Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 17:10, шпаргалка
Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизированный способ социально-группового мышления.
Функция легитимации выражается в том, что идеология обосновывает право определенных социально-политических сил на власть.
Правовой основой идеологии белорусского государства является Конституция Республики Беларусь. Конституция является главным, основным законом государства. На ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция как документ политический может рассматриваться и в качестве программы, содержащей ориентиры развития государства и общества.
6). либерализм
После приобретения независимости Республика Беларусь провозгласила приверженность общечеловеческим демократическим ценностям, формированию которых во многом способствовал либерализм. Основанная на принципе свободы человека либеральная идеология сыграла огромную роль в разработке идей, идеалов и норм современной демократии, способствовала утверждению прав человека в качестве высшей ценности.
Исходным тезисом либерализма является положение о священности и неотчуждаемости естественных прав личности, среди которых важнейшими признаются право на жизнь, свободу и частную собственность. Либерализм провозглашает народ основным источником власти в государстве, равенство всех перед законом, наличие у каждого человека основных политических прав и свобод, в первую очередь, право гражданства, голоса, свободы передвижения, слова, собраний, объединений и т.д.
Условиями самореализации индивида выступают развитое гражданское общество, базирующееся на политическом плюрализме, и правовое государство, основанное на принципе верховенства закона, взаимной ответственности государства и личности, разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые должны сдерживать и уравновешивать друг друга.
В духовной сфере либерализм склоняется к терпимости и компромиссу. Идеал либерализма – общество равных возможностей, в котором каждый человек, обладающий достаточным трудолюбием и умением, может добиться жизненного успеха и благополучия.
7). Важнейшим принципом консерватизма является традиционализм. Традиции составляют фундамент любого общества, в них аккумулируется мудрость, унаследованная от предков, отражается коллективный разум, в том числе и политический.
Общественные реформы должны опираться не на голые теоретические схемы, а на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и ценности, быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей. При проведении реформ консерватизм выступает за сохранение положительных элементов прежней политической системы, т.е. за эволюционный путь развития, категорически отрицая революцию.
Консерватизму свойственно ориентироваться на местные, региональные и национальные ценности. Общество должно состоять не из отдельных индивидов, а представлять собой целое, «мы», которое сосредоточено прежде всего на локальном уровне: в семье, школе, трудовом коллективе, местных институтах власти. Социальное «мы» на местном уровне является естественным источником стабильности, сохранения традиций и формирования патриотизма. Неоконсерватизм способствовал значительному теоретическому обновлению традиционного консерватизма. Так из противника научно-технического прогресса неоконсерватизм превратился в убежденного его сторонника. В отличие от традиционного консерватизма, манкировавшего идеологией, неоконсерватизм жестко обозначил себя как идеологическое учение, потому что, по мнению неоконсерваторов, «неидеологическая политика – это безоружная политика». Еще отличие неокнсерватизма от традиционного консерватизма. Неоконсерватизм превратился в инициатора инноваций, но без «антиисторической спешки сверху» и не «методами толпы – снизу». Неоконсерватизм по-новому сформулировал модель отношений между личностью и обществом, гражданином и государством. По мнению неоконсерваторов, в современных условиях личность должна прежде всего рассчитывать на собственные силы и местную солидарность граждан, в то время как государство, основываясь на нравственных принципах сохранения целостности общества, должно обеспечить гражданину необходимые условия на основе правопорядка, сбалансированного взаимоотношения общества и природы.
Неоконсерватизм выступает защитником частной собственности, свободного рынка, личной свободы индивида в обществе, но всегда подчиняет их требованиям политической и социальной стабильности и исторической преемственности.
В этнокультурной сфере неоконсерватизм исходит из убеждения, что под любым глобализмом скрывается тот или иной этноцентризм, навязывающий другим народам свои ценности и миропонимание. Как считают неоконсерваторы, каждый народ имеет собственную историю, культуру, характер, психологию, традиции, и только все они в совокупности составляют человеческую цивилизацию.
Неоконсерватизм представляет собой сложное и противоречивое образование, порой конфликтующие между собой идеи, принципы и концепции. Как отмечал Л.Аллисон, консерваторы являются одновременно «индивидуалистами и коллективистами, приверженцами авторитаризма и свободы, мистиками и разумными практическими людьми»[5]. В этой связи выделяют неоконсерваторов, новых правых, традиционалистских или патерналистских консерваторов. Разнородность неоконсерватизма и разнобой в его оценках обусловлены объективным отсутствием действительного потенциала прогрессивного развития западной цивилизации.
9) Важнейшей задачей молодого белорусского государства является борьба с манипуляцией общественным мнением, навязыванием ему чуждой (западной) идеологии и морали. Ведущая роль в данном вопросе принадлежит государственным СМИ, которые должны эффективно противостоять информационному прессингу со стороны иностранных информационных ресурсов и формировать положительный имидж страны. Их функцией является не только отражение, но и формирование общественного мнения. Поэтому необходимо вывести белорусские СМИ (телевидение, радиовещание, печатные издания) на качественно новый уровень, более активно использовать Интернет для распространения объективной информации о Беларуси.
СМИ призваны способствовать приобщению каждого человека к духовным ценностям и национальным традициям, участию в общественных делах. Белорусские СМИ должны стать эффективным инструментом поддержания постоянной взаимосвязи между обществом и властью. Недопустимо использование телевидения, радио и печати для манипуляции общественным сознанием, насаждения реакционных взглядов, дискредитации белорусских властей.
Газетным материалам, передачам по телевидению и радио порой не хватает убедительности и серьезных обобщений, они бывают перегружены общими фразами. Много сложилось штампов, «обкатанных» выражений. Некоторые публикации и передачи поднимают важные вопросы, но так сухи и бесстрастны, что не привлекают внимания читателей и слушателей, а иной раз вызывают и прямо негативное отношение. Обзорность, яркость, выразительность языка против многословия и штампов – главное условие повышения действенности выступлений государственных СМИ.
Надлежит увеличить объем белорусского вещания, долю отечественных передач на национальных каналах, повысить их конкурентоспособность с российскими аналогами. В республике пока слабое влияние государства на формирование общественного мнения Интернет-пользователей. Выходом из сложившейся ситуации является создание пропрезидентских сетевых СМИ, которые смогут прекратить доминирование «оппозиции» в важном секторе национального информационного пространства.
Особое внимание следует обратить на улучшение деятельности районных газет. Многие районные газеты бывают перегружены официальными материалами, очень мало публикуют писем читателей. Актуальные проблемы порой освещаются поверхностно, по давно сложившемуся шаблону. На страницах ряда газет низким остается уровень критики деструктивных политических сил. Нередко газетные страницы содержат длиннющие статьи. Многие журналисты все еще забывают старую истину: писать надо так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно.
Наша пресса - важнейший участок идеологического фронта. Это та трибуна, с которой ведется повседневный разговор с широкими массами трудящихся. Идеологическая вертикаль обязана уделять средствам массовой информации и пропаганды повседневное внимание, оказывать им помощь и поддержку. Каждый номер газеты, каждая радио- и телепередача должны быть глубоко продуманными, нести заряд высокой идейности, формировать здоровое общественное настроение. Важная роль в формировании идеологического фундамента белорусского общества отводится средствам массовой информации. Информация – специфический и весьма влиятельный инструмент современной жизни. В эпоху глобализации она стала не только вездесущим и повсеместным явлением, но и одним из мощных средств формирования общественного сознания и управления социальными процессами.
Средства массовой информации обладают огромным потенциалом воздействия на политическую жизнь страны, особенно в условиях необходимости актуализации и систематизации идеологической работы.
Анализируя функции СМИ в информационной политике и политической жизни республики, следует выделить, прежде всего, учредительную функцию, связанную с тем, что СМИ не только отражают происходящие в стране политические процессы, но и воссоздают их, принимая на себя роль активных участников политических сценариев.
Регулятивная функция СМИ при этом связана с их возможностями воздействовать на принятые в обществе стандарты и нормы поведения, хотя сами СМИ и не имеют в политической иерархии юридически закрепленной позиции, в силу чего она постоянно колеблется, являясь производной от оценки, задаваемой общественным мнением и динамикой отношений между центрами политического влияния. СМИ, как показывает опыт, способны интегрироваться в экономические, политические, социальные структуры, выступая не автономным образованием, используемым различными силами в политической игре, а составной частью структуры власти, одним из ее компонентов.
Охранительная функция СМИ заключается в целенаправленном распространении господствующей идеологии, удержании социальных конфликтов в политически приемлемых рамках. Нормативно-ценностная функция СМИ связана с задачей не только распространения, но и создания соответствующих норм поведения, социальных ценностей и целей.
Основой демократизации общества, ядром демократии является участие общественности в принятии важнейших решений на основе полной и достоверной информации, к которой она имеет доступ, обеспечение доступа масс к выборам, их прозрачность и открытость, а также обеспечение права протестовать против власти, которая не удовлетворяет. СМИ как раз и реализуют необходимость обеспечения открытости и прозрачности политического процесса для включения в него общественности, политическое просвещение масс, создавая механизмы, позволяющие демократической власти поддерживать систематические отношения с избирателями на основе взаимопонимания и обмена информацией, что делает демократию реальной, технологически возможной.
При отсутствии активного и хорошо информированного общества избранные депутаты и назначенные чиновники могут утратить связь со своими избирателями и забыть об их интересах и потребностях, а общественность не сможет реализовать свое право на участие в принятии политических решений. СМИ, таким образом, создают возможности для обеспечения открытости власти для общественности и открытости общественности для власти. Деятельность СМИ создает механизмы взаимного обмена информацией, взаимной открытости субъектов политического процесса благодаря адекватному обмену информацией, что обеспечивает жизнеспособность демократии.
С другой стороны, только владея необходимой и достоверной информацией, общественность может давать объективную оценку деятельности власти и ее институтов, результативность идеологических процессов и программ. Таким образом, СМИ реализуют задачи по обеспечению общественности полной и достоверной информацией, политическому просвещению масс, по осуществлению контроля за действиями власти и объективностью освещения, ибо лишь одобрение деятельности власти и ее институтов, основанных на осведомленности граждан, является непременным условием демократического общества.
С точки зрения представления белорусского государства как субъекта международного глобального управления важным, прежде всего, является создание через средства массовой информации положительного имиджа страны; первых лиц государства, представляющих белорусское государство на международной арене и обычных граждан; формирование общественного мнения относительно белорусского государства, его внутренней и внешней политики.
С этой целью необходимо развертывание собственной сети внешнеполитических коммуникаций, обеспечивающей национальные интересы; предотвращение выхода противоречивой информации из внешнеэкономических ведомств, от должностных лиц и представителей СМИ, представляющих страну на международных уровнях; обеспечение международной общественности объективной информацией; формирование общественного мнения относительно деятельности государства, его приоритетов и стратегии; проведение эффективной информационной политики на международной арене; привлечение информационного и культурного потенциала белорусов, работающих за границей; использование методов межкультурной коммуникации.
Понимая важность информирования населения в непростой период формирования идеологической работы, особое внимание следует уделять организации взаимодействия с печатными органами, анализу качества подаваемой ими информации. Роль СМИ в формировании общественного мнения огромна. Спектр мнений, излагаемых в печати, позиций их редакций широк и порой противоположен. Именно поэтому главной целью местных властей является своевременное и полное информирование СМИ о событиях, происходящих в регионе, о работе исполнительного комитета и Совета депутатов. С этой целью в штате отдела идеологической работы имеется специалист, ответственный за работу со СМИ, за организацию взаимодействия с ними горисполкома и за анализ публикуемых материалов.
Стало практикой, что главный редактор районной газеты является членом исполкома, принимает участие в работе аппаратных совещаний работников горисполкома. На страницах районной газеты и в программах радио постоянно отражаются события общественно-политической, социально-экономической и культурной жизни страны, города и района, часто публикуются материалы, подготовленные заместителями руководителей по идеологической работе предприятий и организаций города материалы аналитического характера. Ежемесячно на радио и телевидении проходят прямые эфиры с участием руководства города; материалы эфиров публикуются в газете.
В данном плане весьма позитивным является опыт работы газеты «Наш край» (г. Барановичи), в которой появились новые, пользующиеся спросом у читателей, рубрики: «Экстремальные ситуации», «Гримасы безработицы», «Время собирать камни» (духовность и религия), «Из зала суда», «Покупайте барановичское», «Агропром. Пути реформирования», «Была война. Война была. Освобождение...» (к 60-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков), «Конфликтные ситуации», «Росток» (для дачников), «Вера. Надежда. Любовь», «Родник» (полоса на экологическую тему), «Благоустройство», «Будем здоровы» (полоса о вопросах развития здравоохранения в городе и формирование здорового образа жизни), «Спорт». Высокий рейтинг среди публикаций на молодежную тематик) в городе имеют молодежные страницы «Наш край молодежный».