Историческая типология: культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц¬зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из¬готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не¬обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н.э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от¬важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай¬ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради¬ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци¬оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само¬бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви¬лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро¬ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки¬тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Ки¬тая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.

Содержание

1. Введение________________________________________________3
2. Узловые исторические вехи Древнего Китая:
2.1. Возникновение государства, период Шан-Инь___________4
2.2. Государство Чжоу __________________________________5
2.3. Династия Цинь и Хань _____________________________6
3. Культ предков____________________________________________8
4. Учение Конфуция________________________________________10
5. Расцвет Конфуцианства при династии Хань__________________11
6. Даосизм________________________________________________11
7. Проникновение буддизма_________________________________12
8. Китайский ренессанс_____________________________________13
9. Три великих поэта_______________________________________14
10. Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения_______15
11. Художественная культура________________________________16
12. Скульптура_____________________________________________17
13. Китайская живопись_____________________________________18
14. Четыре великих изобретения _____________________________20
15. Пекин – столица Китая___________________________________23
16. Гробницы императоров династии Мин______________________24
17. Заключение____________________________________________26

Работа содержит 1 файл

Реферат 1 курс.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

       В мореходстве компас стал применяться  китайцами еще в XI в. В начале XII в. китайский посол, прибывший в  Корею морем, рассказал, что в  условиях плохой видимости судно  держало курс исключительно по компасу, прикрепленному к носу и корме, а иглы компаса плавали на поверхности воды.

       Порох

       К числу самых знаменитых изобретений  китайцев относится также и порох. Известно, что уже в первые века нашей эры китайские алхимики умели получать смесь серы и селитры, которая вместе с углем составляет основу химической формулы пороха. В VII в. алхимик по имени Сунь Сымяо написал "Сочинение о пилюлях бессмертия", где содержится самый ранний известный рецепт пороха. Подробное же описание состава и свойств пороха содержится в военной энциклопедии середины XI в., где приводятся сразу три рецепта изготовления пороха для трех видов бомб: взрывчатых, зажигательных и отравляющих.

       В военном деле китайцы применяли  порох еще в X в., сначала как  начинку для зажигательных снарядов, а затем были созданы пороховые снаряды взрывного действия. Впервые пороховое ствольное оружие применилось в сражениях 1132 года. Оно представляло собой длинную бамбуковую трубку, в которую закладывался порох, и затем поджигался. Такой "огнемет" наносил противнику сильные ожоги.  
Столетием позже, в 1259 году, было изобретено первое ружье, стреляющее пулями: в толстую бамбуковую трубку помещался заряд пороха и пули.  
На рубеже XIII-XIV веков в Китае появились металлические пушки, которые заряжались настоящими каменными ядрами. Все это были важные вехи в развитии китайского огнестрельного оружия. Ввиду его большой эффективности во времена сунской династии был введен строгий запрет на вывоз сырья для приготовления пороха.

       Порох применялся и в быту. Так, например, порох использовался как дезинфицирующее средство во время эпидемий, при лечении ран и язв, порохом травили вредных насекомых. Но, пожалуй, богаче всего фантазия китайских мастеров проявилась в создании и развитии ими богатейшей традиции пиротехнического искусства. По древним китайским поверьям, злые духи больше всего боятся громкого звука и яркого света. Поэтому, чтобы отпугнуть их, на Новый год во дворах домов жгли костры из бамбука, который в огне шипит и с треском лопается. Пороховые же заряды по силе производимого звука и света оказались вне конкуренции. Позднее китайцы научились делать разноцветные фейерверки, добавляя в порох различные вещества. Начиная с эпохи Сунн, пиротехнические зрелища стали одним из любимых развлечений китайцев в дни больших праздников.  
 
 

      15. ПЕКИН – СТОЛИЦА КИТАЯ 

       В окрестностях современной китайской  столицы люди жили с древнейших времен. Крупный населенный пункт, судя по ряду данных, находился здесь еще во II тыс. до н. э. Он быстро рос и развивался.

       Этому способствовало выгодное географическое положение и серьезное стратегическое значение. В районе Пекина пересекаются торговые пути, связывающие Корею, Маньчжурию и Монголию с внутренними областями Китая. Здесь находится Крайний Север Великой Китайской равнины.

       Достоверно  известно, что с 1027 г. до н. э. на месте Пекина находился город Цзи. Он был основан во время правления династии Чжоу как столица одного из государств Древнего Китая, Янь. В III в. до н. э. город оказался под властью династии Цинь, подчинившей себе всю страну.

       Цзи был основным укрепленным пунктом  на северной границе Поднебесной, выполняя одновременно две функции. Он являлся  как оборонительным центром, призванным в случае необходимости сдерживать агрессию соседей, так и военной  базой для китайской экспансии  на север.

       В 608 г. по приказу императора Яна (династия Суй) с помощью канала к Цзи  были подведены воды реки Хуанхэ. Удивительно, но эта артерия в окрестностях нынешнего Пекина до сих пор является судоходной. Сооружение канала способствовало развитию Цзи как одного из основных центров торговли и ремесленничества на севере Китая.

       В XIII в. город посетили первые европейцы, среди которых наиболее известен Марко Поло.

       В 1421 г. минский император Чжу Ди (1403-1424) перенес столицу Китая  из Интяна в Пекин, который еще при монголах был правительственной резиденцией. Во время правления династии Мин Пекин был значительно расширен.

       В Пекине находится масса архитектурно-культурных памятников. Значение многих из них  невозможно переоценить. Пекин —  один из центров культуры планетарного масштаба.

       Древний центр китайской столицы состоит  из двух частей: северного Татарского города и южного Китайского города. Планировка отражает историю Пекина. Здесь практически каждый камень дышит стариной, каждое строение —  памятник.

       На  территории Татарского города находится Запретный город, где расположен императорский дворец (1406-1420 гг.), занимающий примерно сто гектаров. В нем около девяти тысяч покоев. Большой известностью пользуются Павильоны гармоний, каждый из которых был предназначен для особой цели. Все строения Запретного города возведены по строгим законам симметрии, главная ось которой тянется с севера на юг. Поблизости расположен ряд парков, окружающих рукотворные озера.  
 
 

      16. ГРОБНИЦЫ ИМПЕРАТОРОВ ДИНАСТИИ МИН  

       Гробницы  династии Мин - это мемориальный комплекс, на территории которого находятся могилы тринадцати китайских императоров династии Мин. По-китайски это место так и называется Шисаньлин  - Тринадцать гробниц ("лин" - гробница). Находится комплекс Шисаньлин примерно в 50 км к северо-западу от Пекина. Когда-то вся территория Тринадцати гробниц была окружена кирпичной стеной, однако теперь от этой стены практически ничего не осталось. 

       Первую  гробницу здесь построил в 1413 году император  Юнлэ для своей жены Сюй, умершей  в 1407 году. В 1424 году здесь похоронили самого Юнлэ. В дальнейшем здесь были похоронены еще двенадцать императоров династии Мин, правивших страной в 1424 - 1644 годах. Здесь же похоронены матери, жены и дети императоров. Каждая гробница обнесена крепостной стеной с воротами, за которыми находится могильный курган с башней. А глубоко под землей находится так называемый "подземный дворец", где и находятся саркофаги с императором и его ближними. После того как в "подземный дворец" помещался саркофаг с самим императором, дверь в подземелье замуровывалась, а туннель, ведущий сюда, засыпался так, что на поверхности не оставалось и следа.

        
        
 
        
         

       Лишь  в 1956 году был раскопан вход в "подземный  дворец" одной из гробниц - Динлин. Динлин - гробница императора Шэньцзуна, правившего под девизом Ваньли в 1573-1620 годах. Динлин - не самая большая гробница в Шисаньлин. Самой большой гробницей является гробница императора Юнлэ - Чанлин . Чанлин обнесен стеной, сторона которой равна 1 км, а диаметр могильного кургана - почти 360 м. Остальные гробницы, правда, намного меньше.

       Заканчивая рассказ  о гробницах династии Мин необходимо отметить, что с юга к комплексу  подходит особая Священная дорога, длина которой - почти 7 км. На одном из участков этой дороги по обеим ее сторонам установлены каменные скульптуры, изображающие реальных и мифических животных, а также людей. Всего насчитывается 24 скульптуры животных и 12 скульптур людей. Скульптуры были установлены еще в 1435 году.

        

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1.   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами.

      Культура  Китая оказала большое влияние  сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одаренности и глубоких корнях китайского народа.

      До  начала XIX в. китайцы не имели возможности сравнить свою культуру ни с одной культурой других стран, так как они мало знали о внешнем мире. Европейцев называли «заморскими чертями» и ставили на одну доску с морскими разбойниками. Китайцы жили довольно обособленно и не зависели от окружающего мира ни в духовном, ни в материальном отношении. Они производили в своей огромной империи все необходимое для жизни, учение Конфуция считали непреложной истиной.

      Я выбрала эту тему, потому что китайская культура действительно очень интересна и разнообразна. Она очень сильно отличается от нашей культуры и зачастую непонятна нам, но от этого ее лишь больше и больше хочется изучать.

      Печатных  материалов о китайской культуре очень много и это, по моему мнению, говорит о том, что сами китайцы ценят и чтут свои историю и культуру.

      Мне очень нравится культура и история китайского народа. В ней столько непонятного и интересного… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. История Древнего Востока: Учебник для вузов. 3-е  издание. Москва: Высшая школа, 1999 г.
  2. Гуревич П. С.: Культурология, Москва 2009г.
  3. Сидохин А. П.: Культурология: теория и история культуры, Москва 2005
  4. Малявин В. В.: Китайская цивилизация. Москва: Астрель, 2000 г.
  5. Малявин В.В. Конфуций. – М.: Молодая гвардия, 1992. с. 347.
  6. Мировая история: Школьная энциклопедия. Москва: Олма-Пресс Образование, 2003 г.
  7. Аверинцев С.С., Алексеев В.П., Ардзинба В. Г.: Древние Цивилизации. Мысль, 1989г.
  8. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. «Пегая орда. История «древнего» Китая»,— М.: Астрель, АСТ, 2009, 352 с.
  9. Макгован Д., Коростовец И.: Жизнь и нравы старого Китая,— Смоленск: Русич, 2003
  10. Фицджералд Ч.П.: История Китая,— М.: Центрполиграф, 2004, 460 с.
  11. Алимов И. А. и др. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. – М.: Издательство “Муравей”, 1998. – 288с.
  12. Кравцова М. Е. История культуры Китая: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Культурология". – С.Пб.: Лань, 1999. – 416с.

Информация о работе Историческая типология: культура Древнего Китая