Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 12:47, реферат
Каждое общество, народ имеет свои критерии вершинных талантов в культуре и дает уникальную возможность еще раз сблизить понимание и гармоничное отношение духовных, этических и культурных ценностей, оставленных нам предшествующими поколениями в качестве всеобщих ориентиров.
История любого народа помнит, что на протяжении долгих веков духовное богатство народа поддерживалось меценатами.
Введение…………………………………………….………………….….3
1. История Уйгуров………………………………………………..….5
2. Культура Уйгуров………………………………………………….16
Заключение………………………………...………………………….24
Литература…………………………………………………………….25
В
едином восточно-туркестанском
Могольское ханство 16-17 вв. в Восточном Туркестане по устройству своему было аналогично современным ему среднеазиатским государствам феодального типа с их удельной системой. Роль ханов, сословий города и деревни, светской власти и верхушки мусульманских богословов была обычно той же, что и в Средней Азии. На всем государственном устройстве Моголии лежал отпечаток двойственности: ханская власть претендовала на абсолютные права, однако во всех сферах была вынуждена сосуществовать с уделами: войско хана дополнялось ополчениями и дружинами уделов, ту же двойственность отражали администрация, финансы и т.д. Но, в отличие от Средней Азии, исключительное место в Восточном Туркестане в 17 в. заняли главы мусульманских религиозных орденов – Ходжи.
Ходжи
появились в Восточном
В
середине 18 в. цинский Китай воспользовался
усобицами в Джунгарии и
Упадок экономики, национальный и социальный гнет повлекли за собой народные восстания 1816, 1816, 1827-28, 1830, 1847, 1855, 1857 гг. Восстания серьезно ослабили позиции цинского Китая в Центральной Азии. Но самым крупным восстанием было национально-освободительное движение уйгуров и дунган 1864 г. В результате этого движения на территории Восточного Туркестана возникло два уйгурских государства – Йеттишар и Илийский султанат.
Царское правительство (России), опасаясь распространения национально-освободительных идей на территории Семиречья, в 1871 г. ввело свои войска в пределы Илийского края или Кульджинского края. Временная оккупация длилась 10 лет. В течение этого времени цины разгромили государство Йеттишар и Дунганское ханство и встал вопрос о передаче Илийского края Китаю. Согласно Петербургского договора от 12 февраля 1881 г. Илийский край передавался Китаю. По статье третьего договора желающие жители края могли переселиться в российские пределы. Слух о передаче Илийского края цинам распространился еще за долго до подписания Петербургского договора. Отрицательно относясь к такому исходу, уйгуры еще в 1875 г. писали русским властям: «Если мы покоримся китайцам, то они нас не оставят в живых, всех умертвят, а поэтому мы желаем покориться великой России».
Опасения
населения Илийского края основывались
на том, что они боялись расправы
за участие в антицинском
Используя статью 3 Договора многие уйгуры Илийского края изъявили желание бросить свои насиженные места и переселиться в пределы России. С другой стороны, царское правительство проявило заинтересованность в переселенцах, которые могли поднять экономику неосвоенных частей Семиреченского края. Представители русской администрации обратили внимание на наличие у уйгуров высокой культуры земледелия.
«... в оседлых эмигрантах мы находим для Семиреченского края колонистов, никем не заменимых по совершентсву земледелия и садоводства, которыми обратили они в богатую страну местность в верховьях Или... Усовершенствованное многолетним опытом земледелие и садоводство китайских эмигрантов (уйгуров) из городов западного Китая могли бы быть перенесены на нашу почву и обратили хотя бы некоторые заные кочевнками долины края в житницы и поля, покрытые клевером, табаком, хлопком, фруктовыми деревьями, какие представляли до восстания (имеется в виду антицинские движения) города между Кульджой и нашей границей».6
Следует отметить, что земледелие в этом крае не было чем-то новым, дело в том, что в этом регионе как и в других частях Илийской долины, по сообщению Ч.Валиханова в 6 в. жили предки уйгуров гаогюй и после племена дулу, и далее он отмечал: «В период Чингис-хана, конечно, через долину Или шел Чингис-хан на Туркестан. Около этого года мы находим в Абульгази эти страны под именем Алатава в числе владение уйгурских ханов». Исторически судьба сложилась так, что земледельческие поселения в период раздробленности империи Чингис-хана исчезли, но они возрождаются в более поздний период. Начиная с середины 17 в. появляются новые поселения земледельцев, основанных уйгурами Восточного Туркестана в период Джунгарского ханства (1635-1758 гг). Джунгарские ханы, после опустошительных междоусобных битв, решили переселить уйгуров из южных районов Восточного Туркестана. Переселяя уйгуров, джунгарские ханы преследовали цель получения продуктов сельскохозяйственного производства. При джунгарском хане Галдан-Церене земледелие и различные промыслы достигли сравнительно высокого уровня. Об этом можно судить по свидетельствам русских послов и купцов, ездивших в джунгарские владения. Переводчик М.Этигиров, посланный из Сибири в 1729 г. к джунгарскому хану, отмечал в своем дневнике, что в районе Талкинского перевала «имеетца пахоты контайшина владения бухарцев (уйгуров) и калмыков», что он ехал «по правую сторону реки Цаган-Усуна мимо пашен бухарских (уйгурских), видел пашни в долинах рек Или и Эмель, а также в городах Тарбагатайских».7 Русский посол Л.Угримов, находившийся во владениях Галдана-Церена в 1731 и 1732 гг. отмечал, что пахотные угодья в долине р.Или, у подножья Талкынского перевала орошали с помощью арыков, в долине р.Дурбульджин землю обрабатывали уйгуры, построившие дома и селившиеся целыми поселками. Возле ханской ставки располагался ханский сад. «Был я в оном саду..., - писал Угримов Л., - встретил нас один бухаретин (уйгур)..., который над теми садами имеет по указу своего владельца смотрения... В которых садах, видно было довольно свяких дерев, и величиною оной сад, например, кругом будет версты три, который огражден стеною из незженного кирпича вышиною выше сажени». По свидетельству того же Угримова Л. таких садов в Джунгарии было много, они создавались и ухаживались уйгурскими садоводами, но они принадлежали джунгарскому хану и феодальной знати. Выше изложенные свидетельства говорят о существовании уйгурских поселений в Илийской долине до переселения части уйгуров в 1881-83 гг. Об этом же можно судить по маршрутной карте Ч.Валиханова, составленной им во время путешествия в г.Кульджу в 1856 г. На карте им отмечены такие уйгурские поселения, как Жаркент, Ак Кент.
Массовое освоение земледельцами Семиреченского края относиться к середине 19 в., и оно было связано с русскими и уйгуро-дунганскими поселенцами.
Переселение уйгуров происходило в течение 1881-1884 гг., количество переселенцев составило 50 тыс. человек. Переселившись в Семиречье, уйгуры основали г.Жаркент и около 90 кишлаков, и 4 слободы в г.Верном (современный г.Алматы).
Переселение
части уйгурского населения в
Семиречье не было явлением только
лишь затронувшим состав и этническую
карту данного региона, оно повлекло
за собой многообразные
Говоря о процессах адаптации уйгуров в новых для них экономических и социально-политических условиях, необходимо иметь в виду, что в момент переселения уйгуров в Семиречье они представляли собой глубоко сформировавшийся этносоциальный организм с выработанным веками сложным этническим стереотипом, характеризующимся комбинацией весьма своеобразных черт и этнических признаков. Вследствие этого первая адаптивная реакция мигрантов заключалась во взаимном приспособлении старых традиционных адаптивных механизмов к новым природным, экономическим и социальным условиям.
Уйгуры,
как и другие народы, прошли трудный
путь своего развития: здесь и потеря
лучших своих дочерей и сыновей,
и деформация национальный культуры
и многое другое.
2.
Культура Уйгуров
Восточный
Туркестан, древняя родина уйгуров,
географически представляет собой
бескрайние просторы величайшей пустыни
Такла-Макан, с островками населенных
оазисов. С древних времен самыми
крупными и значительными в историко-
Каждый город славился своими ремеслами: Кашгар – обработкой металлов, выделкой тканей, войлоками, коврами, музыкальными инструментами, гоняарными изделиями, вышивкой; Хотан – известный центр ковроделия и шелководства; Яркенд был знаменит высоким качеством обработки металлов, войлочными изделиями и коврами; Аксу – производством хлопчатобумажных тканей, выделкой кожи, войлоками.
К
древнейшим развитым видам уйгурского
прикладного искусства
Бытовые изделия имеют удобные формы, сдержанную тактическую декорировку, декоративные – невелики по размерам, изящной формы, покрыты тонкой ажурной резьбой. Бытовые изделия изготовлялись в основном из меди, декоративные – из латуни, серебра, причем, латунь часто подвергалась серебрению или же украшалась серебряными деталями, к примеру, медальонами.
Особое место в художественной обработке металлов принадлежит ювелирному искусству. У уйгуров во все времена ювелирные украшения пользовались большой популярностью, причем носили их и мужчины, и женщины. Излюбленным металлом ювелиров было золото и серебро, которое искусно обыгрывалось вставками из драгоценных и полудрагоценных камней: алмазов, изумрудов, рубинов, жемчуга, кораллов, аметистов, гранатов, бирюзы, перламутра и т.д. Техника ювелирной обработки была сложной и разнообразной. Известные уйгурские ювелирные украшения можно классифицировать по видам: головные, шейные, наплечно-нагрудные изделия, украшения для рук, которые составляют своеобразный традиционный набор.
Большого искусства достигли уйгуры в выделке тканых и войлочных ковровых изделий. Уйгурские войлоки и узелковые шерстяные и шелковые ковры славились далеко за пределами Восточного Туркестана и широко экспортировались. На мировом рынке уйгурские ковры ценились наравне с персидскими 22. Особое место в ковровом производстве Восточного Туркестана принадлежит Хотану. В этом оазисе целые поселения занимались изготовлением тканых изделий, а в городах было множество больших мастерских.
Уйгурские
ковры отличались большим разнообразием
в орнаментальном убранстве. Они украшены
сложными композициями геометрического,
геометризированно-