Икона как сакральное искусство

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 12:28, доклад

Описание работы

Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона - переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона - живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания.

Работа содержит 1 файл

Икона как сакральное искусство.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

Воскрешение Лазаря - на иконах изображается Христос с группой апостолов сзади него, справа - темная высокая пещера. Иисус протягивает руки к уже вставшему спеленатому Лазарю. Здесь же прислужники, фарисеи, сестры Марфа и Мария, которые склоняются к ногам Христа.

Всемилостивая («Панахранта») - Божия Матерь изображена сидящей на престоле. На коленях она держит Младенца Христа. Престол символизирует царственную славу Богородицы.

Вход Господень в  Иерусалим - Ученики привели осла, покрыли его своими одеждами, Иисус  сел, и процессия тронулась. Множество  народа встречало известного Своими чудесами и исцелениями Учителя; люди устилали Его путь одеждами и пальмовыми ветвями, радостно крича: «Осанна (спасение)! Благословен грядущий во имя Господне Царь Израилев!» Иисус со славой входил в Иерусалим - город, где Он вскоре будет предан, подвергнут истязаниям и мучительной смерти -- распятию на кресте.

-Г-

Гликофилуса - см. Умиление

-З-

Заступница («Агиосоритисса») - на иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной вправо иногда со свитком в руке.

 

-И-

Иоанн Богослов -- изображается среди скалистого ландшафта, сидящим  на низком табурете и диктующим юноше  Прохору, который, записывая, сидит  перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние -- символ высшего благодатного озарения.

-К-

Кириотисса - один из иконографических типов изображения Богоматери, стоящей и держащей перед собой Младенца.

-О-

Одигитрия («Путеводительница») - на этой иконе мы видим Божию  Матерь, правая рука которой указывает  на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке. Младенец сидит на руках Богоматери, правой рукой Он благословляет, а левой держит свиток, реже -- книгу. Изображения строгие, прямоличные, головы Христа и Пречистой Девы не касаются друг друга.

Оранта («Молящаяся») -- один из типов  изображения Богоматери, восходящий к раннехристианским изображениям душ умерших, которые молятся за оставшихся на земле живых; представляет Богоматерь без Младенца, в рост, с воздетыми руками, разведенными в стороны и согнутыми в локтях, т. е. в традиционном жесте заступнической молитвы. На Ее лоне, на фоне круглой сферы -- Спас Эммануил.

-П-

Панахранта - см. Всемилостивая.

Покров Богоматери - Богоматерь Оранта изображена на облаке, по сторонам ее ангелы, внизу пророки, Иоанн Предтеча, апостолы Петр и Павел, справа Андрей Юродивый и Епифаний. Богоматерь представлена на фоне города, который защитила своим покровом. На престоле -- со свитком в руке Роман Сладкопевец. Покров красного цвета -- воплощение света, светящегося покрова.

Положение во гроб - в каменном гробу  представлен лежащий Спаситель, к его главе припадает Богоматерь, над телом склонились Иоанн Богослов и старец Иосиф, рядом стоят жены-мироносицы и Никодим. Иногда в центре на заднем плане изображен крест, на котором был распят Господь.

-Р-

Рождество Христово - изображение спеленатого Младенца в яслях в пещере, животных у яслей, возлежащей Богоматери и сидящего Иосифа, иногда дополняется изображением ангелов, славословящих Господа, сценой Благовещения пастухам, сценами путешествия и поклонения волхвов и Омовения Младенца.

-С-

Снятие с креста - в композиции представлены Иосиф Аримафейский, поддерживающий тело Иисуса, Никодим, вынимающий гвозди из ног. Иоанн Богослов, стоящий позади или склоняющийся к ногам Иисуса. Богоматерь слева принимает на руки тело Христа и целует его лицо, позади нее -- жены-мироносицы, Мария Магдалина целует руку Христа. Под Голгофой, как в Распятии, изображается череп Адама.

Собор Богоматери - центром композиции становится образ Богоматери на престоле с Младенцем на коленях, позади престола могут изображаться ясли Спасителя. Богоматери поклоняются волхвы и пастыри, в нижней части изображаются человеческий род и персонификации Земли и Пустыни в виде женщин, одна из которых, согласно тексту стихиры, приносит вертеп, пещеру, а другая - ясли. В людской толпе, восхваляющей Богоматерь, обычно выделялись гимнографы, авторы службы Рождеству - св. Иоанн Дамаскин и Косма Маюмский, а так же другие святые, цари и царицы.

Сошествие во ад - см. Воскресение Христово

Спас Благое Молчание -- редкая икона  Христа. «Спас Благое Молчание» изображает Христа до Своего прихода к людям. И это единственное изображение Христа, где в нимбе вместо креста пишется восьмиконечная звезда. Звезду образуют два квадрата, один из которых обозначает божественность Господа, другой знаменует собой мрак непостижимости Божества. Спаситель изображается в ангельском чине как юноша в белой далматике (мантии) с широкими рукавами. Руки Его сложены и прижаты к груди, за спиной -- опущенные крылья.

Спас Вседержитель («Пантократор») -- На иконе Христос предстает перед нами на троне, облаченным в гиматий и хитон. Лик Спасителя отражает возраст Христа периода проповедничества: у Него прямые гладкие волосы, спускающиеся на плечи, небольшие усы и короткая борода. Правая Его рука благословляет, левая поддерживает закрытое или раскрытое Евангелие.

Спас в силах -- центральное изображение  в иконостасе православного храма. Христос, в хитоне и гиматии сидящий  на престоле с книгой, изображен  на фоне красного квадрата с вытянутыми концами. Квадрат -- это символ земли. По четырем концам квадрата можно найти изображения ангела (человека), льва, тельца и орла. Это символы евангелистов (соответственно Матфея, Марка, Луки и Иоанна), разносящих спасительное учение во все концы света. Поверх красного квадрата написан синий овал -- мир духовный. В синем овале изображены ангелы -- силы небесные (отсюда название). Поверх синего овала -- красный ромб (символ мира невидимого). Образ показывает Христа таким, каким Он явится в конце времен.

Спас на престоле -- фигура Христа изображается восседающей на престоле в полный рост. Престол -- символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того -- знак царственной славы Спасителя.

Спас Нерукотворный - существует два  вида изображений Нерукотворного образа: Спас на убрусе и Спас на чрепии. На иконах типа Спас на убрусе лик Христа изображен на плате (полотенце), верхние концы которого завязаны узлами. По нижнему краю пущена кайма. Лик Иисуса Христа -- лик человека средних лет с тонкими и одухотворенными чертами, с бородой, разделенной надвое, с длинными, вьющимися на концах волосами и с прямым пробором. На иконах Спас на чрепии нет изображения плата, фон ровный, а в некоторых случаях имитирует фактуру черепицы или простой каменной кладки. Спас Нерукотворный изображен обычно спокойным, с открытыми глазами.

Спас Эммануил -- образ Христа в  возрасте двенадцати лет. Эммануил переводится  как «с нами Бог». Отрок-Христос изображается в хитоне и гиматии и со свитком  в руках.

-Т-

Троица - изображаются Отец, Сын и  Святой Дух, на фоне города, сидящие за столом, на котором стоит чаша.

-У-

Умиление («Елеуса») - изображается Младенец-Христос, припавший левой щекой к правой щеке Богоматери. Икона передает полное нежности общение Матери и Сына.

Успение Богоматери - оплакивающие Богоматерь апостолы изображаются с обеих сторон ее ложа. Иоанн и Павел склоняются к ней, Петр взмахивает кадильницей, среди апостолов стоят три святители. В центре композиции - Христос, принимающий Душу, в виде небольшой, запеленатой в белое фигурки. В так называемом облачном Успении над Христом парят архангелы, и воспроизведена сцена перенесения апостолов на облаках к ложу, в некоторых изводах композиция усложняется вознесением Богоматери.

-Ч-

Чудо Георгия о змие - всадник  в красном плаще на белом коне колет копьем змея. Композиция икон «Чудо Георгия о змие» бывает в сокращенном варианте и в расширенном. Сокращенный вариант изображает только Георгия на коне, поражающего змия. В правом углу обычно присутствует сегмент неба, в котором -- или Христос, благословляющий Победоносца, или Его рука. В расширенном варианте есть и царевна, ведущая усмиренное чудовище на своем пояске в город; и башня с царем, царицей и приближенными, наблюдающими с высоты за происходящими событиями, и народ, дивящийся чуду. Иногда у головы Георгия летит ангел, венчающий Победоносца короной.


Информация о работе Икона как сакральное искусство