Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:10, шпаргалка
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.
Президент занимает особое место в государственном механизме и в системе разделения властей: в организационном отношении он самостоятелен (избирается народом), не включен ни в одну из ветвей власти и не несет перед ними политической ответственности. Президент выступает арбитром между различными политическими силами (президент – беспартийный), что способствует разрешению споров между ними.
Вместе с тем он оказывает существенное влияние на формирование и деятельность всех государственных структур. При рассмотрении наиболее важных вопросов государственной жизни президент председательствует на заседаниях правительства и вправе отменить постановления и распоряжения правительства, противоречащие Конституции, закону или указу президента.
Глава государства не только определяет структуру правительства, но и проводит преобразования всей системы исполнительной власти. Так, с целью повышения эффективности органов исполнительной власти Президентом Беларуси создана «исполнительная вертикаль». Глава государства определяет целесообразность принятия того или иного решения, а также устанавливает порядок взаимодействия правительства с республиканскими органами государственного управления.
Президент страны обладает широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти, в первую очередь, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. В настоящее время ряд министерств и ведомств (Совет безопасности, Министерство обороны) подведомственны как Премьер-министру, так и Президенту по вопросам, закрепленным за ним Конституцией. Практика показывает, что в указах Президента нередко встречаются положения, определяющие то или иное конкретное направление деятельности правительства, причем в ряде случаев на длительный срок[6].
Президент Беларуси издает декреты, имеющие силу закона. Целесообразность наделения Главы государства таким правом основывается на том, что принятие закона представляет собой процесс, достаточно растянутый во времени. А часто возникают ситуации, разрешение которых предполагает незамедлительное действие, в связи, с чем лицо, призванное управлять государством, должно иметь возможность принятия решений, обладающих силой закона. Такой подход характерен для правовой системы многих западных стран[7].
15)Роль парламента.
Представительный и законодательный орган Республики Беларусь называется Парламентом — Национальным собранием Республики Беларусь и состоит из двух палат. Каждая палата самостоятельно устанавливает свой порядок работы. Палаты Национального собрания заседают раздельно, за исключением установленных случаев проведения совместных заседаний. Общий орган палат отсутствует.
Палата представителей представляет интересы всех граждан Республики Беларусь, она состоит из 110 депутатов, избранных по мажоритарной системе на всеобщих выборах.
Совет Республики является палатой территориального представительства и осуществляет наряду с законодательной функцией ряд других полномочий, перечень которых содержится в статье 98 Конституции Республики Беларусь. Деятельность Совета Республики направлена на обеспечение принятия качественных, тщательно проработанных законов.
Основная функция парламента — законотворческая.
16)Основные приоритеты в работе Правительства Республики Беларусь
Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. (Конституция Республики Беларусь).
Важнейший аспект экономической стратегии Правительства — обеспечение безопасности страны, то есть состояния, в котором народ может суверенно, без вмешательства извне, определять пути и формы своего развития.
Национальная безопасность страны органично связана с международной системой коллективной безопасности, включающей политические, экономические, военные, экологические и гуманитарные аспекты. Прежде всего, указанные обстоятельства определили приоритеты в деятельности Правительства — продовольствие, жилье и экспорт.
Приоритетные белорусские национальные ценности.
Система ценностей белорусов формировалась под влиянием западно- и восточнославянской культур.
Сегодня приоритетными для белорусов становятся такие ценности, как белорусская государственность, культура, язык, ценности собственной истории, национальных традиций, обычаев, общечеловеческих идеалов добра, правды, справедливости, соблюдения прав человека.
Судебная власть является одной из трех ветвей власти. Основы ее конституционно-правового статуса закреплены в гл. 6 Конституции Республики Беларусь, а также в законах
“О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, “О Конституционном суде Республики Беларусь”, “О хозяйственных судах в Республике Беларусь”, в Хозяйственном процессуальном кодексе и в других нормативных актах.
Судебную власть осуществляют все судебные органы снизу доверху. Перед каждым из них стоит задача по охране и защите от имени Республики Беларусь прав и свобод граждан от нарушений со стороны государственных органов, должностных лиц, граждан.
Основой для деятельности судов является Конституция, принятые в соответствии с ней нормативные акты, а также судебные прецеденты.
В судебную систему Республики Беларусь входят:
Конституционный суд;
общие суды;
хозяйственные суды.
Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
Влияние Конституционного суда распространяется на всю территорию Республики Беларусь. Сфера действия общих и хозяйственных судов определяется их территориальным уровнем. Систему общих судов составляют: Верховный суд, областные, Минский городской, районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды. Систему хозяйственных судов образуют Высший хозяйственный суд, хозяйственные суды областей и хозяйственный суд Минска (хозяйственные суды городов и районов пока не созданы).
Конституционные принципы правосудия
Принципы организации и деятельности судебной власти – независимость при отправлении правосудия, несменяемость судей (назначение после первых пяти лет работы пожизненно, недопустимость уменьшения вознаграждения, независимое финансирование). Правосудие осуществляется только законно избранным судьей. Недопустимо создание чрезвычайных судов.
Важнейшим принципом организации и деятельности судебной власти является участие в отправлении правосудия представителей граждан (народа) в качестве народных заседателей, которые привлекаются к исполнению этих обязанностей по решению коллегиальных представительных органов (в отличие от общего порядка назначения судей Президентом).
В рамках судебной системы устанавливаются кассационная и надзорная инстанции, позволяющие свести к минимуму количество судебных ошибок.
Суды подчиняются только Конституции и закону. Они независимы от влияния иных властных структур, руководителей судов политических партий и других общественных объединений, своих личных пристрастий и симпатий.
Для отправления правосудия характерна гласность разбирательства. Лишь в исключительных случаях процесс может быть объявлен закрытым для всех, кроме участников процесса.
Конституция закрепляет коллегиальность рассмотрения дел в суде и только в предусмотренных законом случаях она осуществляться единолично судьями.
Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
18) Поэтому опорой белорусского общества должны стать сильные Советы депутатов, профсоюзы и молодежная организация (БРСМ), призванные обеспечить связь народа с властными структурами, вовлечь граждан в активное государственное строительство и осуществлять контроль за деятельностью органов государственной власти.
19) Проблема формирования идеологии национальной государственности возникла во второй половине ХІХ века. Ее формированию тогда препятствовали многие факторы, которые прежде всего проявились в замедленности процесса оформления национальной идентичности белорусов, в противоречивом осознании народом его исторического прошлого, его политических интересов. Это было обусловлено тем, что, находясь в составе Российской империи, Беларусь оказалась глубоко инкорпорирована в общероссийский государственно-политический организм, а это, естественно, сдерживало проявление белорусской самобытности и тормозило формирование национально-ориентированной интеллектуальной и политической элиты. Оказывало свое влияние на эти процессы и наступление на Беларусь более сильного соседа с Запада — Польши. Польское влияние особенно сильно ощущалось в сфере культуры. Фактически все слои польского общества (идейные вдохновители Людвиг Гурский и Генрих Сенкевич) активно проповедовали идею об "историческом праве Польши на Белоруссию", о "великой культурной миссии поляков на Восток" и т.д.. Такой подход был характерен не только для лагеря правых, но и для польского социалистического движения, которое добивалось возрождения польского государства в исторических границах Речи Посполитой 1772 года (а это означало включение белорусских земель в состав польского государства).
Создание белорусской национальной государственности проходило в обстановке острейших социальных столкновений и потрясений, вызванных российской революцией. Поэтому события, связанные с рождением белорусской государственности, сегодня никак не вписываются в однобокие надуманные схемы. Они развивались так, а не иначе в силу многих объективных и субъективных обстоятельств, среди которых особую роль играли внутренние и внешние факторы, специфика национального движения в Беларуси, действия классовых и социальных сил, логика политической борьбы. Именно это и предопределило поражения тех политических сил, которые пытались реализовать идею Белорусской народной республики. В этом противостоянии и рождалась белорусская государственность на советской основе.
Белорусская государственность в ХХ веке прошла сложный путь своего развития, и его итоги поучительны в ХХІ веке. Как уже свидетельствует определенный опыт, во второй половине 90-х годов в качестве национальной модели развития в Республике Беларусь была определена социально ориентированная рыночная экономика, которая была призвана соединить социальные и экономические критерии развития, преимущества рыночной конкуренции и эффективной системы социальной защиты трудящихся, идеи рыночного саморегулирования и государственного управления. На первом этапе реализации этой модели преобладало государственное регулирование. Однако поиски путей перехода к рынку продолжаются и сегодня. Тем не менее с полным основанием можно сказать: в Республике Беларусь заложены основы социально ориентированного государства. Основной целью такого государства является создание условий для свободного развития личности и реализации ее интересов, которые соотносятся с интересами общества. Закрепление приоритета прав человека над правами общества, нации и государства — одна из самых отличительных черт Конституции Республики Беларусь.
22) Национальная идея – это интегрирующая идея, призванная объединить, а не раскалывать общество. Иными словами, это «идея нации-государства»[8].
Любая идеология базируется на национально-государственной идее, в которой народ выражает смысл своего исторического существования. «Данная идея не создается искусственно, а естественным образом вырастает из совокупности ментальных черт и ценностей народа, которые предполагают его целостность и «узнаваемость» другими»[9]. Она должна носить созидательный характер и способствовать раскрытию внутреннего потенциала народа.
Национально-государственной идеей белорусского народа выступает «построение сильной и процветающей Беларуси». Современный исторический процесс позволяет научно разработать и социально-экономически реализовать данную идею. Республика Беларусь – суверенное демократическое государство, население которого составляет коренная нация, развиваются язык и культура. Поэтому белорусский народ объективно имеет возможность самостоятельно строить свою счастливую судьбу.
Национально-государственная идея включает три основных компонента, имеющих фундаментальное значение для белорусского государства, и без которых нельзя осуществить практическую деятельность белорусского народа: независимость, стабильность и благосостояние.
Независимость
Основным условием успешного развития белорусов является независимое белорусское государство. Как показал многовековой исторический опыт, отсутствие национального государства не способствовало становлению и развитию белорусского народа.
Только с приобретением независимости начался этап истинного национального возрождения и государственного строительства. Это позволило создать эффективные органы государственной власти, проводящие независимую внутреннюю и внешнюю политику в интересах народа; национальную систему культуры и образования, способствующую гармоничному развитию личности; крупный экономический потенциал для повышения благосостояния граждан и построения социально-ориентированной экономики.
Сегодня очевидно, что в эпоху глобализации именно независимость позволит белорусскому народу сохранить свою национальную идентичность и, тем самым, отстоять право на свой путь развития. Поэтому независимость имеет первостепенное значение для становления нашего молодого государства.
Защита независимости подразумевает не только сохранение суверенитета и территориальной целостности, повышение обороноспособности страны, но и проведение кредитно-финансовой политики, направленной на укрепление денежной единицы и увеличение золотовалютных резервов Республики Беларусь, создание благоприятного инвестиционного климата, а также разработку и внедрение инновационных технологий, которые позволили бы существенно сократить или полностью ликвидировать зависимость республики от импортных энергоносителей.