивилл и юношей Микеланджело развернул своего рода энциклопедию пластики, неистощимое разнообразие контрапостов и ракурсов. Это нечто вроде завещания всем будущим скульпторам.
Как говорил о Микеланджело Милле, он был "способен воплотить все добро и все зло человечества в одной - единственной фигуре".
Как
ни красивы и внушительны
Венецианский Ренессанс представляют в Вероне Тициан и Тинторетто.
Они подняли искусство цветовой "лепки" до высшей стадии мастерства, которой потом не переставали учиться у великих венецианцев все живописцы Европы. Надо заметить, что венецианские художники чинквеченто являлись людьми иного склада, чем мастера других областей Италии. Непричастные к ученому гуманизму, они не были столь же разносторонними, как флорентийцы яли падуанцы,- это были более узкие профессионалы своего искусства - живописи.
Самым типичным художником праздничной Венеции можно считать Паоло Веронезе. Он был живописец, и только живописец,- зато уж живописец до мозга костей, лев живописи, бурно талантливый и простодушный в своем искусстве тем великолепным простодушием щедрого таланта, которое всегда пленяет и способно искупить многое недостающее.
Вся
эволюция венецианской живописи чинквеченто
отразилась в творческой биографии
Тициана. Тициан прожил легендарно долгую
жизнь - по традиционным данным девяносто
девять лет, причем самый поздний
его период - самый значительный.
В раннем периоде Тициан близок к
Джорджоне, с которым он работал
совместное Тинторетто - младший современник
Тициана и Веронезе и последний
корифей венецианского
Тинторетто
- прямой предшественник стиля барокко,
но без всякого оттенка
В композициях Тинторетто царит прямо-таки неистовое движение: он не терпит спокойных, фронтальных фигур,- ему хочется закружить их в вихревом полете, как души прелюбодеев в Дантовом аду.
Таким
образом, заветы Ренессанса многообразны:
в нем было так или иначе
предвосхищено и предугадано
едва ли не все, чем жило европейское
искусство в последующие века.
3.
Реформация как реакция на
кризис средневековой культуры
В XVI столетии, Германию, Англию, Францию, Нидерланды, Скандинавские и страны Центральной Европы, охватило широкое движение против католической церкви - реформация. Его представители отрицали верховную власть папы римского, большую часть таинств, догмат католической церкви про "спасение" верующих "добрыми делами" (то есть пожертвованиями и молитвами, что не отвечало новому буржуазному пониманию), культ святых, иконы, обязательное безбрачие духовенства и большую часть католической символики. В противовес к этому предлагалось возвращение к национальной церкви, не подвластной римской курии, богослужения на родном языке; источником учения начали считать "священное писание" (Библию) и отбрасывать "священную легенду" (решение церковных соборов, вердикты римских пап). Религиозным наследием Реформации в тех странах, где она победила, было создание новых протестантских церквей (в Англии, Шотландии, Нидерландах, Швейцарии, части Германии, Скандинавских странах). Но это движение в его бюргерско - буржуазном направлении имел и антифеодальный характер, именно по - этому отвечал новым, прогрессивным тенденциям развития.
Католическая реакция (контрреформация), победив в Австрии, Польше, Германии, ознаменовалась суровыми гонениями против любого проявления вольнодумства - в 1559 году был впервые опубликован "Индекс запрещенных книг".
В этот исторический период - между Ренессансом и Просвещением - происходят серьезные нарушения в мировоззрении, педагогике, морали и конечно в культуре. Сложность и противоречивость эпохи принесли с собой культуру, которую в истории искусства связывают со стилем барокко. В искусстве барокко отразились представления про безграничность, многогранность и вечную притягательность мира. Это искусство тяготело к патетичному "великому стилю" к ошеломляющим эффектам, отличалось пышностью, декоративным размахом, взрывной динамикой.
Получил распространение парадный, репрезентативный портрет, утвердились как "самостоятельные" натюрморт и пейзаж, анималистичные жанры. На смену чувства меры и ясности Возрождения происходят асимметрия и контрасты, грандиозность, перезагруженность декоративными мотивами.
В архитектуре барокко тяготеет к ансамблю, к организации простора. Это площади, дворцы, лестницы, фонтаны, бассейны, портреты. В городских и загородных резиденциях, архитектура и скульптура имеют единственное решение: преобладают, пластичное оформление с тревожной игрой тени и света, парадные интерьеры с многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой, позолотой, разукрашенными плафонами.
Что
же касается эпохи Ренессанса, то, отдавая
ей всю меру восторга и удивления,
мы все же, вероятно, можем согласиться
с одним из исследователей: "…
этому возбужденному времени
сильнейшего индивидуализма, не достает
той дисциплинирующей, сдержанной силы,
которая создает все свои самые
высокие достижения в творчестве
общем".
2
Естественно-научное
знание эпохи Возрождения и построение
новой картины мира
Возрожденческая
трактовка диалектики.
Николай
Кузанский и принцип совпадения
противоположностей
Одним из
характерных представителей ренессансной
философии был Николай
Николай
Кузанский, как и большинство философов
его времени, ориентировался на традицию
неоплатонизма. Однако при этом он переосмыслил
учение неоплатоников, начиная с центрального
для них понятия единого. У Платона и неоплатоников,
как мы знаем, единое характеризуется
через противоположность "иному",
не-единому. Эта характеристика восходит
к пифагорейцам и элеатам, противопоставлявшим
единое многому, предел - беспредельному.
Кузанец, разделяющий принципы христианского
монизма, отвергает античный дуализм и
заявляет, что "единому ничто не противоположно".
А отсюда он делает характерный вывод:
"единое есть все" - формула, звучащая
пантеистически и прямо предваряющая
пантеизм Джордано Бруно.
Эта формула
неприемлема для христианского
теизма, принципиально отличающего
творение ("все") от творца (единого)
; но, что не менее важно, она отличается
и от концепции неоплатоников, которые
никогда не отождествляли единое со "всем".
Вот тут и появляется новый, возрожденческий
подход к проблемам онтологии. Из утверждения,
что единое не имеет противоположности,
Кузанец делает вывод, что единое тождественно
беспредельному, бесконечному. Бесконечное
- это то, больше чего ничего не может быть,
Кузанец поэтому называет его "максимумом";
единое же - это "минимум". Николай
Кузанский, таким образом, открыл принцип
совпадения противоположностей (coincidentia
oppositorum) - максимума и минимума. Чтобы сделать
более наглядным этот принцип, Кузанец
обращается к математике, указывая, что
при увеличении радиуса круга до бесконечности
окружность превращается в бесконечную
прямую. У такого максимального круга
диаметр становится тождественным окружности,
более того - с окружностью совпадает не
только диаметр, но и центр, а тем самым
точка (минимум) и бесконечная прямая (максимум)
представляют собой одно и то же. Аналогично
обстоит дело с треугольником: если одна
из его сторон бесконечна, то и другие
две тоже будут бесконечными. Таким образом,
доказывается, что бесконечная линия есть
и треугольник, и круг, и шар.
Совпадение
противоположностей является важнейшим
методологическим принципом философии
Николая Кузанского, что делает его
одним из родоначальников
Проведенное,
хотя и не всегда последовательно, отождествление
единого с бесконечным впоследствии повлекло
за собой перестройку принципов не только
античной философии и средневековой теологии,
но и античной и средневековой науки математики
и астрономии.
Ту роль,
какую у греков играло неделимое
(единица) , вносящее меру, предел как в
сущее в целом, так и в каждый род сущего,
у Кузанца выполняет бесконечное - теперь
на него возложена функция быть мерой
всего сущего. Если бесконечность становится
мерой, то парадокс оказывается синонимом
точного знания. И в самом деле, вот что
вытекает из принятых Кузанцем предпосылок:
"... если бы одна бесконечная линия состояла
из бесконечного числа отрезков в пядь,
а другая - из бесконечного числа отрезков
в две пяди, они все-таки с необходимостью
были бы равны, поскольку бесконечность
не может быть больше бесконечности".
Как видим, перед лицом бесконечности
всякие конечные различия исчезают, и
двойка становится равна единице, тройке
и любому другому числу.
В геометрии,
как показывает Николай Кузанский,
дело обстоит так же, как и в
арифметике. Различение рациональных
и иррациональных отношений, на котором
держалась геометрия греков, Кузанец
объявляет имеющим значение только для
низшей умственной способности - рассудка,
а не разума. Вся математика, включая арифметику,
геометрию и астрономию, есть, по убеждению
Кузанца, продукт деятельности рассудка;
рассудок как раз и выражает своей основной
принцип в виде запрета противоречия,
то есть запрета совмещать противоположности.
Николай Кузанский возвращает нас к Зенону
с его парадоксами бесконечности, с тем,
однако, различием, что Зенон видел в парадоксах
орудие разрушения ложного знания, а Кузанец
- средство созидания знания истинного.
Правда, само это знание имеет особый характер
- оно есть "умудренное неведение".
Тезис о
бесконечном как мере вносит преобразования
и в астрономию. Если в области арифметики
и геометрии бесконечное как мера превращает
знание о конечных соотношениях в приблизительное,
то в астрономию эта новая мера вносит,
кроме того, еще и принцип относительности.
И в самом деле: так как точное определение
размеров и формы мироздания может быть
дано лишь через отнесение его к бесконечности,
то в нем не могут быть различены центр
и окружность.
Рассуждение
Кузанца помогает понять связь между философской
категорией единого и космологическим
представлением древних о наличии центра
мира, а тем самым - о его конечности. Осуществленное
им отождествление единого с беспредельным
разрушает ту картину космоса, из которой
исходили не только Платон и Аристотель,
но и Птолемей и Архимед. Для античной
науки и большинства представителей античной
философии космос был очень большим, но
конечным телом. А признак конечности
тела - это возможность различить в нем
центр и периферию, "начало" и "конец".
Согласно Кузанцу, центр и окружность
космоса - это бог, а потому хотя мир не
бесконечен, однако его нельзя помыслить
и конечным, поскольку у него нет пределов,
между которыми он был бы замкнут.
Бесконечная
вселенная Коперника и Бруно.
Гелиоцентризм
Эти положения Кузанца противоречат принципам
аристотелевской физики, основанной на
различении высшего надлунного и низшего
- подлунного миров. Кузанец разрушает
конечный космос античной и средневековой
науки, в центре которого находится неподвижная
Земля. Тем самым он подготовляет коперниканскую
революцию в астрономии, устранившую геоцентризм
аристотелевско-птолемеевской картины
мира. Вслед за Николаем Кузанским Коперник
(1473-1543) пользуется принципом относительности
и на нем основывает новую астрономическую
систему.