Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 13:38, реферат
Эстетическое отношение и постижение мира наряду с моралью, религией, наукой и другими формами общественного сознания занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.
Введение
1 Определение искусства
2 Понятие искусства в его историческом развитии
3 Игровая природа искусства
4 Искусство и действительность
5 Искусство и культура
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный
технический университет»
Искусство в контексте культуры
Студент группы 9ПЭа-1
Преподаватель
2009
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Определение искусства ……………………………………………...4
2 Понятие искусства в его историческом развитии………………….5
3 Игровая природа искусства …………………………………………6
4 Искусство и действительность……………………………………
5 Искусство и культура……………………………………………….12
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников………………………….……..16
Введение
Эстетическое отношение и постижение мира наряду с моралью, религией, наукой и другими формами общественного сознания занимает одно из важных мест в иерархии духовных ценностей.
Центральным звеном эстетического освоения действительности справедливо принято считать искусство. Искусство, являясь частью духовной культуры, сосредотачивает в себе главные смысловые идеи времени, которые находят свое воплощение в оригинальных, художественно-выразительных формах, созданных людьми, наделенными уникальной природной способностью, умением творить в форме художественных образов с помощью особых средств выразительности: словом в литературе, цветом в живописи, интонацией в музыке, игрой актеров в театре и т.д.
1 Определение искусства
Существует множество определений искусства. Назовем основные подходы к пониманию этого явления. Во-первых, искусство - это специфический вид духовного отражения и освоения действительности. На протяжении многих лет исследователи искусства далее добавляли: "имеющий целью формирование и развитие способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты". Следует заметить, что сам факт существования цели у искусства является спорным, а понятие красоты - относительным, так как эталон красоты может сильно различаться в разных культурных традициях (например, в западной и восточной культурах), утверждаться через торжество безобразного (И. Босх, А. Дюрер, модернизм и постмодернизм) и даже совсем отрицаться (искусство абсурда). Во-вторых, искусство - это один из элементов культуры, в котором аккумулируются художественно-эстетические ценности. В-третьих, это форма чувственного познания мира.
Можно выделить три способа человеческого познания: рациональный (логический, абстрактный, основанный на мышлении); чувственный (основанный на эмоциях, чувствах) и иррациональный (основанный на интуиции). В основных проявлениях духовной культурной деятельности человека, в блоке социально значимого знания, являющего символический облик культуры (науке, искусстве, религии), присутствуют все три, но каждая из сфер имеет свои доминанты: наука-рациональную, искусство-чувственную, религия - интуитивную. В-четвертых, в искусстве - проявляются творческие способности человека (проблема художника-творца). В-пятых, искусство может рассматриваться как процесс освоения человеком художественных ценностей, доставляющий ему удовольствие, наслаждение (проблема восприятия и понимания искусства).
Искусство многогранно, это душа человека. Искусство - это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.
Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь буддийские пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбный лик Богоматери, глядящий на нас с русских икон.
Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывает сюрреализм.
Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского.
Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.
Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это "образ" - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.
Исследователи, пытаясь понять природу искусства, видели в нем и реализацию инстинкта украшения и подражания природе, и средство общения между людьми и источник познания мира, и своеобразное кодирование информации об исторических периодах и народах, рассматривали искусство как текст и знаковую систему, как игру, удовольствие, проявление иррационального и бессознательного начала в человеке, видели в нем способ самовыражения и самосознания человечества через личность художника. Все эти интерпретации отражают накопленное знание об искусстве и раскрывают различные грани культуры.
2 Понятие искусства в его историческом развитии
Слово «искусство» - первоначально обозначало всякое мастерство более высокого и особого сорта («искусство мышления», «искусство ведения войны»). В общепринятом смысле оно обозначает мастерство в эстетическом плане, и созданных благодаря нему произведений - произведений искусства, которые отличаются, с одной стороны, от творений природы, с другой - от произведений науки, ремесел, техники. Причем границы между этими областями человеческой деятельности очень нечетки, так как в величайших достижениях в этих областях участвуют также и силы искусства.
Реальные и душевные источники искусства, т.е. художественного творчества, усматриваются в различных явлениях: фантазии (романтизм), многообразном стремлении к изменению (Шиллер), стремлении к подражанию (Аристотель, современный натурализм), стремлении к символическому изображению (немецкий идеализм, экспрессионизм) и во многом другом.
Искусство, как таковое, в отличие от философии, науки, религии и этики начинается там, где целью эстетической деятельности становится не познание или преобразование мира, не изложение системы этических норм или религиозных убеждений, а сама художественная деятельность, обеспечивающая создание особого, вымышленного мира, в котором все является эстетическим созданием человека. Искусство в отличие от всех других видов деятельности есть выражение внутренней сущности человека в ее цельности, которая исчезает в частных науках и в любой другой конкретной деятельности, где человек реализует только какую-нибудь одну свою сторону, а не всего себя. В искусстве человек свободно творит особый мир, также как творит свой мир природа, то есть полновластно. Если и в своей практической деятельности, и в науке человек противопоставлен миру как субъект объекту и тем ограничен в своей свободе, то в искусстве человек превращает свое субъективное содержание в общезначимое и целостное объективное бытие. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятия. Это внутреннее единство всех духовных сил человека при создании и восприятии произведений искусства обеспечивается силой эстетического сознания. Если, читая научные, публицистические, популярные издания, мы сразу же внутренне настраиваемся на как бы «фрагментарное» мышление о мире, «забывая» все, что нам не пригодится для восприятия данного текста, то настраиваясь на чтение художественного произведения, мы активизируем в себе все свои духовные силы: и ум, и интуицию, и чувства, и этические понятия. Нет ни одного момента в нашей внутренней духовной жизни, который не мог бы быть вызван и активизирован искусством. Оно призвано обеспечить целостное, полнокровное и свободное восприятие и воссоздание мира, которое возможно только при условии совмещения познавательных, этических, эстетических и всех других моментов человеческого духа.
Искусство, как и вся духовная жизнь человечества, развивается под воздействием исторической действительности. Это проявляется в том, что степень и уровень развития искусства не совпадают со степенью и уровнем развития экономики. Например, когда в Англии появился Шекспир, в ней не наблюдалось хозяйственного расцвета; искусство и философия в России XIX века достигли высокого развития несмотря на экономическую отсталость страны. Искусство, как форма общественного сознания, не только отражает реальность, но и оказывает на нее обратное воздействие.
3 Игровая природа искусства
В чем назначение искусства? Искусство, как уже отмечалось, вызвано к жизни духовной потребностью человека удовлетворять эстетические запросы Человек так устроен, что он всегда стремится к красоте, совершенству, гармонии, а искусство одна из наиболее ярких форм их воплощения. Поэтому, воспринимая искусство, человек удовлетворяет важнейшую из насущных духовных запросов своего бытия.
Отличительной чертой искусства является не только его эстетическая, но и игровая природа Игра издавна понималась как способ деятельности, связанный с развлечением, получением удовольствия. Игра - свободно организованный процесс. Игры бывают разные: детские, азартные, спортивные. детские игры наиболее свободны от правил. дети входят и выходят из игры практически без подготовки. для них жизнь в игре органична и естественна. Их игры отличаются бескорыстностью, импровизационностью, стремлением примерить на себя мир взрослых, стать мамой, играл в дочки-матери выбрать себе профессию - врача, продавца, милиционера, артиста и сымитировать их деятельность или, разделив мир на своих и чужих, играть в казаки-разбойники.
Ребенок без проблем может перевоплотиться в любой неодушевленный предмет или представителя флоры и фауны. Игра детей разнообразит, расцвечивает их жизнь, делает ее интересней и привлекательней, поэтому дети так любят играть.
В детстве игра - способ существования, она занимает достаточно много времени и не всегда требует партнеров и зрителей. Ребенок очень часто играет себе в удовольствие, один на один со своими мыслями, он «сам с собой ведет беседу».
Как известно, потребность в игре существует и у взрослых. Шиллер высоко ценил игровые способности человека, независимо от его профессии. По его убеждению, «счастлив человек играющий т.е. способный уйти на некоторое время из реальности в обстоятельства вымышленного мира. В игре такой человек получает возможность освободиться от общепризнанных норм поведения, он раскрепощается и тем самым сбрасывает с себя груз повседневных забот и тревог. По мнению Шиллера, человек счастлив в игре, потому что может позволить себе не слишком серьезно относиться к миру. Этот элемент несерьезности переносится из игры в реальность с помощью чувства юмора. В этом смысле юмор - защитная реакция человека, способ сохранения душевного равновесия, оберег. В юморе всегда присутствует игровое начало.
Психологи справедливо подчеркивают, что, по большому счету, степень выраженности игрового начала является неотъемлемой частью творческого процесса во всех без исключения сферах человеческой деятельности.
А. Бахтин писал: «Этот «другой» мир - мир игры - реальный феномен человеческой цивилизации на всех этапах». Другими словами, нет и не будет такого времени в истории человеческой культуры, когда не будет игры.
Не удивительно, что игровой момент в известном смысле характерен и природе, в особенности всему живому в ней.
Мы часто говорим об игре солнечных лучей на различных зеркальных поверхностях, об игре света и тени в лесной чаще. Мы завороженно можем наблюдать за игрой домашних любимцев котят и щенят, которые с упоением играют друг с другом или каким-либо пришедшимся им по нраву предметом, здесь же будет уместно вспомнить знаменитые брачные игры животных.
Игра сюжетов, игра случая, обстоятельств, игра цвета и на строения, игра в воспоминание, спортивные игры. Игра слов: «Мне нравится ставить слова в глупое положение, сочетать их шутовской свадьбой каламбура, выворачивать наизнанку, заставать их врасплох. Что делает ветер в слове ветеринар? Откуда томат в авто мате? Как из зубра сделать арбуз?»
Известный голландский культуролог Й. Хейзинга написал книгу - «Человек играющий». Поставив в названии слово «Играющий» с большой буквы, автор особым образом подчеркнул, что для человека игра является важной формой его бытия, атрибутивным свойством его жизни. Игра, по Хейзингу: «Действие, протекающее в определенных рамках места, времени и смысла в обозримом порядке по добровольно принятым правилам и вне сферы материальной пользы или необходимости. Настроение игры есть отрешенность и восторг - священный или просто праздничный, смотря по тому, является ли игра сакральным действием или забавой. Само действие сопровождается чувствами подъема и напряжения и несет с собой радость и разрядку».
Важно еще одно замечание Хейзинга, касающееся игры, о том, что существенным ее признаком, будь то культ, представление, состязание, празднество, является то, что они к определенному моменту кончаются.
Игровой момент проявляется и в социальных ролях, которыё призван исполнять человек в обществе. Каждый олицетворяет ту или иную родственную роль: ребенок, родитель, сестра, брат. На ряду с этим он занимает место в иерархической лестнице на службе. Подобное осмысление ролевого начала трансформирует игровой мотив в несколько другое качество. Здесь в меньшей степени выражен момент притворства, лицедейства. В жизни взрослых людей момент игры наиболее ярко и выразительно проявляется на праздниках, когда человек имеет полное основание отдыхать, вести себя иначе, чем обычно, повалять дурака, раскрепоститься, повеселиться, но об этом более подробно мы говорили несколько ранее.