Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 14:17, реферат
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми.
Пермский
государственный
Введение
В
период перехода к информационному
обществу кроме решения описанных
выше проблем необходимо подготовить
человека к быстрому восприятию и
обработке больших объемов
Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Информационная культура в узком смысле — это уровень достигнутого в развитии информационного общения людей, а также характеристика информационной сферы жизнедеятельности людей, в которой мы можем отметить степень достигнутого, количество и качество созданного, тенденции развития, степень прогнозирования будущего".
Для
свободной ориентации в информационном
потоке человек должен обладать информационной
культурой как одной из составляющих
общей культуры. Информационная культура
связана с социальной природой человека.
Она является продуктом разнообразных
творческих способностей человека и
проявляется в следующих
• в конкретных навыках по использованию технических устройств (от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей);
• в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
• в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
• во владении основами аналитической переработки информации;
• в умении работать с различной информацией;
•
в знании особенностей информационных
потоков в своей области
Информационная культура вбирает в себя знания из тех наук, которые способствуют ее развитию и приспособлению к конкретному виду деятельности (кибернетика, информатика, теория информации, математика, теория проектирования баз данных и ряд других дисциплин). Неотъемлемой частью информационной культуры являются знание новой информационной технологии и умение ее применять как для автоматизации рутинных операций, так и в неординарных ситуациях, требующих нетрадиционного творческого подхода.
В
информационном обществе необходимо начать
овладевать информационной культурой
с детства, сначала с помощью
электронных игрушек, а затем
привлекая персональный компьютер.
Для высших учебных заведений
социальным заказом информационного
общества следует считать обеспечение
уровня информационной культуры студента,
необходимой для работы в конкретной
сфере деятельности. В процессе привития
информационной культуры студенту в
вузе наряду с изучением теоретических
дисциплин информационного
В
информационном обществе центр тяжести
приходится на общественное производство,
где существенно повышаются требования
к уровню подготовки всех его участников.
Поэтому в программе
Сегодня есть все основания говорить о формировании новой информационной культуры, которая может стать элементом общей культуры человечества. Ее основой могут стать знания об информационной среде, законах ее функционирования, умение ориентироваться в информационных потоках. По мнению российских ученых, информационная культура пока еще является показателем не общей, а, скорее, профессиональной культуры, но со временем станет важным фактором развития каждой личности.
Развитие
информационной культуры формирует
во всех странах группы людей, которые
духовно объединены общностью понимания
тех проблем, в решении которых
они включены. Информационная культура
органически входит в реальную ткань
общественной жизни, придавая ей новое
качество. Она приводит к изменению
многих сложившихся социально-
В настоящее время существует большое количество определений информационной культуры. В данном случае целесообразно рассмотреть определение, данное в двух аспектах.
Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества.
В узком смысле слова это: оптимальные способы обращения со знаками, данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.
Овладение
информационной культурой - это путь
универсализации качеств
История информационной культуры насчитывает тысячелетия. Точкой отсчета ее истории логично признать момент смены формального отношения к сигналу ситуации, которое было свойственно животному миру, на содержательное, свойственное исключительно человеку. Обмен содержательными единицами послужил основой развития языка. До появления письменности становление языка вызвало к жизни обширную гамму вербальных методик, породило культуру обращения со смыслом и текстом. Письменный этап концентрировался вокруг текста, вобравшего в себя все многообразие устной информационной культуры.
Информационную культуру человечества в разное время потрясали информационные кризисы. Один из наиболее значительных количественных информационных кризисов привел к появлению письменности. Устные методики сохранения знания не обеспечивали полной сохранности растущих объемов информации и фиксации информации на материальном носителе, что породило новый период информационной культуры - документный. В ее состав вошла культура общения с документами: извлечения фиксированного знания, кодирования и фиксации информации; документографического поиска. Оперирование информацией стало легче, претерпел изменения образ мышления, но устные формы информационной культуры не только не утратили своего значения, но и обогатились системой взаимосвязей с письменными.
Очередной информационный кризис вызвал к жизни компьютерный технологии, модифицировавшие носитель информации и автоматизировавшие некоторые информационные процессы.
Современная информационная культура вобрала в себя все свои предшествующие формы и соединила их в единое средство. Как особый аспект социальной жизни она выступает в качестве предмета, средства и результата социальной активности, отражает характер и уровень практической деятельности людей. Это результат деятельности субъекта и процесс сохранения созданного, распространения и потребления объектов культуры.
Как отмечается в работе, в настоящее время создается база для формирования противоречия между категорией индивидов, информационная культура которых формируется под влиянием информационных технологий и отражает новые связи и отношения информационного общества, и категорией индивидов, информационная культура которых определяется традиционными подходами. Это создает разные уровни ее качества при одинаковых затратах сил и времени, влечет объективную несправедливость, что связано со снижением возможностей творческого проявления одних субъектов по сравнению с другими.
Представляя
собой важнейший сегмент
Следует
отметить, что однозначного определения
информационной культуры еще не существует.
В одном случае она определяется
как информационные качества личности
(Вохрышев М.Г., Зубов Ю.С.), как “гармонизация
внутреннего мира личности в ходе
освоения всего объема социально
значимой информации” (Зиновьева Н.Б.).
В другом – как информационная
деятельность (Хангельдиева И.Г.), как
“информационная деятельность аксиологического
характера, т.е. обусловленная ценностями
культуры” ( Гречихин А.А.). Иногда информационную
культуру связывают с определенным
уровнем знаний, “позволяющих человеку
свободно ориентироваться в
Известно,
что при анализе сложных
Информационную
культуру следует понимать, прежде
всего, как часть общей культуры,
один из важнейших аспектов культурной
деятельности вообще. Она имеет черты,
общие для всей культуры: ее неразрывную
связь с социальной природой человека,
является продуктом человеческой деятельности,
результатом активного