Характеристика молодёжных организаций и субкультур

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 09:08, реферат

Описание работы

Цель исследования: через знакомство с представителями некоторых неформальных объединений составить краткий справочник молодёжных субкультур города Краснокаменска для создания портрета моего современника.
Задачи:
Найти информацию о разнообразных молодёжных субкультурах и организациях в литературе, средствах массовой информации, Интернете.
Составить характеристику молодёжных и подростковых субкультур города Краснокаменска.
Провести анкетирование подростков для изучения их знаний и предпочтений в выборе молодёжных организаций и субкультур.

Содержание

Введение
Стр. 3

Глава I
Характеристика молодёжных организаций и субкультур
Особенности молодёжных субкультур России
Неформальные объединения
Влияние субкультур на подростков

Стр. 6

Стр. 6
Стр. 9
Стр. 19

Глава II
Принадлежность подростков Краснокаменска к субкультурам и объединениям

Стр. 23
2.1. Результаты анкетирования
Стр. 23
2.2. Молодёжные субкультуры Краснокаменска: рассказы представителей
Стр. 27

Заключение

Стр. 33

Список литературы

Стр. 36

Приложение 1: Анкета «Знание и выбор подростками молодёжных объединений»
Приложение 2: Вопросы для представителей субкультур
Приложение 3: Результаты анкетирования
Приложение 4: Справочник «Молодёжные субкультуры города Краснокаменск» - книжка

Работа содержит 1 файл

Молодежные субкультуры..doc

— 152.50 Кб (Скачать)

1) Вызов обществу, протест.

 2) Вызов семье, непонимание в семье.

3) Нежелание  быть как все.

4) Желание утвердиться  в новой среде.

5) Привлечение  внимания к себе.

6) Не развитая сфера  организации досуга для молодёжи в стране.

7) Копирование  западных структур, течений, культуры.

8) Религиозные  идейные убеждения.

9) Дань моде.

10) Отсутствие  цели в жизни.

11) Влияние криминальных  структур, хулиганство.

12) Возрастные  увлечения.

Объединения неформалов нигде не зарегистрированы. У них нет своего устава или положения. Условия членства в них не оговорены, численность группировок колеблется. Но неформалы существуют. «Они могут успешно вписываться в процесс демократизации общества, а могут стать дестабилизирующим фактором, выступая с позиций критиканства и открытого противостояния правоохранительным органам и органам власти».

Существуют  попытки классификации неформальных движений. Например, молодёжные объединения  можно разделить на такие группы:

  • Связанные с музыкой: рокеры, металлисты, панки, рэперы, готы.
  • Отличающиеся определённым мировоззрением и образом жизни: готы, хиппи, индианисты, растаманы, гламур, ЭМО, ТРЭШ.
  • Связанные со спортом: спортивные фанаты, роллеры, скейтеры, байкеры.
  • Связанные с играми, уходом в другую реальность: ролевики, толкиенисты, геймеры.
  • Связанные с компьютерными технологиями: хакеры, юзеры, геймеры.
  • Враждебно или асоциально настроенные группы: панки, скинхэды,  гопники, люберы, нацисты.
  • Религиозные объединения: сатанисты, секты, кришнаиты, индианисты.
  • Группы современного искусства: графиттеры, брейк-дансеры.
  • Элита: мажоры, рейверы.
  •   Социально-активные: общества защиты истории и окружающей среды, пацифисты.

В наши дни наиболее распространены следующие субкультуры.

Готы: «Молодёжное движение, характеризующееся мистически мрачным, депрессивным восприятием и выражением отношения к своей жизни. Для готов характерны депрессивное психологическое состояние или имитация такого состояния, как вариант – романтически-депрессивный взгляд на жизнь, меланхолия и равнодушие ко всему происходящему.

Внешний вид  готов – чёрные длинные волосы и длинные наряды, чёрные высокие  ботинки со шнуровкой, пирсинг на лице, украшения с символикой, отражающей смерть: крестами, скелетами, черепами, и др. Характерна театральность, излишняя забота о своём специфическом имидже, внимание ко всему сверхъестественному, замкнутый круг общения. Готы воспринимают своё движение как протест против массового сознания, безвкусицы и пестроты.         

ЭМО. В основе движения также находится музыка – эмоционально-выразителные стили «эмо» и «пост-хардкор», пронизанные тоской и нежностью, трогательной    лирикой.    Идея    движения   –   это    выражение чувствительности по отношению к себе и окружающим. Основные эмо-понятия: грусть, тоска и любовь. Быть ЭМО, означает находиться в печали и писать стихи. Стиль ЭМО – выкрашенные в чёрный цвет волосы, косые чёлки, прикрывающие пол-лба, одежда чёрного цвета в сочетании с розовым или другими яркими цветами, кофты и майки маленького размера, аксессуары: браслеты, заколки, ободки, бантики, игрушки (чаще мишки). Макияж распространён как у девушек, так и парней.

ТРЭШ. Это движение появилось недавно, поэтому определение ему найти сложно. В переводе означает «мусор», это то, что нарушает общепринятые представления о хорошем вкусе, нечто сделанное наспех, без уважения к материалу и теме. Идея движения состоит в противопоставлении стилю «гламур», протесте против шаблонов, рамок и правил. Главное правило – не иметь правил! Одевайся, как хочешь: можно сочетать разные стили. Это стиль, выделяющийся из толпы: яркость, оригинальность, отличие от других людей. ТРЭШ противопоставляют себя рекламе и, как правило, ценят интеллект.

Элементами  ТРЕШ-стиля являются цветные волосы или покрашенные под «енота», яркий макияж с акцентом на глаза, пирсинг и тату, многочисленные аксессуары, одежда и украшения с героями мультфильмов. Главное сочетание порой не сочетаемых вещей. Стиль предлагает альтернативу массовой моде. Его привлекательность объяснима яркостью, необычностью, непредсказуемостью.

Гламур. Одна из самых спорных субкультур, которая оформилась недавно. Хотя всегда существовала в клубной и светской жизни. Происхождение названия относят к английскому «очарование» или французскому «яркий, блестящий». Признаки этого движения – следование утончённой моде, стремление постоянно приукрашивать одежду, речь, образ жизни. Идеология направления проста: жизнь без высоких идей, вдали от житейских и общественных проблем.

 Гламурный  человек должен выглядеть красиво,  шикарно. Одежда, обувь, аксессуары должны быть фирменными, на гребне моды. Внешний вид представителя гламура предписывает девушкам высокие каблуки, вечерние платья и обязательно блестящий макияж. В гардеробе обязательны меха. Образ мужчины – узкие, женоподобные брюки, обтягивающие рубашки или майки.

Рэперы. Движение проникнуто музыкой в стиле «рэп» («хип-хоп»). Это манера исполнения, похожая на чтение под музыку. Рэперы – это те, кто слушает, пишет «рэп», живёт уличной жизнью. Ещё они увлечены брейк-дансом, граффити, экстремальными видами спорта. В одежде предпочитают спортивный стиль. Носят широкую одежду, на несколько размеров больше, бейсболки, из украшений – значки и серьги. Их обувь – кеды. Волосы коротко стрижены. Рэперы выступают против фашизма и расовой дискриминации. Хип-хоп культура пропагандирует свободу молодёжи и активный образ жизни. Многие рэперы не пьют спиртных напитков, но среди знаменитых рэперов есть наркоманы. Рэперы ведут активный образ жизни, проводят большую часть времени в кругу друзей и «тусуются» в клубах. Чаще рэперы не агрессивны, спокойно относятся к другим субкультурам.

Райдеры. Это увлечение экстремальными видами спорта: велосипед, скейтборд, роликовые коньки, сноуброд. Название произошло от английского ride – ехать, кататься. Чтобы быть райдером мало уметь кататься, надо уметь ощущать то, на чём едешь, надо жить с ним одной жизнью. Страсть к катанию во многом определяет стиль жизни, круг интересов, вкусов и общения. Катание становится главным времяпрепровождением райдеров.

Экстремальные виды спорта опасны травмами. Но, как спорт, они дают выплеск отрицательных эмоций, укрепляют мышцы и здоровье.

 Футбольные фанаты. Это движение относят к криминальной субкультуре. Специфика субкультуры в том, что она требует от участников минимума усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Внешнее отличие –

символика футбольной команды, фанатами которой являются подростки. Молодые болельщики получают возможность быть в группе своих  сверстников, объединённых определённым поведением и не испытывать давления со стороны родителей, школы. Сама игра на футбольном поле вдохновляет болельщиков, но более значима для них эмоциональная разрядка, возможность «оторваться», проявлять свои чувства (орать, буянить). Действия фанатов могут носить разрушительный характер, часто случаются драки между разными фан-клубами.

Скинхэды. Получили своё название по внешнему виду: бритым головам. В пределах субкультуры есть  много направлений, в России встречаются агрессивно-настроенные скинхеды, что может быть вызвано обилием приезжих людей национальных меньшинств. Идея движения – призыв бороться за чистоту нации, национальные свободы. У скинхедов существует программа по очищению нации, а также распределение общества на слои, где есть воины и рабочий класс. Главный внешний признак – причёска: головы обриты или очень коротко острижены, у девушек – выбритые участки, чаще на затылке. Одежда – кожаные куртки чёрного или зелёного цвета, V-образные свитера, футболки со слоганами или музыкальными группами, армейские ботинки на шнурках.

Панки. Основой движения является музыкальное пристрастие к панк-року. Культура панка отличается своим стилем музыки, идеологией и модой. Идеология панка – это реализации права каждого человека на свободу и жизненный уклад, на который нет давления. Панки признают личный выбор в развитии и поиск свободы, не признают общественную массовую культуру и противопоставляют себя ей. Негативные элементы панк-движения – это употребление алкоголя, наркотиков, насилие. Панки часто принимают участие

в политических протестах. Внешние признаки: разорванная  или обычная, чаще джинсовая или  кожаная, одежда, разрисованная маркерами  или красками, украшенная булавками, бритвенными лезвиями; нестандартная обувь; татуировки на теле; волосы обычно ярко окрашены, причёски в виде ирокеза или бритые головы.

Интернет-субкультуры. Это сетевые субкультуры, объединяющие подростков. Падонки (искажённое от подонки) – сетевая русскоязычная субкультура. В единственном числе употребляется форма-шаблон падонаг. Это вид творчества подростков: преднамеренное искажение слов, ошибки. Субкультура появилась как протест, сейчас стала языковой игрой. Пример:

«Рас, Дфа, Три, Читыри, Пяц.  
Вышил Зайчег пагуляц. 
Фтрук Ахотнег выбигаид- 
Пряма фзайчега стриляид…»

Идея субкультуры  – свобода личности в удовлетворении своих потребностей. Как сетевая  субкультура, падонки не имеют особых внешних отличий.

Другие интернет-субкультуры: гэймеры (от английского gamer – игрок)  отличаются пристрастием к компьютерным играм, блоггеры ведут свой блог – личную страницу, где делятся интересными ссылками, фотографиями, литературными произведениями и др.. Сетевые игры для подростков – это возможность общаться в действии: вместе с другими, часто иностранными, сверстниками проходить задания и побеждать врагов или просто развлекаться. Но есть подростки, которые буквально живут в этой «виртуальной реальности», что негативно действует на их психику.

 

Вывод:

Неформальные  объединения – это стихийно образующиеся компании (чаще подростков и молодёжи) на основе общественного интереса, увлечения, вида досуговой деятельности, подражания выбранному типу поведения (фанаты, скинхэды, панки, рокеры, ЭМО, готы, гламур и т.д.).

Со временем неформальные объединения изменились. Они стали разнообразнее, их количество увеличилось. Так, в конце ХХ века в России были известны неформалы: панки, металлисты, рокеры, хиппи. Сейчас появились новые неформалы: готы, ролевики, ЭМО, ТРЭШ, гламур, райдеры, скинхеды, падонки и другие.

 

 

    1. Влияние субкультур на подростков

 

Подростки, представляющиеся разные субкультуры, являются предметом  данного исследования. Именно подростки  и молодёжь, как наиболее чуткая и восприимчивая группа в обществе, первыми воспринимают новые формы в сфере досуга со всеми позитивными и негативными явлениями. Современных молодых людей не могут до конца удовлетворить существующие общепринятые развлечения и способы провождения времени. И они придумывают свои способы. Раньше в России (Советском Союзе) было больше контроля над подростками и молодёжью, существовали пионерская и комсомольская организации, которые были обязательны, но большинство их участников были пассивными и вступали в них потому, что так полагалось в стране. Стремление подростков к вступлению в субкультуры связано и с их психологическими возрастными особенностями.

Подростки – это дети от 10-11 до 14-16 лет, это учащиеся 5 – 10-х классов школы. Этот возраст называют «переходным», «переломным», «трудным». В этих словах отражается сложность и важность перехода от детства к взрослости. У подростков идёт перестройка организма, самосознания, отношений со взрослыми и ровесниками, интересов, видов деятельности, ценностей и поведения. Часто можно слышать такие разговоры: был послушным мальчиком, а теперь стал своенравным и дерзким, был спокойным – стал неуравновешенным, был робким и застенчивым – стал самостоятельным и решительным и т. д.

Часто возникает проблема непонимания взрослыми переживаний, потребностей, причин поступков подростков. Взрослые хотят сохранить контроль и общение, как с детьми. В результате подростки могут противопоставлять себя, своё Я взрослым. Возникают конфликты, которые отражаются на поведении подростков.

Для подростков важно общение со сверстниками, важно быть признанными сверстниками, занимать желаемое положение среди них.

Подросток открывает свой внутренний мир. Он стремится узнать себя, свои способности, возможности, сравнивает себя с другими. Могут возникать переживания из-за неудовлетворённости собой, отрицательных оценок себя окружающими.

Таким образом, проблемы подростков связаны с переходом от детства к взрослости. Собираться в группы и общаться, быть признанными сверстниками, познать себя – эти потребности психологи называют главными для подростков. Непонимание окружающих, потребность в поддержке и общении с ровесниками, в проявлении своей индивидуальности приводят подростков в молодёжные субкультуры. У подростков формируются ценности, мнения, манеры поведения, отличающие его группу (субкультуру) от большинства в обществе. Поэтому субкультура влияет на становление личности подростка.

Человеку вообще, а молодым в особенности свойственны  дух противоречия, стремление игнорировать многие запреты старших. Стремление перебороть традиционные формы поведения ведёт к созданию собственных норм, часто противоречащих общепринятым. Это ведёт к ослаблению влияния родителей, взрослых воспитателей, выливается в создание различных неформальных групп, специфической молодёжной субкультуры. Отсутствие запретов в таких группах создаёт ощущение свободы, раскованности. Но так как у каждого рамки дозволенного свои, понимание свободы приобретает различные формы, вплоть до отрицания всего, что было «до нас».

Принято считать, что главное для подростков в неформальных группировках – возможность отдохнуть, развлечься, провести свободное время. Социологические исследования показывают, что это неправильно: «балдёжь» стоит на одном из последних мест в перечне того, что привлекает подростков и молодёжь в неформальные объединения, — об этом говорит лишь чуть более 7 % опрошенных исследователями. Около 15 % находят в неформальной среде возможность общаться с близкими себе по духу людьми. Для 11 % самое главное – условия для развития своих способностей, возникающие в неформальных группировках.

Информация о работе Характеристика молодёжных организаций и субкультур