Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:34, контрольная работа
Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.
Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты 4
Глава 2. Одежда и украшения 8
Глава 3. Кухня, традиции застольного этикета 10
Глава 4. Архитектура, зодчество 13
Глава 5. Развитие письменности, литература 15
Глава 6. Музыка и танец 16
Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы 18
Глава 8. Вышивка, ткачество 18
Глава 9. Семейные традиции 20
Глава 10. Праздники 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Содержание
Введение. 3
Глава 1. Исторические аспекты 4
Глава 2. Одежда и украшения 8
Глава 3. Кухня, традиции застольного этикета 10
Глава 4. Архитектура, зодчество 13
Глава 5. Развитие письменности, литература 15
Глава 6. Музыка и танец 16
Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы 18
Глава 8. Вышивка, ткачество 18
Глава 9. Семейные традиции 20
Глава 10. Праздники 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Введение.
Республика
Татарстан располагает
В
искусстве и культурном наследии
народа как в зеркале отразились
жизнь и быт наших предков,
национальные особенности, идеалы красоты
и религия, изменение социально-
Говоря об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших основой в формировании татарской нации.
Татарский
народ хранит многовековые традиции
своих предков - булгар, которые сумели
достичь высокого уровня культурного
развития, соединив свои тюркские корни
и арабское влияние, обусловленное
принятием ислама в Х веке. Это
стало той основой, на которой
в дальнейшем развивалась вся
татарская культура.
Глава 1. Исторические аспекты
Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Мусульманское духовное родство позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток - в Священную Мекку, Египет, Турцию, Иран. Образы доисламской языческой мифологии - изображение птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в странах Востока, эстетическим и художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров - образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.
Новый
этап развития культуры и искусства
связан с включением Булгарии в состав
Золотой Орды в 1236 году, имперская
культура которой представляла собой
симбиоз тюркских, монгольскиих и
среднеазиатских культурных традиций
с характерной для них
Продолжают развиваться градостроительные традиции Волжской Булгарии. Путешественников и богатых купцов, дипломатов и политиков поражала красота величественных ханских дворцов, соборных мечетей с высокими минаретами, мавзолеев, украшенных изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Город Булгар в 13-14 веках представлял огромный для того времени градостроительный комплекс, от которого даже в 1722 году - времени посещения его Петром 1 - сохранилось около 70 белокаменных зданий. Тогда же царь повелел своим указом охранять их в качестве историко-архитектурных памятников. Площадь второго по величине города Булгарии Биляра достигала 530 га. (Киев в те времена занимал 150, Париж - 439.)
С
распадом Золотой Орды появляются ряд
независимых татарских
Во
второй половине 16 века Казанское ханство
присоединяется к Русскому государству.
Приехавшие в Казань переселенцы
из Москвы, Новгорода, Пскова и других
русских городов привносят
В архитектуре одного из православных храмов Казани - Петропавловском Соборе - также присутствуют не только русские и европейские, но и многие восточные элементы. Ученый Н. Халитов пишет по этому поводу: "Такого сочетания цветов мы не встречали в церковной архитектуре других областей России, в то время, как в раскраске татарских мечетей.. преобладали именно эти цвета: охристо-желтый фон и голубые, зеленые, белые, красные детали". Академик архитектуры С. Айдаров считает, что собор является памятником строгановского барокко, возведенным с использованием наиболее характерных черт булгаро-татарской архитектуры с присущими ей восточными и евроазийскими компонентами.
Ярким
образцом историко-культурного
Не
менее ощутимо татарское
С некоторыми основами государственной культуры русские познакомились также через татар. Все население было взято на учет посредством переписи. Была введена стройная система податей, пошлин и налогов.
Все, сказанное выше, говорит о тесном переплетении культур Московского, Булгарского и Золотоордынского государств, а позже и Казанского ханства, которые торговали и воевали, а также обменивались искусными мастерами, зодчими, ремесленниками.
К
19 веку с появлением мануфактурного
производства переживает период расцвета
декоративное искусство. Именно тогда
создаются классические образцы
золотошвейной и тамбурной
В
наши дни самобытные традиции татарского
народного искусства
Глава 2. Одежда и украшения
Интересны и необычны одежда и украшения казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.
В
основе костюма казанских татар
лежат древние тюркские формы
в виде длинной рубахи туникообразного
покроя (кулмэк) у мужчин и женщин
и свободные шаровары c "широким
шагом". Женская рубаха украшалась
воланами и мелкими оборками: нагрудная
часть оформлялась аппликацией,
специальным нагрудным
Распространенным головным убором мужчин являлась полусферической формы тюбетейка (тубэтэй) или в виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными были женские головные уборы - вышитая жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые входили в состав приданого и передавались по наследству, татарские женщины вкладывали много труда и умения. Иногда на голову одевали покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.
В
костюм казанских татарок входили
узорные сапожки ичиги. Материалом
для них служили цветной
Традиционно татарские женщины носили большое количество украшений, вес их в сумме достигал 6 килограмм. Это были изделия из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.