Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:09, реферат
Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц¬зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из¬готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не¬обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н.э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от¬важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай¬ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради¬ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци¬оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само¬бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви¬лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро¬ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки¬тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Ки¬тая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.
1. Введение________________________________________________3
2. Узловые исторические вехи Древнего Китая:
2.1. Возникновение государства, период Шан-Инь___________4
2.2. Государство Чжоу __________________________________5
2.3. Династия Цинь и Хань _____________________________6
3. Культ предков____________________________________________8
4. Учение Конфуция________________________________________10
5. Расцвет Конфуцианства при династии Хань__________________11
6. Даосизм________________________________________________11
7. Проникновение буддизма_________________________________12
8. Китайский ренессанс_____________________________________13
9. Три великих поэта_______________________________________14
10. Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения_______15
11. Художественная культура________________________________16
12. Скульптура_____________________________________________17
13. Китайская живопись_____________________________________18
14. Четыре великих изобретения _____________________________20
15. Пекин – столица Китая___________________________________23
16. Гробницы императоров династии Мин______________________24
17. Заключение____________________________________________26
Скульптура была связана с религиозными культами и возникла одновременно с распространением буддизма в Китае. Буддийские монастыри, строительство которых началось с большой интенсивностью в IV - V веках близ столиц и торговых путей, не облагались налогами и вскоре начали играть крупную политическую и экономическую роль в государстве. Лучшие художники, резчики и мастера-ремесленники как местные, так и выписанные из Индии и центральной Азии создавали там буквально бесчисленное множество скульптур.
В пору, когда создавались храмы, скульптуры расписывались нежными минеральными красками. Сейчас их следов почти не видно. Однако о принятой те времена манере сочетать воедино скульптуру и живопись можно и теперь узнать из ознакомления со скальными пещерами знаменитого храма Цаньфодун. Этот монастырь, расширявшийся и дополнявшийся целое тысячелетие (с 366 по 1368), был не только местом паломничества монахов, но и крупным культурным центром.
Скульптура периода Тан продолжала создаваться в тех же скальных храмах, что и вэйская. В эту пору скульптура достигла своего высочайшего подъёма. В ней выделялись и развивались многочисленные жанры. Окончательно сложился национальный художественный стиль, совпадающий с общим стилем искусства Китая этого периода.
«Маленькая пластинка» - лишь условное название принятое для керамики танских захоронений. И в самом деле, часто глиняные скульптуры этого времени отличаются не только весьма значительными размерами, но и подлинной монументальностью. Человеческие эмоции этих народных изображениях переданы простым, лишённым условности языком. Здесь мы можем увидеть чиновника, молящегося на коленях, жонглёров, акробатов на шестах, придворных модниц, гибких танцовщиц, музыкантов - словом целый мир предстаёт здесь перед глазами. Каждая из ветвей танской скульптуры дополняет одна другую, создавая единую картину.
Во
время сунской династии полностью
утрачивается буддийская скульптура.
С появление философского мышления
исчезает и интерес к индивидуальным эмоциям
человека. А также и весь объем скульптурных
работ. Со временем сунская пластинка,
несмотря на своё совершенство, постепенно
утрачивает гармонию физического и духовного,
характерного для танского. Лак, сандаловое
дерево заменяют собой простые материалы
VII - X веков.
13.
КИТАЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ
Древние образцы китайской живописи восходят к периоду неолита (ок. 6-5 тысячелетия до н.э.). Это керамические сосуды с изображениями людей, рыб обнаруженные при раскопках в Баньпо, неподалеку от Сианя, и керамическая чаша с нарисованными фигурками танцовщиц, найденная при раскопках в Цинхае, в уезде Датун. Начиная с правления династий Шан и Чжоу и до эпохи Весны и Осени (Чуньцю) и Сражающихся царств (Чжаньго) (16-3 вв. до н.э.) были распространены богато украшенные ритуальные сосуды и другие изделия из бронзы. Живопись на шелке впервые появилась в эпоху Сражающихся царств. Самыми ранними изделиями, известными на сегодняшний день, являются рисунки на шелке из погребений времен царства Чу; на одном изображены человеческие фигуры, драконы и птицы феникс, на другом - люди верхом на драконах. В царствование династий Цинь и Хань (221 до н.э. - 220 н.э.) получила развитие фресковая живопись. Она была распространена не только во дворцах и храмах, но и при захоронениях. Погребальные фрески династии Хань найдены в провинциях Хэнань, Шаньси, Шаньдун, Хэбэй, Ганьсу, Ляонин, Цзилинь. Бурный расцвет храмовой живописи падает на период династий Вэй, Цзинь и Северных и Южных династий 220 по 581 г. Распространение буддизма в этот период привело к созданию скульптурных и настенных изображений Будды в горных пещерах.
Китайская живопись разительно отличается от западной не столько набором технических средств, сколько принципиально отличным художественным языком, куда более условным и декоративным. Для нас сложно опознать эмоциональную насыщенность китайской живописи, поскольку у китайцев другие способы проявления чувств и другое отношение к самим этим чувствам. Внутреннее напряжение и противоречивость западных полотен производит на китайского зрителя впечатление неоправданных агрессивности и хаотичности. В Китае живопись никогда не основывалась на математических построениях, как, например, греческий канон или современная абстракция, не пыталась имитировать натуру как реалистическое искусство, не уделяла большого внимания "Я" и "Личному", как это делали экспрессионисты и романтики. Там, где европейцы лепили объем при помощи светотени, китайцы стремились к линейной выразительности. Так, впервые увидев западные портреты, один китайский художник с изумлением заметил, что европейцы, видимо, частично чернокожие, хотя вообще-то, наверное, белые, ведь они рисуют одну половину лица черной, а другую белой.
Первые известные в Китае изображения, картины - узкие фризы в пещерных храмах. Позже эти условные, почти орнаментальные полосы расширились до больших размеров. Также эти храмы украшались свитками, вертикальными и горизонтальными. Вертикальный свиток - это обычно одна или несколько жанровых сценок, помещенных одна над другой, а горизонтальный - картина, бесконечная в обе стороны, своеобразная живописная книга. Пропорции свитков были канонизированы. Свитки очень ценились и предназначались для сосредоточенного их рассматривания и созерцания. Становились они и предметом коллекционирования, каждый коллекционер ставил на свитке свою печать. Свитки хранились в специальных ящичках и никогда не вывешивались надолго.
Жанры китайской живописи довольно разнообразны. Так, существовали анималистические жанры ("Цветы и птицы", "Растения и насекомые"), бытовые жанры ("Люди и предметы"), парадный портрет, миниатюра на веерах и других предметах обихода и пейзажная живопись ("Горы и воды"). В Китае не существовало натюрморта в привычном для нас смысле, неподвижные предметы с точки зрения китайцев мертвы без динамики движения жизни и времени. Если рисовали камни или фрукты, то рядом с камнем всегда растение, а фрукты всегда на ветке.
Из всех жанров наибольшее значение приобрел пейзаж. Живописцы эпохи Сун, прежде всего Ли Сысюнь и Ли Чжаодао пользовались особой декоративной системой и писали наполненные ощущением радости, яркие по колориту картины с нагромождением дворцов и персонажей. В этих работах пейзаж - место для прогулок и развлечений. Другой сунский художник Ван Вэй первым стал писать только черной тушью с размывом Его последователи в X-XI веках н. э. по-новому осмысли эстетические качества природы, вечное обновление которой отождествлялось с даосской идеей гармонии и незыблемости бытия. Такие представления оказали огромное влияние на всю китайскую живопись и во многом определили ее лицо. Китайские живописцы использовали целый комплекс формальных приемов, таких как "плавающий", подвижный фокус вместо линейной перспективы, "глубины" и психологический масштаб, то есть, то, что мыслилось более значительным и изображалось больше, независимо от естественного масштаба. Так же в распоряжении живописцев был целый арсенал технических средств: большое количество различных видов мазков, линий, размывов и т. п. Причем каждый прием использовался для передачи совершенно определенного эффекта или состояния.
Китайские
художники охотно рисовали пейзажи
на шелке. В некоторых картинах поражает
одна особенность: например, на фоне величественных
гор фигурки людей чрезвычайно
малы. Эта несоразмерность вытекала
из даосистского мировоззрения художников.
Согласно философии даосизма, человек
незначителен по сравнению с первопричиной
мира — дао, воплощенной в величественных
явлениях природы. Определенное своеобразие
придавали китайской живописи на шелке
текстовые пояснения к картинам. Эти иероглифические
тексты были обычно очень краткими, выразительными
и содержали образные формулы старинной
китайской мудрости. Их выполняли тушью
очень тонкими кисточками, специально
предназначенными для каллиграфических
надписей. Рисунок и текст в китайской
живописи на шелке всегда были настолько
связаны по смыслу, что воспринимались
зрителем как единое целое.
14. ЧЕТЫРЕ ВЕЛИКИХ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К величайшим историческим заслугам китайского народа перед мировой культурой относятся два изобретения, открывшие новую эпоху в развитии книги. Речь идет об удобном и дешевом писчем материале - бумаге и о механическом способе воспроизводства книг - печати.
По преданию, изобретение бумаги - заслуга служителя императорского гарема Цай Луня, жившего во времена династии Восточная Хань (25-220 гг. н. э.), который значительно усовершенствовал технологию ее производства и впервые получил пригодную для письма и рисования бумагу. В ханьских хрониках 105 г. сообщается, что Цай Лунь "сделал бумагу из древесной коры, тряпок и рыболовных сетей и преподнес ее императору". С тех пор бумага вытеснила из китайских канцелярий шелк и бамбук. Изготовлялась как писчая бумага, сырьем для которой служили кора тутового дерева, рами, водоросли, так и различные изысканные сорта бумаги, для изготовления которой использовалась, например, кора сандалового дерева, придававшая ей стойкий аромат. Поскольку китайская бумага хорошо впитывает тушь, она была идеальна для живописи и каллиграфии. Технология производства изменилась в X веке, когда вместо коры тутового дерева для изготовления писчей бумаги стали использовать бамбук. Срезанные весной ветви бамбука долго вымачивали в воде, после чего кору отделяли от волокон, смешивали древесину с известью и полученную массу высушивали.
Другое
изобретение - книгопечатание, также
имеет долгую историю. Еще в глубокой
древности в Китае для
Самая древняя в мире печатная книга — «Сутра Праджна», сборник буддийских сказаний. Ее создал в 868 г. н. э. китайский печатник Ван Цзе. Эта книга почти 900 лет была замурована в тайнике пещеры Дуньхуан в северо-западном Китае и найдена в 1907 г. Древнейшие образцы печатных книг относятся к первой половине VIII в., повсеместное же их распространение - к периоду правления династии Сун (X-XIII вв.). В X в. с деревянных матриц типографским способом было отпечатано собрание сочинений Конфуция. Однако это издание долго еще сопоставляли с каменными текстами Конфуция, которым по традиции все же отдавалось предпочтение, хотя они были дороги и громоздки. Отсутствие на протяжении долгого времени государственной монополии и цензуры благоприятствовало развитию книжного рынка. К XIII в. только в провинциях Чжэцзян и Фуцзян действовало более 100 семейных издательств.
Следующим
шагом в книгопечатании стало
изобретение набора подвижных глиняных
литер, которые можно было переставлять.
Большие затруднения пришлось преодолеть
в связи с развитием иероглифической письменности.
Наборщик должен был оперировать тысячами
иероглифических знаков, что значительно
затрудняло изготовление типографских
матриц. Но упорные китайцы все же пошли
на изготовление тысяч отдельных переставляемых
иероглифов. Это произошло в XI в. — за 400
лет до изобретения Гутенберга в Европе.
Работа наборщика с таким огромным количеством
знаков была адским трудом. С 1400 г. регулярное
книгопечатание по китайским рецептам
началось в Корее. Книги распространялись
по всем крупным городам Китая, расширялся
круг читающих, появились частные собрания
книг и библиотеки.
Компас
Магнит
был известен китайцам с давних времен.
Еще в III в. до н.э. им было известно, что
магнит притягивает железо. Очень
рано узнали они и о его свойстве
указывать направление на север
и на юг. Предположительно, компас был
изобретен еще в III в. до н.э. Тогда компас
имел вид магнитной ложки, которая могла
вертеться вокруг своей оси и помещалась
в центре прибора, являвшего собой деревянную
или медную подставку, на которой ряд делений
обозначал части света. Направление, которая
указывала ложка, всегда было южным. Первоначальное
название компаса: "ложка, управляющая
миром". В XI в. китайцы стали использовать
не сам магнит, а намагниченную сталь и
железо. В тот период также применялся
водяной компас: в чашку с водой помещали
намагниченную стальную стрелку в форме
рыбки длиной в 5-6 см. Стрелку могли намагничивать
посредством сильного нагрева. Голова
рыбки всегда указывала на юг. В дальнейшем
рыбка претерпела ряд изменений и превратилась
в компасную иглу. Свойства компаса описаны
в книге астронома Шэнь Ко (XI в.). В том числе
отмечается, что магнитная игла не совсем
точно указывает на юг, а чуть-чуть отклоняется
к востоку. Это явление мы называем магнитным
склонением. Оно вызвано тем, что магнитные
полюсы земли не совпадают с географическими
полюсами. В более поздних китайских сочинениях
указывалось, что угол магнитного склонения
не превышает 50 и что он различен в разных
точках Китая. В Европе угол магнитного
отклонения был открыт только в 1492 году
Колумбом, т.е. на 400 лет позже, чем в Китае.
Уже во времена династии Хань в Китае знали,
что одинаковые магнитные полюсы взаимно
отталкиваются, а разные - притягиваются
друг к другу. В X-XIII вв. китайцы обнаружили,
что магнит притягивает только железо
и никель. На Западе же это явление было
открыто лишь в начале XVII в. Английским
ученым Джильбертом.
Информация о работе Историческая типология: культура Древнего Китая