Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 18:23, лекция
Одним из центров Эгейской культуры, который завоевавшие его греки застали уже в руинах, был остров Крит и, конечно, знаменитый Кносский дворец-лабиринт.
Цивилизацию Крита принято называть как критской, так и минойской (по имени легендарного царя Крита Миноса), иногда также ее называют эгейской. До сих пор, к сожалению, реальная история, культура, этнос этого региона достаточны не изучены.
1. Крито-Микенское искусство. Искусство греческой архаики.
2. Искусство классического и эллинистического периодов
3. Античный театр Древней Греции.
Пропиле́и (др.-греч.— перед и— вход) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннадами, расположенными симметрично оси движения.
Храм Ники Аптерос (то есть бескрылой победы) — древнегреческий храм на афинском Акрополе, находящийся на юго-западе от Пропилей. Храм посвящён Афине-Нике (др.-греч. Αθηνᾶ Νίκη — Афина-Победительница).
Пинакотека (от греч.— доска, картина и θήκη — хранилище) — у древних греков помещение для хранения живописных изображений. Так называлось левое крыло пропилей афинского Акрополя, где находилось собрание картин, принесённых в дар богине Афине. В нескольких шестиколонных залах были собраны картины, написанные на досках, глиняные таблицы и другие произведения с росписью. Это собрание было открыто для посещения афинскими гражданами.
В 1687 после попадания ядра с венецианского корабля взрыв уничтожил почти всю центральную часть храма Афины-Девы, при неудачной попытке венецианцев снять скульптуры Парфенона несколько статуй были разбиты. В начале 19 в. англичанин лорд Элгин выломал десятки метров фриза и почти все сохранившиеся скульптуры фронтонов Парфенона, кариатиду - из портика Эрехтейона. После провозглашения независимости Греции в ходе реставрационных работ (в основном в кон. 19 в.) по возможности был восстановлен древний облик Акрополя: ликвидирована вся поздняя застройка на его территории, заново выложен храм Ники Аптерос и т. п. Рельефы и скульптуры храмов Акрополя находятся в Британском музее (Лондон), в Лувре (Париж) и Музее Акрополя. Остававшиеся под открытым небом скульптуры заменены в настоящее время копиями.
Эллинизм
Ника – идеал женск.фигуры. Носитель нового идеала – Венера Милосская (сейчас в Лувре).
К концу IV в. до н. э. узость границ маленьких греческих городов государств-полисов ощущалась все острее. Классический греческий мир, раздираемый внутренними войнами, практически изжил себя. Наступала новая эпоха: стирались границы, объединялись народы и культуры всей ойкумены (известного обитаемого мира). Этому способствовали великие завоевательные походы выдающегося греческого полководца — македонского царя Александра. Умерший совсем молодым (в двадцать восемь лет), Александр Македонский со своей армией покорил многие древние народы, дойдя до Индии и создав огромную империю.
Искусство воплощало новую идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культурой. Осуществлялись фантастические проекты: горы превращались в города, создавались исполины вроде медного Колосса Родосского (бога солнца Гелиоса) в гавани острова Родос.
Повсеместно строились и пышно расцветали города. Новые города подчиняли местность регулярной планировке: их прорезали прямые и широкие улицы; площади украшали храмы, библиотеки, здания общественного назначения. Одним из самых красивых городов той поры был Пергам в Малой Азии (ныне Бергама в Турции). Главная святыня города — храм богини мудрости Афины имел весьма внушительный вид. Всемирную известность Пергаму принес его алтарь (II в. до н. э.). Терраса алтаря находилась почти на двадцать пять метров ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружение. Ко входу вела широкая лестница, внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе — сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник. Снаружи ограду алтаря опоясывал грандиозный фриз с изображением мифологической битвы олимпийских богов с их соперниками-гигантами за верховную власть. Сплошное поле фриза с могучими рельефными фигурами, тела которых бугрятся мощными формами, обходило все стены ограды и поднималось вдоль ступеней, по которым шли участники ритуала.
Марсий вступил в музыкальное состязание с Аполлоном и потерпел поражение. Его вешают на дереве, и палач-скиф точит нож, чтобы содрать с него, уже повешенного, кожу.
Другим шедевром эллинистического искусства является скульптура богини победы — "Ника Самофракийская", созданная во II в. до н. э. Богиня победы была представлена слетающей с постамента в форме кормы корабля. Ее прекрасное мощное тело облегают намокшие одежды. Могучие крылья Ники тяжело трепещут за спиной, каждое перо на них показано отдельно. Образ стоит на грани "натурального", но в то же время остается величавым и поэтичным.
Одним из лучших памятников является знаменитая "Венера Милосская" — статуя богини Афродиты (лат. Venus — "Венера"), найденная на острове Мелос (ныне — Милос). Богиня изображена полуобнаженной, так что одеяние, закутывая ноги и низ торса, является постаментом для открытых рук, которые были показаны в движении. Возможно, в одной из них Афродита держала яблоко. В эпоху эллинизма она, несомненно, была одной из любимых богинь. Ее представляли то кокетливой, то задумчивой, то шаловливой. Афродита с острова Мелос строга и сдержанна. У нее простая прическа с прямым пробором, лицо и фигура представлены довольно обобщенно. Вероятно, она стояла на высоком постаменте и смотрела на зрителя сверху вниз. Взгляд Афродиты ниспосылает покой.
Была найдена в 1820 г. на острове Милос (Мелос) — одном из Кикладских островов в Эгейском море при следующих обстоятельствах:
Французский моряк Оливье Вутье решил, сойдя на берег, поискать древности (в то время был бум на древности) для продажи. На пару с местным крестьянином Йоргосом Кентротасом он откопал статую на развалинах древнего амфитеатра. Вутье попытался уговорить капитана немедленно плыть в Константинополь, чтобы получить разрешение на вывоз, но капитан отказался и Вутье махнул рукой на свою находку. Но другой морской офицер Жюль Дюмон-Дервиль отправился в Константинополь и получил разрешение. По возвращении он обнаружил статую на русском судне, капитану которого один турецкий чиновник заплатил, чтобы он перевёз статую в Константинополь. После тяжких переговоров с островитянами, Дюмон-Дервиль всё-таки добился выкупа статуи. Позже турецкие власти, взбешённые тем, что такая ценная находка ушла от них, приказали подвергнуть наиболее влиятельных жителей острова Милос публичной порке. Лувр.
Руки её были утрачены уже после находки, в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти её в свою страну, и турками (владельцами острова), которые имели то же намерение.
Урок 3. Вазопись. Античный театр Древней Греции
1. Вазопись – декоративная роспись сосудов керамическим способом: спец.красками и последующим обжигом. Подписи авторов. Центры – Афины, Коринф.
Уменьшение роли орнамента, развитие сюжета, пластика, менее примитивные изображения. Эксекий, Пасиада, Хареса.
Новые лаки, компенсация неудобной формы вазы, хорошая прорисовка, мифологические, жизненные сцены
О творчестве греческих живописцев можно судить по дошедшим до нас рисункам на глиняных вазах. Найдено множество расписных сосудов, позволяющих судить о высоком мастерстве древнегреческих живописцев. Сюжеты для рисунков они черпали из мифов и легенд, изображая богов и героев, сцены из «Илиады» и «Одиссеи» и других знаменитых произведений древности. Рисовали они и сцены из окружающей их жизни. В VI веке до н.э. художники наносили свои рисунки черным лаком на естественный красноватый фон глиняных сосудов. Такие вазы называют чернофигурными. Позднее, в V веке до н.э. рисунки начали исполнять по-другому. Теперь черным лаком стали закрашивать весь фон, а для фигур оставляли красноватый цвет глины. Рисунки получались более четкими и подробными, а тела людей на них приобретали более естественный цвет. Такие вазы называют краснофигурными.
Лак на рисунках был стойким и прочным, не выгорал на солнце и не облетал от времени. Расписные сосуды, сохранившиеся до наших дней, пролежав в земле две тысячи лет, до сих пор выглядят так же, как тогда, когда они только вышли из рук греческих мастеров.
Греческие сосуды покрыты орнаментом. Ножку сосуда часто покрывает зубчатый орнамент, он называется “реверсо”. Что означал этот рисунок? Этот орнамент относится еще к эпохе палеолита, древнекаменного века. Он имеет свой смысл. Это знак воды или знак солнечного луча. В данном случае это - чашелистик цветка. У цветка (представьте себе розу) внизу есть чашелистик из зеленых листочков, из которого вырастает цветок. Амфора – это цветок или плод, вырастающий из такого вот чашелистика. То есть это знак плодоносящей природы. Стало быть, амфора - это не только человек, это еще и мир. Еще один элемент орнамента - “пальметта”, стилизованное изображение пальмового листа. Греки отождествили богиню Афродиту с пальметтой, которая стала знаком мира и любви. Подобные пальметты украшают не только посуду. Они украшают и древнегреческие храмы.
Геометрический орнамент делят на незамкнутый, ленточный, замкнутый и сетчатый. Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого движением вписываются в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием меандр. Меандр - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломаной под прямым углом линии . Меандр получил свое название по сходству с извилистой рекой в Малой Азии с тем же названием. Когда мы смотрим на амфору-мир, то она омывается по кругу этим самым Меандром. То есть, амфора – это мир, вокруг которого течет река-океан, олицетворенная Меандром. Изображение Солнца. Знак солнечного колеса - свастика.
Часто на вазе можно увидеть изображение человеческого глаза или голову Горгоны с высунутым языком. Это - оберег. Такие изображения оберегают владельца сосуда от дурного глаза. Стало быть, сосуд является еще и талисманом. Сам сосуд – это ещё и маленькое вместилище. Дом – вместилище людей, человек – вместилище души, а сосуд, например, амфора, кратер, килик – вместилище вина. Вино тоже имело магический смысл, это - напиток бессмертия. Сценой, где Дионис оживляет Геракла, подавая ему чашу с вином, украшены многие греческие саркофаги. Вино – кровь земли. В условиях средиземноморского мира вино – целительный напиток, предотвращающий многие болезни, это – «дар творца», «источник жизни», символ «чистоты трапезы». В античной мифологии вино символизировало юность и вечную молодость, а с другой стороны кровь и жертвоприношение. Именно в крови древние греки «помещали» душу.
1 - канфар – чаша для вина
2 - ойнохоя – кувшин для воды или вина
3 - кратер – сосуд для смешивания вина с водой
4 - гидрия – сосуд для воды
5 - лекиф – сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд.
6 - скифос – большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски».
7 - киаф –черпак для разбавленного вина.
8 - килик – самая распространённая чаша для вина
9 - пелика – сосуд для хранения.
Античный театр – это одно из самых ярких проявлений античной культуры, сыгравшей основополагающую роль в развитии европейской культурной традиции. История греко-римской театральной культуры охватывает не менее чем целое тысячелетие (V в. до н.э. –V в. н.э.).
Расцвет театра в Афинах был в V в. – IV вв. до н.э. Греческий театр носил политический и общевоспитательный характер. Устройство театра Древней Греции связано с особенностями его: действие происходило днем под открытым небом. Театр Диониса: амфитеатр, орхестр (круглая площадка с алтарем посредине, где находится хор), скенэ, маска, костюм. Основная функция хора – орхестея, т.е. плясать или делать мимические телодвижения. Роль культа бога Диониса имело большое значение в формировании театра и жанров греческой драматургии. Возникает трагедия, как основной драматический жанр, имевшая специфические особенности этого жанра и его построения. Главной особенностью греческого театра было присутствие хора; актер играл в пьесах различные роли в масках и существовал закон трех актеров - Протагонист, Девтерагонист, Тритагонист. Они были служителями бога Диониса.
Греческая мифология была основой всех видов искусств Древней Греции. Метафоричность и универсальность мифов стали основой использования их в качестве сюжетов античными драматургами.
Эсхил (525-456 до н.э.) – «отец трагедии», певец величественных образов. С Эсхила начинается формирование жанра трагедии. Он создает трилогии: «Персы» – единственная трагедия на исторический сюжет. Трагедия «Прометей прикованный»
Театральные реформы Эсхила: введение второго актера, увеличение диалогических частей и усиление в связи с этим драматизации действия.
Софокл (ок.496-406) – поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии, певец века Перикла и идеального гражданина «Царь Эдип».
Театральные реформы Софокла: введение третьего актера, увеличение числа хоревтов до 15, отказ от создания связанных трилогий и сохранение самостоятельного значения за каждой трагедией. Дальнейшая драматизация действия, акцент на внутренних переживаниях героя.