Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 12:28, доклад
Особенности художественного языка и духовного содержания русской иконы
Икона - переделанное на русский лад греческое слово ”эйкон” :, что означает изображение, образ. Икона - живописное, реже рельефное изображение божества и святых, являющееся объектом религиозного почитания.
полёт фантазии иконописца.
Индивидуализировать это
но трудно, и тем не менее, как показало многовековое развитие древнерусской
живописи, истинному таланту, истинному художественному творчеству иконопи-
сный канон отнюдь не служил помехой в раскрытии личной творческой индиви-
дуальности: как метко подметил один из исследователей иконописи, П. Флоренс-
кий, «трудные канонические формы во всех областях искусства всегда были
оселком, на котором ломались
ничтожества и заострялись
Истинному художнику было достаточно сделать ряд сознательных, хотя и отно-
сительно небольших отступлений от традиционного образца, чтобы тот получил в
новом произведении - на ту же привычную тему - совершенно новое звучание, а
порой и значительно обогащённое внутреннее содержание, как бы повёрнутое к
зрителю неведомыми до того гранями. Живое человеческое чувство всегда проби-
вается в древнерусской иконе сквозь жёсткий иконописный канон; любой иконо-
писный сюжет неизбежно окрашен личным мироощущением художника, тем чут-
ким лиризмом души, что издревле был присущ русскому человеку. Недаром ещё
до всеобщего признания древней иконописи выдающимся достижением отечес-
твенной культуры Н. В. Гоголь в середине прошлого века писал о русских ико-
нах: « В них нет чрезмерной восторженности, экзальтации, но царит спокойная
сила… Необыкновенный лиризм, рождённый верховной трезвостью ума».
Хотя культовое назначение и накладывало на древнерусскую иконопись оп-
ределённую печать условности и метафизической отвлеченности, она никогда не
была простой иллюстрацией религиозного учения. В произведениях талантливых
мастеров прошлого века находили отражение и реальный исторический процесс
бытия, и все изменения, происходившие в самых недрах души русского народа,
весь рост его духовного потенциала. Благодаря именно такой активной жизненной
позиции древнерусским иконописцам удалось высказать и передать даже в кано-
нических сюжетах своё личное отношение к окружавшей их действительности,
свои национальные эстетические и нравственные идеалы.
Вместе с тем иконопись отнюдь
не становилась излишне
теряла присущей ей художественной возвышенности и своеобразной, почти кос-
мической надмирности. Если, по словам известного советского историка искусст-
ва М. В. Алпатова, христианский храм в целом мыслился как модель мира, космо-
са, а храмовый купол представлялся подобием небосвода, то точно так же и каж-
дая икона понималась в свою очередь как подобие храма и модель освящённого
космоса, и хотя «современный человек, как правило, не принимает средневековой
концепции духовного космоса», но «и его не могут не пленять порождённые этим
воззрением плоды поэтического творчества; светлый космический порядок, тор-
жествующий над силами мрачного хаоса».
Иконопись в Древней Руси являлась наиболее распространённым видом ис-
кусства. Но если в частном владении, в домах имелись, как правило, лишь икон-
ные изображения отдельных фигур Христа, Богоматери и различных святых, то в
церквах и соборах к ним прибавлялись и иконы с многофигурными сценами из
жизни Христа (так называемые праздничные иконы, или праздники); здесь же на-
ходилось и немало икон святых, чьи изображения сопровождались большим чис-
лом сцен их жития, содержащих
множество занимательных
дающих представление о той или иной исторической эпохе и обычаях людей того
времени.
ВЕКОВОЕ РАЗВИТИЕ ИКОНОПИСИ
Параллельно с развитием
и усложнением
позиционной основы икон в древнерусской живописи исподволь происходило и
постоянное изменение образной и стилистической систем в их непосредственном
художественном проявлении.
Так, иконы XII - XIII веков отличаются подчёркнуто репрезентативной мо-
нументальностью и внутренним спокойствием образов, порой напоминающих нам
о классических статуарных принципах античного искусства.
В свою очередь бурная эпоха XIV века, явившаяся периодом собирания на-
циональных сил для отпора монголо - татарским завоевателям, нашла своё отра-
жение в иконах необычайно динамичных, экспрессивных по форме, цвету и свету.
Важную роль в появлении подобного рода икон сыграли имевшие тогда место ре-
лигиозно - философские споры относительно природы и сущности божественных
«энергий» как формы проявления в мире самого Бога; связанное с этой проблема-
тикой мистическое учение о божественном сверхприродном свете провозглаша-
лось в восточно - христианском мире (в том числе и средствами искусства) предс-
тавителями группы аскетов - «исихастов» («молчальников»). Именно происихаст-
ские черты явственно
работавших в Древней Руси на рубеже XIV - XV веков, - прославленного Феофа-
на Грека.
Подобное экспрессивное
ярко проявившееся в новгородских и псковских стенных росписях последней чет-
верти XIV века, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»),
естественно, не могло не вызвать вскоре и своего рода реакции на него. Это проя-
вилось в стремлении к более спокойной и более уравновешенной системе образов.
И вот на смену удивительно напряжённой живописи исихазма приходит гармони-
чное искусство Андрея Рублёва, его учеников и последователей - вплоть до зна-
менитого иконописца рубежа XV - XVI столетий Дионисия, автора прославлен-
ных стенных росписей Ферапонтова монастыря.
Искусство Рублёва и его школы по праву считается наивысшим взлётом
древнерусской живописи. Вообще искусство XV века явилось самой блестящей и
одухотворённой страницей в истории древнерусской культуры; творческие дости-
жения этой эпохи служат в дальнейшем неизменным, хотя и более недосягаемым,
художественным эталоном для мастеров - иконописцев XVI столетия.
В XVI веке, насколько оскудевал духовно - нравственный смысл, духовная
глубина самой подосновы творчества и насколько средневековый символизм куль-
туры перерождался в более рационалистический «аллегоризм», настолько же бле-
днел и язык художественных средств средневекового искусства. На всём протяже-
нии XVI века параллельно со всё большим «огосударствливанием» и «обмирще-
нием» всех сфер жизни общества - в силу всё большего укрепления централизо-
ванной самодержавной власти - шаг за шагом складывается искусство совершен-
но иного типа, при внешнем сохранении всё той же средневековой эстетики, ис-
кусство, ассоциирующееся (хотя и с некоторой степенью условности) с понятием
«неоклассицизма» как чего - то достаточно тяжелого, достаточно холодного, дос-
таточно умелого, хотя и той умелостью, что порождается у силенным, но
весьма внешним подражанием классическим образцам искусства прошлого. Для
иконописи эпохи Ивана Грозного всё более характерным становятся строгие, тем-
ные лики и такие же строгие, тёмные, глуховатые краски - древнерусская икона
переживает в это время период определённого кризиса, из которого она вновь вы-
ходит лишь с начала следующего, семнадцатого столетия, крестьянской народно -
декоративной эстетике, с другой - к всё более проникающим с Запада началам ре-
алистического искусства.
Иконы XVII века поэтому отмечены как явно проступающим в них интере-
сом художников к реальным сторонам окружающей действительности, так и всё
более усиливающейся декоративностью, стремлением к особой тонкости и изощ-
рённости исполнительской манеры, присущей, например, мастерам царской Ору-
жейной палаты.
Эти же основные эстетические принципы оставались почти неизменными и
в позднейшей иконописи XVIII - XIX веков, разумеется в том её русле, которое
оставалось исконно традиционным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Духовная и художественная значимость русской иконописи общепризнанна,
и слава её давно перешагнула границы нашей страны.
Было бы неверно сводить значение иконы лишь к функции историко - напо-
минательной: ещё более ценилась средневековым человеком её способность ука-
зывать на высший духовный смысл бытия - иконные образы в своей космологиче-
ской устремлённости как бы вбирали в себя все иерархические уровни человечес-
кой истории и провозглашали при том непреложный во все времена закон любви
человека к человеку - как всеобщий закон человеческого существования.
Можно сказать, что активно провозглашаемое понятие о светлых духовных
началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской
иконы на всём протяжении её существования. Думается, что в первую очередь
именно поэтому столь, казалось бы, удалённое от нас по времени искусство ико-
нописи и ныне не оставляет равнодушным современного зрителя не только в Рос-
сии, но и далеко за её пределами.
3. Творчество великого
Высокого роста достигла живопись в Москве в конце XIV - начале XVв. Успешно развивается монументальная новгородская живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек, работавший в Новгороде, а потом в Москве. Он приехал из Византии на Русь в 70-х годах XIV в., уже зрелым живописцем и отдал мастерство новой родине. Лучшей работой Феофана, наиболее полно раскрывающей самобытность и мощь его творчества, является фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице.
К фрескам Феофана Грека в церкви Спаса на Ильине близки по манере исполнения фрески церкви Федора Стратилата. Одни исследователи считают их произведением Феофана, другие - работой его учеников.
Замечательным памятником новгородской живописи был и комплекс фресок Волотовской церкви, в котором ярко проявились свобода художественного творчества, стремление преодолеть традиционные каноны церковной живописи. Эти фрески отличали предельная динамика в построении композиции, глубокая эмоциональная насыщенность.
По-иному выглядят фрески церкви спаса
на Ковалеве, которым свойственны
черты аскетизма. Исследователи
видят в них влияние
В XV в., монументальная живопись все более усваивала догматические черты официально-церковной идеологии. Но в Новгороде иконописание еще оставалась связанным с демократическими кругами, о чем свидетельствовали простота трактовки сюжетов, широкое распространение икон популярных в народе святых, воспринявших на себя функции языческих божеств - покровителей хозяйственных различных занятий. Расширялись узкие рамки религиозной тематики.
На рубеже XIV-XV вв. Феофан Грек стал
главной фигурой в
4. Андрей Рублев
Первые семь икон праздничного ряда Благовещенского иконостаса связывают с именем величайшего художника Руси - Андрея Рублева.
Андрей Рублев родился около 1360 года. Он был монахом Троице - Сергиева монастыря, а затем - Спасо - Андроникова.
Сообщение о его участии совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца в росписи Благовещенского собора содержатся в летописях под 1405 г. Вторично его имя упомянуто под 1408 г., когда Андрей Рублев расписывал Успенский собор во Владимире вместе с Даниилом Черным, из стенописи которого лучше всего сохранились сцены страшного суда, а затем они украсили фресками и иконами Троицкий собор Троице - Сергиева монастыря.
Наиболее ранними из известных в настоящее время работ Рублева считаются фрески Успенского собора в Звенигороде. В этих работах проявились характерные черты рублевского стиля, которому свойственна лирическая умиротворенность. Персонажи Рублева мягче, человечнее, чем в живописи Феофана. Иконы Звенигородского чина «Архангел Михаил», «Апостол Павел», «Спас»- воплощение идеалов художника и прекрасная характеристика его живописной манеры. Самое совершенное произведение Рублева - икона «Троица». В Святой Троице как нераздельной осуждалась раздробленность и проповедовалась соборность, а в Троице как неслиянной осуждалось иноземное иго и содержался призыв к освобождению. В ней с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты.