История культуры древней Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Первые упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны. С

Работа содержит 1 файл

История культуры древней Японии.docx

— 57.43 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Белорусский Национальный Технический  Университет

Международный Институт Дистанционного Образования

Кафедра «Информационные системы  и технологии»

 

 

 

 

 

 

Предмет: Культурология

Тема реферата: История культуры Древней Японии

 

 

 

 

Выполнил: Карагозян П.А.

гр.4170211/7

Проверила: Шапоренко А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

«Минск 2011»

 

История культуры Древней  Японии

Первые  упоминания о Японии Европа услышала ещё в эпоху Средневековья, познав её вместе со смелыми путешественниками  как страну неслыханной вежливости и сказочного богатства. Эти представления доминировали и тогда, когда в XVII-XVIII веках сначала португальскими, а потом голландскими купцами и миссионерами были обнародаваны многочисленные факты из жизни и истории этой далёкой для европейцев страны.  Сегодня каждый может узнать из соответствующих источников, что Япония (на Японском языке Нихон) – это островное государство, которое занимает часть островов Японского архипелага приблизительно на 3400 км вдоль восточной части Азиатского материка, омытого водами Тихого океана.  Япония первой встречает солнце из-за морского горизонта и поэтому носит гордое имя «Страна восходящего солнца».  Национальный флаг великолепно отображает это в изображении красного овала солнца на фоне белого полотна.

Неугасающий интерес к  Японии в наше время получил новый  импульс в понимании её роли как  единой в восточном регионе высокоразвитой капиталистической станы, которая  заставляет считаться с собой  и её неординарным культурным комплексом.  Предметом анализа становится данный феномен и в самой Японии, которая  видит в нём гарантии дальнейшего  успешного развития.  Японская культурологическая мысль, которая не имеет стойких  исследовательских традиций и внутреннего  единства и существует как поле столкновения реакционно-националистических и прогрессивно-демократических  концепций, подошла, наконец, к пониманию  необходимости дать объективный  ответ на вопрос об уникальности японской культуры, тем самым определить постоянно  действующие в ней вспомогательные  стимулы.

Традиционно это предусматривает поворот  к древнейшему опыту освоения человеком мира и нахождения ним  своего культурно-образовательного потенциала.  Но в Японии только после II Мировой Войны мифы про «эру богов», которые веками поддерживали авторитет власти и государственности, стали уступать место разговору про первичность общества, про японскую культуру.  Эпоха палеолита в аспекте своих традиционных характеристик и на японской почве выявила единство общечеловеческих корней, неолит и энеолит сделали шаги в направлении спецификации японской культуры как культуры определённого народа.  С этого времени на протяжении своего исторического существования она наряду с ярко выраженным традиционализмом постоянно демонстрирует умение ассимилировать элементы других культур, органично включая их в свой культурный комплекс.

Патриархальный  строй (удзи), важное приобретение родоплеменных  отношений, стало главной основой  социальной структуризации японского  общества.  Его роль оставалась доминирующей и тогда, когда общинная собственность  на землю и орудии труда, демократический  характер первых форм власти, были вытеснены  имущественными различиями, возникновением большого землевладения и рабовладельства.  Ярко иллюстрирует эти перемены появление  среди родоплеменных объединений  главенствующего племенного союза Ямато (III – IV ст.), который широко использовал труд рабов.  Необходимо добавить, что исторические условия развития Японии не давали возможности рабовладельцу выйти за пределы одного общественного строя и определить все стороны жизни.  Соответственно его роль не была центральной в иерархическом укладе общества, где ниже родовой знати и аристократии находились вольные общинники (селяне), полувольные профессиональные группы (бемин) мелких производителей и выделение своим привилегированным положением профессиональные общины-роды служители культов, администраторов, военных и других, которые свою силу и влияние использовали в борьбе за власть при дворе.

Проникновение в Японию буддизма, китайской общественно-политической мысли, письменности существенно повлияли на её дальнейшее культурное и общественное развитие.  Процесс расклада родового устройства был значительно ускорен  введением прогрессивных форм орошения и обработки земли,  эффективных  способов ремесленного производства, возникновением чайной культуры и шелководства.  Обострение классовой борьбы требовало  крепкой власти, способность сдерживать протест низов, то есть единой централизованной державы.  В результате политической борьбы знатных родов верховный  правитель племени Ямато был  провозглашён императором, активно  распространялась легенда про его  божественное происхождение.  Вся  страна, приобретшая в это время  название «Страна Солнца, что восходит», была раздроблена на отдельные административные единицы, власть в которых, как и  важнейшие должности и ранги  при дворе отдавались бывшим вождям и старейшинам, для того чтобы  устранить формирование оппозиции.  Феодальным кодексом Тайхорьё в 701 году были оформлены разделительная и налоговая система, структура государственного аппарата права феодальной аристократии относительно крестьянства и таким образов создано раннефеодальную централизованную державу, что определило жизненный уклад японцев более чем на 500 лет. Развитие материальных основ феодальной системы вызвало длительное существование феодальной раздробленности и численности междоусобных  войн, коней которым было положено в 1598 году в битве при  Секигахара дома Токугава, который приобрёл первенство в процессе объединения страны.  Власть перешла в руки военных. Возглавляемых Сёгеном, владельцев наибольшего из княжеств.  Правительство (сёгунат) находился в Эдо.  Остальная часть территории принадлежала феодальным князям (даймё).  В тоже время император, который был признан как номинальный суверен, жил со своим двором в Киото на правах затворника.

В период Токугава, что длился более 250 лет, сложилась жестокая социальная иерархия, что поделило общество на 4 класса: дворяне, крестьяне, ремесленники и купцы.  С 1640 года начинает проводится политика жесточайшей изоляции страны от внешнего мира с целью сохранения созданной общественной целостности, Защиты от какого либо влияния Запада.  К западу так или иначе подталкивали Японию реальные процессы развития государства: укрепление товарного производства дало сильный толчок дифференциации крестьянства, богатые представители  которого основали класс буржуазии.

В 1854 году в результате демонстрации силы американского флота возле  берегов Японии страна открылась  для внешних взаимоотношений, что, безусловно, ускорило процесс вызревания в ней капиталистических взаимоотношений.  Это вызвало протест участий  служивого дворянства, зажиточных крестьян и купечества, которые начали реформистское  движение под лозунгом реставрации  императорской власти, узурпированной домом Токугава.  Он завершился в 1867 году свержением сёгуната и началом  так называемой «революции Мэйдзи» («Мэйдзи» - просвещённое правление), что  ликвидировало феодальную систему  и создало единое национальное государство, и возвращённый на престол император в решении государственных вопросов руководствовался решениями новосозданного кастово-аристократического правительства.

Обеспечение национального  единства требовало повышение престижа императора, пропаганда исключительности японского государственного устройства толкало на путь шовинизма и милитаризма.  Конституцией 1889 года власть императора была признана абсолютной, кабинет  министров подчинялся ему полностью, несущественные демократические права  декларировались только формально.  Серия победоносных войн, что поставило страну в чрезвычайное положение в дальневосточном регионе, увенчалось её успехом в Первой мировой войне – под власть Японии попала не только Монжурия, Внутренняя Монголия, но и Китай, вынуждены выполнять большинство её кабальных условий.  Капитуляция, подписанная Японией как участницей Второй Мировой войны 2 сентября 19454 года, положило конец японскому милитаризму, что соответственно определяло дальнейшую политику страны, которая провозгласила отказ от войны в решении международных проблем и запрет создания каких-либо вооружённых сил. 

Сегодня Япония – конституционная монархия, где император, «символ государственности  и единства народа», не имеет фактической  власти.  Роль наивысшего органа государственной  и законодательной власти исполняет  парламент. 

Двери в самобытный мир японской культура открывает эпоха Дзёмон «VIII – I тысячелетие до новой эры», свидетель первых серьёзных шагов человека утверждение себя в природе, в обобщенных и упорядоченных ранних представлениях о мире.  Это время прорыва из жестокого существования в творчество, результатом которого стали солнечные часы – символ вечности – и керамика Дзёмон (огромные парадные посудины и бытовая посуда), пластика и символичная орнаментация, которая свидетельствует о возникновении соответствующего космогоничного кода.  Обожествление творческого акта породило миф о творцах японской земли – супруги Идзанаги и Идзанами, о происхождении от богини солнца Аматирасу, наиболее уважаемого божества, рода императоров, положили начало эры мифотворчества, астральным культам.  С тех пор Япония вынуждена была идти путём определённым богами (Синта – путь богов), то есть поклоняться силам природы и предков, воспринимая мир через чувства удовлетворения от общения с миром. 

Синтаист  стал чисто японской религией, которая  даже после проникновения в страну других религиозных направлений  оставалась значимой, всегда ассимилируясь  с ними в виде влиятельного ментального  знаменателя.  Соответственно в ней  японцы с давних времён видели своё предназначение в гармонизации мира.  Уже в одном из ранее законодательных  документов «Конституции из 17 статей»  Сётоку Тайси (574 – 622 годы), который  правил в Японии более 30 лет, мы читаем: «Уважайте гармонию и возьмите за правило – не действовать наперекор».  Гармония заняла особое место в системе  японской культуры как главный организационный  признак человеческой жизнедеятельности.  Как определяют японисты, чувство  органичного слияния с природой подкреплялось не только одухотворяющим его синтоизмом, позднее прикладывал  до этого свои усилия и буддизм, который  утверждал, что «всё в природе  – твои отец и мать», и даосизм, уверенный, что Дао пронизует  всё – от былинки до Вселенной.  Убеждённый в живой связи всего  со всем японец знал, что нарушение  этой связи угрожает вселенскому  организму, и соответственно корректировал  свои мысли, чувства и поступки, тем  более, что родоплеменное устройство, которое подпитывало синтоизм, ориентировало  на восприятие окружающего мира через  коллективные переживания, где царствовало  всеобщее согласие о мироустройстве  благодаря активности богов и  вождей.  Этот стереотип начинает, изменятся, когда иммиграция с азиатского континента (Кореи и Китая), обогащает  Японию культурой металлов и поливного  земледелия, вызывая коренные изменения  в её развитии: концентрацию больших  масс людей в поселениях, появление  излишнего продукта, имущественное  расслоение и, наконец, зарождение системы  эксплуатации с соответствующими властными  структурами.  Тенденция концентрации власти, что появилась с приходом эры железа (приблизительно 3 столетие), привела к созданию первой японской державы – Ямато, которое своеобразно  соединило в себе рабовладельческий  строй с элементами феодализма, заимствованными в Кореи  и Китае.  Ей соответствовала весьма однородная культура одним из ярких явлений которой было возведение тысяч курганов (кофун), символов солнечного культа, трансформированного в условиях нового социально-политического устройства в культ государственного вождя, наследника богини солнца Аматерассу.  Уникальным культурным приобретением того времени стала культура дотаку – бронзовых звонов, которые были священным ритуальным предметом, связанным с культом предков.  Признаки мастерства видны на найденных в курганах погребальных аксессуаров: медных зеркал, золотых шлемов, мечах с позолоченными рукоятками, золотых и серебренных украшений, высококачественных гончарных изделий больших размеров сложной конфигурации, исполненных   под влиянием континентального гончарного искусства.

Процессы  классовой дифиренциации общества способствовали формированию японской литературы, которая отделилась от фольклора, а с появлением письменности стала самостоятельным видом  художественного творчества.  Значительную роль в этом сыграла «вера в  душу слова», его магическую власть на которую издревле опиралось земледельческая  обрядность.  Древнейшие из известных   письменных   памятников книги  «Кудзики»(620 год), «Кодзики» (712 год) и  «Нихонги» (720 год), посвящённый истории, догматизму и ритуалу синто, демонстрирует  переход обрядов, которыми сопровождалось какая либо существенная фаза сельскохозяйственных  работ, в мифы.  Кроме того, их важнейшей  функцией было укрепление государственного  строя, поэтому мифологическая часть  эпоса должна была дополнять историческую, что, например, в «Кодзаки» ведёт  читателя от времён легендарного императора Дзимму до правления императрицы  Суйко (593-628гг).  Последующая литературная обработка не лишила ранние эпические  произведения их первоначальных черт: последовательного изложения представлений  о мироустройстве, силы природы и  общественные нормы тогдашней жизни.  Общей тенденцией этих литературных памятников является  последовательный переход от богов к героям и  земным правителям; от космогонии до истории: устанавливается прямая наследственность власти японских императоров от богов, что позднее с политической целью  широко использовалось официальной  идеологией.  И всё же перед  нами прекрасные образцы старинной  поэзии, где песни органично входят в прозаический текст и повязаны с ним по смыслу.  Они не имеют  ещё чёткой метричной системы, характерной  для классического японского  стихосложения, к тому же им присуще  фольклорные формы художественной  выразительности и настоящей  народной мудрости.  Не случайно мифы с книги «Кодзики» про богиню солнца Аматерасу, которая спряталась в небесной пещере, а потом снова  явила себя миру, есть не просто рассказ  про смерть и воскресенье, а фиксацией  факта понимания диалектической природы бытия.  Первой литературной памяткой того времени стала великая  политическая антология «Манёсю» (вторая половина 8 столетия), что через разнообразие текста тематики стиля песен отображало литературную жизнь того времени  в процессе его развития.  Анализ данного материала свидетельствует, что человек достиг того уровня, когда, освоившись в собственной  ментальности, стало открытым в широком  восприятии наработанного в контактах  с другими народами, которые создали  на континенте достаточно сложную, развитую культуру.  Открытостью способствовал  поиск новых форм государства  на отмену от исторически первого  его варианта – «Общества удзикабане» (аристократы носили фамилию «удзи», что являлось знаком происхождения  и имя «кабане», что указывало  на их общественное положение), где  власть над человеком как своё природное право осуществлял  каждый аристократ отдельно.  Потребности  дальнейшего развития общества, которое  входило в феодализм, требовали  быстрейшей централизации правительственной  власти.  Кроме того, в пределах государства Ямато этническое общество, которое опиралось на кровнородственные связи и систему военной демократии, последовательно преобразовывалось на народность, объединённую общественной теорией, экономики, языка и культуры.

Информация о работе История культуры древней Японии