История и культура республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Исторические аспекты 4

Глава 2. Одежда и украшения 8

Глава 3. Кухня, традиции застольного этикета 10

Глава 4. Архитектура, зодчество 13

Глава 5. Развитие письменности, литература 15

Глава 6. Музыка и танец 16

Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы 18

Глава 8. Вышивка, ткачество 18

Глава 9. Семейные традиции 20

Глава 10. Праздники 21

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 46.45 Кб (Скачать)

    Наиболее  распространенными инструментами  татарского музыкального фольклора  были: гармонь-тальянка, курай (типа флейты), кубыз (скрипка), сурнай (восточный музыкальный интсрумент).

    Частью  музыкальной культуры являлась духовная музыка. Ислам, как официальная религия, влиял не только на культуру в целом, но и на развитие музыкального искусства. В самом коране, как известно, нет прямого запрета музыки, она  присутствует в мусульманском культе, помогая верующим постичь содержание священной книги мусульман - корана, который читался нараспев. Напевы речитаций сур (частей корана) устно  передавались от поколения к поколению  в стенах религиозных учебных заведений.

    Формирование  профессиональной татарской музыки и школы композиторов происходит к середине нашего столетия. Именно тогда появляются такие имена, как  С.Сайдашев, Н.Жиганов, М.Музафаров, Д.Файзи  и другие. Они сумели создать новый  оригинальный стиль, творчески сочетающий народные традиции с формами и  жанрами европейской профессиональной музыки. 

    Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы

    Татары - единственный народ в Поволжье, исповедующий ислам. Мусульманская  религия с более абстрагированным понятием Бога не культивировала его  изображение и в этом отношении  отличалась, например, от христианской или буддийской религий. Согласно запрету  пророка Мухаммеда, нельзя было также  изображать любое живое существо - человека, птицу, животное. В связи  с этим у мусульман получил  развитие каллиграфический орнамент, а также шамаил. Принятый на востоке  афоризм: "Красота человека в красоте  его письма, а еще лучше, если оно  у мудрого" представлял этическую  основу этого уникального феномена изобразительного искусства известного лишь у казанских татар.

    Шамаил - картина с изображением святых мест ислама, содержащая наряду с сурами (главами из корана) философские изречения, афоризмы, цитаты из поэтических шедевров Востока, выполненные красивой арабской вязью. Шамаилы рисовались голубыми, синими, зелеными красками на стекле или бумаге с декоративными вставками из бархата или фольги.

    Шамаилы служили одновременно источником информации о философских основах шариата  и общечеловеческих правилах жизни, выражали народные представления о  красоте и духовности, содержали  наряду с религиозными наставлениями  народную мудрость. 

    Глава 8. Вышивка, ткачество

    Вышивка - один из древнейших и популярных видов  женского изобразительного искусства. По мнению профессора Н.Воробьева, развитие этого вида искусства было связано  с затворничеством женщин, которые  редко выходили из дому и свой досуг  использовали для рукоделия. В отличие  от русских, украинцев, мари и других народов татары не применяли вышивку в одежде, но украшали предметы бытового назначения: полотенца, салфетки, скатерти, покрывала и оконные занавески, намазлыки (коврики для молитв). Большая часть этих вещей связана с оформлением интерьера жилища.

    Обстановка  и убранство татарского дома имело  ряд особенностей. Дом не принято  было делить на комнаты, а также загружать  лишней мебелью, поэтому появились  искусно вышитые занавески и  пологи. Наиболее ценные из вышитых  работ годами хранились на дне  сундуков, доставались по случаю больших праздников.

    Особенно  красочным дом становился во время  свадебных торжеств - все украшалось вышитыми и ткаными изделиями  новобрачной. Этот обычай, демонстрирующий  трудолюбие и мастерство невесты, жив  и сейчас в некоторых сельских районах.

    Традиции  народной вышивки сохраняются на селе также в связи с праздником сабантуй - молодые снохи дарят  свои изделия победителям спортивных состязаний и игр.

    Вышивка играет большую роль и в обряде, которым отмечается рождение первенца - молодая мать дарит полотенца  своим близким и соседям.

    Вышивка делалась обычно на ярком насыщенном материале - зеленом, желтом, фиолетовом, бордо. Вышивали крученым шелком, позолоченным или посеребряным шнуром, бисером, жемчугом. Большое значение уделялось орнаменту, который состоял из геометрических и растительных мотивов. В композиция цветущего сада, создаваемого мастерицами, можно было узнать красные маки и  желтоглазые ромашки, тюльпаны и анютины глазки.

    Особой  красотой славились казанские полотенца, вышитые тамбуром серебряно-золотой  нитью по белому шелку, они были известны далеко за пределами края.

    Широко  распространено было также и узорное  ткачество, также связанное с  бытом и носившее характер домашнего  ремесла. Орнамент обнаруживает сходство со среднеазиатскими и азербайджанскими ковровыми изделиями, тогда как  цветовая структура (преобладание красного и различных его оттенков) не имеет  аналогий. Техникой ткачества владело  большинство татарок, но ткани со сложными и многоцветными узорами  делались обычно особыми мастерами, имеющимися в каждой деревне. 

    Глава 9. Семейные традиции

    Семейно-родственные  отношения татар прошли сложный  путь развития. К 18 веку большие семьи  начали исчезать, наметилась тенденция  к образованию малых семей. Однако, между родственниками продолжала практиковаться широкая взаимопомощь в хозяйственных  делах, при проведении свадеб, в праздниках по случаю рождения детей. Традиционно  господствовала семья, основанная на патриархальных принципах, с некоторыми элементами женского затворничества.

    Самыми  значимыми семейными событиями  у татар, как и у других народов, были свадьба и рождение ребенка.

    Существовало  три вида бракосочетаний: через сватовство, уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки  без ее желания. Наиболее распространенным было бракосочетание по сватовству.

    Выбором невесты занимались родители жениха, затем засылался сват. После сговора  родственники невесты начинали готовиться к свадьбе. За день до свадьбы родители жениха отправляли невесте выкуп  и подарки. Во время бракосочетания и на свадебном обеде жених и невеста не присутствовали, их представляли отцы. Заканчивалась свадьба подачей щирбета родственникам жениха, что служило знаком сбора денег за невесту.

    Радостным событием для семьи было рождение ребенка. На застолье по поводу рождения малыша мужчины и женщины приглашались отдельно. Татарский просветитель и  историк Каюм Насыри так описывает  этот обряд: "Когда все приглашенные оказываются в сборе, ребенка  на подушке подносят к мулле. Он спрашивает родителей, как назвать дитя. Мулла  кладет ребенка ногами в сторону  Каабы и читает молитву, затем...три  раза произносит: "Пусть твое драгоценное  имя будет такое-то". Каждому  из гостей подносят мед с маслом. Угощаясь приглашенный кладет на поднос деньги, сколько может".

    Яркими  и интересными и по сей день в некоторых семьях остаются свадебные  обряды - получение выкупа за невесту (калым), приданого самой невесты (бирнэ), религиозный обряд бракосочетания (никах) и другие обряды. 

    Глава 10. Праздники

    Выражением  эмоциональной и эстетической жизни  народа выступают обряды и праздники. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определенное время года.

    Календарный цикл национальных праздников и обрядов  татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего  равноденствия (21 марта) по солнечному календарю. Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями-пожеланиями  благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

    Вскоре  после Науруза наступала пора весеннего сева, по окончании которого устраивали праздник Сабантуй (Праздник Плуга). История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже в 921 году посол, прибывший в  Булгары из Багдада, знаменитый исследователь  Ибн Фадлан, описал этот булгарский праздник в своих трудах. Уже за две недели до праздника начинался  сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. "Скакун заранее чует приближение сабантуя" - говорит  татарская поговорка. В программе  праздника - выступления творческих коллективов, татарские национальные игры и конкурсы и, конечно, конные скачки, воспетые в стихах и песнях, вызывающие восхищение и восторг. Кульминация  Сабантуя – соревнования батыров  по национальной борьбе на поясах (куреш).

    В начале лета наступала пора особых праздников встречи родственников - джиенов, которые приезжали накануне и оставались на 3-4 дня. Вечером проходили  молодежные гулянья с песнями  и танцами, хороводами и веселыми играми, завязывались знакомства парней и девушек, намечались будущие брачные  пары.

    Особо почитаемыми считались мусульманские  праздники. Самым значительным из них  является Курбан-байрам. Это праздник жертвоприношения в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

    Ураза-байрам отмечается по завершении тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

    Тема  национальных праздников широко освещена в народном фольклоре, сказаниях  и баитах, в произведениях татарских  писателей, композиторов и художников.

    С 1992 г. два религиозных праздника  Курбан байрам (мусульманский) и Рождество (христианский) включены в официальный  праздничный календарь Республики Татарстан. По сей день жива традиция празднования сабантуя. Традиционные народные праздники обогатились  новыми, в которых нашли отражение  социальные и политические изменения  в обществе. Главным из них стал День Республики, 30 августа. Именно в  этот день в 1990 году Татарстан принял Декларацию о Государственном Суверенитете. День Республики отражает в себе и  старинные традиции и современность. Это память о прошлом и устремление  в будущее. В этот день расцветают города и села республики, весь многонациональный  народ Татарстана собирается, чтобы  увидеть праздничное театрализованное представление под открытым небом  с историческими обычаями и традициями, конными скачками, национальной борьбой, выступлениями ансамблей старинных  инструментов и фольклорных групп.

 

    Заключение

    Сейчас  Татарстан – это крупнейший культурный центр народа, проживающего на территории России. В Татарстане действует 7 творческих союзов: Союз архитекторов, журналистов, композиторов, концертных деятелей, писателей, театральных деятелей и художников. На сегодняшний день в республике действуют 14 государственных театров (из них 7 - татарских), Татарская государственная филармония им. Г. Тукая, Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Государственный симфонический оркестр Республики Татарстан, Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный Большой концертный зал им. С. Сайдашева - один из лучших в стране, Казанский государственный цирк. В 2008 году реестр театрально-зрелищных учреждений пополнился еще одним творческим коллективом Государственным фольклорным ансамблем кряшен «Бермянчек». К числу знаковых событий 2008 года следует отнести закладку первого камня в строительство нового здания театра кукол «Экият», одного из старейших творческих коллективов республики, который в 2009 году отмечает 75-летний юбилей. 8 средних специальных учебных заведений культуры и искусства, Казанская государственная консерватория им. Н. Жиганова, Казанский государственный университет культуры и искусств осуществляют подготовку профессиональных кадров для учреждений культуры и искусства. В 2008 году в городах и районах Татарстана введены в строй 7 новых домов культуры и клубов, 2 музея, 2 библиотеки. В новые здания переехали 2 школы искусств, а казанский филиал Суриковского института принял первых студентов. Одним из наглядных примеров государственной культурной политики в области сохранения и популяризации наследия является Казанский Кремль. Так, во время празднования 1000-летия Казани тысячи жителей республики и гостей из ближнего и дальнего зарубежья стали свидетелями торжественного открытия мечети Кул-Шариф и Благовещенского собора, символизирующих мирное сосуществование двух главных религий республики - мусульманской и христианской.

 

Список  использованной литературы

    1. Айдаров С. Архитектурное наследие Казани. - Казань, 1978
    2. Ахметзянов Ю. Татарская кухня. - Казань, 1992
    3. Валеева-Сулейманова Г., Шагеева Ш. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. - М, 1990
    4. Исхакова-Вамба Р. Татарское народное музыкальное творчество. Казань, 1997
    5. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Памятники истории и культуры татарского народа. Казань, 1999
    6. Хаким Р. История татар и Татарстана. - Казань, 1999
    7. http://www.tatar.ru

Информация о работе История и культура республики Татарстан