Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 15:26, реферат
Попытки изучить все основные исторические типы и формы культуры человеческого общества привели к появлению раз¬личных культурологических учений. Основные направления и школы в культурологи XX в. сложились на базе всего предшествующего знания, обогащенного достижениями новых наук. Стремясь открыть самые сокровенные истоки культуры, определить ее сущность, выявить наиболее общие законы развития, многие выдающиеся представители новых отраслей знания стали претендовать на создание общей теории культуры, своей собственной культурологи. Так появились разнообразные школы с определенной научной «доминантой», отражавшей специфический исследовательский интерес
Введение. 3
основные напраления и школы. 4
общественно – историческая школа. 4
натуралистическая школа. 7
социологипческая школа. 9
символическая школа. 11
заключение. 14
список использованной литературы. 15
В современно мире радикально изменилась не только сама информация, но и средства ее передачи и богатство форм передаваемого символического материала. Мы вступили в новую эпоху, когда с совершенствование электронных средств воспроизводства образов мира во всем богатстве его движения, звуковой и цветовой гаммы, объемного восприятия, уже создается «вторая реальность» - виртуальный мир, к которому человеку еще предстоит адаптироваться и научиться с ним взаимодействовать.
Из других представителей символической школы, работающих в самых различных отраслях науки и в сфере массовой коммуникации, следует выделить Э. Кассирера и Клод Л. С.
Эрнст Кассирер (1874 – 1945) – немецкий философ, автор монументального труда «Философия символических форм» (1923 – 1929) в основе своей концепции культуры рассматривает человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации, иными словами, подходит к культуре преимущественно с позиций семиотики. Истоки культуры он ищет не в глубинах божественного духа, как Кант и Гегель, не в инстинктах человека, как Фрейд и этологи, не в потребностях, как Малиновский, и не в его социальной организации, как Парсонс, а в способности человека «творить» некий искусственный, окружающий нас мир. При этом язык, наука, искусство, религия, мифы – составные символического круга, в котором живет человек. В отличие от животного, он обладает окружающей его символической системой, которая и определяет специфику его жизни.
Клод Л. С. (р. 1908) – французский этнограф и социолог, создатель структурной антропологии – науки, в основе которой лежит использование некоторых приемов структурной лингвистики и информатики при анализе культуры и социального устройства первобытных племен. Клод Л. С., проведя этнографические исследования во многих странах «третьего мира», отвергал европоцентризм и расизм, стремился показать всю ложность понятия «дикарь», выявить силу и своеобразие мышления «примитивного» человека, заложившего еще в эпоху неолита основы технического и индустриального прогресса. Клод Л. С. утверждал, что первобытный народ не является отставшим или задержавшимся в своем развитии народом, он может проявлять такие способности к изобретательству и к воплощению изобретений в жизнь, которые оставляют достижения цивилизованных народов далеко позади.
Французский этнограф идеализировал и нравственные устои первобытного общества в духе Руссо. Развивая мысль о необходимости восстановления в человеке единства чувственного и рационально начал, утраченного современной цивилизацией. Говоря о первобытных обществах, вытесняемых научно-техническим прогрессом, он писал, что треснувший колокол, один переживший разрушительную работу времени, никогда не издаст тех гармоничных созвучий, которые он издавал в прошлом при оценке общей пропорции «природного» и «социального» в поведении человека. Клод Л. С., вслед за Кассирером, признавал решающее влияние на поступки людей символических форм, традиций и ритуалов и, прежде всего языка, порождающего все общественные институты. В конечном итоге, мысль Клод Л. С. и антропологов, разделяющих его взгляды, сводится к тому, что все мы, так или иначе, живем условностями и мифами, все больше отдаляющими нас от реальной жизни.
Важным моментом структурной антропологии Леви Стросса является его толкование мифа в качестве фундаментального содержания коллективного сознания. Специфика мифа, по мнению французского ученого в том, что миф объясняет в равной степени как прошлое, так и настоящее и будущее, и ничто не напоминает так мифологию, как политическая идеология.
Только
первая питает коллективное сознание,
а, следовательно, и культуру первобытных
и древних народов, а вторая – наших современников.
Политические мифы (о неизбежности мировой
революции или о грядущем коммунизме и
др.) были характерны для идеологии XX в.
и от них зависели судьбы тысяч и миллионно
людей во всем мире. Да и современная
идеология с ее доктринами и течениями
по-прежнему продолжает строиться на мифологическом
мышлении. И чем умней «дикаря» тот «цивилизационный»
человек, который ради своих абстрактных
мифов готов уничтожить в атомном Апокалипсисе
этот живой и прекрасный мир?!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Культурологические
учения в целостном общественном
явлении имеет весьма длительную
историю. Ученые и писатели, философы
и религиозные деятели в своих
трудах стремились понять сущность культуры
и тенденции ее развития, найти главные
и второстепенные факторы, которые способствуют
духовному росту человека. Изучение этих
подходов, поисков, трактатов и концепций
занятие не менее увлекательное, чем исследование
истории мировой культуры. В этих теориях
не все было достоверно и обоснованно,
в них нередко отражались субъективные
предпочтения авторов, тревожные предчувствия,
восторженные иллюзии. Но такова сама
реальность культуры. Она всегда тесно
переплетена с субъективным восприятием
и отношением к жизни. Теоретические умозаключения
нередко становились пророческим предвидением
и поражали потомков своей точностью.
История культурологии буквально насыщена
Великими Именами, а изучение трудов дает
мощный интеллектуальный и эмоциональный
импульс для историко-культурологических
исследований. Совместными усилиями многих
исследователей можно было бы воссоздать
историю мировой и российской культурологической
мысли. Исследования истории культурологии
только начинаются и в будущем они значительно
расширят горизонт гуманитарных наук
и взглядов на культуру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ