Интеллектуальная собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление объектов интеллектуальной собственности и анализ проблем ее охраны в сфере культуры и искусства.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
определить понятие "интеллектуальная собственность" и ее виды;
проследить исторический путь развития интеллектуальной собственности;
выявить объекты интеллектуальной собственности;
обозначить проблемы становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь;

Содержание

Введение..........................................................................................3

Глава 1. Общие вопросы права интеллектуальной собственности
Исторический путь развития института интеллектуальной собственности………………………………………………………………5
Понятие интеллектуальной собственности………………………………7
Объекты интеллектуальной собственности………………………………9
Смежные права ……………………………………………………………11
Территориальность интеллектуальной собственности…………………15

Глава 2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.
2.1. Проблема становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………..21

Библиографический список…………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальная собственность.docx

— 58.84 Кб (Скачать)

 

1.3. Объекты  интеллектуальной собственности

Объектами авторского права  являются:

  • литературные произведения (книги, брошюры, статьи и др.);
  • драматические и музыкально-драматические произведения, произведения хореографии и пантомимы и другие сценарные произведения;
  • музыкальные произведения с текстом и без текста; 
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения прикладного искусства и дизайна;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения, в том числе произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • карты, планы, эскизы, иллюстрации и пластические произведения, относящиеся к географии, картографии и другим наукам;
  • компьютерные программы;
  • монографии, статьи, отчеты, научные лекции и доклады, диссертации, конструкторская документация и другие произведения науки;
  • иные произведения;

К объектам авторского права  также относятся:

  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Производные и составные  произведения охраняются авторским  правом независимо от того, являются ли объектом авторского права произведения, на которых они основаны или которые  они включают.

1.4. Смежные права

 Понятие «смежные права» известно не всем правовым системам: в странах англо-американской системы права это понятие не используется в гражданском обороте. В международном частном праве под термином «смежные права» принято понимать права, относящиеся к исключительной деятельности артистов, звукозаписи, радио и телевизионным передачам. Основными многосторонними соглашениями в области смежных прав являются Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания от 26 октября 1961 года (Римская конвенция) и Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от 29 октября 1971 года. Непосредственное отношение к смежным правам имеет и Брюссельская конвенция об охране сигналов, несущих теле- и радиопрограммы, передаваемые через спутники от 21 мая 1974 года. Римская конвенция (как и другие конвенции по авторскому праву) основана на принципе национального режима, который означает

- режим охраны, предоставляемый  внутренним законодательством договаривающегося  государства:

- артистам-исполнителям, являющимися  его гражданами, в отношении осуществляемых  на его территории исполнений, их передачи в эфир либо  первой записи:

- производителям фонограмм,  являющимися его гражданами, в  отношении фонограмм, которые  впервые записаны или впервые  опубликованы на его территории;

- организациям вещания,  штаб-квартиры которых расположены  на его территории, в отношении  передач в эфир, осуществляемых  с помощью передатчиков, расположенных  на его территории.

Римская конвенция устанавливает условия, при наличии которых артистам-исполнителям, производителям фонограмм и организациям вещания предоставляется национальный режим охраны.

Согласно ст. 1 Римской  конвенции, предоставляемая охрана «не затрагивает и не наносит  никакого ущерба охране авторских прав на литературные и художественные произведения».

Участником Римской конвенции  может быть только государство, которое  является членом Всемирной конвенции  об авторском праве или членом Бернского союза. Под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. Артисты-исполнители имеют право предотвращать:

- осуществление без их  согласия передач в эфир или  для всеобщего сведения их  исполнения за исключением случаев,  когда используемое для передачи  в эфир или для всеобщего  сведения исполнение уже было  передано в эфир или осуществляется  с использованием записи;

- осуществление без их  согласия записи исполнения;

- воспроизведение без  их согласия записи исполнения, если:

а) первоначальная звуковая запись была осуществлена без их согласия;

б) воспроизведение осуществляется в иных целях, чем те, на которые  артисты-исполнители дали свое согласие;

в) первоначальная запись осуществлена в соответствии с положениями  ст. 15 Римской конвенции, а воспроизведение  осуществляется в иных целях.

В соответствии с Римской  конвенцией все выпущенные или предназначенные  для продажи экземпляры фонограмм  либо их упаковка должна иметь символ ® с указанием даты первой публикации. Римская конвенция устанавливает обязанность выплаты пользователем артистам-исполнителям и производителям фонограмм разового справедливого вознаграждения в случае, если фонограмма, опубликованная в коммерческих целях, или воспроизведение такой фонограммы, используется непосредственным образом для передачи в эфир или для передачи иным способом для всеобщего сведения». Под «производителем фонограмм» в Римской конвенции понимается «физическое или юридическое лицо, которое первым осуществило звуковую запись исполнения или других звуков».

Производители фонограмм  пользуются правом разрешать или  запрещать прямое или косвенное  воспроизведение своих фонограмм. Организации вещания как правообладатели имеют право разрешать или запрещать ретрансляцию своих передач в эфир, запись своих передач и т.д.

Договаривающиеся государства  могут вступать между собой в  специальные соглашения, если эти  соглашения наделяют правообладателей по Римской конвенции более широкими правами либо содержат иные положения, не противоречащие Римской конвенции. Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет. В соответствии с Римской конвенцией учрежден Межправительственный комитет, основными задачами которого является изучение вопросов, относящихся к применению и действию данной Конвенции.

Вывод: в области смежных  прав существует множество международных  соглашений, охраняющих интересы артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания.

 

1.5. Территориальность интеллектуальной собственности

Действие авторского права (в отличие от вещных прав) ограничивается пределами той страны, на территории которой произведение получило правовую охрану. Поэтому при отсутствии межгосударственных соглашений об охране авторских прав произведение, опубликованное автором  в своей стране, может затем  использоваться в любой другой стране без согласия автора или его правопреемником  и без выплаты авторского вознаграждения.

Авторское право на произведение, впервые выпущенное в свет на территории Республики Беларусь либо не выпущенное в свет, и находящееся на территории Республики Беларусь в какой-либо o6ъективной  форме, признается за автором, его наследниками и правопреемниками независимо от их гражданства. Расширение территориальных  границ правовой охраны авторских прав достигается путем заключения соответствующих  соглашении о взаимном признании  авторских прав. Согласно ст. 11 Всемирной  конвенции, выпущенные в свет произведения граждан любого государства, участвующего в конвенции пользуются в каждом другом государстве (участнике конвенции) правовой охраной, которую государство предоставляет произведениям своих граждан, впервые выпущенное в свет на его территории. Отсюда следует, что в Республике Беларусь охраняются опубликованные произведения граждан Великобритании, Германии, США и других стран, участвующих в конвенции.

В Республике Беларусь иностранцы пользуются авторскими правами на одинаковых основаниях с белорусскими гражданами. По законодательству Республики Беларусь иностранному автору принадлежит право:

- на опубликование, воспроизведение  и распространение своего произведения  всеми дозволенными законом способами  под своим именем, под условным  именем (псевдонимом) или без обозначения  имени;

- на неприкосновенность  произведения;

- на получение вознаграждения  за использование произведения  другими лицами.

В Республике Беларусь не разрешается  без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и в обозначение имени автора. Не разрешается также без согласия автора снабжать произведение при ею издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и иными пояснениями. Использование произведения автора (в том числе перевод на другой язык) другими лицами допускается с согласия автора или его правопреемников. Из этого общего правила законом установлены некоторые исключения: в Республике Беларусь произведение может быть использовано без согласия автора и без выплаты ему авторского вознаграждения при репродуцировании печатных произведений в научных, учебных и просветительных целях; при воспроизведении в газетах, по радио и телевидению публично произнесенных речей,  докладов, а также выпушенных в свет произведений литературы, науки, искусства, и в некоторых других случаях.

Авторское право переходит  по наследству. Не переходит по наследству только право автора на имя и право  на неприкосновенность произведения. В случаях использования чужого произведения без договора с автором или его правопреемниками, а также в случае нарушения неприкосновенности произведения или других личных неимущественных прав автора, автор вправе в установленном законом порядке требовать восстановления нарушенного права. В частности, автор вправе требовать запрещения выпуска произведения в свет, внесения соответствующих исправлений в произведение и т.п. заинтересованного лица.

Т.е., можно сделать вывод, что произведения, опубликованные в государстве, участвующем во Всемирной конвенции, находятся под защитой  действующей правовой охраны в других государствах - участниках этой конвенции.

 

 

Глава 2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь

 

2.1. Проблема становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь

 

Становление и развитие правовой охраны интеллектуальной собственности  в Беларуси происходило в целом  таким же путем, какой был пройден  данной отраслью в европейских странах  и в США. Но при этом выделяют ряд  моментов, которые отражают белорусскую  специфику и во многом помогают лучше  понять современное состояние охраны интеллектуальной собственности. Прежде всего, правовая охрана авторских произведений, технических новшеств и других объектов интеллектуальной собственности появилась  в Беларуси значительно позже, чем  в странах Западной Европы и США. Советский период надолго отбросил белорусское законодательство об интеллектуальной собственности далеко назад, в силу чего к концу XX в., перед началом реформ, данная область законодательства значительно отстала в своем развитии от западноевропейского законодательства. Указанный разрыв был в основном ликвидирован только с принятием в начале 90-х годов действующих в настоящее время законов об охране отдельных объектов интеллектуальной собственности. 
Далее, характерной чертой белорусского законодательства об интеллектуальной собственности, которая постепенно преодолевается в последние годы, являлся традиционно низкий уровень охраны авторских и патентных прав. Белорусские законы в рассматриваемой области никогда «не дотягивали» по уровню охраны до европейских стандартов и не отвечали требованиям основных международных конвенций. По этой и ряду других причин Беларусь длительное время не участвовала ни в одном из важнейших международных соглашений по охране интеллектуальной собственности. Эта изолированность от внешнего мира, особенно углубившаяся в период проведения социалистического эксперимента, также не могла не сказаться на развитии белорусского законодательства об охране интеллектуальной собственности. 
Специфической чертой белорусского законодательства в рассматриваемой сфере являлось широкое вмешательство государства в отношения создателей творческих достижений и их пользователей. Так, авторское право Беларуси «родилось» и длительное время существовало в рамках цензурного законодательства, государство всегда оставляло за собой широкие возможности по вмешательству в сферу патентной монополии и т.д. Воздействие государства на эту область частных отношений было особенно мощным в советский период развития. Например, в советском авторском праве широко применялись так называемые типовые авторские договоры (издательские, постановочные, сценарные и др.), которые имели нормативное значение и подробно регламентировали отношения авторов и пользователей произведений; строго нормативно регламентировались ставки вознаграждения авторов произведений и изобретателей и т. п. 
Наконец, нельзя забывать и того, что в течение длительного времени белорусское законодательство об интеллектуальной собственности развивалось под влиянием социалистической идеологии. Наиболее ярко это проявлялось в широких возможностях использования творческих достижений в государственных и общественных интересах. Так, основной формой охраны изобретений и промышленных образцов на протяжении почти семи десятилетий был не патент, а авторское свидетельство, которое закрепляло исключительное право на использование технических и художественно-конструкторских решений не за их создателями, а за государством; авторское право разрешало свободно без согласия авторов и без выплаты им вознаграждения, использовать выпущенные в свет произведения в кино, на радио и телевидении, в газетах и т. п.

До недавнего времени  состояние национального рынка  интеллектуальной собственности Республики Беларусь определялось принятыми в  первой половине 90-х годов законами о правовой охране патентов, товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, топологий  интегральных микросхем, законом об авторском праве и смежных  правах и пр., а также законодательно-нормативными актами в области антимонопольной  и налоговой деятельности. 
Серьезной проблемой законодательства в области интеллектуальной собственности была его фрагментарность. На практике часто результаты интеллектуальной деятельности и вовсе не рассматривались в качестве субъектов гражданского законодательства, которому традиционно отводилась роль регулятора вопросов торговли товарами и услугами. Так, в годы приватизации не была осуществлена реальная оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности, в результате научные разработки государственных организаций перешли безвозмездно или за бесценок в руки частных лиц. В 90-е годы на предприятиях значительно сократились показатели изобретательской активности, на часть фирм закрыли подразделения, которые  обеспечивали патентно-лицензионную деятельность; в целом, снизилось качество этой деятельности, система управления изобретательской активностью пришла в упадок. По оценкам экспертов, с начала 90-х годов в Беларуси резко уменьшилось количество поданных заявок на результаты НИОКР. Утрачены кадры специалистов в области патентования, не проводилась надлежащая проверка создаваемой научно-технической продукции на патентную чистоту и наличие новых решений. Технологии практически не патентовались в странах экспорта, таким образом, терялись значительные конкурентные преимущества белорусских разработчиков. Только за первые шесть лет либеральных реформ эффективность затрат в сфере НИОКР, по отношению к объему выпуска инновационной продукции, уменьшилась в три раза. Крупные зарубежные производители вооружения, пользуясь правовыми недочетами в регулировании прав интеллектуальной собственности, вели активную работу по присвоению исключительных прав на изобретения белорусских разработчиков, созданных за счет государственных средств. Формула изобретения передавалась в патентные учреждения зарубежных стран практически во всех случаях минуя белорусское патентное ведомство, что было явным нарушением Патентного законодательства РБ. 
Существенные различия уровней финансирования науки и ученых в Беларуси и за рубежом, низкий уровень правовой защиты исследователей и изобретателей, отсутствие адекватной системы охраны интеллектуального права, технических и экономических условий для исследований и разработок, невысокой социальной престижности многих профессий способствовали активной утечке высококвалифицированных кадров из Беларуси. Только в 90-е годы страна потеряла около трети своего интеллектуального потенциала. Однако с возрастанием значения интеллектуальной собственности и осознанием ее ключевой роли в развитии страны, в Беларуси становится актуальной проблема принятия единого эффективного патентно-лицензионного законодательства.

Информация о работе Интеллектуальная собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры