Информационная культура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:17, реферат

Описание работы

В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 37.32 Кб (Скачать)

     Однако, понимая информационную культуру как  часть общей культуры, следует  иметь ввиду, что эта часть  весьма специфична. Под информационной культурой обычно понимают, прежде всего, область культуры, связанную  с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это, с одной  стороны, определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться  в информационном пространстве и  способствовать информационному взаимодействию. Это новый тип мышления, который  формируется в результате освобождения человека от рутинного информационно-интеллектуальной работы. Вместе с тем это - новый тип общения, дающий возможность свободного выбора личности в информационном пространстве. С другой стороны, информационная культура представляет собой информационную деятельность, качественную характеристику жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации. Это и дает право выделить два аспекта анализа информационной культуры.

     В социокультурном смысле информационная культура – это совокупность принципов  и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этических  и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. В этом аспекте информационная культура является элементом общей культуры человечества, важнейшим средством формирования мирового культурного сообщества, создания мирового информационного пространства. Она определяет уровень информационного  общения – принципиально новые  формы связей без личного присутствия  индивидов в режиме диалога. В  эпоху информатизации общества информационная культура представляет собой готовность к освоению нового образа жизни на базе использования информации, построение новой (информационной) картины мира и определение своего места в  этом быстро изменяющемся мире. Как  часть общей культуры личности информационная культура должна усвоить этику и  эстетику, эргономику и вопросы информационной безопасности (как в смысле защиты информации, так и в смысле защиты человеческой психики).

     В технико-технологическом смысле информационная культура – это оптимальные способы  обращения со знаками, данными, информацией  и представление их заинтересованному  потребителю для решения теоретических  и практических задач, механизмы  совершенствования технических  средств производства, хранения и  передачи информации. В таком понимании  она является показателем не общей, а скорее профессиональной культуры. Информационная культура в таком аспекте вбирает в себя знания наук, использование достижений которых необходимы для успешной информационной деятельности, и умение применять эти знания в своей практической деятельности. К ним, прежде всего, можно отнести кибернетику, информатику, математику, теорию проектирования баз данных и ряд других дисциплин. Неотъемлемой частью информационной культуры в этом аспекте являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих отступления от стандартов и нетрадиционного творческого мышления. В этом аспекте информационная культура – это знание о способах получения, обработки, хранения, выдачи и использования информации, а также умение целенаправленной работы с информацией для ее использования в практических целях.

     Признаком информационной культуры является не только получение самой разнообразной  и разнокачественной информации, но и умение выбрать из огромного  массива имеющейся информации наиболее важную и нужную. Если раньше мы были озадачены вопросом “Что почитать?”, то теперь все чаще возникает вопрос “Что не читать?”. Если стремиться читать все по той или иной проблеме, то не останется времени для того, чтобы в решение этой проблемы внести свой вклад. “На первый план сегодня выдвигается не сбор информации, - пишет Э. Тоффлер, - а умение отыскать во всей массе данных то, что необходимо, верно проанализировать отсеянные  сведения и своевременно доставить  их нужному заказчику”. Более того, нужно уметь обработать информацию нужным образом, что не менее важно, чем само содержание информации. “В информационном мире людям нужна не только сама информация, но и умение обрабатывать и интерпретировать ее, - пишет Э. Дайсон. – Сложности нашего общества – и возможности “цифрового века” - накладывают соответствующие требования на отдельных людей. Им нужно быть лучше образованными, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Им нужно также иметь подобающее нравственное воспитание, чтобы принимать сложные решения”.

     Следует отметить, что информационная культура на сегодня еще является в основном показателем не общей культуры в  ее социотехническом аспекте, а профессиональной культуры. Умение работать с информационной техникой часто сочетается, в лучшем случае, со знанием информатики, математики и английского языка – т.е. тех областей знания, которые обеспечивают практическое взаимодействие человека с техническими средствами получения  и выдачи информации. Однако, рассматривая информационную культуру более широко, следует сказать, что общие методы представления знаний и умений не следует искать лишь в около компьютерной ситуации. Реальная область применения информационной культуры гораздо шире, диапазон ее содержания гораздо богаче.

     Отметим, что современная информационная культура – продукт многовековой эволюции человечества, их знаний и  деятельности. Ее история начинается тогда, когда много тысячелетий  назад у людей формальное отношение  к сигналу ситуации, свойственное животному миру, сменилось на содержательное. Человек стал понимать содержание сигнала, что послужило основой для  развития специфического средства общения  – языка вначале в виде звука, слова, а затем в виде других средств  – письменности, документов и т.д. о чем у нас уже шла речь. Сейчас человек обладает многообразными средствами передачи информации. Однако они представляют собой органическое единство и вместе с тем продукт  исторического развития.

     Известно, что структура системы есть итог ее развития, т.е. то, что в развитой системе находится одно возле  другого, в процессе развития системы  одно возникло вслед за другим. Это  положение системного подхода применимо  к исследованию культуры. Вырывать произвольно один элемент из контекста  современной информационной культуры и современной культуры вообще –  значит обесценивать вырванный из своей  среды культурный артефакт, исказить его смысл. Когда у нас, на Западе люди занимаются системой физических упражнений по системе Йогов, они не понимают, что эти упражнения имеют свой культурный текст в системе Раджа –йога (“царственной Йоги”) как техники самообладания, технического аспекта изоляции чувств от внешних влияний, овладения дыханием, концентрации мысли и освобождения от телесной оболочки. Система Йоги может быть понята лишь в контексте древнеиндийской культуры. Это касается любого элемента любой культуры. В середине XX века в пустыне Австралии было обнаружено племя аборигенов, живущих еще в доисторическом времени. Когда их уговорили приехать в город, они с удивлением и испугом смотрели на высокие здания, автомобили, пароходы, радиоприемник и телевизор. Но по-настоящему они были потрясены спичкой, которую, закуривая, зажег один из ученых. Спичка, производящая огонь, для них имела большую культурную ценность, чем телевизор, который они не понимали. Телевизор, радио или пароход не вписывались в их культуру.

     Представляя по своему содержанию органическое целое, современная информационная культура предстает как степень совершенства человека, общества в целом или  определенной его части по использованию  информации во всех возможных формах жизнедеятельности.

     Информационная  культура, представляя собой систему, имеет системо-образующее ядро, которым  является информационная деятельность. Информационная культура связана с  социальной природой человека. Она  является продуктом разнообразных  творческих способностей человека и  проявляется в следующих аспектах:

     • в конкретных навыках по использованию  технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);

     • в способности использовать в  своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой  являются многочисленные программные  продукты;

     • в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической  печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и  уметь ее эффективно использовать;

     • во владении основами аналитической  переработки информации;

     • в умении работать с различной  информацией;

     • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

     Эта деятельность обеспечивает функционирование и дальнейшее развитие информационного  потенциала общества. Именно в процессе информационной деятельности люди совершенствуют культуру обращения с информацией, методы ее получения, обработки, хранения и своевременной выдачи. Последнее  обстоятельство, касающееся своевременной  выдачи информации, чрезвычайно важно. Информация в современном обществе быстро стареет, отражая ускоряющейся ход общественной жизни, развития науки  и промышленности, техники и способов общения людей друг с другом. Сегодняшняя  информация, имеющая большую ценность, может завтра быть обесцененной. Своевременная  выдача информации повышает ее актуальность и практическую значимость.

     С целью повышения своей практической значимости и в зависимости от способов жизнедеятельности людей  информационная культура выступает  в самых разнообразных формах – научной, промышленной, политической, художественной, образовательной и  т.д., которые, в свою очередь , имеют  дальнейшее членение. Так, сегодня в  компаниях можно встретить четыре разновидности информационной культуры. Каждая влияет на способ использования  информации, информационное поведение  и отражает приоритеты руководителей  компании в использовании информации для достижения успеха или предотвращения провалов.

     1. Функциональная культура. В таких  организациях информацию используют  прежде всего для влияния на  других. Менеджеры используют информацию, чтобы управлять подчиненными  и влиять на них. Эта культура  в наибольшей степени присуща жестко иерархизированным компаниям, где информация служит, прежде всего, для управления и контроля.

     2. Культура взаимодействия. В культуре  взаимодействия менеджеры и специалисты  в достаточной степени доверяют  друг другу и потому могут  обмениваться информацией, важной  для совершенствования процессов  и роста эффективности. Прямой  обмен информацией о возможных  срывах и провалах необходим  для устранения проблем и адаптации  к изменениям.

     3. Культура исследования. В культуре  исследования менеджеры и служащие  стремятся к пониманию будущих  тенденций_и нахождению лучшего  способа отразить возможную угрозу. Здесь господствующим информационным  поведением является предвидение.  Мёнеджеры и служащие ищут  информацию, чтобы лучше понимать  будущее и то, как изменить  собственную деятельность и приспособиться  к будущим тенденциям. Сегодня  во многих компаниях существуют "зоны" исследовательской культуры  в службах, связанных с обслуживанием  клиентов, с исследованиями рынка,  с технологическими исследованиями  и разработками и со сбором  информации.

     4. Наконец, есть культура открытости. Здесь менеджеры и служащие  открыты для нового понимания  природы кризисов и радикальных  перемен, ищут способы прорыва  к конкурентоспособности. Эти  компании сознательно отбрасывают  старые подходы к бизнесу, чтобы  освободиться для поиска новых  перспектив и идей, обещающих  создание новых продуктов и  услуг, которые могли бы изменить  условия конкуренции новых рынков  и отраслей. Подобной компанией  является корпорация Microsoft, которая  одновременно конкурирует на  рынках онлайновой информации, развлечений  и продажи видеопродукции, чем  радикально изменила традиционное  представление о производителе  программного обеспечения. Компания  не просто предвидит изменения  или адаптируется к ним, но  перекраивает саму базу конкуренции  в самых разных отраслях. Немало  компаний обладают "зонами" культуры  открытости, где собирают и обрабатывают  информацию, разрабатывают новые продукты и сценарии развития бизнеса, добиваются партнерских отношений с потребителями и поставщиками. Но пока что есть только считанное число таких компаний, как Microsoft, которые сделали культуру нововведений неотъемлемой частью своей стратегии.

     Информационная  культура представляет собой органический синтез информации и культуры. Информация и культура могут быть представлены как две взаимопересекающиеся сферы, в зоне которых образуется пространство, обозначаемое как информационная культура. Это культура взаимодействия человека с информацией на уровне общества и личности.

     Информация  и культура – два феномена, у  которых существуют много общих  черт. К этим чертам, прежде всего, следует  отнести их глобальность, универсальность, которые выражаются в наличии  у них связей с самыми различными формами человеческой жизнедеятельности. Информация и культура как бы пронизывает  разные способы человеческой деятельности, обеспечивая ей такие характерные  черты как творческий характер, целеполагание  и др. Далее следует иметь ввиду, что существование информации и  культуры взаимообуславливают друг друга: культурные процессы реализуются  через информационные, - и наоборот. Культура может эффективно воздействовать на человека и общество лишь через  механизм сбора и распространения  информации о наличной среде, в которых  она функционирует и о самой  культуре. Для информации, как и  для культуры характерны существование  в семиотических знаковых системах. Основным продуктом культуры являются артефакты, которые одновременно имеют  и информационную значимость. Наконец, информация и культура образуют органическое единство в процессе образования. Культура и информация представляют собой  единое многообразное целое.

Информация о работе Информационная культура