Искусство публичного выступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:41, реферат

Описание работы

Техники публичных презентаций становятся все более востребованными в деятельности бизнесменов, политиков, руководителей и публичных людей вообще. В некоторых странах детей еще в школе обучают навыкам презентации и дебатов, и в жизни многим из них это весьма помогает. Данная работа актуальна тем, что каждый человек сталкивается с необходимостью публичного выступления, будь то защита реферата или диссертации. Для того чтобы данное выступление было удачным необходимо знать основы, правила публичного выступления.

Содержание

Введение с.4
1.Глава с.5
1.1Понятие публичной речи с.5
1.2Виды публичного выступления с.8
2.Глава 2 с.11
2.1Этапы подготовки речи с.11
2.2Структура выступления с.13
Заключение с. 18
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат по КР.docx

— 47.52 Кб (Скачать)

     отбор материала и его организация,

     обдумывание материала,

     подготовка  тезисов или плана,

     стилистическое  оформление,

     написание текста выступления,

     мысленное освоение,

     проба речи.

     Кроме первого, подготовительного этапа, следующий этап - это подготовка к конкретному выступлению. Она  определяется видом ораторской речи, зависит от темы, целей, состава аудитории.

     Подготовка  речи начинается с определения ее темы. Тема должна быть не абстрактной, а ясной и понятной для слушателей, точной и лаконичной Тема может быть выбрана самим автором или  ее может определить случай, ситуация.

     Тема  раскрыта, если освещены все выбранные  аспекты, приведено достаточное  количество нужных фактов, когда вывод  логически вытекает из содержания лекции и слушателям все понятно. Затем  определяют цель выступления, так как  в одном случае цель - информировать  слушателя, в другом - заставить слушателя  переживать, в третьем - принять позицию  автора. Так, задача информационной речи - дать слушателям новые знания. Информационная речь содержит факты, события, размышления  и выводы. Развлекательная речь призвана доставить слушателям удовольствие, снять стресс. Агитационные речи убеждают слушателей, воодушевляют, побуждают  к действию. Часто эти цели бывают объединены. Необходимым элементом  подготовки является оценка состава  слушателей и обстановки. Оратор заранее  должен выяснить, какова предполагаемая численность слушателей, социальный состав аудитории, возраст, образовательный  и культурный уровень, национальность, В отдельных случаях - вероисповедание. Также необходимо узнать, где будет  проходить выступление - в большом  зале, маленьком помещении, какова акустика выбранного помещения, не тесно ли будет  слушателям. Следующий этап работы - подбор материала для конкретного  выступления.

     Выступающий должен изучить официальные документы, справочную и научно-популярную литературу, обобщить наблюдения и размышления. В ходе этой работы рекомендуется  делать записи, выписывать цитаты, цифры, факты, вести картотеку. Как бы мастерски  ни владел оратор речью, текст речи необходимо готовить заранее. Подготовка заранее написанного текста имеет  много преимуществ. Его можно  проверить, исправить ошибки, внести дополнения и изменения, можно показать кому-либо для проверки. Кроме того, когда оратор работает над речью, он еще раз тщательно продумывает  все детали выступления. Чтобы речь прозвучала, дошла до слушателей, чтобы оратор не уклонялся от темы, нужно расположить материал определенным образом. Поэтому очень важна композиция выступления - составление, расположение материала выступления. В композиции можно выделить пять частей: зачин, вступление, основная часть, заключение, концовка речи. Но отдельные части ее могут отсутствовать. 

                                        1.2Виды публичного выступления

     Ораторская  речь бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей, призывающей  к действию.

     Публичная речь в различных ситуациях общения  преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей.

     1. Информационная речь.

     Ее  цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами  создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в  ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и  дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся  литературы по этой теме, новизну и  практическое применение.

     Один  из распространенных видов публичных  выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки  зрения. С ним студент выступает  на семинаре или, например, на научной  конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно  прочитать текст вслух перед  выступлением, составить план.

     Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки  зрения.

     Информационная  речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и  дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать  следующим требованиям (1, стр.90):

     В ней не должно быть ничего спорного;

     Она должна вызывать пытливость;

     Она должна удовлетворять запросы слушателя;

     Сообщение должно быть актуально.

     2. Речи, обращенные  к чувствам (речи  по специальному  поводу)

     Делятся, как правило, на протокольную речь (рамочную), траурную речь, торжественную речь, речь в дружеском кругу. Произнесение такого рода речей обычно вызывает трудности из-за того, что необходимо правильно выбрать момент, уметь  уловить настроение слушателей именно в этот момент, уметь выразить чувства  и ожидания слушающих. Необходимо говорить коротко и понятно, но при этом выразительно. Речь должна быть оригинальной и запоминающейся.

     Во  всех областях деятельности распространена протокольная (рамочная) речь, она не является центром мероприятия, но как  бы обрамляет событие. К протокольным речам относятся презентации, приветственные и благодарственные речи, всевозможные открытия (выставок, зданий, мемориалов и др.).

     В начале приветственной речи необходимо открыть мероприятие, по поводу которого собрались зрители и слушатели, приветствовать всех собравшихся, приветствовать докладчика и представить его  слушателям.

     В конце приветственной речи благодарят докладчика и выступающих, обосновывают благодарность и прощаются с  аудиторией. Таким образом, в начале и в конце мероприятия рамочная речь состоит из трех пунктов, и совершенно лишним будет рассматривать содержание доклада или характеризовать  докладчика, пространно и трафаретно говорить.

     Цель  торжественной речи - создать праздничное  настроение. Как правило, она создается  заранее и должна быть короткой, оригинальной, запоминающейся. Речь по поводу юбилея или дня рождения может  содержать приветствие, повод, перечисление ответственных моментов, краткую  характеристику деятельности, в ней  могут приводиться примеры из жизни, выражаться благодарность и  пожелания на будущее.

     Речь  в дружеском кругу, при деловом  общении и личном общении имеет  разные формы. Например, готовясь к  выступлению перед коллегами, нужно  предусмотреть следующие моменты:

    • приветствие и указание на смысл мероприятия,
    • обзор проделанной работы коллегами, лучше с каким-либо рассказом или шутливым комментарием,
    • выражение надежды на дальнейшее сотрудничество,пожелания.
    • Для подобных выступлений существуют следующие рекомендации:
    • говорите с волнением в голосе, при этом выступление более сочувственно воспринимается аудиторией;
    • помните, что для слушателей важнее их цели, а не цели оратора;
    • не начинайте выступление со смешной истории, если она не несет никакой информации;
    • не следует говорить чересчур медленно;
    • в речи должны быть неожиданные переходы;
    • подводите итоги не только в конце, но и в продолжение речи;
    • разрешайте аудитории спорить с вами;

     не  забывайте о юморе.

     Развлекательная речь не содержит иной цели, кроме заключающейся  в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто  услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно  провести время.

     Воодушевляющая  речь - Агитационные речи в общем  можно разбить на 3 группы: речи с  целью воодушевить; речи с целью  убедить; речи с целью вызвать  активную реакцию. На деле эти три  подвида нередко перекрывают  друг друга. Большинство речей с  целью убедить вызывают действенные  порывы.

     Убеждающая  речь - убедить - значит логическими  доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой  призыва к непосредственному  действию.

     Призывающая к действию речь - слушателя призвали к новому, к продолжению или  прекращению прежнего. Призыв к действию бывает прямым и косвенным. Действие может наступить, когда-нибудь или  немедленно. Красноречие тоже имеет  своё деление на роды и бывает :

     1. Социально политическое красноречие  (политическая речь, митинговая речь, агитационная речь)

     2. Академическое красноречие (лекции, научный доклад, научное сообщение)

     3. Судебное красноречие (обвинительная  речь, защитительная речь, речь обвиняемого  в свою защиту)

     4. Социально бытовое красноречие  (похвальная речь, застольная речь, поминальная речь)

     5. Богословско-церковное красноречие  (проповедь, речь на соборе). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 Глава

    2.1Этапы подготовки речи

Работу  по подготовке речи можно подразделить на две основные фазы: докоммуникативную, т.е. подготовку выступления и коммуникативную  – взаимодействие с аудиторией.

      1.Докоммуникативная фаза

      В докоммуникативной фазе различают  два начальных этапа:

      - определение темы и цели выступления;

      - оценка аудитории и обстановки.

      Работа на этих этапах носит  характер учета и оценки объективных  данных: тема и цель выступления  обычно задаются программой, расписанием  и т.п. Состояние аудитории  и обстановка также не выбираются  выступающим. 

      • Определение темы и цели выступления

      Тему выступления следует тщательно  выбирать. Если есть возможность,  то нужно остановиться на том,  что хорошо знакомо и интересно  лично выступающему. Тогда это,  возможно, будет интересно и значимо  для других.

      Затем, нужно попробовать сузить  темы выступления, чтобы она  представляла наибольший интерес.  Необходимо решить: описывать ли  предмет, разъяснять что-либо  о предмете, оспаривать ли некую  точку зрения или излагать  новую версию.

      Не надо пытаться «втиснуть»  слишком много материала в  ограниченное время. Еще Шекспир  сказал: «Где мало слов, там вес  они имеют».

      Если есть возможность, то необходимо  подумать над будущей речью  несколько дней. За это время  появится множество новых идей.

      Стержневая идея – это основной  тезис, который необходимо ясно  сформулировать с самого начала. Знание цели усиливает внимание. В речи может быть несколько  стержневых идей, но не более  трех.

      Стержневая идея дает возможность  задать определенную тональность  выступлению. Например, доклады на  научно-технические темы могут  произноситься с сердитой, упрекающей  интонацией, смысл которой состоим  в не произносимых, но подразумеваемых  выражениях типа «Если вы не  сделаете этого, то пожалеете», или «Не могу понять, почему  вы не делаете то-то и то-то».  Подобный слегка раздраженный  тон позволяет докладчику эффективнее  донести свою идею до слушателей.

      Возможные интонационные окраски  выступлений следующие:

      -мажорная;

      -беспечная  или  юмористическая;

      - шутливая;

      - сердитая или упрекающая;

      - мрачная;

      - торжественная;

      - предостерегающая;

Информация о работе Искусство публичного выступления