Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:34, реферат
Целью данной курсовой работы является выявление объектов интеллектуальной собственности и анализ проблем ее охраны в сфере культуры и искусства.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
определить понятие "интеллектуальная собственность" и ее виды;
проследить исторический путь развития интеллектуальной собственности;
выявить объекты интеллектуальной собственности;
обозначить проблемы становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь;
Введение..........................................................................................3
Глава 1. Общие вопросы права интеллектуальной собственности
Исторический путь развития института интеллектуальной собственности………………………………………………………………5
Понятие интеллектуальной собственности………………………………7
Объекты интеллектуальной собственности………………………………9
Смежные права ……………………………………………………………11
Территориальность интеллектуальной собственности…………………15
Глава 2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.
2.1. Проблема становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры…………………………………………………………………………18
Заключение…………………………………………………………………..21
Библиографический список…………………………………………….23
Реферат
Интеллектуальная собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры
Содержание:
Введение......................
Глава 1. Общие вопросы права интеллектуальной собственности
Глава 2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.
2.1. Проблема становления права
интеллектуальной собственности в Республике
Беларусь…………………………………………………………
2.2. Основные проблемы охраны интеллектуальной
собственности в сфере культуры…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………….23
Институт охраны интеллектуальной
собственности сформировался в
цивилизованном мире в XVIII веке в связи
с необходимостью торговли нематериальными
результатами человеческого труда.
Найти такую сферу человеческой
деятельности, в которой не использовались
бы результаты творческого труда
невозможно. Термин "интеллектуальная
собственность" достаточно прочно вошел
в нашу правовую культуру, и является,
пожалуй, одним из самых неоднозначно
воспринимаемых и дискуссионных. Данный
термин, с юридической точки зрения,
обозначает совокупность прав, которыми
обладают лицо или лица (авторы или
иные правообладатели) на результаты интеллектуальной
деятельности и приравненные к ним
средства индивидуализации. Понятие
«интеллектуальная
Правовые исследования в области интеллектуальной собственности приобретают в настоящее время особую актуальность. Это связано как с появлением новых видов интеллектуальных продуктов, отношения по использованию которых нуждаются в правовой регламентации, так и с возрастающей тенденцией к расширению рынка результатов интеллектуальной деятельности. Также интерес исследования правовых вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности определяется их важным практическим значением в коммерческом обороте, необходимостью усиления защиты прав владельцев указанных обозначений, а также рядом других факторов.
Целью данной курсовой работы является выявление объектов интеллектуальной собственности и анализ проблем ее охраны в сфере культуры и искусства.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
Методы, используемые в исследовании:
Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как Козырев В.Е., Леонтьев К.Б., Кейзеров Н.М., Вессийе-Росси М., Сергеев А.П., Головизин А., Якимахо А.П., Братусь С.Н., Шамраев А.В., Батурин Ю.М., Лунц Л. А., а так же Гражданский кодекс Республики Беларусь.
Глава 1. Общие вопросы права интеллектуальной собственности
1.1. Исторический
путь развития института
Отдельные элементы права
интеллектуальной собственности появились
очень давно. Уже в Древней
Греции существовали правила, во многом
аналогичные современному закрепляемому
за автором праву на неприкосновенность
произведения: тексты трагедий подлежали
обязательному сохранению для осуществления
контроля за соответствием исполняемого
на сцене представления подлинному авторскому
замыслу. Гонорар как форма оплаты творческого
труда, особенности права собственности
на произведения искусства были известны
еще римскому праву. Однако в целом юридическому
оформлению экономической стороны творчества
долгое время не придавалось особого значения.
Результаты интеллектуальной деятельности
распространялись вне рынка, не являясь
объектами экономического оборота, рыночных
отношений. К числу важнейших причин этого
относится не только низкий культурный
уровень субъектов хозяйственной деятельности,
но и то обстоятельство, что реализация
результатов «духовного производства»,
при всей их значимости для развития человечества,
осуществлялась крайне медленно, на протяжении
жизни многих поколений. Создавалось впечатление,
что результаты духовной деятельности
вообще не имеют практического значения.
Исторические формы воспроизводства «интеллектуального
потенциала» общества базировались в
основном на системе меценатства.
С изобретением печатного
станка, появлением первых газет и журналов
появилась возможность пустить художественные
произведения в экономический оборот,
а также возможность торговать изобретениями.
Одновременно с этим возникла необходимость
закрепить «частную собственность» на
достижения искусства и технические новации.
До возникновения патентного права каждый
мог воспользоваться изобретением, сделанным
другим, а его создатель при этом часто
не получал никаких экономических выгод
от своей деятельности. Такое положение
было серьезным тормозом технического
прогресса, препятствовало распространению
культурных ценностей.
Первоначально охрана интересов
авторов и их правопреемников
обеспечивалась с помощью системы
привилегий, выдаваемых «милостью монарха».
Первый в мире патент на изобретение
был выдан в 1421 году.
Постепенно система привилегий сменяется
законами, признающими за авторами и их
правопреемниками право на монопольное
использование принадлежащих им произведений
и технических новинок в течение установленного
срока. «Право» изобретателей было впервые
упомянуто в Венеции в Хартии от 19 марта
1474 года, в которой уже признавались их
«моральное и исключительное право» на
использование своего изобретения в течение
ограниченного периода времени. Возможность
их защиты оговаривалась тремя условиями:
изобретение должно быть оригинальным,
новым на территории Венецианской республики
и иметь промышленный характер. Сходные
положения встречаются и в современных
определениях условий патентоспособности.
Реальное патентное право
было установлено лишь во времена
«Эпохи Просвещения». Родиной первых
авторского и патентного законов
в их современном смысле считается
Англия, где появился первый авторский
закон, известный под названием «Статут
королевы Анны». Вслед за Англией патентные
и авторские законы были приняты в США,
во Франции и других европейских странах.
Основной целью этих первых законов было
ограждение интересов издателей и промышленников,
так как именно они, а не авторы и изобретатели
поставляли на рынок результаты творческого
труда и потом нуждались в монополиях
на реализацию.
Подход к авторскому
и патентному праву как к собственности
получил наибольшее распространение в
XIX веке. Осознание важной роли авторов
и правообладателей в социальном прогрессе,
а также понимание того, что общество заинтересовано
в их всесторонней поддержке привело к
принятию в 1886 г. Бернской конвенции об
охране литературных и художественных
произведений. Позже были приняты другие
международные договоры (конвенции), регулирующие
сферу интеллектуальной собственности.
В 1967 г. в Стокгольме была подписана конвенция,
учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной
собственности (ВОИС), в соответствии с
которой объектами охраны являются права,
относящиеся к конкретным результатам
творческой деятельности в производственной,
научной и художественной областях.
В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей. Постепенно начали признаваться личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны. Таким образом, «изобретение» авторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижений человечества в области права. Оно доказало ценность результатов интеллектуальной и творческой деятельности и обеспечило гарантии для развития научного и культурного прогресса в развитии общества.
1.2.Понятие интеллектуальной собственности
В литературе долго отсутствовало развернутое определение интеллектуальной собственности. Вся проблема сводилась в основном к юридическим нормам ее защиты без достаточного социально-философского анализа самого объекта защиты, определения предмета исследования, его структуры, изменившихся функций. В обществе существуют материальная и духовная сферы и соответственно материальное и духовное производство. В сфере материального производства создаются преимущественно средства производства и предметы потребления. В отличие от этих объектов изобретения промышленные образцы, произведения науки, литературы, искусства и другие достижения интеллекта создаются в сфере духовного производства. В институте интеллектуальной собственности, где существует огромное разнообразие продуктов человеческого труда, есть общие начала, позволяющие их объединить. Из них можно выделить следующее:
1) все объекты интеллектуальной
собственности — результаты
2) результаты интеллектуальной деятельности имеют стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда. Они могут быть включены в товарооборот на коммерческих условиях, давать полезный эффект (экономический, социальный и т.п.), удовлетворять личные и общественные потребности. Субъект собственности осуществляет присвоение упомянутых нематериальных объектов своей властью и в своих интересах; содействие третьих лиц при этом не требуется. Соответственно определенным образом он осуществляет владение, пользование, распоряжение, поэтому для обозначения рассматриваемых объектов применим термин "собственность";
3) продукты интеллектуальной
деятельности выступают
4) большинство объектов
интеллектуальной
5) интеллектуальные продукты не относятся к "потребляемым вещам", которые с течением времени морально устаревают и изнашиваются. К произведениям науки, литературы и искусства, относимым по своим достоинствам к совершенным, даже понятие морального износа неприменимо — их рыночная стоимость со временем, как правило, растет;
6) результатами интеллектуальной
деятельности может
7) между объектами
8) по поводу объектов
интеллектуальной
Выделенные специфические черты и свойства интеллектуальной собственности позволяют сформулировать ее определение.
Интеллектуальная
Информация о работе Интеллектуальная собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры