Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:26, реферат
К середине XVII столетия умирают все «великие старики»: в 1660 г.— Веласкес, в 1665 г.— Пуссен, в 1669 г.— Рембрандт, ранее всех — в 1640 г.— Рубенс. Пришедший на смену «великим старикам» «великий век», «большой стиль Людовика XIV» —искусство пышное, величественное, велеречивое, не имеющее ничего общего с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, с прозорливостью и яркостью характеристик Веласкеса, с искренним, почти языческим жизнелюбием Рубенса.
Введение………………………………………………………………………..…3
Итальянское искусство 18 века………………………………………...……......4
Французское искусство 18 века………………………………………….….…10
Английское искусство 18 века……………………………………………..…..25
Заключение……………………………………………………………………...36
Младший современник Фальконе — Жан Антуан Гудон (1741 — 1828), истинный историограф французского общества накануне революции, передал в своей портретной галерее духовную атмосферу эпохи. Среди портретов ученых, философов, людей искусства, женских образов, среди всех портретных фигур и бюстов, свидетельствующих об аналитичности его ума и тонком даре психолога, заслуженно выделяется статуя сидящего Вольтера (1781). Скульптор облачил Вольтера в античную тогу, скрыв его немощное, худое тело. Но он не поступился правдой и изобразил лицо старика с ввалившимися щеками, проваленным ртом. Однако в этом лице так напряженно живет неугасающий насмешливый ум великого скептика, что в целом произведение превращается в гимн человеческому интеллекту, провозглашает победу бессмертного духа над слабым и бренным телом.
Гудоновский «Вольтер», как и работы молодого Давида, свидетельствует о блистательном уровне, о жизненности высокого гуманистического идеала французского искусства накануне Великой французской революции, открывающей в истории западноевропейского искусства новую эпоху.
Английское искусство XVIII века
Политический и экономический расцвет Англии начинается с XVI в. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировали в стране сильную буржуазию, и в XVII в. в Англии произошла революция (1640—1660). Ее движущей силой были городской плебс и крестьянство. Народным восстанием воспользовалась буржуазия, выступившая в союзе с дворянством, что явилось отличительной особенностью Английской революции XVII в. Провозглашенная в 1649 г. после казни короля Карла I Стюарта республика вскоре сменилась военной диктатурой Кромвеля. В 1660 г. произошла реставрация Стюартов. После государственного переворота 1688 г. была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента. Результаты революции сказались в Англии, таким образом, на столетие раньше Франции.
С конца XVI в. в Англии бурно развиваются науки, особенно философия. Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Джон Локк, принципы материалистической философии в целом расчищают путь для будущих ученых от Ньютона до Дарвина.
Союз
буржуазии с дворянством не мог
не отразиться на английской культуре
и эстетических вкусах, характер которых
несет черты умеренной
Английская
изобразительная школа
Архитектура быстрее других видов искусства
впитывает новые веяния. В XVII в. английское
зодчество осваивает принципы ренессансной
архитектуры, беря за образец в основном
Палладио и Виньолу (например, творчество
Иниго Джонса; 1573—1652). Поколением позже
Кристофер Рен (1632—1723), строитель знаменитого
собора св. Павла, величайшего протестантского
храма (1675—1710), и множества приходских
церквей Лондона (более 50), один из строителей
дворца Хемптон-Корт (новые части, 1689—1694),
создатель проекта перепланировки лондонского
центра после «Великого пожара» 1666 г.,
остается верен в основном классицистическим
принципам разумности и рационализма.
Но это не исключает и некоторых других
элементов в английской архитектуре, например
барочных и готических. Весь XVIII век в Англии
связан с правлением королей Георгов,
поэтому в науке существует относительно
архитектуры этого времени термин «георгианский
стиль». В духе Палладио в XVIII в. строятся
городские особняки, обычно трехэтажные,
с рустованным первым этажом, символы
английской респектабельности и независимости.
На смену регулярным французским паркам
приходят парки английские, ландшафтные.
Откликаясь на рокайльный стиль континента
в первой половине XVIII в., англичане создают
свой собственный вариант, особенно сказавшийся
в прикладном искусстве, где замысловато
переплетаются черты рококо и «китайщины»
с готикой (мебель Томаса Чиппендейла,
серебряная посуда и так называемый костяной
фарфор Челси и Дерби). Укрепление классицистического
направления в архитектуре второй половины
века, обращение непосредственно к античности,
минуя Возрождение, вполне естественно
объясняются общеевропейским интересом
к искусству древних. Свои собственные
национальные пути английская неоклассика
находит в градостроительной деятельности
братьев Адаме, в мебели Томаса Шератона
и Джорджа Хепплуайта, в изделиях из керамической
массы (посуда, вставки для мебели) прославившегося
на весь мир Джозайи Веджвуда.
Следует помнить, однако, что в отличие от континентальной Европы, где классицизм второй половины XVIII в. стал новым этапом культуры, неоклассика в контексте английского искусства не выделяется, ибо античностью здесь увлекались давно. Английское Просвещение было зрелым уже к 40-м годам XVIII столетия, и на всей культуре Англии сказывались его гуманистические идеи. Но революция в Англии уже произошла, и английское Просвещение не имело того революционного духа, который характерен для Франции.
У. Хогарт. Оргия.
Картина из серии «Карьера
мота». Лондон, собр.
Джона Соуна
У. Хогарт. Автопортрет
с собакой. Лондон, Национальная
галерея
Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697— 1764), в лице которого английское искусство сблизилось с передовой английской литературой и театром первой половины XVIII в. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он обращается к самым широким кругам Англии, изображая современную жизнь и делая предметом сатиры все отрицательные ее стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т. д. Хогарт создает целые серии живописных полотен: «История шлюхи» (или «Карьера проститутки», серия из 6 картин, 1732), «История распутника» («Карьера мота», 1735), «Модный брак» (1743—1745). Простая как мир история деревенской девушки Мэри, приехавшей в Лондон, ставшей богатой содержанкой, а затем попавшей в тюрьму и умершей в ужасающей нищете (история эта перекликается с судьбой героини романа Дефо «Моллъ Флендерс»), дошла до нас только в собственных гравюрах мастера, так как все картины серии «Карьера проститутки» погибли во время пожара 1755 г. Но и остальные серии Хогартом были переведены в графику для того, чтобы его искусство было доступно широкой публике. Свои произведения, объединенные в повествовательные циклы, Хогарт строил как драматург, он разыгрывал действие, как искусный режиссер. Каждая из картин в сериях Хогарта самостоятельна и изображает узловой момент всей истории, но несколько деталей связывают его с предыдущими событиями и последующими. Так, гусь в корзинке Мэри говорит о том, что она приехала из деревни, а сводня и господин у трактира — о ее будущей судьбе. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь.
Дж. Рейнолдс. Портрет
Дианы Гросби. Лондон,
Национальная галерея
Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами, но несомненно «высокая живопись» не отражала полностью представлений художника о задачах искусства и не давала реальной почвы для его практической деятельности. Истинный Хогарт — это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной и ясной форме. В этом огромное значение Хогарта, определившее его место и роль в английском искусстве.
На
протяжении всей творческой жизни Хогарт
обращался к портрету. Это и
групповые, так называемые разговорные
портреты («Семья Вудз Роджерс», 1729; «Семья
Строуд», около 1738; «Семья Фаунтин», 1730),
и портреты близких людей («Мистрис Энн
Хогарт», 1735), портреты парадные («Епископ
Хоудли», около 1743), изображения людей
мира искусств («Дэвид Гаррик с женой»,
1757), собственные портреты («Автопортрет
с собакой», 1745) и пр. Но не случайно наибольшей
славой среди портретов Хогарта пользуется
изображение «Девушки с креветками» (60-е
годы), восхитительная живопись которого,
по удачному определению одного исследователя,
свободно существует в нашем столетии
не как сокровище прошлого, а как великая
удача сегодняшнего мастера. Хогарту удалось
создать в этом портрете английский тип
девушки из простонародья, обаятельной,
жизнерадостной, излучающей свежесть
и здоровье, такими приемами пленэрной
живописи, которые предвосхитили колористические
искания следующего столетия.
Т. Гейнсборо. Сквайр
Хэллет с женой (Утренняя
прогулка). Лондон, Национальная
галерея
Хогарт был первым художником английского Просвещения и первым же живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что до Хогарта в Англии не было великой живописи, и что Хогарт стал ее первым представителем, создавшим новым пластическим языком как в живописи, так и в графике острые социальные сатиры, предвещающие рождение критического реализма XIX столетия. Большое влияние Хогарт имел на графику второй половины XVIII в.
Свои
эстетические взгляды Хогарт изложил
в трактате «Анализ красоты» (1753).
Он много сделал для введения в
практику художественных выставок (первая
публичная выставка — 1760 г.).
Лучшие достижения английской живописи
XVIII в. вне круга Хогарта лежат в области
портретного жанра. Знаменательно, что
этот жанр занимает одно из главных мест
и в стенах Королевской Академии искусства
— национальной художественной школы,
открытой в 1768 г. и более независимой (как
детище буржуазной культуры) от официальных
кругов, чем европейские академии на континенте.
Первым
президентом Академии был Джошуа
Рейнолдс (1723— 1792), живописец и теоретик,
в своих знаменитых «Речах» выступавший
сторонником классицистической эстетики,
но в работах совсем не ограничивавший
себя рамками классицизма и чутко улавливавший
веяния новой эпохи. В молодости он совершил
путешествие по Италии и Франции, позже
посетил Голландию и Фландрию. Он восхищался
колоритом Тициана и Рубенса и многому
у них научился, так же, как и у великого
Рембрандта. С 1735 г. Рейнолдс обосновался
в Лондоне и с этих пор становится самым
известным портретистом Британии.
Дж. Ромни. Портрет
Шарлотты Давенпорт
Рейнолдс много занимался исторической живописью, писал на мифологические сюжеты. «Младенец Геркулес, удушающий змей» — картина, заказанная в 80-х годах Екатериной II и прославляющая победы России,—одна из лучших в этом жанре. С появлением Рейнолдса английская живопись получила всеобщее признание. Этому способствовали и общественная просветительская деятельность художника, его занятия вопросами эстетики, теории искусства. В его мастерской, на его обедах собирался цвет лондонского общества. Это был своего рода политический и художественный салон. Но более всего в истории искусства Рейнолдс важен как портретист, и здесь мы вправе назвать его создателем национального портретного жанра, основателем английского репрезентативного портрета.
Рейнолдс создал длинную галерею портретов, он обладал большой творческой активностью и иногда писал до 150 портретов в год. В форме парадного, торжественного изображения Рейнолдс сумел в полной мере выразить просветительскую веру в человека, в его разум, в возможности совершенствования человеческой натуры. Это портреты полководцев («Адмирал лорд Дж. Хитфилд», 1787—1788), писателей («Лоренс Стерн», 1760), актеров («Дэвид Гаррик», 1768; «Сара Сиддонс в образе музы трагедии», 1784), лондонских красавиц («Нелли 0'Брайен», 1760—1762), пользовавшиеся огромным успехом детские портреты. Но кого бы ни изображал художник, в его образах, особенно мужских, есть героически-возвышенное, в них подчеркнуто лучшее, на что способен человек. То внутреннее напряжение, которое имеется в портретах Рейнолдса, вдохновение, энергия, иногда и внешне выраженное действие достигается прежде всего определенным цветовым строем: напряженным, обычно золотисто-красным, золотисто-коричневым колоритом, с вкраплением пятен интенсивно-синего, зеленого или оранжевого. Красочный строй не размельчен, фоны и драпировки написаны очень широко. Сочная, широкая живописная манера способствует обобщенной передаче натуры при сохранении вполне реальных черт лица. Художник Просвещения, Рейнолдс подчеркивал в персонаже не его сословные качества, а личностные заслуги, богатство духовного мира.
Томас Гейнсборо (1727—1788) —второй великий портретист XVIII столетия. В английской живописи эпохи Просвещения Рейнолдс и Гейнсборо выражают как бы две стороны просветительской эстетики: рационалистическую и эмоциональную.
Для
формирования Гейнсборо, проведшего свою
юность и молодость в провинции
и сохранившего глубокую любовь к
природе своего края, старые мастера,
за исключением разве ван Дейка,
не имели такого значения, как для Рейнолдса.
Тонкое чувство природы, музыкальность,
внимание к душевному миру характеризуют
Гейнсборо. Он создает в своих портретах
ярко выраженный англосаксонский тип,
в котором подчеркивает одухотворенность,
мечтательность, тихую задумчивость. Светлая
колористическая гамма серо-голубых, зеленоватых
оттенков становится отличительной для
его живописи. В портретах Гейнсборо отсутствуют
аллегории, он не подчеркивает той роли,
которую модель играет в обществе (портрет
Сары Сиддонс, 1783—1785). Репрезентативность
в портретах Гейнсборо уживается с интимностью
и меланхолией.
Творческая жизнь Гейнсборо совпала с
формированием на английской почве сентиментализма,
нашедшего свое наиболее полное выражение
не в изобразительном искусстве, а в литературе
и особенно близкого лирическому, эмоциональному
дарованию Гейнсборо, хотя, конечно, как
всякий большой мастер, он не укладывается
в рамки одного стиля.
Пейзаж в портретах Гейнсборо имеет огромное значение. В ранних портретах он конкретно узнаваем. Это холмы и долины, мощные дубы его родного края («Мистер Эндрюс с женой», около 1749). В зрелом возрасте, особенно когда художник переселяется в Лондон (1774), он часто пишет портреты в рост на фоне пейзажа. Его модели поэтичны, мечтательно-задумчивы, душевно-тонки, в них подчеркнут высокий интеллект. Гейнсборо умеет схватить мимолетное, ускользающее, неуловимое для простого глаза, он придает особую хрупкость и изящество всегда несколько удлиненным женским фигурам («Миссис Грэхем», 1777). И парковый пейзаж его в этих портретах так же лиричен, нежен и утончен, как и его модели («Голубой мальчик» — портрет Джонатана Баттола, около 1770; «Сквайр У. Хэллет с женой», или «Утренняя прогулка», 1785; «Портрет Элисбет, герцогини де Бофор» (?), 70-е годы). Это прозрачная, чистая, свежая живопись. Гейнсборо прошел творческую эволюцию от несколько скрупулезной манеры, близкой «малым голландцам», к живописи широкой и свободной. Поздние полотна Гейнсборо сотканы из мазков разной плотности и формы сине-голубоватых, зеленоватых, серебристых тонов, то сгущенных, то оставляющих видным грунт и всегда образующих сложный пластический ритм. Живописная техника Гейнсборо как будто специально создана для передачи сырого воздуха, в котором растворяются густые кроны деревьев, очертания холмов и коттеджей.