Историческая типология: культура Древнего Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 16:09, реферат

Описание работы

Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янц¬зы.
Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в своем развитии неоднократно опережала культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство из¬готовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает не¬обычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.
Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н.э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и от¬важивались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китай¬ской культуры: высокий уровень строительного искусства, тради¬ционность построек и религиозных обрядов, культ предков, раци¬оналистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.
В течение всей истории китайская культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.
В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие само¬бытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской циви¬лизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название наро¬ду, создавшему величайшую цивилизацию древности.
Название «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя ки¬тайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Ки¬тая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.

Содержание

1. Введение________________________________________________3
2. Узловые исторические вехи Древнего Китая:
2.1. Возникновение государства, период Шан-Инь___________4
2.2. Государство Чжоу __________________________________5
2.3. Династия Цинь и Хань _____________________________6
3. Культ предков____________________________________________8
4. Учение Конфуция________________________________________10
5. Расцвет Конфуцианства при династии Хань__________________11
6. Даосизм________________________________________________11
7. Проникновение буддизма_________________________________12
8. Китайский ренессанс_____________________________________13
9. Три великих поэта_______________________________________14
10. Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения_______15
11. Художественная культура________________________________16
12. Скульптура_____________________________________________17
13. Китайская живопись_____________________________________18
14. Четыре великих изобретения _____________________________20
15. Пекин – столица Китая___________________________________23
16. Гробницы императоров династии Мин______________________24
17. Заключение____________________________________________26

Работа содержит 1 файл

Реферат 1 курс.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

       ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

       ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

 
 
Реферат

 
 
по  дисциплине  Культурология

тема: Историческая типология: культура Древнего Китая

                                                             Преподаватель:

                                                             Выполнила:

                                                             уч. шифр:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Калининград 2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ: 
 

  1. Введение________________________________________________3
  2. Узловые исторические вехи Древнего Китая:
    1. Возникновение государства, период Шан-Инь___________4
    2. Государство Чжоу __________________________________5
    3. Династия Цинь и Хань   _____________________________6
  3. Культ предков____________________________________________8
  4. Учение Конфуция________________________________________10
  5. Расцвет Конфуцианства при династии Хань__________________11
  6. Даосизм________________________________________________11
  7. Проникновение буддизма_________________________________12
  8. Китайский ренессанс_____________________________________13
  9. Три великих поэта_______________________________________14
  10. Хань Юй – первый мыслитель китайского возрождения_______15
  11. Художественная культура________________________________16
  12. Скульптура_____________________________________________17
  13. Китайская живопись_____________________________________18
  14. Четыре великих изобретения _____________________________20
  15. Пекин – столица Китая___________________________________23
  16. Гробницы императоров династии Мин______________________24
  17. Заключение____________________________________________26
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ВВЕДЕНИЕ
 

      Одной из древнейших цивилизаций, просуществовавшей тысячелетия и сохранившей, несмотря на все катаклизмы, свою целостность и своеобразие, была китайская цивилизация, сформировавшаяся в бассейне рек Хуанхэ и Янцзы.

      Великая культура Китая на протяжении трех с половиной тысячелетий в  своем развитии неоднократно опережала  культуру других стран: именно китайцы подарили человечеству искусство изготовления бумаги, изобрели книгопечатание, создали порох и придумали компас. Развитие китайской культуры поражает необычайно последовательным стремлением к совершенствованию человеческой мысли.

      Корни китайской культуры уходят глубоко в древность. Уже в 3-м — 2-м тысячелетии до н.э. Китай был обширной страной, где владели пахотными орудиями, умели строить дома, крепости и дороги, торговали с соседними странами, плавали по рекам и отваживались выходить в море. Видимо, уже в то доисторическое время были заложены некоторые важнейшие особенности китайской культуры: высокий уровень строительного искусства, традиционность построек и религиозных обрядов, культ предков, рационалистическое смирение перед властью богов. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи, разрушения, производимые завоевателями страны, культура Китая не только не ослабевала, а наоборот, всегда побеждала культуру завоевателей.

      В течение всей истории китайская  культура не утрачивала своей активности, сохраняя монолитность. Каждая из культурных эпох оставляла для потомков неповторимые по красоте, самобытности и разнообразию ценности. Произведения зодчества, скульптуры, живописи и ремёсел представляют собой бесценные памятники культурного наследия Китая.

      В общую культуру Китая внесли свой вклад многие народы Восточной Азии, обитавшие на его территории и создавшие самобытные культуры, синтез которых на протяжении веков и породил тот уникальный феномен, который называется китайской цивилизацией. Лишь с конца III тыс. до н.э. определяется ведущая роль в этом синтезе ханьской народности, давшей название народу, создавшему величайшую цивилизацию древности.

Название  «ханьцы», или «ханьжень» (так называют себя китайцы) происходит от названия огромной деспотической империи эпохи поздней древности — Хань (202 г. до н.э.). А к названию ее предшественницы — Цинь восходят европейские названия Китая со времен античности: лат.— sinae, фр.— chine, англ.— china.

  
 
 
 

  1. УЗЛОВЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
 

2.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВА, ПЕРИОД ШАН-ИНЬ 

История Китая, зафиксированная в письменных источниках, насчитывает около 3600 лет и ведет свое начало с династии Шан, которая была основана в 16 веке до н.э.

      В середине 2-го тысячелетия до н. э. в  долине реки Хуанхэ возникло первое китайское  государство под властью династии Шан-Инь. Остатки столиц Шанского царства, обнаруженные в провинции Хэнань, близ городов Аньяна, Якьши и Чжэнь-чжоу, показывают, что города имели правильную, геометрически четкую планировку, были окружены глинобитной стеной, защищавшей как от вражеских нашествий, так и от наводнений. Например, стена столицы вблизи Чжэнь-чжоу была мощным сооружением толщиной 6 метров и длиной в 2 километра. Центральная площадь расположенного близ Аньяна «Великого города Шан» составляла 6 кв. км, дворец его правителя располагался на главной магистрали.

      Многие  черты материальной культуры шан-иньского периода указывают на её генетические связи с неолитическими племенами, населявшими бассейн Хуанхэ в III в. до н.э. Немалое сходство мы наблюдаем в керамике, характере земледелия и применения сельскохозяйственных орудий. Однако, по крайней мере, три важнейших достижения присущи периоду Шан-Инь: употребление бронзы, возникновение городов и появление письменности.

      Шанское общество находилось на грани меднокаменного и бронзового веков. В так называемом Иньском Китае происходит общественное разделение труда на земледельцев и специализированных ремесленников. Шанцы возделывали зерновые культуры, выращивали садово-огороднические культуры, тутовые деревья для разведения шелкопряда. Скотоводство также играло значительную роль в жизни иньцев. Самым главным ремесленным производством было бронзолитейное. Существовали довольно крупные ремесленные мастерские, где из бронзы изготовляли всю ритуальную утварь, предметы вооружения, детали колесниц и т. д.

      В период династии Шан (Инь) получило развитие монументальное строительство и, в частности, градостроительство. Города (размером примерно в 6 кв. км) строились по определённому плану, с монументальными зданиями дворцово-храмового типа, с ремесленными кварталами, бронзолитейными мастерскими.

      Образцы древнейших стихотворных произведений дошли до нас в надписях на бронзовых  сосудах XI – VI вв. до н. э. Рифмованные  тексты этого времени имеют определённое сходство с песнями. В них был  закреплён исторический, нравственный, эстетический, религиозный и художественный опыт, приобретённый за тысячелетия предшествующего развития.

      Необходимость счёта времени, и составление  календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением.

      С расширением территории Китая росли  познания и в области географии. В результате экономических и  культурных контактов с иными  народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т. д.

      При династии Шан-Инь достигли высокого уровня развития шелководство и шелкоткачество, появились гадательные гадальные кости, на которых имеются знаки, нанесённые с помощью сверления, и бронзовые сосуды. 
 

      2.2 ГОСУДАРСТВО ЧЖОУ 

      К концу 2-го тысячелетия до н. э. на территории Китая сложился ряд самостоятельных государств, которые вели между собой борьбу. Наиболее сильным из них было Чжоу. Правление династии Чжоу, продлившееся с XI по III в. до н. э., принесло много нового в культурную жизнь Китая. В этот период был создан первый сборник стихов — «Шицзин» («Книга песен»), а также появился трактат по архитектуре «Чжоу-Ли», где изложены основные правила планировки городов, предусматривающие строительство дворцов и прокладку широких магистралей.

      Значительные  сдвиги в культурной жизни страны произошли в середине 1-го тысячелетия  до н. э., в течение периода, вошедшего в историю под названием Чжань Го — «Воюющие царства» (V— III вв. до н. э.), когда государство Чжоу утратило свое единство. Решающую роль в подъеме экономики страны в это время сыграло открытие месторождений меди и железа. Усовершенствовались сельскохозяйственные орудия, улучшилась обработка почвы. Выросли новые города и развились новые ремесла. Между городами возникла оживленная торговля, появились в обращении монеты. Китайские ученые приступили к обобщению первых сведений, полученных из наблюдений над природой. В VII в. до н. э. был создан первый китайский лунно-солнечный календарь, а в IV в. до н. э. составлен звездный каталог. Возникла потребность в философском осмыслении познаний о природе. В середине 1-го тысячелетия до н. э. возникает множество различных философских течений, которые получили название «сто школ». Древнейшими из учений были конфуцианство и даосизм.

      В чжоускую эпоху совершались массовые человеческие жертвоприношения богам, духам предков и природы, в жертву в основном приносились пленные. Богатые захоронения знатных людей позволяют сделать вывод о существовании веры в загробную жизнь: помимо различного инвентаря, одежды, пищи и т.п. в погребениях людей даже среднего достатка обнаружены и останки похороненных вместе с ними их слуг  или рабов, которые должны были сопровождать своего господина на тот свет.

      В области военной науки значительный вклад был внесён китайским теоретиком и полководцем Сунь – цзы (VI – V вв. до н. э.). Ему приписывают авторство трактата о военном искусстве, где показана взаимосвязь войны и политики, указаны факторы, влияющие на победу в войне, рассматриваются стратегия и тактика ведения боевых действий.

      Среди многочисленных научных направлений  существовала сельскохозяйственная школа (нунцзя). В книгах, посвященных теории и практике ведения сельского хозяйства, собраны сочинения, где описываются методы и способы обработки почв и посевов, хранения продуктов, разведения шелковичного червя, рыбы и съедобных черепах, ухода за деревьями и почвами, выращивания скота и т. д.

      Следом  за крупными сдвигами в хозяйственной  жизни, развитием ремёсел, произошли  заметные перемены в художественном сознании, возникли новые виды искусства. На протяжении всего периода Чжоу активно развивались принципы градостроительства с чёткой планировкой городов, обнесённых высокой глинобитной стеной и разделённых прямыми, пересекающимися с севера на юг и с запада на восток улицами, разграничивающими торговые, жилые и дворцовые кварталы.

      Значительное  место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, инкрустированные серебром и золотом. Бронзовые сосуды отличаются нарядностью и богатством орнамента. Они стали более тонкостенными, а украшались инкрустацией драгоценными камнями и цветными металлами. Появились художественные изделия бытового назначения: изысканные подносы и посуда, мебель и музыкальные инструменты. Была создана первая картина на шёлке. В родовых храмах наличествовали настенные фрески, изображавшие небо, землю, горы, реки, божеств и чудовищ.  
 

      2.3 ДИНАСТИЯ ЦИНЬ И ХАНЬ 

      В 221 г. до н. э. период «воюющих царств» завершился объединением Китая под властью могущественной династии Цинь. Правитель империи, принявший титул Цинь Шихуан — Первый император, предполагал, что его династия будет править «на протяжении десяти тысяч поколений». Памятуя о горьком опыте междоусобиц, руководители империи приняли меры для ослабления центробежных сил: в первый же год по указу императора у населения было конфисковано оружие, из которого было приказано отлить колокола и бронзовые статуи; из различных царств в новую столицу переселили более ста тысяч семей наследственной знати, оторвав их от родных корней; вся страна была заново разделена на 36 областей, не совпадавших в границах с прежними царствами и княжествами. Области делились на уезды, уезды — на волости, состоявшие из нескольких деревень. Жесткая административная структура пронизывала империю сверху донизу.

Информация о работе Историческая типология: культура Древнего Китая