Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 13:26, реферат
К середине XVII столетия умирают все «великие старики»: в 1660 г.— Веласкес, в 1665 г.— Пуссен, в 1669 г.— Рембрандт, ранее всех — в 1640 г.— Рубенс. Пришедший на смену «великим старикам» «великий век», «большой стиль Людовика XIV» —искусство пышное, величественное, велеречивое, не имеющее ничего общего с высокой духовностью Пуссена и Рембрандта, с прозорливостью и яркостью характеристик Веласкеса, с искренним, почти языческим жизнелюбием Рубенса.
Введение………………………………………………………………………..…3
Итальянское искусство 18 века………………………………………...……......4
Французское искусство 18 века………………………………………….….…10
Английское искусство 18 века……………………………………………..…..25
Заключение……………………………………………………………………...36
А. Ватто. Лавка Жерсена.
Фрагмент. Берлин, Шарлотенбург
В
самом конце жизни Ватто создал
свою последнюю работу — это вывеска
антикварной лавки, которая так
и называется «Лавка Жерсена». В правой
части беседуют интересующиеся живописью
дамы и кавалеры, в левой укладывают в
ящики произведения искусства, среди них
портрет Людовика XIV. Не хотел ли этим Ватто
сказать, как быстротечна «слава мира»,
как коротка власть и сама жизнь, а вечно
лишь одно искусство?!
Подлинным представителем французского
рококо стал Франсуа Буше (1703—1770), ибо
в его искусстве гедонизм рококо, доходящий
до фривольности, гривуазности, пренебрежение
к конструктивному, рациональному, разумному,
как и вся утонченная культура «рокайльного
языка», выразились в полной мере.
«Первый
художник короля», как он официально
именовался, директор Академии, Буше был
истинным сыном своего века, все
умевшим делать сам: панно для
отелей, картины для богатых домов
и дворцов, картоны для мануфактуры
гобеленов, театральные декорации,
книжные иллюстрации (XVIII в. вообще «золотой
век» французской миниатюры), рисунки
вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы
костюмов и т. д. Станковые картины
похожи на панно, панно могут смотреться
и как самостоятельные произведения. И
все это — галантные празднества, пастушеские
идиллии, мифологические, жанровые, религиозные
темы, пейзанский пейзаж — разыграно,
как современная ему пастораль, все выражает
откровенно-чувственное наслаждение жизнью,
во всем царствует бело-розовая героиня
— богиня Флора (Помона, Ио, Калисто, Европа),
а по сути обряженная в пастушеский наряд
аристократка, везде похожая на себя парижанка,
и неважно, Венера она или пастушка. Типичные
сюжеты — «Триумф Венеры» или «Туалет
Венеры», «Венера с Амуром» (с Вулканом,
с Марсом), «Купанье Дианы» и т. п.
Уже будучи знаменитым художником, Буше
становится объектом жесточайших нападок
теоретика эстетических идей Просвещения
Дидро, видевшего в нем яркое порождение
всего, с чем боролись просветители, но
не отказывавшего ему в высоком профессионализме.
Искусство Ватто и Буше во второй половине
века, когда идеалам рококо, как и самому
заказчику этого искусства, уже был вынесен
беспощадный приговор, продолжил блестящий
мастер, живописец-импровизатор, художник
редкостного таланта, восприимчивости,
фантазии, темперамента Жан Оноре Фрагонар
(1732—1806). Главными достоинствами его живописи
были свет и воздух. Будучи пенсионером
в Риме, он писал там виллы и парки, по возвращении
в Париж — галантные празднества, бытовые
картинки, идиллические семейные сцены,
темы исторические и литературные, натюрморты,
декоративные полотна. Трудно сказать,
в каких жанрах и видах не работал художник.
Но чаще всего это галантно-любовные, иногда
откровенно эротические, чувственные
сцены («Счастливые возможности качелей»,
1768, «Поцелуй украдкой», 80-е годы). «Поцелуй
украдкой» демонстрирует реалистическое
мастерство Фрагонара, точную и тщательную
характеристику вещей, которой он научился
у «малых голландцев». Но чаще художник
пишет очень широко, свободно, динамично,
что свидетельствует и о его полезных
уроках у Рембрандта. Неисчерпаемое богатство
фантазии, необычайно смелый, какой-то
текучий мазок, легкость письма, построенного
на нежных, изысканных сочетаниях голубых,
розовых, палевых тонов, смелые композиции
почти современный по своей лаконичности
рисунок — все это делает Фрагонара со
всеми его незамысловатыми любовными
картинками одним из блестящих художников
эпохи.
Ж. Фрагонар. Счастливые
возможности качелей.
Лондон, собр. Уоллес
Портрет в первой половине и середине XVIII в. также занимает художников. Знаменательно, что портреты этого времени в основном женские. Особенно знаменитыми становятся портретисты: Луи Токке, приезжавший и в Россию, чтобы написать портрет Елизаветы Петровны, и запечатлевший многих представителей российской знати (портрет А. М. Воронцовой в образе Дианы), и Жан Марк Натье, прославлявший парижанок в образах аллегорий и античных богинь, муз, нимф, весталок, утративших свою классическую величественность и приобретших под кистью живописца черты пикантности и кокетства.
Подобным вкусам, однако, вскоре предстояло измениться под влиянием новых эстетических воззрений, знаменовавших приближение новой эпохи.
Просвещение
как идейное движение, начавшееся
в Англии, формируется во Франции
с 40-х годов XVIII в. Монтескье, Вольтер,
Гольбах, Руссо происходили из разных
слоев общества, но отношение к
старому режиму, несостоятельность
которого была для них очевидна,
требование равенства, оценки человека
по заслугам личности, а не по сословным
привилегиям объединили мыслящих людей
Франции. Так во Франции началась эпоха
Просвещения, определенные нравственные,
этические и эстетические принципы которого
направили искусство в новое русло.
Раскопки античных городов, некогда погибших
под лавой вулкана, работы немецкого ученого
Винкельмана с его апологетикой античного
искусства, его вышедшая в начале 60-х годов
«История искусства древности» изменили
эстетические идеалы, вкусы, требования.
Образцом для подражания становится теперь
не Рим, который был идеалом для художников
Ренессанса и классицистов XVII в., а Эллада,
ибо в греческом искусстве больше тепла,
задушевности, поэтичности. Стилизация
греческого искусства окрашена в какой-то
степени романтическим чувством. В моду
входит английский ландшафтный парк, с
виду не тронутый рукой человека, полная
противоположность французскому регулярному.
Мостики и хижины в нем возникают как случайные,
руины наводят на размышление. В орнаментике
используются греческие мотивы — меандр,
пальметты. Малый Трианон в Версальском
парке (Жак Анж Габриэль, 1763—1764) при классической
простоте членений —ширина фасада вдвое
больше высоты, первый этаж вдвое выше
второго и т. д.— в своем образном решении
еще и очень лирическое, интимное сооружение,
что и отвечало его назначению. Красота
образа складывалась из простоты и ясности
пропорциональных членений и форм. Изящество
рококо соединено в нем с ясностью рождающегося
неоклассицизма. Но уже в начатой через
год (1764) архитектором Ж. Ж. Суффло в Париже
церкви св. Женевьевы (с 1791 г.— Пантеон,
место захоронения знаменитых людей Франции)
усиливается героическое начало. И в будущем
в творениях Клода Никола Леду суждено
будет развиваться именно этой героической
линии нового классицистического направления
(Парижская застава де ла Виллет).
Просветительские
идеи не только влияли в целом на
развитие искусства, просветители активно
вмешивались в его ход. «Салоны»
Дидро были первой формой критической
литературы по искусству. В них было много
назидательности, дидактики. По меткому
замечанию одного из исследователей, энциклопедисты
во главе с Дидро были из тех «философов,
на которых ничто неведомое не бросало
своей освежающей тени». В их проповеди
«торжества разума» немало самодовольства
и ограниченности, холодного и бесстрастного
анализа, сухой рассудочности — при всем
блеске ума. Утверждение просветительских
идей шло от имени третьего сословия, вышедшего
на арену истории и заявившего о себе и
в искусстве. Обозначившийся в 60—70-х годах
интерес к голландскому реализму был вызван
несомненным влиянием буржуазии. В русле
этих новых эстетических идей развивается
искусство Жана Батиста Симеона Шардена
(1699—1779), художника, создавшего, в сущности,
новую живописную систему. Шарден начал
с натюрморта, ранее мало развитого жанра
во Франции. Сначала это натюрморты с битой
дичью в голландском или фламандском вкусе,
в композицию которых входит живое существо,
как, например, натюрморт с ободранной
тушей и кошкой (1727). Затем художник находит
свою тему — это полные тихого очарования,
живущие какой-то своей «тихой жизнью»
вещи кухонного обихода: котлы, кастрюли,
бачки («Медный котел», около 1734). Сведенный
до минимума предметов мир самых простых
вещей лишен всякой претензии, но исполнен
пронзительной силы живописного мастерства.
В натюрморте с серебряным кубком (около
1750) глубокие гармоничные коричневые и
синие тона, насыщенная оливковая зелень
фона, коричнево-красные отблески на миске
и яблоках объединяют в единое целое утварь,
овощи, стол. Все приобретает под кистью
мастера непреходящую ценность и значение.
Ж. Б. Грез. Паралитик.
Санкт-Петербург, Эрмитаж
Столь
же искренен, достоверен и тонко живописен
Шарден в жанровой живописи. В противовес
аристократическим галантным праздникам
и пастушеским идиллиям на фоне буколического
пейзажа Шарден, выражая вкусы буржуазии,
начинает изображать размеренность, порядок,
уют буржуазного быта («Молитва перед
обедом», около 1740; «Прачка», около 1735;
«Женщина, моющая кастрюли», 1736). Добропорядочность
и трудолюбие прославлены Шарденом без
дидактики и морализирования, без патетики
и эффектов, с теми самыми «мерой и порядком»,
которые он провозглашает как жизненный
образец. Изумительное живописное мастерство,
чистые тона с лессировками поверх их
делают картины Шардена маленькими шедеврами.
Ж.Б. Шарден. Натюрморт.
Париж, музей Коньяк-Жей
С
новых позиций выступает
Бытовому жанру, прославляющему скромный
быт третьего сословия, который открыло
творчество Шардена, суждено было пройти
путь сложных превращений. Его дальнейшее
развитие связано с именем Жана Батиста
Греза (1725—1805), в творчестве которого нашли
выражение совсем иные принципы толкования
темы. Картины Греза близки к сентиментальной
драме, как раз возникшей в этот период,
тому литературному жанру, в котором писал
Дидро. «Вот поистине мой художник»,—
восклицал Дидро, посвятив Грезу не одну
страницу своих «Салонов». Как сентиментальная,
слезливая мещанская драма, так и все творчество
Греза испытало на себе огромное влияние
руссоистских идей, проповеди патриархальной
идиллии и семейных добродетелей. Это
было веяние времени, распространившееся
по всей Европе. Только Грез проповедует
это без шарденовских меры и вкуса и далеко
не на том уровне мастерства. «Отец семейства,
объясняющий своим детям Библию» (1755),
«Деревенская невеста« (1761), «Паралитик»
(1763), «Балованное дитя» (1765) —все это «нравственная
живопись», урок морали, изобразительная
дидактика, когда художник превращается
в рупор добродетели, а живопись служит
иллюстрацией; недаром Грез любил литературные
пояснения к своим картинам. Картина «Паралитик»,
за которым ухаживают его дети, имеет другое
название — «Плоды хорошего воспитания»,
а «Балованное дитя» — «Плоды дурного
воспитания». Здесь все предельно ясно,
типаж к тому же однообразен, а жесты заучены,
позы театрально-эффектны. Столь прославленные
и позже имеющие неизменный успех у мещанства
знаменитые девичьи «головки Греза» с
возведенными горе глазами, с разбитым
зеркалом или кувшином или с мертвой птичкой,
олицетворяющие печаль о потерянной невинности,
«замешаны» на большой доле эротики и
фальши.
Ж.Б. Шарден. Молитва
перед обедом. Париж,
Лувр
Несомненно, от Шардена, а не от Греза взял многое французский портрет этого времени. В нем намечается тяготение к утонченному психологизму, к контакту зрителя с моделью. По этому же пути идут мастера пастельного портрета Перроно, Морис Латур.
Морис Кантен де Латур (1704—1788, с 1750 — («живописец короля») — один из непревзойденных мастеров камерного, в основном пастельного портрета, обычно это изображение философов, общественных деятелей, художников, в которых мастер всегда умел подчеркнуть яркую индивидуальность модели (портрет Ж. Л. д'Аламбера, 1753, многочисленные, разнообразные по характеристике автопортреты).
Французская
скульптура XVIII столетия развивается
иначе, чем в предыдущем веке. Собственно,
изменяются не задачи ее, а темы и еще решительнее
— формы. В своем развитии скульптура
проходит те же этапы, что и живопись. Если
говорить схематично, то это преимущественно
рокайльные формы в первой половине века
и нарастание классицистических черт
— во второй.
Монументальность форм, дух барокко предшествующей
поры еще живет в двух группах укротителей
коней, исполненных Гийомом Кусту (1677—1746)
для увеселительного замка в Марли (теперь
на Елисейских полях). Но уже изображение
им королевы Марии Лещинской в образе
Юноны говорит о новом эстетическом идеале
эпохи, быстрое движение, резкий поворот,
исключающие медленный торжественный
ритм, свойственный скульптуре XVII в., нога,
обнаженная почти до бедра,— такое изображение
никогда не могло появиться в век Людовика
XIV.
Черты легкости, свободы, динамики, своеобразной живописности форм неожиданно острого, свежего решения очевидны в скульптуре молодого Жана Батиста Пигалля (1714—1785), в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества Меркурии, подвязывающем сандалию (1744). В лице видны живые черты натуры. Пигалль много работает и в монументальной скульптуре, в которой обнаруживает драматическое, героическое начало (надгробия), и в портрете, но славу ему приносят именно небольшие жанрового характера вещи, в лепке которых много свободы, динамики, игры светотени, но и ясности пластической моделировки.
Ж.А. Габриэль. Малый
Трианон в Версальском
парке
Ж.Б. Пигалль. Меркурий,
завязывающий сандалию.
Мрамор. Париж, Лувр
Ж.А. Гудон. Портрет мадам
Гудон. Мрамор. Париж,
Лувр
В жанрово-идеализированном направлении работают Жан Батист Лемуан (1704—1778), Огюстен Пажу (1730—1809). Наибольший успех выпал на долю Клода Мишеля, известного в искусстве как Клодион (1738—1814) и работавшего преимущественно в мелкой пластике. Но для всех его работ характерно тонкое чувство материала, неистощимая фантазия, неизменный артистизм.
Неизвестно, как бы сложилась творческая судьба такого блестящего мастера, каким был Этьен Морис Фальконе (1716—1791), если бы он не был приглашен в 1765 г. в Россию, где обрел и нужную ему идею, и привлекавшего его героя и, проявив талант монументалиста, создал в «Медном всаднике» истинное произведение эпохи. Фальконе отдал большую дань рокайльной скульптуре, создавая модели для бисквита и фарфора и с 1757 г. работая начальником скульптурной мастерской на Севрской мануфактуре (первая Королевская мануфактура французского фарфора была открыта еще в 1740 г. в Венсенне. В 1756 г. она была переведена в Севр). Но и до отъезда Фальконе в Россию совершенно очевидно уже намечались в его творчестве новые черты, предвещающие классицизм.