Искусство в контексте культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:38, реферат

Описание работы

Эстетическое отношение и постижение мира наряду с моралью, религией, наукой и другими формами общественного сознания занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.

Содержание

Введение
1 Определение искусства
2 Понятие искусства в его историческом развитии
3 Игровая природа искусства
4 Искусство и действительность
5 Искусство и культура
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

реферат по культорологии.doc

— 111.00 Кб (Скачать)

Игровой момент наиболее полно реализуется в искусстве вследствие того, что для искусства чрезвычайно важными моментами являются свобода фантазии и воображения.

Искусство это божественная игра, поскольку оно остается искусством лишь до тех пор, пока мы помним, что в конце концов это всего лишь вымысел, что актеров на сцене не убивают, пока ужас и отвращение не мешают нам верить, что мы, читатели или зрители, участвуем в искусной и захватывающей игре; как только равновесие нарушается, мы видим, что на сцене начинает разворачиваться нелепая мелодрама

Правомерно говорить о правовом своеобразии, характерном для художественных жанров, направлений в искусстве. Так, совершен но очевидны дионисийские истоки античной комедии; через гиперболу и деформацию «выигрывается» карикатура; остросюжетные построения и невероятные события присущи детективному и фантастическому жанрам; алогизм, безрассудство диалогов и по ведения персонажей являются неотьемлемой чертой громко заявившего о себе художественно направления второй половины ХХ в. - «театра абсурда».

Под углом зрения игрового начала может быть рассмотрена история художественных стилей, начиная с античности и завершая современным искусством. Обстоятельнее всего эта особенность прослеживается в книге И. Хейзинга «Человек Играющий», где природа и основные принципы игры в искусстве барокко, классицизма, рококо, романтизма и сентиментализма тесно сопряжены с культурными кодами соответствующих исторических эпох (Возрождение, Просвещение).

Искусство, будучи игрой, преодолевает материал действительности (Л.С. Выготский); преобразует объективно данные формы, порой существенно видоизменяя их. В этом глубоко субъективном процессе интерпретации окружающего мира и самовыражения художника искусство весьма часто пренебрегает так называемым «здравым смыслом и логикой жизни. Человек приходит в мир искусства, отдаляясь и вновь возвращаясь к реальности, но уже с дистанции вымысла, идеала, «игры воображения» (И, Кант). Что бы это, как и всякая игра, состоялось, «необходима доля творческого простодушия» (А. Довженко).

Игровое начало в искусстве проявляется во всем: в игре смыслов, намеков, подтекстов, интриг, загадочности и неожиданности сюжетных построений, в том, как могут перемежаться и сосуществовать шутовское, развлекательное, фривольное и грустное, лирическое, серьезное.

В различных видах и жанрах искусства есть свои специфические правила игры, изначально обусловленные языком, изобразительно-выразительными средствами, особенностями формообразования. Поэт играет словами, рифмой, ритмом, живописец красками, цветовыми контрастами, колористической палитрой, кинематографист - монтажом, планами и ракурсами подвижного изображения, музыкант - звуком, мелодическим рисунком, тоном. Игра ритма, рефрена и гармонии части и целого особенно характерны музыке, танцу, поэзии, архитектуре. В литературе, изобразительных искусствах весьма распространены метафоры, аллегории, гиперболы, ассоциации, сравнения.

Но, пожалуй, ярче всего игровая природа Искусства проявляется в театре, творчестве актера. Здесь господствует принцип маски, подражания, перевоплощения, лицедейства, притворства. Все это знакомо каждому человеку с самого раннего детства. Едва ли будет преувеличением считать театральный спектакль наиболее наглядной художественной моделью игры не только в искусстве, но и в жизни. Вёдь с подражания начинаются и наши детские игры, и взрослые «забавы», шутка, пародия, Практически все искусства, за небольшим исключением, в той или иной мере являются раз личными формами подражания кому- или чему-либо.

Но есть и другая - состязательная форма художественной игры. Это сложившиеся еще в древности поединки сказителей и певцов, современные Конкурсы музыкантов, танцоров, вокалистов.

 

4 Искусство и действительность

 

Реальная человеческая жизнедеятельность, будучи органически целостной, складывается из взаимодействия четырёх основных компонентов - труда, познания, ценностной ориентации и общения. Соответственно и искусство, произведения которого по-своему столь же органически целостны, перенимает эту структуру человеческой жизнедеятельности. Оно выступает прежде всего как специфический (образный) способ познания действительности, но одновременно является и специфическим, образным способом её оценки, утверждением определённой системы ценностей; произведения искусства создаются на основе отражения, осознания реального мира, однако сознание, по словам В. И. Ленина, "...не только отражает объективный мир, но и творит его", созидая то, чего в действительности не было, нет, а подчас и не может быть (фантастические образы, гротеск и т. д.); таким образом, искусство творит воображаемые "миры", более или менее близкие к миру реальному и более или менее от него отличные, т. е. представляет собой, по словам К. Маркса, способ "практически-духовного освоения" действительности, отличающийся и от её чисто духовного освоения, характерного для теоретического знания, и от чисто материальной практики[1]. Произведение искусства представляет собой всегда и духовный образ - модель жизни, и материальную конструкцию - звуковую, пластическую, цветовую, словесную и т. д., созданную художником по законам техники и технологии обработки данного материала. Но эта конструкция сама играет двоякую роль: с одной стороны, она даёт художественному образу материальное воплощение, вне которого он - как и любая другая модель - не может существовать; с другой стороны, она выступает как особая, художественно-образная система знаков, как специфический художественный "язык" (музыкальный, хореографический, живописный, архитектурный, кинематографический и т. д.), призванный донести до сознания людей заключённую в нём художественную информацию.

Таким образом, искусство как специфическое общественное явление представляет собой сложную систему качеств, структура которой характеризуется сопряжением познавательной, оценочной, созидательной (духовно и материально) и знаково-коммуникативной граней (или подсистем). Благодаря этому искусство выступает и как средство общения людей, и как орудие их просвещения, обогащения их знаний о мире и о самих себе, и как способ воспитания человека на основе той или иной системы ценностей, и как источник высоких эстетических радостей. Хотя все эти функции искусства, слитые воедино, являются лишь разными сторонами одного целого - художественного воздействия искусства на человека, их соотношение бывает весьма различным и иногда одна из функций выходит на первый план и приобретает главенствующее значение.

Художественно-творческая деятельность человека развёртывается в многообразных формах, которые называют видами искусства, родами и жанрами искусства Обилие и разнообразие этих форм могут показаться хаотическим нагромождением, в действительности же они являются закономерно организованной (вернее - закономерно исторически самоорганизовавшейся) системой видовых, родовых, жанровых форм. Так, эстетическая теория установила, что в зависимости от материальных средств, с помощью которых конструируются художественные произведения, объективно возникают три группы видов искусства: 1) пространственные, или пластические (живопись, скульптура, графика, художественная фотография, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн), т. е. такие, которые развёртывают свои образы в пространстве; 2) временные (словесные и музыкальные), т. е. такие, где образы строятся во времени, а не в реальном пространстве; 3) пространственно-временные (танец; актёрское искусство и все базирующиеся на нём синтетическое искусство - театр, киноискусство, телеискусство, эстрадно-цирковое искусство и т. д.), т. е. такие, образы которых обладают одновременно протяжённостью и длительностью, телесностью и динамизмом. С другой стороны, в каждой из этих трёх групп искусства художественно-творческая деятельность может пользоваться: 1) знаками изобразительного типа, т. е. предполагающими сходство образов с чувственно воспринимаемой реальностью (живопись, скульптура, графика - так называемые изобразительные искусство; литература, актёрское искусство); 2) знаками неизобразительного типа, т. е. не допускающими узнавания в образах каких бы то ни было реальных предметов, явлений, действий и обращенных непосредственно к ассоциативным механизмам восприятия (архитектурно-прикладные искусство, музыка и танец); 3) знаками смешанного, изобразительно-неизобразительного характера, свойственными синтетическим формам творчества (синтезу архитектуры или декоративно-прикладного искусство с искусствами изобразительными; словесно-музыкальному - песенному и актёрско-танцевальному - пантомимическому синтезу). Каждый вид искусства непосредственно характеризуется способом материального бытия его произведений и применяемым типом образных знаков. В этих пределах все виды искусства имеют разновидности, определяющиеся особенностями того или иного материала и вытекающим отсюда своеобразием художественного языка. Так, разновидностями словесного искусства являются устное творчество и письменная литература; разновидностями музыки - вокальная и разные типы инструментальной музыки; разновидностями сценического искусства - драматический, музыкальный, кукольный, теневой театр, а также эстрада и цирк; разновидностями танца - бытовой танец, классический, акробатический, гимнастический, танец на льду и т. д. С другой стороны, каждый вид искусства имеет родовое и жанровое деления. Критерии этих делений определяются в науке об искусстве по-разному, но очевидно само наличие таких родов литературы, как эпос, лирика, драма, таких родов изобразительного искусства, как станковый, монументально-декоративный, миниатюрный, таких жанров живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт и т. д., или же таких жанров сценического искусства, как трагедия, драма, комедия, водевиль и др. Таким образом, искусство, взятое в целом, есть исторически сложившаяся система различных конкретных способов художественного освоения мира, каждый из которых обладает чертами, общими для всех и индивидуально-своеобразными. Искусство зародилось в глубокой древности, в каменном веке. Для первобытного человека первоначальные формы художественной деятельности - создание мифов, песен, танцев, изображение зверей на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, самого человеческого тела - имели огромное значение, так как способствовали сплочению коллективов людей, развивали их духовно, помогали им осознавать их социальную природу, их отличие от животных, т. е. служили великому историческому делу очеловечения человека. На этой исходной фазе развития искусство не было ещё самостоятельной формой деятельности, так как всё духовное производство было здесь "непосредственно вплетено" в производство материальное[2], а различные сферы духовной культуры ещё не отделились друг от друга. Соответственно в эту эпоху искусство неотделимо от практической деятельности, от религии, от игры и других форм общения людей, оно всё имеет "прикладной" характер. С дальнейшим развитием культуры искусство постепенно обособлялось в специфическую область деятельности - в "...художественное производство как таковое"[3] однако целый ряд отраслей художественной деятельности долгое время оставался в подчинении у религии, а некоторые сохраняют и поныне свою неразрывную связь с различными видами утилитарной деятельности - технической (архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн), журналистско-коммуникативной (художественный очерк, публицистика), агитационно-пропагандистской (ораторское искусство, плакат, искусство рекламы, оформительское искусство), спортивной (художественная гимнастика, фигурное катание на коньках) и т. д. Во всех этих случаях искусство придаёт практической деятельности, с которой оно слито воедино, способность оказывать на человека эмоционально-психологическое воздействие. Однако и в тех своих формах, которые возникли при обособлении искусства в самостоятельную сферу деятельности, оно оставалось общественным явлением по содержанию, по функционированию, по законам своего развития.

Реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие искусства отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов - от эволюции материального производства, экономии, строя общества и техники до эволюции общественного сознания - в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, каждый из которых выражает особый поворот многогранной структуры И., выдвигающей на первый план то одну, то другую грань. Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль искусства видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля. Процесс художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в "двухмерном пространстве", одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.

 

 

5 Искусство и культура

 

Искусство - это результат индивидуально-неповторимого творческого процесса, основанного на принципе художественной интерпретации действительности.

Искусство не может существовать вне культуры; являясь социальным явлением, оно должно быть осмыслено в ее контексте. Время выдвигает выдающихся мастеров искусства. С именем Пушкина, например, отождествляют «золотой век отечественного искусства вообще и литературы в частности; с поэтами начала ХХ в. - век серебряный. Именно в их творчестве наиболее ярко отразилось соответствующее историческое время со всеми ему присущими проблемами и противоречиями. Художник чуток к тем изменениям, тенденциям, которые только зарождаются в обществе, он посвоему осмысливает то, что не замечается большинством или оценивается иначе. Художник многое ощущает, переживает и выражает острее, чем обычные люди.

Искусство - явление в культуре не изолированное. Оно находится в гуще других духовно-ценностных форм и испытывает на себе их активное влияние. Искусство не только ассимилирует в себе ценности морали, религии, науки, политики, права, переводя их в художественные формы, а затем экстраполируя на общественное сознание, но и специфическим образом воздействует на в их, и приводя к некоторой трансформации. Активное воздействие искусства на общественное мнение возможно потому, что искусство направлено на эмоционально-чувственную сферу человека, более восприимчивую и отзывчивую, чем абстрактно-логические структуры.

Общеизвестны, к примеру, взаимоотношения морали и искусства. Их можно проследить со времен становления человеческой культуры. Укоренившись в общественном сознании, моральные нормы всегда искали себе закрепление и в художественных формах. Все мифологии мира пропитаны моральными принципами, оценками, установка свойственными определенному времени, месту и этносу. Моральные императивы средневековья нашли свое воплощение в печатных сводах религиозной литературы: Библии, Коране, Талмуде, житиях святых, патериках, других клерикальных жанрах.

Светское искусство также неотделимо от использования моральных установок как общечеловеческого, так и национального характера, классового, сословного, возрастного характера.

Вспомним недавнее прошлое. Мы все не раз обращались к детским стихам В. Маяковского или К. Чуковского. У первого читаем:

Крошка сын

к отцу пришел,

и спросила кроха:

- Что такое хорошо

и что такое плохо?

Центральный нравственный вопрос поставлен четко. А дальше поэт разворачивает панораму действий, поступков, событий, оценивая их с позиций хорошего и плохого. Весь мир предстает как антитеза, где есть мир света и добра, с одной стороны, а с другой - темных сил и зла.

У Чуковского в «Мойдодыре» декларируется одна очень простая и понятная для детей мысль:

Надо, надо умываться по утрам и вечерам,

А Нечистым трубочистам - стыд и срам, стыд в срам.

Это примеры того, как искусство воплощает в художественных образах общепринятые моральные установки.

Но Искусство может быть и бунтарским, выступать с критикой общепризнанной, консервативной морали. В связи с этим можно обратиться к творчеству Л. Толстого. Его романы «Анна Каренина», «Воскресение», «Крейцерова соната» есть не что иное, как острая, нелицеприятная критика светской морали с элементами лицемерия и ханжества.

Философия разными способами влияла на искусство. Наиболее отчетливо это сказалось в Возникновении своего рода философского романа. Это связано с масштабностью его формы, аналитичностью, глубиной мысли. Подобными качествами отличалось творчество О. Бальзака, Л. Толстого, Т. Драйзера, Ф. Достоевского, Т. Манна, Г. Гессе.

Определенная мера философствования, наряду с романом, получившим достаточно широкое распространение в ХХ в., свойственно и для такого специфического жанра, как научная фантастика.

Жанр научной фантастики возник на рубеже ХIХ-ХХ вв. Его появлению мы обязаны бурному развитию научного знания. Художественное прогнозирование основано на принципе опережающего отражения. В произведениях этого жанра писатель, опираясь уже на научные достижения, строит мысленный эксперимент, который иногда удачно прорицает картину будущего.

Основоположниками этого жанра в литературе стали: Ж. Верн, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Лем, Р. Брэдбери, А. Азимов. В этом случае подчас бывает трудно определить, что в большей степени повлияло - наука на искусство или искусство на науку. Как правило, в научной фантастике искусство предвосхищало научные открытия. Иногда искусство обращается к темам, тесно связанным с научными исследованиями, и на их фоне дает развитие художественных характеров.

Информация о работе Искусство в контексте культуры