Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:55, реферат
По трудовой теории, в первобытном обществе искусство зарождается с видом Homo sapiens как способ человеческой деятельности для решения практических задач. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад, и могло быть социальным продуктом общества, воплощавшем новую ступень освоения действительности.
Поздний период древнего каменного века был временем зарождения простых форм искусства: танец, пение, музыка. Они были известны и питекантропам, и неандертальцам.
1.Введение
2.Высказывания о театре
3.Значение слова
4.Театр Древней Греции
5.История театра в России
6.Большой театр – большая история
7.Александрийский театр
8.Имена выдающихся театральных деятелей
9.Вывод
10.Список литературы
Один из известнейших
театров Санкт-Петербурга, легендарный
Александрийский театр был основан по
указу императрицы Елизаветы. В честь
супруги императора Николая Первого Александры
Федоровны театр был назван Александровским.
9 февраля 1937 года, когда Россия отмечала
столетие со дня гибели Пушкина, театру
было присвоено имя поэта, и теперь его
называют Александринским, или Пушкинским
театром.
Великолепное
здание, в котором театр размещается с
1832 года, было построено архитектором
Карлом Росси. Обращенный фасадом к Невскому
проспекту, изысканный архитектурный
ансамбль является одним из лучших образцов
русского классицизма. Скульптурная композиция
"Колесница Аполлона", расположенная
на аттике здания, стала не только символом
театра, но и одной из эмблем Северной
столицы.
Репертуар театра традиционно составляют
драматические спектакли русских и зарубежных
классиков. На сцене Александринского
театра состоялись практически все мировые
премьеры произведений русской классической
драматургии. На легендарных постановках
часто бывали Пушкин и Белинский, Тургенев,
Островский и Блок. Здесь же Чехов переживал
радость на представлении своего "Иванова"
и разочарование после первой провалившейся
постановки "Чайки". Сегодня в афише
театра наряду с драматическими произведениями
все чаще можно встретить балетные постановки
с участием звезд российской хореографии.
Актерский коллектив Александринского
театра, известного как "театр мастеров",
– один из сильнейших в Петербурге. Стены
театра хранят память о выдающихся актерах
В. Каратыгине, А. Мартынове, И. Горбачеве,
Б. Фрейндлихе, актрисах В. Комиссаржевской,
Е. Корчагиной-Александровской и многих
других.
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – легендарный Александринский театр – является старейшим национальным театром России. Он был учрежден Сенатским Указом, подписанным дочерью Петра Великого императрицей Елизаветой 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Именно этот театр является прародителем всех Российских театров, а дата его основания – Днем рождения Русского профессионального театра. Учреждение театра послужило началом государственной политики Российского государства в области театрального искусства.
Здание Александрийского театра, созданное
К. И. Росси, – один из наиболее характерных
и выдающихся памятников архитектуры
русского классицизма. В ансамбле площади
Островского оно играет доминирующую
роль. В результате перепланировки усадьбы
Аничковского дворца в 1816-1818 годах между
зданием Публичной библиотеки и садом
Аничковского дворца возникла обширная
городская площадь. На протяжении более
десяти лет, с 1816 по 1827 год, Росси разработал
ряд проектов реконструкции и застройки
этой площади, предусматривавших сооружение
на ней городского театра. Окончательный
вариант проекта был утвержден 5 апреля
1828 года. Строительство театра началось
в том же году. 31 августа 1832 года состоялось
его торжественное открытие.
Здание театра расположено в глубине площади Островского и обращено своим главным фасадом в сторону Невского проспекта. Обработанные рустами стены нижнего этажа служат как бы цоколем торжественных колоннад, украшающих фасады театра. Колоннада главного фасада из шести коринфских колонн четко вырисовывается на фоне стены, отодвинутой в глубину. Традиционный мотив вынесенного вперед классического портика здесь заменен редким в Петербурге эффектным мотивом лоджии. Гладь стен по сторонам лоджии прорезана неглубокими полуциркульными нишами со статуями муз – Терпсихоры и Мельпомены и завершена широким скульптурным фризом, опоясывающим здание. Аттик главного фасада, украшенный скульптурными фигурами Славы, увенчан квадригой Аполлона, символизирующей успехи отечественного искусства.
Торжественны и эффектны боковые фасады театра и южный фасад, замыкающий перспективу улицы Зодчего Росси. В работе над проектом театра Росси сосредоточил свое внимание на объемно-пространственном его решении, монументальности и выразительности внешнего облика. Внутри здания наибольший интерес представляет зрительный зал. Его пропорции хорошо найдены. Здесь сохранились фрагменты первоначального архитектурного оформления, в частности декоративная позолоченная резьба лож у сцены и центральной большой ("царской") ложи. Барьеры ярусов декорированы вызолоченными орнаментами, выполненными во второй половине XIX века.
В оформлении фасадов
Театр обладает уникальными коллекциями
декораций, костюмов, мебели, театральной
бутафории, оружия, богатейшими музейными
фондами, которые могут быть экспонированы
как в России, так и за рубежом в самых
престижных выставочных пространствах
.
В течение сезона 2005-2006 гг. Александринский
театр осуществил генеральную реконструкцию,
в результате которой воссоздан исторический
облик интерьеров здания. В то же время
Александринка стала одной из самых совершенных
в инженерном плане современных сценических
площадок. Торжественное открытие реконструированного
Александринского театра состоялось 30
августа 2006 года в дни празднования 250-летия
старейшего государственного драматического
театра России.
Репертуар Александрийского театра.
Первым директором Александрийского театра был А.П. Сумароков, а затем – Ф.Г. Волков. Труппа театра формировалась под руководством знаменитого актера, режиссера и педагога И.А. Дмитревского. В репертуар театра второй половины XVIII века входили драматические произведения А.П. Сумарокова, Я.Б. Княжнина, комедии В.В. Капниста, И.А. Крылова, Д.И. Фонвизина, бытовые драмы В. И. Лукина, П.А. Плавильщикова, а также западноевропейских драматургов – П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Мольера, Бомарше.
С начала 1770-х
годов ведущее место в репертуаре театра
занимает комическая опера – своеобразный
театральный жанр, сочетавший в себе драматическое
действие с музыкальными номерами, пением
и танцами. Основанная на сюжетах из жизни
"простых людей", она быстро стала
популярна. Знаменитым был в свое время
спектакль "Недоросль" Фонвизина,
впервые поставленный на сцене петербургского
театра в 1782 году с участием Дмитревского
(Стародум), Плавилыцикова (Правдин), Михайловой
(Простакова), Соколова (Скотинин) и Шумского
(Еремеевна) .
Конечно же, исполнительское искусство
театра вплоть до начала XIX века было связано
с театральным классицизмом – этому учил
Дмитревский. Но с изменением драматургии,
с расширением жанровых законов усиливались
эмоционально-психологические тенденции
в актерском искусстве. На сцене театра
блистали С.Н. Сандунов, А.М. Крутицкий,
П.А. Плавильщиков, А.Д. Каратыгина, Я.Е.
Шушерин. Сентиментальная драма и мелодрама,
занимавшие значительное место в репертуаре,
требовали от актеров большей естественности
и простоты.
Публика любила эти жанры, поскольку они
воспроизводили "обыкновенную жизнь".
Конечно, представления о "простоте",
"естественности" и "обыкновенной
жизни", отраженной в драматургии в
разные периоды истории театра, были достаточно
заметно несхожими. И нам сегодня спектакли-мелодрамы,
или "слезные драмы", как "Лиза,
или Торжество благодарности" Ильина,
"Лиза, или Следствие гордости и обольщения"
Федорова, вряд ли бы показались жизненными.
Но таков был дух времени – на театре
ценили всяческую чувствительность. Во
время Отечественной войны 1812 года важнейшее
значение для общества приобрели постановки
трагедий В.А. Озерова – "Эдип в Афинах"
и "Дмитрий Донской". Значительность
их проблематики, их патриотизм были поддержаны
великолепной игрой трагических актеров
–Е.С. Семеновой и А.С. Яковлевым.
В 20-х годах XIX века все больше место в
репертуаре театра стали занимать комедия
и водевиль А. Шаховского, М. Загоскина,
Н. Хмельницкого. Лучшими комедийными
исполнителями были признаны М.И. Вальберхова
и И.И. Сосницкий. В это время на петербургской
сцене были поставлены ранние комедии
А.С. Грибоедова – "Молодые супруги"
и "Притворная неверность". В конце
20-х годов театр обратился к романтическому
репертуару: инсценировкам поэм А.С. Пушкина,
В.А. Жуковского, романов В. Скотта. В актерском
искусстве также складываются принципы
романтического,
эмоционально-действенного
сценического поведения.
На рубеже XIX-XX веков творчество Александрийского театра было достаточно эклектично. На старейшей сцене тоже появилась режиссура, в которой преобладал бытовой реализм, граничащий с натурализмом (режиссер Е.П. Карпов). В 1908-1917 годах в театре несколько спектаклей ставит В.Э. Мейерхольд, увлеченный символическими и стилизаторскими идеями. Он утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование спектаклей. "Дон Жуан" Мольера (1910), "Гроза" (1916), "Маскарад" (1917) последовательно развертывали перед публикой идею спектакля-маскарада, мистико-религиозного, а в теме рока "Маскарада", поставленного в канун революций, видели "гибель империи.
После революции 1917 года театр подвергался
жесточайшим нападкам со стороны революционных
театральных деятелей Пролеткульта, футуристов
и прочих. Они требовали роспуска труппы
и ликвидации императорского театра, представляющего
"старый мир" "буржуазного искусства".
Конечно, это было время кризиса. В 1919 году
Александрийский театр вошел в объединение
академических театров, а в 1920 году переименован
в Петроградский государственный академический
театр драмы.
Впервые послереволюционные годы театр
ставит преимущественно русскую и европейскую
классику. На его сцене появилась драматургия
Горького ("Мещане", "На дне").
В середине 20-х годов на его сцене появляются
пьесы историко-революционного содержания:
"Иван Каляев", "Пугачевщина",
а режиссер Н.В. Петров ставит "Конец
Криворыльска" Ромашова, "Штиль"
Биль-Белоцерковского, "Бронепоезд
14-69" Bс. Иванова .
Революционная линия репертуара теперь
надолго останется в театре. И, хотя, в
30-е годы на сцене театра появятся исторические
персонажи и русские самодержцы (пьеса
"Петр I" A.H. Толстого, "Полководец
Суворов" Бехтерева), история российская
трактуется в духе "классового подхода".
В 1937 году театру было присвоено имя А.С.
Пушкина. Во время Великой Отечественной
войны он работал в Новосибирске, а на
его сцене шли лучшие пьесы о войне советских
драматургов – "Фронт", "Русские
люди", "Нашествие". С осени 1944 года
он возобновил работу в Ленинграде.
К рупнейшим событием стала постановка
на его сцене в 1955 году пьесы "Оптимистическая
трагедия" в режиссуре Г.А. Товстоногова.
В труппе театра работали крупнейшие артисты:
В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев,
Н.К. Черкасов, В.И. Честноков, Е.В. Александровская,
Б.А. Фрейндлих и великие театральные режиссёры
Вс. Мейерхольд, Л. Вивьен, Г. Козинцев,
Г. Товстоногов, Н. Акимов и многие другие.
История
театра – это еще и история
человеческой души, ее падений
и восхождений. История театра
– это история человеческого
творческого дара, которым мы
распоряжаемся далеко не
Александринский театр – один из известнейших
театров Петербурга.
Много родовых
особенностей есть в жизни Петербурга;
но Александрийский театр едва ли не есть
одна из самых характеристических примет
ее, едва ли это не главнейший "норов"
огромной и прекрасной столицы . Достаточно
только взглянуть на Александрийский
театр, который, с его прелестным сквером
впереди, садом и арсеналом Аничкина дворца
с одной стороны и императорскою Публичною
библиотекою с другой, составляет одно
из замечательнейших украшений Невского
проспекта. Но кто хочет узнать внутренний
Петербург, не одни его дома, но и тех, кто
живут в них, познакомиться с его бытом,
тот непременно должен долго и постоянно
посещать Александрийский театр преимущественно
перед всеми другими театрами Петербурга.
Имя Александринского театра неразрывно
связано с мировой историей сценического
искусства. Уникальный комплекс зданий,
с пятиярусным зрительным залом, огромной
сценой, дворцовыми парадными фойе, величественным
фасадом, ставшим одной из эмблем Северной
столицы, вошел в число жемчужин мировой
архитектуры, находящихся на учете ЮНЕСКО.
Среди великих старейших национальных
театров Европы – парижского «Комеди
Франсез», венского «Бургтеатра», лондонского
«Дрюри Лейн», берлинского «Дойчес театра»
– Александринский театр занимает почетное
место, являясь символом Русского национального
театра.
Вывод.
Сегодняшний
театр другой, он дарит людям ощущения.
Ощущение сопричастности и сопереживания,
чувства радости или горя, эмоции,
которых так не хватает в жизни,
и почву для размышлений, о
которых порой нет времени
подумать. Как сказала Татьяна
Леваншина, московский театральный критик:
«Театр — это человековедение, возможность
каждого человека увидеть себя со стороны.
Но это не зеркало, не подражание, а преломление
жизни. Театр — в чем-то комедия, в чем-то
трагедия, это учитель и собеседник. Театр
никогда не бывает одинаковым. Это единственный
вид искусства, который меняется каждый
день и во многом зависит от того, насколько
я умный зритель и умею смотреть, слушать,
смеяться, соответствовать уровню спектакля».
Театр, конечно, меняется согласно времени,
появляются новые темы, в головах сценаристов
рождаются новые персонажи, а вместе с
ними — роли и даже характеры, Но суть
остается неизменной – показывать внутренний
мир человека. Поэтому театр сродни вечным
ценностям -всегда будет в моде. И если
Александринка продолжает прогонять «Пигмалион»
и «Три сестры», то Приют комедианта давно
зарекомендовал себя как площадка скандальных
премьер. Кому-то полюбился жанр экспромта
— когда изначально актер не знает, чем
закончится его выступление, а все самое
интересное происходит на сцене, с участием
зрителей. Кто-то предпочитает мюзиклы
или моноспекали, с пространными рассуждениями
о смысле жизни. Каждый находит свое: одни
обожают искренние рассказы Гришковца,
другие в десятый раз идут на «Вишневый
сад», третие коротают вечера в подвале
«Бродячей собаки», слушая стихи местных
поэтов.
На кого бы ни был рассчитан спектакль,
надо понимать — театр всегда выполняет
две функции: художественную и социальную.
Театр может быть равно как нацпроектом
по внедрению идеологии в умы граждан,
так и яростно противостоять оной. В любом
случае театр — это всегда позиция по
отношению к чему-либо, и только потом —
чувства и эмоции. И поэтому театр нужен.