История рождения театра

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:55, реферат

Описание работы

По трудовой теории, в первобытном обществе искусство зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшем новую ступень освоения действительности.

Поздний период древнего каменного века был временем зарождения простых форм искусства: танец, пение, музыка. Они были известны и питекантропам, и неандертальцам.

Содержание

1.Введение
2.Высказывания о театре
3.Значение слова
4.Театр Древней Греции
5.История театра в России
6.Большой театр – большая история
7.Александрийский театр
8.Имена выдающихся театральных деятелей
9.Вывод
10.Список литературы

Работа содержит 1 файл

Философия.doc

— 1.09 Мб (Скачать)

Александрийский театр

     Один из известнейших театров Санкт-Петербурга, легендарный Александрийский театр был основан по указу императрицы Елизаветы. В честь супруги императора Николая Первого Александры Федоровны театр был назван Александровским. 9 февраля 1937 года, когда Россия отмечала столетие со дня гибели Пушкина, театру было присвоено имя поэта, и теперь его называют Александринским, или Пушкинским театром.  
    
Великолепное здание, в котором театр размещается с 1832 года, было построено архитектором Карлом Росси. Обращенный фасадом к Невскому проспекту, изысканный архитектурный ансамбль является одним из лучших образцов русского классицизма. Скульптурная композиция "Колесница Аполлона", расположенная на аттике здания, стала не только символом театра, но и одной из эмблем Северной столицы.

      Репертуар театра традиционно составляют драматические спектакли русских и зарубежных классиков. На сцене Александринского театра состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии. На легендарных постановках часто бывали Пушкин и Белинский, Тургенев, Островский и Блок. Здесь же Чехов переживал радость на представлении своего "Иванова" и разочарование после первой провалившейся постановки "Чайки". Сегодня в афише театра наряду с драматическими произведениями все чаще можно встретить балетные постановки с участием звезд российской хореографии.  
     Актерский коллектив Александринского театра, известного как "театр мастеров", – один из сильнейших в Петербурге. Стены театра хранят память о выдающихся актерах В. Каратыгине, А. Мартынове, И. Горбачеве, Б. Фрейндлихе, актрисах В. Комиссаржевской, Е. Корчагиной-Александровской и многих других.  

        

 Российский  государственный академический  театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.  

  

     Здание Александрийского театра, созданное К. И. Росси, – один из наиболее характерных и выдающихся памятников архитектуры русского классицизма. В ансамбле площади Островского оно играет доминирующую роль. В результате перепланировки усадьбы Аничковского дворца в 1816-1818 годах между зданием Публичной библиотеки и садом Аничковского дворца возникла обширная городская площадь. На протяжении более десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал ряд проектов реконструкции и застройки этой площади, предусматривавших сооружение на ней городского театра. Окончательный вариант проекта был утвержден 5 апреля 1828 года. Строительство театра началось в том же году. 31 августа 1832 года состоялось его торжественное открытие.  

       Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра. Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии. Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз – Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.     

 Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси. В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика. Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой ("царской") ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.  

  

 

     В оформлении фасадов важную  роль играет скульптура. Ее исполнителями  были С. С. Пименов, В. И.  Демут-Малиновский и А. Трискорни.  Колесница Аполлона вычеканена из листовой меди на Александровском чугунолитейном заводе по модели С. С. Пименова. К столетнему юбилею театра в 1932 году под руководством И. В. Крестовского были заново изготовлены несохранившиеся статуи Терпсихоры, Мельпомены, Клио и Талии, установленные в нишах на фасадах.  
     Театр обладает уникальными коллекциями декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, богатейшими музейными фондами, которые могут быть экспонированы как в России, так и за рубежом в самых престижных выставочных пространствах . 
     В течение сезона 2005-2006 гг. Александринский театр осуществил генеральную реконструкцию, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. В то же время Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. Торжественное открытие реконструированного Александринского театра состоялось 30 августа 2006 года в дни празднования 250-летия старейшего государственного драматического театра России.  

  

 

                                      

 Репертуар Александрийского театра. 

     

 Первым директором Александрийского театра был А.П. Сумароков, а затем – Ф.Г. Волков. Труппа театра формировалась под руководством знаменитого актера, режиссера и педагога И.А. Дмитревского. В репертуар театра второй половины XVIII века входили драматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, бытовые драмы В. И. Лукина, П.А. Плавильщикова, а также западноевропейских драматургов – П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше.  

   
    
С начала 1770-х годов ведущее место в репертуаре театра занимает комическая опера – своеобразный театральный жанр, сочетавший в себе драматическое действие с музыкальными номерами, пением и танцами. Основанная на сюжетах из жизни "простых людей", она быстро стала популярна. Знаменитым был в свое время спектакль "Недоросль" Фонвизина, впервые поставленный на сцене петербургского театра в 1782 году с участием Дмитревского (Стародум), Плавилыцикова (Правдин), Михайловой (Простакова), Соколова (Скотинин) и Шумского (Еремеевна) .  
     Конечно же, исполнительское искусство театра вплоть до начала XIX века было связано с театральным классицизмом – этому учил Дмитревский. Но с изменением драматургии, с расширением жанровых законов усиливались эмоционально-психологические тенденции в актерском искусстве. На сцене театра блистали С.Н. Сандунов, А.М. Крутицкий, П.А. Плавильщиков, А.Д. Каратыгина, Я.Е. Шушерин. Сентиментальная драма и мелодрама, занимавшие значительное место в репертуаре, требовали от актеров большей естественности и простоты.  
     Публика любила эти жанры, поскольку они воспроизводили "обыкновенную жизнь". Конечно, представления о "простоте", "естественности" и "обыкновенной жизни", отраженной в драматургии в разные периоды истории театра, были достаточно заметно несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы, или "слезные драмы", как "Лиза, или Торжество благодарности" Ильина, "Лиза, или Следствие гордости и обольщения" Федорова, вряд ли бы показались жизненными.  
     Но таков был дух времени – на театре ценили всяческую чувствительность. Во время Отечественной войны 1812 года важнейшее значение для общества приобрели постановки трагедий В.А. Озерова – "Эдип в Афинах" и "Дмитрий Донской". Значительность их проблематики, их патриотизм были поддержаны великолепной игрой трагических актеров –Е.С. Семеновой и А.С. Яковлевым. 
     В 20-х годах XIX века все больше место в репертуаре театра стали занимать комедия и водевиль А. Шаховского, М. Загоскина, Н. Хмельницкого. Лучшими комедийными исполнителями были признаны М.И. Вальберхова и И.И. Сосницкий. В это время на петербургской сцене были поставлены ранние комедии А.С. Грибоедова – "Молодые супруги" и "Притворная неверность". В конце 20-х годов театр обратился к романтическому репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, романов В. Скотта.  В актерском искусстве также складываются принципы романтического,
эмоционально-действенного сценического поведения.       

 На рубеже XIX-XX веков творчество Александрийского театра было достаточно эклектично. На старейшей сцене тоже появилась режиссура, в которой преобладал бытовой реализм, граничащий с натурализмом (режиссер Е.П. Карпов). В 1908-1917 годах в театре несколько спектаклей ставит В.Э. Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. Он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование спектаклей. "Дон Жуан" Мольера (1910), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917) последовательно развертывали перед публикой идею спектакля-маскарада, мистико-религиозного, а в теме рока "Маскарада", поставленного в канун революций, видели "гибель империи.

    
     После революции 1917 года театр подвергался жесточайшим нападкам со стороны революционных театральных деятелей Пролеткульта, футуристов и прочих. Они требовали роспуска труппы и ликвидации императорского театра, представляющего "старый мир" "буржуазного искусства". Конечно, это было время кризиса. В 1919 году Александрийский театр вошел в объединение академических театров, а в 1920 году переименован в Петроградский государственный академический театр драмы. 
     Впервые послереволюционные годы театр ставит преимущественно русскую и европейскую классику. На его сцене появилась драматургия Горького ("Мещане", "На дне"). В середине 20-х годов на его сцене появляются пьесы историко-революционного содержания: "Иван Каляев", "Пугачевщина", а режиссер Н.В. Петров ставит "Конец Криворыльска" Ромашова, "Штиль" Биль-Белоцерковского, "Бронепоезд 14-69" Bс. Иванова .  
     Революционная линия репертуара теперь надолго останется в театре. И, хотя, в 30-е годы на сцене театра появятся исторические персонажи и русские самодержцы (пьеса "Петр I" A.H. Толстого, "Полководец Суворов" Бехтерева), история российская трактуется в духе "классового подхода". 
     В 1937 году театру было присвоено имя А.С. Пушкина. Во время Великой Отечественной войны он работал в Новосибирске, а на его сцене шли лучшие пьесы о войне советских драматургов – "Фронт", "Русские люди", "Нашествие". С осени 1944 года он возобновил работу в Ленинграде.  
К     рупнейшим событием стала постановка на его сцене в 1955 году пьесы "Оптимистическая трагедия" в режиссуре Г.А. Товстоногова. В труппе театра работали крупнейшие артисты: В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская, Б.А. Фрейндлих и великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов и многие другие.
    

 История  театра – это еще и история  человеческой души, ее падений  и восхождений. История театра  – это история человеческого  творческого дара, которым мы  распоряжаемся далеко не всегда  по достоинству. И все же  не любить театр нельзя. И мы любим этот великолепный, красивый и увлекательный мир театрального искусства, который поражает своим разнообразием и своей живучестью. Ведь и в начале нового века все еще мы видим представления петрушечников на улицах и ярмарках, все еще живы традиции китайского и японского театра, по-прежнему испытываем трепет, когда слышим о "русском классическом балете" или "итальянском бельканто". 
Александринский театр – один из известнейших театров Петербурга.  
    
Много родовых особенностей есть в жизни Петербурга; но Александрийский театр едва ли не есть одна из самых характеристических примет ее, едва ли это не главнейший "норов" огромной и прекрасной столицы . Достаточно только взглянуть на Александрийский театр, который, с его прелестным сквером впереди, садом и арсеналом Аничкина дворца с одной стороны и императорскою Публичною библиотекою с другой, составляет одно из замечательнейших украшений Невского проспекта. Но кто хочет узнать внутренний Петербург, не одни его дома, но и тех, кто живут в них, познакомиться с его бытом, тот непременно должен долго и постоянно посещать Александрийский театр преимущественно перед всеми другими театрами Петербурга.  
     Имя Александринского театра неразрывно связано с мировой историей сценического искусства. Уникальный комплекс зданий, с пятиярусным зрительным залом, огромной сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным фасадом, ставшим одной из эмблем Северной столицы, вошел в число жемчужин мировой архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО. Среди великих старейших национальных театров Европы – парижского «Комеди Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского «Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра» – Александринский театр занимает почетное место, являясь символом Русского национального театра.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вывод.

    Сегодняшний театр другой, он дарит людям ощущения. Ощущение сопричастности и сопереживания, чувства радости или горя, эмоции, которых так не хватает в жизни, и почву для размышлений, о  которых порой нет времени  подумать. Как сказала Татьяна  Леваншина, московский театральный критик: «Театр — это человековедение, возможность каждого человека увидеть себя со стороны. Но это не зеркало, не подражание, а преломление жизни. Театр — в чем-то комедия, в чем-то трагедия, это учитель и собеседник. Театр никогда не бывает одинаковым. Это единственный вид искусства, который меняется каждый день и во многом зависит от того, насколько я умный зритель и умею смотреть, слушать, смеяться, соответствовать уровню спектакля». 
Театр, конечно, меняется согласно времени, появляются новые темы, в головах сценаристов рождаются новые персонажи, а вместе с ними  — роли и даже характеры, Но суть остается неизменной – показывать внутренний мир человека. Поэтому театр сродни вечным ценностям -всегда будет в моде. И если Александринка продолжает прогонять «Пигмалион» и «Три сестры», то Приют комедианта давно зарекомендовал себя как площадка скандальных премьер. Кому-то полюбился жанр экспромта  — когда изначально актер не знает, чем закончится его выступление, а все самое интересное происходит на сцене, с участием зрителей. Кто-то предпочитает мюзиклы или моноспекали, с пространными рассуждениями о смысле жизни. Каждый находит свое: одни обожают искренние рассказы Гришковца, другие в десятый раз идут на «Вишневый сад», третие коротают вечера в подвале «Бродячей собаки», слушая стихи местных поэтов. 
На кого бы ни был рассчитан спектакль, надо понимать — театр всегда выполняет две функции: художественную и социальную. Театр может быть равно как нацпроектом по внедрению идеологии в умы граждан, так и яростно противостоять оной. В любом случае театр  — это всегда позиция по отношению к чему-либо, и только потом — чувства и эмоции. И поэтому театр нужен.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе История рождения театра