История и культура республики Татарстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание работы

Республика Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а также культурных и исторических ценностей.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Исторические аспекты 4

Глава 2. Одежда и украшения 8

Глава 3. Кухня, традиции застольного этикета 10

Глава 4. Архитектура, зодчество 13

Глава 5. Развитие письменности, литература 15

Глава 6. Музыка и танец 16

Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы 18

Глава 8. Вышивка, ткачество 18

Глава 9. Семейные традиции 20

Глава 10. Праздники 21

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Содержание.docx

— 46.45 Кб (Скачать)

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Исторические аспекты 4

Глава 2. Одежда и украшения 8

Глава 3. Кухня, традиции застольного  этикета 10

Глава 4. Архитектура, зодчество 13

Глава 5. Развитие письменности, литература 15

Глава 6. Музыка и танец 16

Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы 18

Глава 8. Вышивка, ткачество 18

Глава 9. Семейные традиции 20

Глава 10. Праздники 21

Заключение 24

Список  использованной литературы 26

 

Введение.

    Республика  Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов  культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и  христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а  также культурных и исторических ценностей.

    В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты  и религия, изменение социально-экономических  условий и контакты с другими  народами.

    Говоря  об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром  основной этнической группы татарского народа - казанских татар, ставших  основой в формировании татарской  нации.

    Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков - булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного  развития, соединив свои тюркские корни  и арабское влияние, обусловленное  принятием ислама в Х веке. Это  стало той основой, на которой  в дальнейшем развивалась вся  татарская культура. 
 
 
 
 

Глава 1. Исторические аспекты

    Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства  Волжской Булгарии, Золотой Орды и  Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам  создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Мусульманское  духовное родство позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические  отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток - в Священную  Мекку, Египет, Турцию, Иран. Образы доисламской  языческой мифологии - изображение  птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве  утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в  странах Востока, эстетическим и  художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров - образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.

    Новый этап развития культуры и искусства  связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская  культура которой представляла собой  симбиоз тюркских, монгольскиих и  среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью  орнамента и богатством декора, с  использованием различных драгоценных  металлов камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и  экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой  среде, художественных изделий.

    Продолжают  развиваться градостроительные  традиции Волжской Булгарии. Путешественников и богатых купцов, дипломатов и  политиков поражала красота величественных ханских дворцов, соборных мечетей с высокими минаретами, мавзолеев, украшенных изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Город Булгар в 13-14 веках представлял огромный для того времени градостроительный комплекс, от которого даже в 1722 году - времени посещения его Петром 1 - сохранилось около 70 белокаменных зданий. Тогда же царь повелел своим указом охранять их в качестве историко-архитектурных памятников. Площадь второго по величине города Булгарии Биляра достигала 530 га. (Киев в те времена занимал 150, Париж - 439.)

    С распадом Золотой Орды появляются ряд  независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское  и Касимовское ханства. Казанское  ханство, со столицей в городе Казани, сыграло особую роль в судьбе татарского этноса, поскольку именно казанские  татары оказались консолидирующим  ядром в процессе формировании татарской  нации. Столица государства продолжает развивать лучшие традиции зодчества  и архитектуры. На территории Казанского кремля возводится много белокаменных и кирпичных сооружений. Князь  Андрей Курбский, один из завоевателей Казани, писал: "На горе находится  крепость, царский дворец и высокие  каменные мечети, где положены их умершие  цари". Иван Грозный также удивлялся "необычайной красоте крепости града..". Характерным для того времени было появление каменных надгробных стел с богатой резной орнаментацией, изделий из металла  и украшений, в которых присутствуют черты "восточного" барокко - стиля, распространенного в изделиях искусства  Азербайджана и Азии.

    Во  второй половине 16 века Казанское ханство  присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы  из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые  элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной  от влияния культуры Востока. Это  проявилось в отчасти изменившейся архитектуре церквей (декоративные приемы, восточные орнаментальные детали), появлению пышной восточной узорности, полихромности, не свойственным русскому искусству, однако, укоренившимися в нем как следствие заимствования художественных образцов татарской культуры. Так Соборная восьмиминаретная мечеть Кул-Шариф, разрушенная на территории казанского кремля в 1552 году, по предположению историка М. Худякова послужила прообразом московского храма Василия Блаженного на Красной площади. Девятый, центральный купол этого храма, возвышаясь над остальными восемью, олицетворял победу креста над полумесяцем. Архитектура храма не имеет аналогов в русском зодчестве того времени, но зато имеет много общего с архитектурой Востока.

    В архитектуре одного из православных храмов Казани - Петропавловском Соборе - также присутствуют не только русские  и европейские, но и многие восточные  элементы. Ученый Н. Халитов пишет  по этому поводу: "Такого сочетания  цветов мы не встречали в церковной  архитектуре других областей России, в то время, как в раскраске  татарских мечетей.. преобладали  именно эти цвета: охристо-желтый фон  и голубые, зеленые, белые, красные  детали". Академик архитектуры С. Айдаров считает, что собор является памятником строгановского барокко, возведенным  с использованием наиболее характерных  черт булгаро-татарской архитектуры  с присущими ей восточными и евроазийскими  компонентами.

    Ярким образцом историко-культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые "Казанская  шапка" и "шапка Мономаха" - два  сохранившихся венца русских  царей. И та и другая попали к русским  царям от татарских ханов и  являются классическими образцами  татарского декоративно-прикладного  искусства, они богато инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами, украшены вычурными растительными  узорами, присущими татарскому народному  орнаменту. "Казанская шапка" также  как и ханский трон, привезенный  из Казани Иваном Грозным и получивший название трона Бориса Годунова, хранятся в настоящее время в фондах Оружейной Палаты Московского Кремля.

    Не  менее ощутимо татарское влияние  проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям  предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь - чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относяшихся к торговле и домашнему  обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и  другие. Многие известные в России имена происходили из татарских  родов:Аксаков, Державин, Карамзин, Тургенев.

    С некоторыми основами государственной  культуры русские познакомились  также через татар. Все население  было взято на учет посредством переписи. Была введена стройная система податей, пошлин и налогов.

    Все, сказанное выше, говорит о тесном переплетении культур Московского, Булгарского и Золотоордынского государств, а позже и Казанского ханства, которые торговали и  воевали, а также обменивались искусными  мастерами, зодчими, ремесленниками.

    К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда  создаются классические образцы  золотошвейной и тамбурной вышивки  с богатым орнаментом, ювелирные  украшения с изящной сканью, красочные  женские головные уборы - калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых  и бытовых изделиях.

    В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают  особую художественную значимость. Ведутся  научно-исследовательские работы с  организацией экспедиций, благодаря  чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне (в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие - хасите). Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки. 

    Глава 2. Одежда и украшения

    Интересны и необычны одежда и украшения  казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.

    В основе костюма казанских татар  лежат древние тюркские формы  в виде длинной рубахи туникообразного  покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c "широким  шагом". Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная  часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением - изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной  спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной  тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось  ярким тонам - желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был  многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма  были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.

    Распространенным  головным убором мужчин являлась полусферической  формы тюбетейка (тубэтэй) или в  виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно  украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными  были женские головные уборы - вышитая  жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые  входили в состав приданого и  передавались по наследству, татарские  женщины вкладывали много труда  и умения. Иногда на голову одевали  покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями - чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.

    В костюм казанских татарок входили  узорные сапожки ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько  хорошо известны, что в Центральной  Азии хорошо выделанную кожу до сих  пор называют "булгари". Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.

    Традиционно татарские женщины носили большое  количество украшений, вес их в сумме  достигал 6 килограмм. Это были изделия  из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские  ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Информация о работе История и культура республики Татарстан