Интеллектуальная собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:34, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление объектов интеллектуальной собственности и анализ проблем ее охраны в сфере культуры и искусства.
Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:
определить понятие "интеллектуальная собственность" и ее виды;
проследить исторический путь развития интеллектуальной собственности;
выявить объекты интеллектуальной собственности;
обозначить проблемы становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь;

Содержание

Введение..........................................................................................3

Глава 1. Общие вопросы права интеллектуальной собственности
Исторический путь развития института интеллектуальной собственности………………………………………………………………5
Понятие интеллектуальной собственности………………………………7
Объекты интеллектуальной собственности………………………………9
Смежные права ……………………………………………………………11
Территориальность интеллектуальной собственности…………………15

Глава 2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в Республике Беларусь.
2.1. Проблема становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь……………………………………………………………15
2.2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры…………………………………………………………………………18

Заключение…………………………………………………………………..21

Библиографический список…………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

Интеллектуальная собственность.docx

— 58.84 Кб (Скачать)

Реферат

Интеллектуальная  собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры

 

 

                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

 

Введение..........................................................................................3

 

Глава 1. Общие  вопросы права интеллектуальной собственности

    1. Исторический путь развития института интеллектуальной собственности………………………………………………………………5
    2. Понятие интеллектуальной собственности………………………………7
    3. Объекты интеллектуальной собственности………………………………9
    4. Смежные права ……………………………………………………………11
    5. Территориальность интеллектуальной собственности…………………15

 

Глава 2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности  в Республике Беларусь.

2.1. Проблема становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь……………………………………………………………15

2.2. Основные проблемы охраны интеллектуальной собственности в сфере культуры…………………………………………………………………………18

 

Заключение…………………………………………………………………..21

 

Библиографический список…………………………………………….23

 

 

                                                            Введение

Институт охраны интеллектуальной собственности сформировался в  цивилизованном мире в XVIII веке в связи  с необходимостью торговли нематериальными  результатами человеческого труда. Найти такую сферу человеческой деятельности, в которой не использовались бы результаты творческого труда  невозможно. Термин "интеллектуальная собственность" достаточно прочно вошел  в нашу правовую культуру, и является, пожалуй, одним из самых неоднозначно воспринимаемых и дискуссионных. Данный термин, с юридической точки зрения, обозначает совокупность прав, которыми обладают лицо или лица (авторы или  иные правообладатели) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним  средства индивидуализации. Понятие  «интеллектуальная собственность» является обобщающим по отношению к  целому ряду правовых институтов, из которых  наиболее значимыми являются институт коммерческой тайны, патентное право, авторские права и товарные знаки. В научной литературе можно найти несколько определений объектов интеллектуальной собственности, но наиболее распространенным является определение Парижской и Бернской конвенции. Объектами интеллектуальной собственности являются все права, включая исключительные имущественные и не имущественные. Такие права могут относиться к «литературным, художественным и научным произведениям; исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионным передачам; изобретениям во всех областях человеческой деятельности; научным открытиям; промышленным образцам; товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям; защите против недобросовестной конкуренции; а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях». Таким образом, в соответствии с этим международным договором интеллектуальная собственность есть совокупность прав на перечисленные объекты. Но вместе с тем, объект интеллектуальной собственности - это юридический термин, за которым скрывается уникальность, индивидуальность, неповторимость продукта. Сфера культуры и искусства объединяет как его создателей, так и его потребителей. Деятельность каждого из учреждений культуры напрямую или косвенно пересекается с вопросами авторского права, хотя бы уже потому, что одной из функций социально-культурной деятельности является создание, сохранение и трансляция культурных ценностей.

Правовые исследования в  области интеллектуальной собственности  приобретают в настоящее время  особую актуальность. Это связано  как с появлением новых видов  интеллектуальных продуктов, отношения по использованию которых нуждаются в правовой регламентации, так и с возрастающей тенденцией к расширению рынка результатов интеллектуальной деятельности. Также интерес исследования правовых вопросов охраны объектов интеллектуальной собственности определяется их важным практическим значением в коммерческом обороте, необходимостью усиления защиты прав владельцев указанных обозначений, а также рядом других факторов.

Целью данной курсовой работы является выявление объектов интеллектуальной собственности и анализ проблем ее охраны в сфере культуры и искусства.

Для достижения поставленной цели в процессе исследования решаются следующие задачи:

  • определить понятие "интеллектуальная собственность" и ее виды; 
  • проследить исторический путь развития интеллектуальной собственности;
  • выявить объекты интеллектуальной собственности;
  • обозначить проблемы становления права интеллектуальной собственности в Республике Беларусь;
  • выявить основные проблемы охраны интеллектуальной собственности.

 

 

Методы, используемые в исследовании:

  • анализ литературы; 
  • классификация;
  • абстрагирование;
  • теоретический анализ и синтез;
  • анализ нормативно-правовой документации. 

Теоретической основой работы послужили труды таких авторов, как Козырев В.Е., Леонтьев К.Б., Кейзеров Н.М., Вессийе-Росси М., Сергеев А.П.,  Головизин А., Якимахо А.П., Братусь С.Н., Шамраев А.В., Батурин Ю.М.,  Лунц Л. А., а так же Гражданский кодекс Республики Беларусь.           

 

Глава 1. Общие вопросы права интеллектуальной собственности

 

1.1. Исторический  путь развития института интеллектуальной  собственности

 

Отдельные элементы права  интеллектуальной собственности появились  очень давно. Уже в Древней  Греции существовали правила, во многом аналогичные современному закрепляемому  за автором праву на неприкосновенность произведения: тексты трагедий подлежали  обязательному сохранению для осуществления  контроля за соответствием исполняемого на сцене представления подлинному авторскому замыслу. Гонорар как форма оплаты творческого труда, особенности права собственности на произведения искусства были известны еще римскому праву. Однако в целом юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения. Результаты интеллектуальной деятельности распространялись вне рынка, не являясь объектами экономического оборота, рыночных отношений. К числу важнейших причин этого относится не только низкий культурный уровень субъектов хозяйственной деятельности, но и то обстоятельство, что реализация результатов «духовного производства», при всей их значимости для развития человечества, осуществлялась крайне медленно, на протяжении жизни многих поколений. Создавалось впечатление, что результаты духовной деятельности вообще не имеют практического значения. Исторические формы воспроизводства «интеллектуального потенциала» общества базировались в основном на системе меценатства. 
      С изобретением печатного станка, появлением первых газет и журналов появилась возможность пустить художественные произведения в экономический оборот, а также возможность торговать изобретениями. Одновременно с этим возникла необходимость закрепить «частную собственность» на достижения искусства и технические новации. До возникновения патентного права каждый мог воспользоваться изобретением, сделанным другим, а его создатель при этом часто не получал никаких экономических выгод от своей деятельности. Такое положение было серьезным тормозом технического прогресса, препятствовало распространению культурных ценностей.

Первоначально охрана интересов  авторов и их правопреемников  обеспечивалась с помощью системы  привилегий, выдаваемых «милостью монарха».  Первый в мире патент на изобретение  был выдан в 1421 году. 
Постепенно система привилегий сменяется законами, признающими за авторами и их правопреемниками право на монопольное использование принадлежащих им произведений и технических новинок в течение установленного срока. «Право» изобретателей было впервые упомянуто в Венеции в Хартии от 19 марта 1474 года, в которой уже признавались их «моральное и исключительное право» на использование своего изобретения в течение ограниченного периода времени. Возможность их защиты оговаривалась тремя условиями: изобретение должно быть оригинальным, новым на территории Венецианской республики и иметь промышленный характер. Сходные положения встречаются и в современных определениях условий патентоспособности.

Реальное патентное право  было установлено лишь во времена  «Эпохи Просвещения». Родиной первых авторского и патентного законов  в их современном смысле считается Англия, где появился первый авторский закон, известный под названием «Статут королевы Анны». Вслед за Англией патентные и авторские законы были приняты в США, во Франции и других европейских странах. Основной целью этих первых законов было ограждение интересов издателей и промышленников, так как именно они, а не авторы и изобретатели поставляли на рынок результаты творческого труда и потом нуждались в монополиях на реализацию. 
       Подход к авторскому и патентному праву как к собственности получил наибольшее распространение в XIX веке. Осознание важной роли авторов и правообладателей в социальном прогрессе, а также понимание того, что общество заинтересовано в их всесторонней поддержке привело к принятию в 1886 г. Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. Позже были приняты другие международные договоры (конвенции), регулирующие сферу интеллектуальной собственности. 
В 1967 г. в Стокгольме была подписана конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), в соответствии с которой объектами охраны являются права, относящиеся к конкретным результатам творческой деятельности в производственной, научной и художественной областях.

В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей. Постепенно начали признаваться личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны. Таким образом, «изобретение» авторского и патентного законодательства явилось одним из значительнейших достижений человечества в области права. Оно доказало ценность результатов интеллектуальной и творческой деятельности и обеспечило гарантии для развития научного и культурного прогресса в развитии общества.

 

1.2.Понятие интеллектуальной собственности

В литературе долго отсутствовало развернутое определение интеллектуальной собственности. Вся проблема сводилась в основном к юридическим нормам ее защиты без достаточного социально-философского анализа самого объекта защиты, определения предмета исследования, его структуры, изменившихся функций. В обществе существуют материальная и духовная сферы и соответственно материальное и духовное производство. В сфере материального производства создаются преимущественно средства производства и предметы потребления. В отличие от этих объектов изобретения промышленные образцы, произведения науки, литературы, искусства и другие достижения интеллекта создаются в сфере духовного производства. В институте интеллектуальной собственности, где существует огромное разнообразие продуктов человеческого труда, есть общие начала, позволяющие их объединить. Из них можно выделить следующее:

1) все объекты интеллектуальной  собственности — результаты или  проявления деятельности ума.  Ряд этих объектов — прямое  и непосредственное проявление  человеческого таланта в области  науки, техники, литературы, искусства.  Именно поэтому такого рода  собственность обозначается как  интеллектуальная;

2) результаты интеллектуальной  деятельности имеют стоимостные оценки, как и прочие продукты человеческого труда. Они могут быть включены в товарооборот на коммерческих условиях, давать полезный эффект (экономический, социальный и т.п.), удовлетворять личные и общественные потребности. Субъект собственности осуществляет присвоение упомянутых нематериальных объектов своей властью и в своих интересах; содействие третьих лиц при этом не требуется. Соответственно определенным образом он осуществляет владение, пользование, распоряжение, поэтому для обозначения рассматриваемых объектов применим термин "собственность";

3) продукты интеллектуальной  деятельности выступают носителями определенной информации. Это — новые решения технических задач (изобретения, промышленные образцы) или сведения (товарный знак, знак обслуживания) о месте производства товара и т.д. Сама информация имеет нематериальный характер и, лишь будучи воплощенной в объективированную форму (в техническую документацию, графический знак, символ и т.д.), может быть включена в научно-технический или коммерческий оборот в качестве интеллектуального продукта;

4) большинство объектов  интеллектуальной собственности  как результат творческого труда  имеет авторов. Товарные знаки  и иные обозначения индивидуализируют  субъекты и продукты обычного  труда (товары, услуги);

5) интеллектуальные продукты  не относятся к "потребляемым вещам", которые с течением времени морально устаревают и изнашиваются. К произведениям науки, литературы и искусства, относимым по своим достоинствам к совершенным, даже понятие морального износа неприменимо — их рыночная стоимость со временем, как правило, растет;

6) результатами интеллектуальной  деятельности может одновременно пользоваться неограниченный круг лиц — не только собственники данного интеллектуального продукта, но и не собственники после покупки ими соответствующей лицензии, а в случаях, предусмотренных законом, использование может осуществляться и помимо воли собственника интеллектуального продукта;

7) между объектами интеллектуальной  собственности существует системная связь. На каждом этапе научно-технического прогресса формируются и развиваются интеллектуальные продукты; последующие в известной мере зависят от предыдущих. На этапе научно-исследовательских разработок получают объективированное выражение результаты научной деятельности — теории, гипотезы, уравнения, открытия и т.д. Опубликованные статьи, монографии, научные отчеты, стенограммы публичных выступлений нередко служат основанием, отправной точкой перехода к следующему этапу — поисковым и опытно-конструкторским работам. Результаты этого этапа — научно-технические разработки, конструкторские решения прикладных задач зачастую обладают абсолютной новизной. Изобретения и промышленные образцы, математические расчеты — объекты интеллектуальной собственности объективируются в описаниях, чертежах, схемах, макетах, опытных образцах и в этом виде могут быть тиражированы и включены в промышленное производство. Этапы экспериментов и промышленно-коммерческого освоения предполагают использование таких объектов интеллектуальной собственности, как ноу-хау, товарные знаки, знаки обслуживания, указания места происхождения, пресечение недобросовестной конкуренции и др.;

8) по поводу объектов  интеллектуальной собственности  возникают такие общественные отношения, которые могут быть и являются предметом правового и социально-экономического регулирования.

Выделенные специфические  черты и свойства интеллектуальной собственности позволяют сформулировать ее определение.

Интеллектуальная собственность  — это отношение владения, пользования, распоряжения идеальными объектами, выраженными в каких-либо объективных формах, воплощающих научно-техническое, литературное и иное творчество индивидуальных или коллективных субъектов. Очень важно отметить специфическую и сущностную черту интеллектуальной собственности: она является результатом творения человеческого разума, человеческого интеллекта, границы которого безмерно велики, возможности практически неисчерпаемы, а изменения настолько динамичны, что на протяжении нескольких лет возникают новые виды интеллектуальной собственности, меняются ее структура и функции. В содержание понятия "интеллектуальная собственность" сегодня прочно вошли не только традиционные объекты литературы, искусства, информационного, развлекательного бизнеса, но и компьютерные программы, базы данных для них, продукты биоинженерии и т.п. Объекты, относящиеся к сфере высоких технологий, имеют много общего. Прежде всего их создание требует, как правило, гораздо больше времени, средств и творческих усилий по сравнению с затратами на их копирование и использование. Часто такие объекты представляют собой результаты совместной деятельности многих лиц, объединившихся с тем, чтобы добиться успеха в условиях конкуренции между различными отраслями промышленности. При этом надо отметить, что продукция отраслей, базирующихся на высоких технологиях, имеет относительно короткий жизненный цикл, постоянно обновляется, сменяется образцами следующих поколений; заказчики же, как правило, предпочитают иметь дело с теми компаниями, которые более перспективны с точки зрения выпуска улучшенной продукции новых поколений.

Информация о работе Интеллектуальная собственность и проблемы ее охраны в сфере культуры