История и культура уйгурского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, реферат

Описание работы

Каждое общество, народ имеет свои критерии вершинных талантов в культуре и дает уникальную возможность еще раз сблизить понимание и гармоничное отношение духовных, этических и культурных ценностей, оставленных нам предшествующими поколениями в качестве всеобщих ориентиров.
История любого народа помнит, что на протяжении долгих веков духовное богатство народа поддерживалось меценатами.

Содержание

Введение…………………………………………….………………….….3
1. История Уйгуров………………………………………………..….5
2. Культура Уйгуров………………………………………………….16
Заключение………………………………...………………………….24
Литература…………………………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

Уйгуры.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

     Одним из древних видов уйгурского прикладного искусства является вышивка. Она в основном носит характер домашнего производства. В каждом доме женщины умели вышивать и обслуживали нужды своей семьи. Девушки готовили себе приданое к свадьбе, значительную часть которого составляли вышитые изделия. Вышивкой украшали занавеси, покрывала, подзоры на кровати, различные накидки, наволочки, скатерти, декоративные и молитвенные коврики, одежду. Традиционный узор вышитых изделий – растительный. Излюбленными элементами в нем являются цветочные мотивы, воспроизведение без особой стилизации. Цветовая гамма уйгурской вышивки составлена сближенными или контрастными тонами.

     Керамическое  производство – традиционный вид  уйгурского художественного ремесла. Гончарных дел мастера изготовляли облицовочные изразцовые плитки, бытовую и декоративную посуду, светильники, детские игрушки. В керамике уйгуров художественный интерес представляют уже сами формы изделий, отшлифованные веками. Формы керамических сосудов, как и из размеры, самые разные. Распространенными можно считать амфообразные сосуды, сосуды в форме кринок, блюда, чаши. Уйгурские гончары широко использовали покрытие изделий глазурью.

     Широкое распространение у уйгуров имели  так называемые «охладительные сосуды», в которых хранили скоропортящиеся продукты. Глазурь покрывала такие сосуды только на две трети от горловины, поскольку их закапывали в землю на одну треть высоты. Считалось, что глазурь препятствует проникновению холода.

     Помимо  обычных глиняных сосудов у уйгуров  встречаются так называемые «песчаные сосуды», в состав материала которых в значительном количестве входит песок. Поверхность таких изделий шероховатая и обычно они имеют черную окраску.

     В Восточном Туркестане построено  множество больших и маленьких  мечетей, медресе, мавзолеев. Они возведены из различных строительных материалов, а их оформление подчинено разных художественным стилям. Поражают изысканным резным убранством и многоцветьем росписей потолки зданий, резные колонны, карнизы, двери, ажурные ворота. С принятием ислама в 10 в., традиционная архитектура при всей самобытности развивалась в общем русле архитектуры мусульманского Востока.

     Резьба  по дереву как вид декоративного  оформления широко использовались уйгурами при изготовлении традиционной мебели, посуды, детских игрушек. Как и у многих восточных народов деревянная мебель не играла в интерьере уйгурского дома заметной роли. Уйгуры большое предпочтение отдавали коврам, паласам, войлокам. И все же у них издревле существовал определенный набор деревянной мебели. Это сундуки, низкие столики, детские колыбели, лари для хранения продуктов и прочие. Деревянная посуда включала блюда, чаши, хлебницы, ложки, палочки для еды, футляры для ложек и палочек.

     В уйгурской художественной резьбе по дереву одно из основных мест принадлежит изготовлению музыкальных интсрументов. Уйгурские музыкальные инструменты отличаются большим разнообразием и высокими звуковым и декоративным качествами. Среди уйгурских музыкальных инструментов большое распространение имеют; щипковые – дутар, тамбир, равап; смычковые – сатар, гиджяк; ударные - дап, тевильваз, награ; духовые – най, сунай, карнай и инструмент, напоминающий цимбалы – янчин или чан. Перечисленные музыкальные интсрументы были распространены по всему Восточному Туркестану и имели лишь незначительные местные отличия. Наиболее заметны эти отличительные черты в инструментах южных (Кашгар) и северных (Кульджа) районов страны. В народе они носят название кашгарских или илийских.

     Процесс изготовления музыкальных инструментов отличается сложностью. Каждый мастер имел свои секреты, которые передавал только своим близким. Украшались уйгурские музыкальные инструменты богато и разнообразно: инкрустацией костью, рогом, резьбой по дереву.

     Яркенд  и Аксу славились выделкой кож, из которых изготовлялись высококачественная обувь, пояса, конская сбруя. Нарядная обувь выполнялась из цветной кожи: красной, зеленой, коричневой. В декоре обуви использовались аппликация, тиснение, вышивка.

     Кожанные  пояса являлись у уйгуров неотъемлемой принадлежностью мужского костюма. Пояса богато украшались фигурными серебряными пластинами, покрытыми гравированным, чеканным, филигранным узором, вставками из полудрагоценных камней. В оформлении поясов использовалась полихромная перегородчатая эмаль, позолота.

     Большое внимание уйгурские мастера уделяли декорировке конской сбруи, седел. Уйгурские седла, сохранившиеся до сегодняшнего дня, имеют одну распространенную форму: узкую переднюю луку и широкую овально-закругленную заднюю часть. Остов седел обтягивался кожей и украшался декорированными металлическими пластинами, или же тщательно шлифовался, полировался и покрывался многоцветной росписью.

     Широкое распространение у уйгуров имеют  различные изделия из тыквы-горлянки. Разные формы плодов этой тыквы приспосабливаются  под сосуды для воды, чая, ковши, табакерки, детские игрушки и другое. Обработка тыквы-горлянки не требует обобых навыков, каждый по желанию может изготовить незатейливое изделие, тем более, что бытовая посуда почти не украшается. Поверхность изделий обычно полируется и окрашивается в густом растворе чая. В Восточном Туркестане в прошлом были искусные мастера-ремесленники, изготовлявшие высокохудожественные произведения из тыквы-горлянки.

     Уйгурское прикладное искусство отличается самобытными  традициями, яркое своеобразие которых продолжает сохраняться и по сей день.

     Сегодняшние перемены происходящие в культуре Синьцзян-Уйгурском  автономном районе (СУАР) КНР, сопровождаются пересмотром роли традиционной духовной культуры, ее значения для народов, населяющих этот район Китая4. Даже в современных измененных социально-культурных и политических условиях она продолжает играть важную роль в развитии национальных культур, в становлении современной культуры автономного района. Традиционная духовная культура не просто является ее суммативной частью, а обогащает древними традициями и придает ей национальный колорит и этническое своеобразие. И не случайно, потомки одного из древних тюркских народов, который в свое время возродил храмы и дворцы, сложнейшие ирригационные сооружения, вновь возвращаются к своим национальным истокам, культурному наследию. Они стремятся дать ответ на поставленный историей вопрос — о роли культурного прошлого в современной жизни уйгуров СУАР. Для них отказ от освоения своего духовного прошлого — это значит лишить себя ничем не заменимого источника удовлетворения как повседневных бытовых, так и других потребностей. Необходимо отметить, что и в годы "десятилетнего хаоса" в Китае они сохранили жизнеспособность тех элементов национальной духовной культуры, которые были наиболее тесно связаны с народными основами и формировались на протяжении многих столетий в рамках таких государственных образований, как Уйгурский каганат (744-840 гг.), Уйгурское Туфранское государство (IX-XIV вв.). Уйгурское ганьчжоуское княжество (902-1028 гг.), государство Йеттишар (1864 г.).

     В системе современной культуры СУАР традиционная культура уйгуров в  основном существует в форме ее сохранения и развития, воспроизводства и  обновления, использования ее отдельных  национальных атрибутов и элементов (одной из основ такого утверждения служат методологические разработки ряда зарубежных авторов, например, В. Хаджиниколова). Надо отметить, что данная проблема имеет большое число аспектов, которое, естественно, возрастает по мере развития экономических, политических, этнических и других процессов. Для современной действительности многообразие форм существования традиционной культуры особенно велико. Существовавший в прошлом период подавления и искоренения отдельных элементов национальной культуры уйгуров существенно оказал влияние на современные их действия по ее возрождению.

     К примерам сохранения и развития традиционной культуры народа можно отнести, в  частности, отношение к музыкальному искусству. Его истоки уходят своими корнями в седую старину, в  этническую историю уйгуров, о чем свидетельствуют предания, поэмы, героические сказания, а также материалы археологических исследований и письменных памятников. Общеизвестно, что вершиной музыкального творчества уйгуров является шедевр классической музыки "12 мукамов", который развивался в течение полутора тысяч лет. Он и сегодня служит той основой, на которой развивается профессиональное искусство СУАР. В 1988 году Народное правительство автономного района приняло решение о создании синьцзянского ансамбля "12 мукамов".

     О преемственном развитии традиционной культуры уйгуров говорит и искусство  изготовления национальных музыкальных  инструментов, которых насчитывается  несколько десятков видов. Многие из них выявлены в результате научных  исследований и целенаправленных поисков по следам древних рукописей. Наиболее распространенными из музыкальных инструментов являются раваб, дутар, калун, най, саттар, гиджак и другие. Они, как правило, изготавливаются из древесины тутового дерева черного цвета с последующей инкрустацией узорчатыми пластинами белой кости. Эти инструменты имеют сходную форму и конструкцию с известными в Средней Азии. Из звучание можно сегодня услышать как в сольном, так и оркестровом исполнении.

     Традиционная  культура уйгуров СУАР существует и  в форме ее воспроизводства и обновления. Зачастую к ней обращаются творческие работники с целью использования культурных ценностей в своих трудах. С помощью данного подхода многие забытые духовные элементы как бы обретают новую жизнь в рамках современной системы. В ее рамках они не только адаптируются и трансформируются в разных сферах современной культуры, но и активно влияют на нее. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Уйгуры  – один из древних тюркоязычных народов. Они издавна расселены  на территории Восточного Туркестана (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Казахстана и Кыргызстана. Численность составляет 8-10 млн. чел. Уйгурский язык относится к карлукской группе тюркских языков.

     Восточный Туркестан, древняя родина уйгуров, географически представляет собой бескрайние просторы величайшей пустыни Такла-Макан, с островками населенных оазисов. С древних времен самыми крупными и значительными в историко-культурном отношении являлись оазисы: Хотан, Яркенд, Кашгар, Турфан, Карашар, Кучар, Миран и позднее Кульджа. Развитие ремесел было сосредоточено в городах и крупных селениях оазисов.

     Каждый  город славился своими ремеслами: Кашгар – обработкой металлов, выделкой тканей, войлоками, коврами, музыкальными инструментами, гоняарными изделиями, вышивкой; Хотан  – известный центр ковроделия и шелководства; Яркенд был знаменит высоким качеством обработки металлов, войлочными изделиями и коврами; Аксу – производством хлопчатобумажных тканей, выделкой кожи, войлоками.

     К древнейшим развитым видам уйгурского прикладного искусства относятся художественная обработка металлов: кузнечное ремесло, изготовление посуды, ювелирных украшений, традиционный комплект металлической утвари уйгуров включает различные по назначению посуды для умывания, для лекарственных настоев, чайники, самовары, подносы, умывальные приборы, чаши, мантоварки. Среди них встречаются как подчеркнуто утилитарные, так и высокохудожественные образцы 
 
 

     Литература 
 
 

  1. Кайдаров А.Т. Развитие современного уйгурского литературного языка. 1. Алма-Ата, 1969
  2. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. Изд-во Московского университета, 1969
  3. Тихонов Д.И. Хозяйство и общественный строй Уйгурского государства 10-14 вв. М-Л., 1966.
  4. Традиции и современность в духовной культуре уйгуров Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР http://turkolog.narod.ru/info/I401.htm
  5. Уйгуры.  http://ymyt.com/ru/3/12_1.shtml

Информация о работе История и культура уйгурского народа