Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, реферат
Каждое общество, народ имеет свои критерии вершинных талантов в культуре и дает уникальную возможность еще раз сблизить понимание и гармоничное отношение духовных, этических и культурных ценностей, оставленных нам предшествующими поколениями в качестве всеобщих ориентиров.
История любого народа помнит, что на протяжении долгих веков духовное богатство народа поддерживалось меценатами.
Введение…………………………………………….………………….….3
1. История Уйгуров………………………………………………..….5
2. Культура Уйгуров………………………………………………….16
Заключение………………………………...………………………….24
Литература…………………………………………………………….25
Содержание
Введение…………………………………………….…………
2. Культура Уйгуров………………………………………………….16
Заключение………………………………...……………
Литература……………………………………………………
Введение
Каждое
общество, народ имеет свои критерии вершинных
талантов в культуре и дает уникальную
возможность еще раз сблизить понимание
и гармоничное отношение духовных, этических
и культурных ценностей, оставленных нам
предшествующими поколениями в качестве
всеобщих ориентиров.
История любого народа помнит, что на протяжении
долгих веков духовное богатство народа
поддерживалось меценатами.
По
инициативе Республиканской уйгурской
ассоциации промышленников, предпринимателей
и сельхозработников для претворения
духовного взаимодействия культур всех
народов, проживающих в Казахстане, во
имя усиления гармоничного национального
саморазвития уйгурского народа был создан
“Клуб уйгурских меценатов” в Казахстане.
Он поощряет талантливых личностей через
учреждение независимой премии “Илhам”
(Вдохновение) за вклад в общенационально
значимые, выдающиеся достижения и развитие
отечественной и мировой культуры.
Уйгуры - коренной народ Восточного Туркестана, называемого по-китайски Синьцзян. Это крупнейший тюркский народ, не имеющий своего независимого государства.
Этноним
“уйгур” упоминается в китайских хрониках
более чем за 200 лет до нашей эры. Первое
самостоятельное уйгурское государство
образовано в 744 г. Кутлуг Билге Каганом.
Столица Карабалгасун располагалась на
реке Орхон. В 751 г. арабами, тибетцами и
уйгурами на реке Талас была разгромлена
китайская армия. Позже уйгуры помогали
династии Тан, платившей дань уйгурам,
в восстановлении порядка в Китае.
Уйгурская империя начала разрушаться
в 805 г. После падения первой уйгурской
империи часть уйгуров переселилась на
берега Хуанхэ (Желтая река). Теперь их
потомки называются желтыми уйгурами,
иначе йугурами. Вторая часть перебралась
через Семиречье на южную сторону Тянь-Шаня
в Восточный Туркестан. Самая значительная
группа уйгуров эмигрировала на северную
часть Тань-Шаня.
Уйгуры
использовали три письменности - в VI и
VII веках - орхонскую письменность, изобретение
кок-тюрков. Позже уйгуры разработали
свой алфавит, ныне известный как уйгурская
письменность. Эта письменность использовалась
в течение 800 лет не только тюркскими племенами,
но и монголами и маньчжурами. Уйгуры были
учителями, офицерами, послами в Риме,
в Багдаде, Стамбуле, учеными в Тебризе.
Известны сотни уйгурских ученых, уйгурская
литература обширна. Некоторые уйгурские
книги переведены на различные западные
языки. Уйгуры печатали свои книги за сотни
лет до того, как Гутенберг изобрел свой
печатный пресс.
Средневековая уйгурская культура оказала
очень сильное влияние на китайскую поэзию,
литературу, театр, музыку. Уйгуры изготовляли
62 вида музыкальных инструментов.
В
данной работе рассмотрим развитие
культуры народов Уйгуров.
Уйгуры
– один из древних тюркоязычных
народов. Они издавна расселены
на территории Восточного Туркестана
(современный Синьцзян-
На различных этапах своего развития уйгуры создавали свои государственные образования. Первый уйгурский каганат был создан на Хангае в 323 г., он просуществовал 200 лет, после столетнего перерыва, в 523 г. возник второй уйгурский каганат, просуществовав 80 лет, он был разгромлен в 603 г. Тюркским каганатом. В 743 г. На обломках Восточно-тюркского каганата на территории Северной Монголии был образован Третий уйгурский каганат, который пал в борьбе с древними хакасами в 840 г. Третий уйгурский каганат был феодальным государством с пережитками родоплеменных отношений. Однако, несмотря на эти пережитки, объединение уйгуров, образование каганата, провозглашение кагана с наследственной властью следует рассматривать как новый этап в этническом и политическом развитии уйгуров. Важным выражением определенного этапа в развитии сознания о необходимости этнического и политического единства было принятие самоназвания уйгуры. Новое объединение, в результате которого возник каганат и было принято общее для всех название уйгуры, оказалось более прочным этническим образованием, и его следует расценивать как смену родоплеменного союза народностью, а в области общественного развития смену родовых отношений феодальными.2
В Третьем уйгурском каганате были развиты земледелие, скотоводство, различные промыслы и ремесла. «Памятники говорят о самобытности уйгурской цивилизации. Хотя материальные культура уйгуров имеет глубокие центрально-азиатские корни, но именно уйгуры начали серьезно насаждать в центрально-азиатских степях оседлую цивилизацию со строительством обширных многоквартальных городов и крепостей».
Уйгуры уже в начале 5 в. обладали высокой культурой, своей письменностью, уйгурское письмо развивалось из согдийского.4 Вместе с согдийской письменностью уйгуры заимствовали с Запада и манихейство. Приняв в 762 г. манихейство, уйгурское общество ближе познакомилось с живописью и другими элементами согдийской культуры.
После падения Третьего уйгурского каганата в 840 г., на территории Восточного Туркестана уйгуры создали государство с центром в Турфане. Уйгурское государство в Восточном Притяньшанье (9-14 вв.) достигло высокой ступени развития во всех областях. Общая площадь государства равнялась примерно 500 000 кв. км. Границы проходили западнее Кучара и далеко восточнее Хами, севернее Урумчи и на юге у Хотана. В 902-1036 гг. было образовано Уйгурское Ганьчжоуское государство, а в 11-12 вв. существовало уйгурское Кучарское княжество.
До принятия ислама уйгуры исповедовали буддизм, манихеизм и маздокизм.
Культура буддийской Кашгарии постепенно обогащалась влиянием Средней Азии, Ирана, Византии, заимствованием из сирийской, согдийской и других культур азиатского средневековья.
Весьма ярко изложил свои впечатления от раскопок турфанского городища 7-8 вв. В 1909 г. немецкий исследователь Восточного Туркестана А. Фон Лекок. В архитектуре Кашгарии того времени археолог отмечает преобладание западно-азиатских и отчасти индийских черт. Германская экспедиция обнаружила немало письменных памятников периода 7-8 вв. По численности среди них преобладали тохарские, персидские, согдийские, сирийско-несторианские и индийские тексты. Лишь на шестом листе оказались ординарные китайские тибетские документы.
Следует учесть своеобразный ход истории турфанского оазиса после 3 в. В этот восточно-кашгарский город проникало, если к тому создавались благоприятные условия, китайское либо тюркское культурно-политическое влияние. Городом правила смешанная династия уйгуро-китайского происхождения, там существовала китайская колония. Тем не менее до поры до времени тюркское культурное влияние там проявлялось слабо (очевидно, из-за молодости собственно тюрской культуры); тоже как доказали раскопки экспедиции Лекока, можно сказать о культурном влиянии империи Тан, которая (не без помощи восточных тюрок) создала в Турфане имперский округ Сичжоу. Вовсе незаметным оказалось влияние Китая и тюрок в прочих оазисах.
Тюркское влияние в культуре Кашгарии начало отчетливее проявляться с 9 в., когда западные тюрки (позже во главе с династией караханидов) подчинили себе города и оазисы запада Кашгарии, а уйгуры, переселившись с Орхона, в 840 г. утвердились у северных склонов Восточного Тяньшаня, основав столицу в Бешбалыке (возле современного г. Гучен). В новое уйгурское государство вошли Кумул, Турфан, Карашар; Турфан под названием Кочо стал второй столицей нового государства уйгуров. Запад Кашгарии с 10 в. подвергался постепенной исламизации; восточные уйгуры приняли от местного индоевропейского населения буддизм.
Уйгурская культура Восточного Туркестана (10-14 вв.) явилась продолжением двух традиций: местной буддийской индоевропейского населения городов-государств и уйгурской орхонского периода. Поскольку уйгуры сменили манихейство на буддизм, а письменность уйгуров и местных жителей была схожа, восприятие тохарско-саманидского и элементов более раннего гандхарского наследий не составляло особой трудности для пришельцев-уйгуров. Начиная с 10 в. уйгуры все прочнее врастали в комплекс буддийской культуры Кашгарии.
Эпоха уйгурского царства Кочо на востоке и Караханидского ханства на западе Кашгарии стала золотым веком буддийской культуры уйгуров и мусульманской родственных им тюрок Кашгара, Яркенда, Хотана, Кучара, Аксу.
Своеобразие исторического периода 10-14 вв. заключалось и в том, что как политически, так и культурно Кашгария укрепила и расширила свою постоянную связь со Средней Азией. Если раньше оазисные города-государства Кашгарии лишь были однотипные со среднеазиатскими обществами, то теперь часть Кашгарии и часть Средней Азии обхединились в границах Караханидского государства с центром сперва в г.Баласагуне (Семиречье), а затем в Кашгаре.
Традиция периодического объединения территорий Средней Азии и Восточного Туркестана в рамках единых государств и единых культур еще ярче проявилась в период полной исламизации Восточного Туркестана (15-16вв.) Так, например, творчество Алишера Навои, его современников, предшественников и исследователей стало в равной мере достоянием культур Средней Азии и Восточного Туркестана.
Уйгуры,
создавшие государство в
В 12 в. Царство Кочо и Караханидское ханство попали в вассальную зависимость от переселившейся с востока части киданей (получивших название каракитаев). Каракитаи подверглись большому тюркскому влиянию и не стали ломать порядки, сложившиеся в государственных системах и культурах Кашгарских государств.
В первой трети 13 в. Царство Кочо было присоединено к державе Чингис-хана в качестве пятого улуса и приняло на себя тяжесть завоевательных походов и разорительных налогов.
Правда, уйгурская культура оказала немалое влияние на развитие монгольской культуры (письменность, литература, религиозная традиция были заимствованы целиком, либо частично у уйгуров, образованные уйгуры занимали важные должности при дворе монгольских ханов). Напротив, мусульманское Караханидское ханство было попросту уничтожено вместе с другими среднеазиатскими государствами.
В том же 13 в. большая часть Кашгарии (до Турфана) вошла в состав среднеазиатского улуса Чагатая. Турфанский и Комулский оазисы – оплоты буддизма – какое-то время существовали нейтрально, либо в качестве «яблока раздора» между чагатаидом Хайду и его монгольским соперником Угэдеем. Борьба между ними обострилась до такой степени, что почти одновременно с основанием монгольской династии Юань в Пекине царь Кочо был вынужден навсегда переселиться на территорию Ганьсу.
14 в. внес немало перемен в историю Восточного Туркестана. В 1348 г. ранее отколовшаяся часть улуса Чагатая провозгласила себя Могольским ханством. Основателем новой династии стал Туглук Тимир-хан. Новое государство полукочевого типа заняло территорию Джунгарии, Илийского края, Семиречья. Оно подчинило своему влиянию и значительную часть восточно-туркестанских земель, прежде всего бывшую территорию Караханидского ханства, мусульманскую часть Кашгарии. В начале 15 в. моголы были вытеснены западно-монгольскими племенами ойратов (джунгар) с земель современной Джунгарии, потуряли свою столицу Бешбалык (некогда, в 9 в., первую столицу нового государства уйгуров). В 1420 г. моголы окончательно присоединили Турфан, и тот быстро исламизировался. Борьба за овладением Комулом продлилась еще почти на столетие.
Могольская держава не раз меняла свои размеры и границы, уровень ее консолидации также часто менялся. Так, на протяжении 15 в. она временами простиралась от Комула до Ташкента, хотя, с другой стороны, могольский знатный род Чурасов фактически независимо правил Кашгаром. Моголы много воевали с Тимиром (Томерланом), однажды опустошившим юго-запад Восточного Туркестана, ойратами, узбеками-шейбанидами, казахами и кыргызами, которые позднее отняли у них современную территорию Джунгарии, но обретя Комул, моголы основали государство Мамлакат и Могулия, объединившее впервые всю территорию Кашгарии. Яркенд стал основной, Кашгар – второй по значению (резиденцией наследника престола) столицей нового Могольского ханства, а Турфан – центром важного пограничного удела.